Проблема соотношение обучения развития ребенка

Проблема соотношение обучения развития ребенка thumbnail

Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития.

Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы – проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках – от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще.

Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы.

В отечественной психологии эта проблема впервые была сформулирована Л.С. Выготским в начале 30-х гг. XX в. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

В основу активно разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и егозоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.

А.К. Маркова выделила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность,а в зоне ближайшего развития – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития.

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью.

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием,
и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект,
а объект обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Вопрос 17. Теория поэтапного формирования умственных действий.Гальперинвыделял шесть этапов формирования умственных действий:1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.

2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия. Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме.Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия). Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма). При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

4-й этап – формирование действия в громкой речи.Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

6-й этап – формирование действия во внутренней речи.

Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».

Вопрос 18. Принципы обучения в экспериментально-дидактической системе Л. В. Занкова. Основу системы обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения.
Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы

3. Принцип осознания школьниками процесса учения.
Это принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
4. Принцип работы над развитием всех учащихся.
Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Опыт Л.В. Занкова показал: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 9773; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Ïîðÿäîê âûäåëåíèÿ ïîäõîäîâ ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû ñîîòíîøåíèÿ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ, èõ õàðàêòåðèñòèêà. Äâà óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, èõ çàäà÷è. Ñóùíîñòü “çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ”, çíà÷åíèå äëÿ ïåäàãîãèêè. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîöåññîâ îáó÷åíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðîáëåìà ñîîòíîøåíèÿ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ – îäíà èç öåíòðàëüíûõ òåì ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ. Ðåøàÿ äàííóþ ïðîáëåìó, ìû ïîëó÷àåì îòâåòû íà âîïðîñû: â êàêîé ìåðå ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå ÷åëîâåêà îêàçûâàåò âëèÿíèå íà åãî ðàçâèòèå? Âñÿêîå ëè îáó÷åíèå ðàçâèâàåò ðåáåíêà? Çàòåì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì îðãàíèçóåòñÿ ïðàêòèêà ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà ïîäðàñòàþùåå ïîêîëåíèå, ïðàêòèêà ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè è êîððåêöèè.

Òðàäèöèîííî ïðèíÿòî âûäåëÿòü íåñêîëüêî ïîäõîäîâ ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû ñîîòíîøåíèÿ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ.

1. Îáó÷åíèå è ðàçâèòèå ÿâëÿþòñÿ íåçàâèñèìûìè ïðîöåññàìè. Îáó÷åíèå – ÷èñòî âíåøíèé ïðîöåññ, êîòîðûé íå ìîæåò àêòèâíî âëèÿòü íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ïðåæäå ÷åì ïîÿâèòñÿ âîçìîæíîñòü ÷åìó-òî íàó÷èòü ðåáåíêà, äîëæíû ñîçðåòü îïðåäåëåííûå ôóíêöèè. Ðàçâèòèå ïðåäøåñòâóåò îáó÷åíèþ, ñëåäîâàòåëüíî, îáó÷åíèå ïðîñòî íàäñòðàèâàåòñÿ íàä ðàçâèòèåì, è çäåñü ñíèìàåòñÿ âñÿêèé âîïðîñ î êîððåêöèè äåôåêòèâíîãî ðàçâèòèÿ, àêòèâíîñòè ðåáåíêà è ò.ï.

2. Îáó÷åíèå è ðàçâèòèå – ýòî îäíî è òî æå. Ðàçâèòèå ðàâíî îáó÷åíèþ. Ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò èíäèâèäóàëüíûé îïûò, íàó÷àåòñÿ ïî ìåðå ñîçðåâàíèÿ.  ýòîì ñëó÷àå îí ïîëíîñòüþ çàâèñèò îò òîé êóëüòóðíîé ñðåäû, â êîòîðîé ðàñòåò, è åãî ìîæíî íàó÷èòü âñåìó, ÷òî íåîáõîäèìî âçðîñëîìó. Ïî ìíåíèþ Ó. Äæåìñà è Ý. Òîðíäàéêà, ðàçâèòèå è îáó÷åíèå – ñîâïàäàþùèå ïî âðåìåíè ïðîöåññû. Ðåáåíîê ïðîâîçãëàøàåòñÿ ïàññèâíûì ñóùåñòâîì, ëè÷íîñòíî íå âêëþ÷åííûì â ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. Îí íå ñóáúåêò, à îáúåêò îáó÷åíèÿ.

3. Îáó÷åíèå èäåò âïåðåäè ðàçâèòèÿ è âåäåò åãî çà ñîáîé. Ðàçâèòèå è îáó÷åíèå – íå ñîâïàäàþùèå ïî âðåìåíè ïðîöåññû, ìåæäó íèìè ñóùåñòâóåò ñëîæíàÿ, ìåíÿþùàÿñÿ â òå÷åíèå æèçíè âçàèìîçàâèñèìîñòü. Ýòîò ïîäõîä õàðàêòåðåí äëÿ êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé òåîðèè ðàçâèòèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî. Çäåñü îáó÷åíèå ïîíèìàåòñÿ áîëåå øèðîêî: êàê îáùåíèå, êàê ñîòðóäíè÷åñòâî ðåáåíêà è âçðîñëîãî, â õîäå êîòîðîãî âçðîñëûé ïîìîãàåò îòêðûòü ðåáåíêó ïðåäìåòû è ñïîñîáû èõ óïîòðåáëåíèÿ. Îáó÷åíèå åñòü ïëàíîìåðíàÿ îðãàíèçàöèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îáó÷åíèå – äâèæóùàÿ ñèëà ðàçâèòèÿ, ïîáóæäàåò ê ðàçâèòèþ òå ïðîöåññû, êîòîðûå áåç íåãî íåâîçìîæíû. Îñíîâíàÿ ðîëü îáó÷åíèÿ – ñîçäàíèå âîçìîæíîñòè îâëàäåíèÿ ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì.

Ðåøàÿ ïðîáëåìó âçàèìîñâÿçè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ, Ë.Ñ. Âûãîòñêèé âûäåëÿåò äâà óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: îäèí ïðîÿâëÿåòñÿ â åãî ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè (àêòóàëüíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ), äðóãîé – â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè ëþäüìè (çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ). Äàííàÿ èäåÿ èìååò ïðèíöèïèàëüíîå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ ïðîöåññà îðãàíèçàöèè îáó÷åíèÿ, äèàãíîñòèêè èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ è óñïåøíîñòè îáó÷åíèÿ. Ïî ìíåíèþ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, â ñîòðóäíè÷åñòâå ðåáåíîê ñïîñîáåí ñäåëàòü íàìíîãî áîëüøå, ÷åì ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñîòðóäíè÷åñòâî – ýòî îäèí èç ïàðàìåòðîâ ñîöèàëüíîãî îêðóæåíèÿ, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ â îíòîãåíåçå. Ñîòðóäíè÷åñòâî ìîæåò ïðèîáðåòàòü è ôîðìó ïîäðàæàíèÿ, íî ïîäðàæàíèå âîçìîæíî òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ëåæèò â «çîíå áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» ðåáåíêà. Ïîäðàæàíèå äåëàåò âîçìîæíûì «êóëüòóðíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà», ôîðìèðîâàíèå ó íåãî âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ââåäåíèå ôåíîìåíà «çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» ïîçâîëèëî ïåäàãîãèêå âûðàáîòàòü ñòðàòåãè÷åñêîå íàïðàâëåíèå â ïðîöåññå îðãàíèçàöèè îáó÷åíèÿ: ðàçâèâàåò òîëüêî òî îáó÷åíèå, êîòîðîå îðèåíòèðîâàíî íà «çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» äàííîãî ðåáåíêà. Îáó÷àòü ðåáåíêà âîçìîæíî òîëüêî òîìó, ÷åìó îí óæå ñïîñîáåí îáó÷àòüñÿ, îïèðàÿñü ïðè ýòîì íà äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ.

Îäíàêî â ñàìîé êîíöåïöèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî ïîäõîä ê èçó÷åíèþ «çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ» (äàëåå ÇÁÐ) òîëüêî íàìå÷åí, à ñîâðåìåííûå èññëåäîâàòåëè òðàêòóþò ýòî ïîíÿòèå íåîäíîçíà÷íî (Êîðåïàíîâà, 2000). Àíàëèçèðóÿ ðàáîòû ïî äàííîé ïðîáëåìå, È.À. Êîðåïàíîâà âûäåëèëà íåñêîëüêî íàïðàâëåíèé èññëåäîâàíèé.

Îäíî èç íèõ ñâÿçàíî ñ âêëþ÷åíèåì ïîíÿòèÿ ÇÁÐ â äèàãíîñòèêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îñíîâíûì ìåòîäîëîãè÷åñêèì ïðèíöèïîì, íà êîòîðîì äîëæíà îñíîâûâàòüñÿ äèàãíîñòèêà, âêëþ÷àþùàÿ ÇÁÐ, ÿâëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûì îáðàçîì îðãàíèçîâàííîå ñîòðóäíè÷åñòâî ðåáåíêà ñî âçðîñëûì è ñâåðñòíèêîì. Òðàäèöèîííî ñïîñîáîì îïðåäåëåíèÿ ÇÁÐ ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå äîçèðîâàííîé ïîìîùè ïðè ðåøåíèè ðåáåíêîì òåñòîâîé çàäà÷è. Âçðîñëûé îêàçûâàåò ïîìîùü ðåáåíêó ïðè âîçíèêíîâåíèè ó íåãî òðóäíîñòåé. «Êîëè÷åñòâî» è êà÷åñòâî ïîìîùè – ïîêàçàòåëü ÇÁÐ. Òîò ðåáåíîê, êîòîðûé ñ ìèíèìàëüíîé ïîìîùüþ âçðîñëîãî ðåøàåò çàäà÷ó, èìååò íàèáîëüøóþ ÇÁÐ (Èâàíîâà, 1976). Ïî ìíåíèþ àâòîðà àíàëèçà, ìåòîä äîçèðîâàííîé ïîìîùè ñâÿçàí ñ áîëåå ãëóáîêîé äèàãíîñòèêîé àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, èçó÷åíèåì ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò ðåøåíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ çàäà÷. Ýòîò ìåòîä ïîêàçûâàåò, ÷òî àêòóàëüíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ òàêæå íå ãîìîãåíåí, îí èìååò îïðåäåëåííóþ âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó. Ïîìîùü âçðîñëîãî âûñòóïàåò êàê èíñòðóìåíò èçó÷åíèÿ ýòîé èíäèâèäóàëüíîé, èëè âîçðàñòíîé, ñòðóêòóðû.

Å.Å. Êðàâöîâà, È.À. Êîðåïàíîâà ïîñòàâèëè ïåðåä ñîáîé çàäà÷ó ïîèñêà òàêîãî ìåòîäà èññëåäîâàíèÿ, ïðè êîòîðîì îêàçàëîñü áû âîçìîæíûì ðàáîòàòü èìåííî ñ ÇÁÐ. Ïðè ýòîì àâòîðû îðèåíòèðîâàëèñü íà ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ òåîðèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî: îáùåíèå ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â îíòîãåíåçå; ÇÁÐ âûñòóïàåò ìåòîäè÷åñêèì ïðèíöèïîì èçó÷åíèÿ ðÿäà ÿâëåíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, è â òî æå âðåìÿ ÇÁÐ åñòü ñàìîñòîÿòåëüíîå ÿâëåíèå, íî îïðåäåëÿåìîå ÷åðåç ñïîñîá åãî îáíàðóæåíèÿ.  ýòîé ñâÿçè àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî ïðåäëàãàåìàÿ ðåáåíêó ïîìîùü äîëæíà âàðüèðîâàòüñÿ íå ïî ñïîñîáàì îðèåíòèðîâêè â çàäàíèè, à ïî ðàçíûì ôîðìàì è âèäàì îáùåíèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì. Ïîýòîìó îíè ñêîíñòðóèðîâàëè ýêñïåðèìåíòàëüíóþ ñèòóàöèþ, â êîòîðîé ðåáåíîê óìåë äåëàòü îïðåäåëåííîå äåéñòâèå è ìîã âûñòóïèòü ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëîìó êàê ó÷èòåëü, ò.å. íàó÷èòü åãî îïðåäåëåííûì óìåíèÿì.

Ðåçóëüòàòû ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé ïîêàçàëè, ÷òî ÇÁÐ – ýòî ìíîãîóðîâíåâàÿ ñòðóêòóðà, èìååò ïîãðàíè÷íóþ ÷àñòü, íàèáîëåå óäàëåííóþ îò àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ïåðèôåðè÷åñêóþ è öåíòðàëüíóþ ÷àñòè. Ïîãðàíè÷íàÿ ÷àñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ íàèìåíüøåé îñîçíàííîñòüþ è ïðîèçâîëüíîñòüþ; äâèãàÿñü ê öåíòðó, ñïîñîáíîñòü îñîçíàåòñÿ, äèôôåðåíöèðóåòñÿ.

Òàêæå Å.Å. Êðàâöîâà, È.À. Êîðåïàíîâà äîêàçûâàþò, ÷òî ÇÁÐ – íå «çàâòðàøíèé äåíü ðåáåíêà», êàê òðàäèöèîííî òðàêòóåòñÿ èäåÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, à åãî ñåãîäíÿøíèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, ðåàëèçóåìûé â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ. Îêàçàëîñü, ÷òî ïðè ñìåíå óñëîâèé îáùåíèÿ ìåíÿåòñÿ ñïîñîá ðåøåíèÿ çàäà÷è, ñëåäîâàòåëüíî, ÇÁÐ èìååò è ðàçìåðíîñòü «ãëóáèíû», à íå òîëüêî ëèíåéíóþ ðàçìåðíîñòü. ÇÁÐ – äèíàìè÷åñêîå îáðàçîâàíèå ñ âîçìîæíîñòüþ ðàñøèðåíèÿ è óãëóáëåíèÿ.

Åñëè Ë.Ñ. Âûãîòñêèé â ÇÁÐ âèäåë ñïîñîá ñâÿçè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ, òî óïîìÿíóòûå àâòîðû ïûòàþòñÿ âûÿâèòü åå ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå, áåç êîòîðîãî ñ÷èòàòü ïðîáëåìó ñîîòíîøåíèÿ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåøåííîé íåëüçÿ, êàê íåâîçìîæíî èñïîëüçîâàòü äàííîå ïîíÿòèå â ïîâñåäíåâíîé ïðàêòèêå îáó÷åíèÿ.

Àâòîðû ïðåäëàãàþò â êà÷åñòâå åäèíèöû àíàëèçà âçàèìîñâÿçè ýòèõ äâóõ ïðîöåññîâ ïîíÿòèå «êóëüòóðíûå ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ», ïîòîìó ÷òî îíî îáúåäèíÿåò ïîíÿòèÿ «ðàçâèòèå» è «îáó÷åíèå». Òàê, â îáó÷åíèè ìîæíî âûäåëèòü äâà ïðîöåññà – îâëàäåíèå çíàíèÿìè, óìåíèÿìè è íàâûêàìè è ïðîèñõîäÿùèå íà èõ îñíîâå èçìåíåíèÿ ñóáúåêòà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ðàçâèòèå ìîæíî ïîíèìàòü íå òîëüêî êàê âíóòðåííå äåòåðìèíèðîâàííûé ïðîöåññ èçìåíåíèé ñóáúåêòà, íî è êàê ïðîöåññ, â êîòîðîì â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ñóùåñòâóåò ïðèîáðåòåíèå ÷åãî-òî íîâîãî èç âíåøíåãî ìèðà. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îáó÷åíèå è ðàçâèòèå – ýòî äâå ñòîðîíû åäèíîãî ïðîöåññà îâëàäåíèÿ êóëüòóðíûìè ñðåäñòâàìè ðàçâèòèÿ (ÊÑÐ). Ïðè ýòîì èçìåíåíèå â îäíîé èç ñôåð (íàïðèìåð â ïðåäìåòíîé) âåäåò ê èçìåíåíèþ äðóãîé ñôåðû (íàïðèìåð ïñèõîòåõíè÷åñêîé) è íàîáîðîò. Åñòü îñíîâàíèÿ ñ÷èòàòü, ÷òî ñâÿçü ïðåäìåòíîãî è ïñèõîòåõíè÷åñêîãî äåéñòâèÿ íåïîñðåäñòâåííî êîððåëèðóåò ñ ÇÁÐ. îáó÷åíèå âûãîòñêèé ðàçâèòèå

Òàêèì îáðàçîì, îñîáåííîñòè ÇÁÐ îïðåäåëÿþòñÿ òåì, êàê ñîòðóäíè÷åñòâî ñî âçðîñëûì ìåíÿåò è ðàçâèâàåò «ïðåäìåòíîå» äåéñòâèå ðåáåíêà. Ïðè ýòîì ñîáñòâåííî óðîâåíü ÇÁÐ ñâÿçàí ñ òåì, íàñêîëüêî ìàëîå âîçäåéñòâèå íà îäíó èç ñòîðîí ÊÑÐ ìîæåò âûçâàòü áîëüøåå èçìåíåíèå â äðóãîé.

Èòàê, òåçèñ î òîì, ÷òî îáó÷åíèå âåäåò çà ñîáîé ðàçâèòèå, ïðåäïîëàãàåò, ñ îäíîé ñòîðîíû, ÷òî îáó÷åíèå äîëæíî áûòü îðèåíòèðîâàíî íà ÇÁÐ, à ñ äðóãîé ñòîðîíû, ÷òî îíî ìåíÿåò çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ (Å.Å. Êðàâöîâà).

Äëÿ ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè îñòàþòñÿ îòêðûòûìè ñëåäóþùèå âîïðîñû: êàêèå èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò ñ ÇÁÐ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ è êàêîâû ïðè÷èíû ðàçíîé âåëè÷èíû ÇÁÐ ó ðàçíûõ äåòåé.

Êðîìå âûäåëåííîé ëèíèè èññëåäîâàíèÿ çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ (äèàãíîñòèêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ), ýòîò ôåíîìåí èçó÷àåòñÿ ñîâðåìåííûìè àâòîðàìè â ñëåäóþùèõ àñïåêòàõ:

– çàêîí ðàçâèòèÿ âûñøèõ ôóíêöèé è ÇÁÐ (Ì.Ð. Ãèíçáóðã);

– ðîëü ñîòðóäíè÷åñòâà â êóëüòóðíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà (Å.Å. Êðàâöîâà, Í.È. Ãóòêèíà, Å.Î. Ñìèðíîâà, Æ.Ï. Øîïèíà è äð.);

– ñòðóêòóðà ÇÁÐ (Ã.À. Âàðäàíÿí, À.Ç. Çàê);

– ñîîòíîøåíèå ïðîöåññîâ îáó÷åíèÿ, îáó÷àåìîñòè è ðàçâèòèÿ (Å.Å. Êðàâöîâà, Â.Í. Èâàíîâ, È.À. Êîðåïàíîâà).

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé êðîìå òðàäèöèîííûõ âèäîâ îáó÷åíèÿ (ïðÿìîå è êîñâåííîå) âûäåëÿë ðåàêòèâíîå è ñïîíòàííîå îáó÷åíèå. Îáà âèäà îáó÷åíèÿ èìåþò ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû. Îäíàêî ÷òîáû ëþáîå îáó÷åíèå áûëî ëè÷íîñòíî-îðèåíòèðîâàííûì (ãäå ðåáåíîê îùóùàåò ñåáÿ èñòî÷íèêîì äåéñòâèÿ), íåîáõîäèìî ó÷èòü äåòåé ïðåâðàùàòü ðåàêòèâíîå îáó÷åíèå â ñïîíòàííîå, ïåðåîñìûñëèâàòü ñîäåðæàíèå. Ïðèíèìàÿ â êà÷åñòâå ãëàâíîé ìûñëü Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî ñìûñë ïåðâè÷åí ïî îòíîøåíèþ ê çíà÷åíèþ, ïîñëåäîâàòåëè êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé òåîðèè ðàçâèòèÿ âèäÿò îñíîâíóþ öåëü ó÷èòåëÿ â òîì, ÷òîáû îí îáåñïå÷èë óñëîâèÿ, â êîòîðûõ ðåáåíîê ñìîã áû íàáðàòüñÿ èíäèâèäóàëüíîãî îïûòà â òîé êóëüòóðå, â êîòîðîé îí ðàñòåò.  äàííîì êîíòåêñòå ÇÁÐ çàäàåò íàïðàâëåíèå ðàçâèòèÿ è îáó÷åíèÿ.

Ïî êëàññè÷åñêîìó îïðåäåëåíèþ îáó÷åíèå, îðèåíòèðîâàííîå íà ÇÁÐ, íà çàâòðàøíèé äåíü ðåáåíêà, è åñòü ðàçâèâàþùåå îáó÷åíèå (Ë.Â. Çàíêîâ, Â.Â. Äàâûäîâ). Ïî ìíåíèþ Å.Å. Êðàâöîâîé, ðàçâèâàþùåå îáó÷åíèå äîëæíî áûòü îðèåíòèðîâàíî íå íà ñàìó ÇÁÐ, à íà åå ãðàíèöû, ðàñøèðÿÿ èõ çà ñ÷åò ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ.  ýòîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ íåîáõîäèì âçðîñëûé, êîòîðûé áû çàäàâàë ïëàíêó, áûë â ïîçèöèè «íàä» ðåáåíêîì, à äðóãîé âçðîñëûé – â ïîçèöèè «ðÿäîì». Ýòî îñíîâà ïàðíîé ïåäàãîãèêè.

Äåëàÿ âûâîä èç àíàëèçà ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèé ÇÁÐ, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî îáó÷åíèå íàçûâàåòñÿ ðàçâèâàþùèì òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè îíî ðàçâèâàåò ñàìó çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, ò.å. ÇÁÐ ñòàíîâèòñÿ ãëóáæå è øèðå â ðåçóëüòàòå îáó÷åíèÿ. ÇÁÐ áóäåì ðàññìàòðèâàòü êàê âîçìîæíîñòü ñîçäàíèÿ ðåáåíêîì ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûì

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник