Проблема в развитии индивидуальности ребенка

Индивидуальность ребенка

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах “Я сам”. И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное “Я сам!” – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?

Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Поэтому говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.

Источник

Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.

Е.Ю. Сазонов

Мечтой большинства педагогических коллективов
и практически любого учителя является наиболее
полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой
индивидуальности. К сожалению, и эту следует
отнести к разряду еще не исполненных. Но,
очевидно, что путь к осуществлению данной мечты
– стратегическое направление развития
образовательного учреждения. С этой целью
усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39
г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана
Программа развития школы “Личностно
ориентированный подход в педагогической
деятельности как средство формирования
гармонично развитой личности младшего
школьника”. Комплексная Программа состоит из
трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010
учебного года).

Одной из главных составляющих личностного
похода в учебно-воспитательном процессе
являются следующие принципы: самоактуализации,
выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,
субъектности, индивидуальности. Кратко
остановлюсь на значимости двух последних.

С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание
условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога – это главная
задача образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести (постичь) свой образ [2].

В условиях переходного периода – от единой
унитарной общеобразовательной школы к
многообразию ее видов – очень важно
проанализировать опыт, накопленный нашим
образованием с учетом задач всеобуча. Следует
признать, что советская школа, формировавшая
носителей определенных общественных ценностей и
идеалов, все же обеспечивала предметную
дифференциацию, так как ориентировала своих
выпускников на поступление в ВУЗ.

В чем новизна (и практическая острота) этих
проблем в настоящее время? Для ответа необходимо
определиться в самом термине
“дифференцированное обучение”. Разделяю мнение
И.С. Якиманской о том, что это – “создание
наиболее благоприятных условий для развития
личности ученика как индивидуальности” [4].

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение не цель, а средство
    развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно
    без знания индивидуальности каждого ученика как
    данности, с присущими только ему личностными
    особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого
    обеспечивает построение личностно
    ориентированной системы обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации
такого обучения – раскрытие индивидуальных
особенностей (возможностей) каждого ученика в
развитии. Именно дифференцированные формы
обучения создают благоприятные условия для
этого.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ
на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов
есть серьезные разногласия. Первая точка зрения:
массовая школа не может и не должна учитывать
индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику; все дети должны получать
одинаковые “порции” учительской заботы.
Никаких различий не должно быть в воспитании
прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а
также старательных, любознательных и ничем на
свете не интересующихся.

Учителя, работающие творчески, систематически
изучают особенности учащихся и обеспечивают
индивидуальный подход в вопросах обучения:
дифференцируют объем и сложность заданий,
регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в
учебе, тщательно контролируют выполнение
домашних заданий, умеют держать одновременно в
поле зрения сильных, средних и слабых по уровню
учебной подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может
и не должно выглядеть только как процесс
поглощения, пережевывания знаний. Это еще и
проживание чувств, проживание действий,
проживание деятельности, спаянных в нечто
органически целое, неделимое. Учитель с этих
позиций не столько информатор, сколько
соучастник, вдохновитель, не только умеющий
вести за собой, но и обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.

Полагаю, что тогда образование приобретает
главный социальный смысл – формирование
социального образа человека, неповторимой
личности, т.е. индивидуальности. Без такого
подхода личностно ориентированное образование
невозможно.

Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н.
Степанов подчеркивает: “педагог стремится
строить учебное взаимодействие на основе
межсубъектных отношений с учащимися”. Он
помогает ученикам осваивать субъектную роль и
использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс обучения
таким образом, чтобы изучение учебного материала
происходило путем актуализации и обогащения
субъектного опыта учащихся.

В каком случае возможно достижение такого
результата? Где учащиеся должны взять
информацию? Такой источник – жизненный
(витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был.
Говоря языком науки – необходимо
актуализировать (востребовать) витагенный опыт
учащихся.

Речь идет не о простом соединении школьных
знаний с окружающей природой, не о простой
реализации принципа наглядности в обучении.
Важно не только актуализировать жизненный опыт
ребенка, но помогать его обогащению, своего рода
“капитализировать” нарастающую массу
информации подобно тому, как в банке к сумме
вклада приращиваются проценты. А новые проценты
исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую
роль в индивидуальной поддержке учителя придают
ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса
ученика, значимости его личных “вкладов” в
решение общих задач. Важно поддержать каждое
самостоятельное высказывание, творческую
инициативу, познавательный интерес. Не менее
важно поддержать ученика в его стремлении
преодолеть самого себя.

Индивидуальный подход как важный принцип
педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. С точки зрения И.П.
Подласого, “педагогика индивидуального подхода
имеет в виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности”
[3].

В то же время саморазвитие личности зависит от
степени творческой направленности процесса
обучения. Данная закономерность составляет
основу принципа индивидуально-творческого
подхода, который предполагает непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Это дает возможность учащемуся
испытать радость от осознания собственного
роста и развития, от достижения поставленных
целей. Основное назначение
индивидуально-творческого подхода состоит в
создании условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает и
личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.

Жизнь подсказывает: образование – прежде всего
процесс формирования собственного образа. Это
процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”,
“Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой
буквы. Образование – средство актуализации
собственного “Я”. Личность воспринимает охотно
и прочно запоминает то, что помогает
самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что
тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К.
Роджерсом, но актуальная и сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с.
2. Личностно ориентированный подход в работе
педагога: разработка и использование / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 1996.

Источник

ЭССЕ

«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»

Сергеева Людмила Павловна,

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»,

п. Некрасовское, Ярославская область.

2017 год

ЭССЕ

«Инициатива и индивидуальность ребёнка: поддержка, развитие и проблемы»

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы.» 

Ральф Эмерсон

     Как же вырастить поколение думающих, инициативных людей, готовых к новым великим открытиям?

     Трудно говорить о поддержке инициативы детей, если сам педагог пассивен; говорить о  развитии индивидуальности, если сам педагог не является индивидуальностью. Именно это, на мой взгляд, есть первоначальная проблема, над которой стоит задуматься.

     Для многих педагогов, родившихся в Советском Союзе, проблема индивидуальности  особенно актуальна. Вспомним своё пионерское детство: «не выскакивай», «не выделяйся», «будь, как все во всем – в поведении, в одежде». Напрашивается вопрос: «Просто ли стать и быть индивидуальностью, если эти слова на протяжении многих лет ты слышал практически каждый день?» Ответ: «Не просто!» А профессия уже выбрана: ты решил стать педагогом и других вариантов не рассматриваешь. Как быть? В твоих руках судьбы детей, и это не громкие слова. Ведь оттого, какие педагоги будут рядом с ребенком на его жизненном пути, во многом зависит, насколько интересным и инициативным  человеком  станет он сам. А мы знаем, что индивидуальность и инициативу надо поддерживать и развивать, только тогда это станет жизненной позицией человека. Вот и рождается решение – меняться самому. На это уходит немало времени. Но надо идти в ногу с этим временем, если хочешь сыграть значимую роль в жизни своих воспитанников.

   Ты учишься, в чем-то «ломаешь» себя ради поставленной цели, может быть, даже страдаешь, ведь все новое рождается в муках. Проходит время, и  начинаешь замечать, что уже можешь высказывать смело свое мнение, вносить свои предложения и не боишься ошибиться, не боишься осуждения, как это было раньше, там, в СССР. Уже можешь надеть то, что раньше – никогда! Постепенно происходит смена сознания. Меняются взгляды на жизнь и на все, что тебя окружает. Ты становишься для себя новым,  совсем другим человеком. Жизнь начинает играть яркими красками.  И первые, с кем ты делишься  этой разноцветной палитрой, – дети. Научившись без страха и оглядки выбирать сам, ты учишь этому детей: «Выбери, каким способом мы с тобой сегодня будем составлять сказку, – прошу я ребенка, – коллаж, трафареты или кляксы?» И ребенок выбирает то, что его наиболее заинтересовало, то, где, возможно, он может лучше себя реализовать и проявить.

    На занятии по развитию коммуникативных способностей и мелкой моторики в подготовительной к школе группе я предлагаю детям выбрать вид деятельности, который их больше заинтересовал. Дети выполняют  коллективную  работу «Подарок Деду Морозу», изготовление открытки, на бумажной основе которой изображено большое сердце, сделанное из пластилина: кто-то стал прикреплять пуговицы на пластилиновую основу, другие выбрали фигурные дыроколы, а третьи стали приклеивать разноцветные фигурки, украшая бумажную часть открытки.

    А вот  индивидуальное занятие по автоматизация звука. Подготовлен план проведения занятия, игры на закрепление данного звука. Но вот приходит  ребенок, и ты видишь, что настроение у него совсем не такое, как ты ожидал, и эмоционального отклика на предложенную ему игру нет. Что делать? Приходится перестраиваться на ходу. И ты говоришь ему: «Во что бы ты хотел поиграть сегодня?»

– А заниматься не будем? – спрашивает ребенок.

– Не будем, – отвечаю я, – будем играть. Ты согласен?

Восторгу ребенка нет предела. Но я-то знаю, что те игры, которые он сам сейчас выберет, позволят мне решить все поставленные задачи  по данной проблеме: произойдет и закрепление звука, и его дифференциация. Все это обязательно случится, так как все игры и пособия, которые есть в кабинете,  легко адаптируются на решение любой задачи. Но ребенку это неведомо, и он самозабвенно погружается в игру, веря в то, что он просто играет, а педагог играет вместе с ним.

    … Последняя песчинка в песочных часах, отсчитывающих время занятия, падает вниз.

– А можно я не пойду в группу и еще немного поиграю? – спрашивает ребенок…

Не это ли та лакмусовая бумажка, которая показывает, что здесь ребенку  комфортно, здесь считаются с его мнением, слышат его желание, позволяют  ему быть самим собой.

     Ситуация успеха – это один из стимулов поддержки у дошкольников интереса к деятельности. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Именно в такой ситуации  успеха оказывается ребенок, погружаясь в мир игры, где главным помощником педагога является среда. Поэтому нам, педагогам,   необходимо помнить о тех важных четырёх параметрах, которые выделяются как главные в статье  Т.Г.Шмиса «Среда как  третий учитель».

      А. Асмолов сказал: «Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают. ” Но ребенок-дошкольник ещё не умеет отстаивать свою индивидуальность. Поэтому родители, педагоги – все взрослые, которым не безразлична  его судьба, должны помогать ему в этом и поддерживать его.                                    

Когда ребёнок чувствует  себя свободным в своих высказываниях, имеет возможность выбора,  видит одобрительные жесты педагога, получает похвалу, не боится задавать вопросы, выходя за рамки заданной на занятии ситуации – при условии   такого взаимодействия педагога с детьми  мы можем верить в то, что будущее нашей страны –  в руках  небезразличных и инициативных людей.

Очень хочется, чтобы те взрослые, кто имеет хоть малейшее отношение к воспитанию и развитию детей,  помнили строки из стихотворения Лориса Малагуцци, психолога, педагога, основателя Реджио-педагогики, педагогики, которая позволяет детям не только развивать свою индивидуальность и инициативу, но и делает их счастливыми  открывателями мира:

«У ребенка 
сто языков, 
сто рук, 
сто мыслей, 
сто способов думать, 
играть и говорить. 
Сто способов слушать, 
восхищаться, 
любить. 
Сто радостных чувств, 
чтобы петь и понимать 
сто миров, 
чтобы совершать открытия. 

У ребенка 
сто языков, 
но у него крадут 
девяносто девять из них. 
Школа и культура 
отделяют голову от тела. 
Они учат: 
думать без рук, 
делать без головы, 
слушать молча, 
понимать без радости, 
а любить и восторгаться 
только на Пасху и Рождество. 
Они учат: 
открывать уже существующий мир, 
а девяносто девять из ста миров крадут. 
Они учат: 
игра и труд, 
реальность и фантазия, 
наука и воображение, 
небо и земля, 
разум и мечты — 
вещи, несовместимые друг с другом. 

В общем, учат, 
что нет никакой сотни. 
Ребенок говорит:

сотня есть».

Источник