Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка

Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему “Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка Подготовила Ильясова Рабият
2 слайд
Описание слайда:
1. Период новорожденности (неонатальный): – ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней); – поздний неонатальный период (от 8 до 28 дней). 2. Период грудного возраста (от 1 до 12 мес). 3. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). 4. Дошкольный период (от 3 до 6 – 7 лет). 5. Младший школьный период (от 6 – 7 до 10 лет). 6. Возраст подростковый (отрочество) (от 11 до 15 лет). 6. Возраст юношеский (от 16 до 20- 21 лет).
3 слайд
Описание слайда:
младенческий возраст (0 – 1 год) первая социальная потребность – потребность в общении. определение формы предметов реагирование на цвет реагирование на увиденное Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Эмоциональноеобщение ребенка со взрослым Элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. Освоение норм отношений между людьми
4 слайд
Описание слайда:
Кризис 1 года – переходный период “Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)” Внешние проявления кризиса: аффективные реакции Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Главное приобретение переходного периода: своеобразная детская речь
5 слайд
Описание слайда:
Ранний возраст (1-3 года) Усвоение Речи Элементарные формы воображения Внимание и память – непроизвольны Мышление – наглядно-действенное Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития Предметнаядеятельность «ВнешнееЯ сам” поВыготскому Усвоение способов деятельности с предметами
6 слайд
Описание слайда:
Проявление личности в раннем возрасте Этапы развития личности яркие эмоциональные реакции аффективные реакции на трудности Зарождающееся самосознание появление личных действий кризис 3 лет
7 слайд
Описание слайда:
Кризис 3-х лет – переходный период “Между ранним и дошкольным детством” 1) негативизм 2) упрямство 3) обесценивание 4) строптивость 5) своеволие 6) протест-бунт 7) деспотизм
8 слайд
Описание слайда:
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. роль (главная, второстепенная); игрушки, игровой материал; игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 6-7)
9 слайд
Описание слайда:
Роль игры в развитии психики ребенка 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – “хочу” начинает подчинятся “нельзя” или “надо”. 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
10 слайд
Описание слайда:
Развитие психических функций в дошкольном возрасте Восприятие-наблюдение, рассматривание, поиск Память – непроизвольная и произвольная память Мышление – наглядно-образное Речь- становится больше словарный запас
11 слайд
Описание слайда:
Особенности личности дошкольника Эмоциональная сфера Мотивационная сфера. Спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Соподчинение мотивов. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом “горькой конфеты” – ребенку плохо, но он старается этого не показать.
13 слайд
Описание слайда:
Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировка в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания; Мотивационная готовность к школе включает в себя: Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
14 слайд
Описание слайда:
Ведущая деятельность младшего школьного возраста – это учебная деятельность. Это сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени – 10 или 11 лет жизни ребенка. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (ОТ 6-7 ДО 10-11 ЛЕТ)
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСТВО) ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое “чувство взрослости” – особая форма отроческого самосознания. Заметим что этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания.
18 слайд
Описание слайда:
Возрастные изменения внимания, воображения и речи Внимание Речь Воображение Хорошо управляемое контролируемоепроцессом и увлекательной деятельностью.Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.
19 слайд
Описание слайда:
Пик интеллектуальных возможностей В возрасте 11-12 лет происходит переход на новый интеллектуальный уровень, который совершается не рывком, а проходит целый ряд промежуточных стадий. После 11-12 лет детям становится доступной следующая интеллектуальная инновация: отношение реального и возможного, отношение между “есть” и “может быть”.
20 слайд
Описание слайда:
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ Ранняя юность (от 15-18лет ) Поздняя юность (от 18-23 лет)
21 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности юношеского возраста Самосознание в юношеском возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода “самоопределение”, т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции.
22 слайд
Описание слайда:
Становление личности в ранней юности В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Психолог
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1106716
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1.Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2.Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3.Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4.Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека.
Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок. Исследований в этом направлении проводится крайне мало.
Сближение медицинских наук и психологии развития происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях более точной профилактики, лечения и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций.
Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проведение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.
Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.
Специфика возрастного фактора заключается не только в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла. Его изучение осложняется тем обстоятельством, что он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов.
Проблема возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в структуре психологии развития. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для изучения обучаемости, для определения генеза и степени зрелости психологических функций.
Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.
Для дальнейшего исследования одной из основных проблем психологии развития — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека.
На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.
В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а также биотические и абиотические факторы.
Таким образом, намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели — дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.
Источник
Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии:
1)Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2)Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3)Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4)Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Современный характер требований общественной практики, обусловливает сближение психологического развития с педагогикой, медициной и инженерной психологии с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологич функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проблема возрастного нормирования включает рассмотрение усредненных эталонов + вопрос об индивидуальной вариативности психологической характеристик. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социал-эконом, санитарно-гигиенич и биотич. факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В число основных проблем возрастной психологии входит исслед факторов развит, так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают соцал-эконом, политико-правовые, идеологические, педагогич + биотические и абиотич факторы. Т о, намечается опред иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели -дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики.
3.Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития (Сапогова, с. 6-7).
В достижении целей и задач психологии развития обнаруживается целый ряд проблемных вопросов, по поводу которых наука не имеет однозначного ответа и они продолжают оставаться дискуссионными.
Первая проблема является наиболее значимой и исторически самой «старой» в психологии развития. Это проблема детерминации психического развития человека, которая состоит в решении вопроса о том, какой фактор развития является главным: внутренний или внешний? К внутренним факторам психического развития традиционно относят всевозможные биологические факторы: наследственность, особенности биологического развития, характеризующие внутриутробное развитие ребёнка. К внешним факторам в психологии развития традиционно относят характеристики социальной среды, в которой проходит развитие ребёнка. Например, анализируя развитие такой важнейшей психической функции человека как речь, исследователей интересует, чем обусловлен этот процесс: либо он детерминирован наследственно и речевое развитие ребёнка происходит в соответствии с биологически заданными этапами этого процесса, либо же развитие речи связано с влиянием среды, которая определяет основные этапы и уровни рассматриваемого процесса. Кроме этого, существует устойчивое мнение, что обе группы факторов не стоит противопоставлять друг другу, а требуется изучение их взаимодействия в детерминации психического развития.
Следует отметить, что в современной психологии развития понятие внутренних и внешних факторов развития является более широким, чем в традиционных подходах, но об этом мы поговорим в другой теме.
Вторая проблема связана с решением вопроса о том, как организован процесс развития: дискретно, ступеньчато, прерывисто или развитие происходит поступательно путём постоянного накопления или совершения изменений. В соответствии с первой точкой зрения процесс психического развития может быть представлен как стадиальный, в котором можно достаточно ясно обозначить отдельные возрастные стадии, качественно отличающиеся друг от друга. В соответствии со второй точкой зрения в развитии отдельные возрастные стадии выделить практически невозможно, поэтому развитие следует рассматривать как непрерывный процесс изменений. Однако можно сказать, что в современной психологии развития преобладает первая из указанных позиций.
Третья проблема психологии развития направлена на решение вопроса о том, насколько устойчива личность в её основных проявлениях в процессе развития. Решение данной проблемы предполагает выделение таких личностных характеристик, которые можно было обозначить как главные образования личности. Это могут быть черты, или диспозиции, личности, черты характера, темперамент или характеристики направленности личности.
Четвёртая проблема, ориентирована на решение вопроса о том, какую роль в психическом развитии играют стихийное и организованное обучение и воспитание. Под организованным обучением и воспитанием понимают процесс, характеризующийся наличием целей, задач, использованием специальных методов и приёмов воздействия на личность. Организованное обучение и воспитание всегда предполагает ориентацию на определённый эталон. Как правило, организованное обучение и воспитание происходит в семье, в учреждениях системы образования, через СМИ. Идеология государства также выступает важнейшим институтом социализации, ориентированным на организованное воспитание и обучение личности. При стихийном обучении и воспитании личность не испытывает целенаправленного воздействия со стороны среды, однако сам факт жизни в обществе предполагает, что личность стихийно (спонтанно) усваивает определённые знания, нормы и ценности в процессе общения с окружающими людьми, под воздействием многочисленных институтов социализации (сверстники, члены семьи, СМИ и др.).
Основные понятия психологии развития.
Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая вопросы/проблемы психического развития в онтогенезе.
Одна из первых отраслей психологии – возрастная психология.
Появляется в середине 19 в.
Онтогенез – развитие от зачатия до смерти.
Филогенез – историческое развитие.
Возрастная психология – акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста.
Основная задача – составить психологические портреты людей определенного возраста и т.д.
Психология развития – это область знаний о закономерностях возрастных преобразований.
Существуют определенные законы, по которым мы развиваемся (пр: моторика à речь).
Психология развития изучает закономерности, но рассматривая отдельного человека (в реальной логике изучения), мы не можем выделить его по закономерности.
Предмет возрастной психологии и психологии развития.
Предмет = особенности психического развития и динамика возрастных изменений.
В зависимости от динамических характеристик, возрастные изменения бывают 3-х типов:
1. Эволюционные.
2. Революционные.
3. Ситуационные.
Эволюционные/литические изменения.
– сравнительно медленные, основательные, глубокие количественные и качественные изменения, охватывающие значительные периоды жизни (от нескольких месяцев у младенцев до нескольких лет у взрослых).
Завися от постоянно действующих факторов:
1. Биологическое созревание.
2. Психофизиологическое состояние системы органов.
3. Социальные отношения.
4. Достигнутый уровень развития.
(пр: развитие личности, изменение соц., становление характера, когнитивные изменения (пр: наглядно-действенное мышление à наглядно образное мышление) и т.д.).
Это изменение появляется, развивается и никуда не девается.
Революционные изменения.
– изменения приуроченные к кризисам возрастного развития, происходящие быстро, в короткое время, глубокие преобразования. В чистом виде существуют в данном кризисе, а потом входят в состав самосознания.
(пр: кризис первого года: освобождение рук, человек отстаивает свое «Я». Эти изменения входят в другие качества и меняют человека кардинально).
Ситуационные изменения.
– затрагивают поведенческую и психическую сферу под влиянием организмической и неорганизмической среды. Они неустойчивы, обратимы, предполагают их последующее закрепление. Затрагивают поверхностные сферы психики. + таблица..
Второй предмет возрастной психологии = возраст.
3 типа возраста:
1. Психологический – это уникальное сочетание личностных, когнитивных, поведенческих особенностей, которые за пределами возраста уже не повторяются.
Возрастная норма развития – это среднестатистические характеристики особенностей развития в данном возрасте. Возрастная норма имеет определенные границы, существуют пределы возрастных норм.
(2-4%) задержка (отклонения) ß норма à гениальные (опережение) (2-4%)
2. Биологический – это сочетание биологических, физиологических показателей, биологическое развитие.
3.Паспортный – количество лет (…указано в паспорте).
Основные понятия возрастной психологии и психологии развития.
Детерминанты психического развития – «Почему человек развивается?»
Идеалисты – человек развивается из-за того, что вне его: Бог, высший разум и т.п.
Материалисты – в основе развития борьба противоречий (зазор между «надо» и «хочу»).
Побудительные силы – это источник развития, определяющий основное направление нашего развития и его динамические характеристики (чем сильнее потребности, тем активнее).
Условия развития – это те факторы, которые обеспечивают полноценное психическое развитие.
– биологическая норма.
– социальная норма (социальное влияние).
Закономерности – это те механизмы, которые определяют общий ход развития (ход всего развития).
– это механизмы, которым подчиняется развитие, и зная которые можно управлять развитием.
с низу вверх – понятия идут по нарастающей: к более крупным.
Date: 2015-11-14; view: 5565; Нарушение авторских прав
Источник