Проблема развития в психологии ребенка
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Проблемы психологического развития ребенка – важнейшая тема. Она связана и с благополучным переходом человека от детства к самостоятельной жизни, и развитием взрослого индивида в зрелую личность.
От добротности семян, посеянных в «нежные» годы, зависит качество личностных всходов. В кого превратится несмышленыш – в ущербного, закомплексованного невротика или сильного, самодостаточного индивида – во многом определяют взрослые, опекающие его в детскую пору.
Проблемы психологического развития ребенка до года
Самое главное для новорожденного – незыблемая любовь матери. Она является важнейшим условием формирования у ребенка чувства безопасности. Иначе маленьким человечком овладевает тревога. Впоследствии протестные формы его поведения станут выражением глубокой печали и страданий.
Отсутствие близости, аффективного диалога между матерью и малышом обернется для него и двигательной пассивностью. Интерес к внешнему миру в нем будет вялым. Это явное свидетельство задержки развития процессов познания.
Восприятие грудничка подобно губке, хаотично вбирающей в себя всю подряд информацию. Поэтому важно приучать его к звуковым ярлыкам. Они помогут ему распознавать знакомые объекты. Делается это путем многократных повторений. При этом от взрослых требуется немало терпения и чуткости. В противном случае процессы понимания речи и овладения ею ребенком будут тормозиться.
Проблемы психологического развития ребенка от года до трех лет
В этом возрасте ребенок уже способен шаблонно воспринимать мир и свои переживания. Главная задача родителей – научить его отличать реальность от фантазий. Загвоздка в том, что мысли о сухих фактах и иллюзии одинаковы по своей природе. Даже взрослые люди то и дело выдают одно за другое.
Виной тому – рассеянность ума, его забывчивость, недостаточно развитая склонность к различению. Тут не обойтись без тренировки внимания и формирования цепкой памяти. На это должны быть направлены все усилия родителей, тогда в голове у ребенка не будут путаться мысли-фантазии с мыслями-фактами.
Решая эту проблему психологического развития ребенка, не стоит лишать его раньше времени детства. Не рекомендуется и слишком злоупотреблять «пряничным» методом. Если за каждый успех сулить малышу награду, то, вместе с реалистичным мировосприятием, он усвоит торгашеское отношение к людям как норму жизни.
Желательно избегать и строгих наказаний. Пусть лучше чадо само осознает собственный промах. Вот тут родители могут дать волю своей фантазии и изобретательности. Например, если малыш порвал свою любимую книжку со сказками, то, читая склеенные страницы, родитель может всякий раз останавливаться на самом интересном месте. Так до ребенка быстрее дойдет, что он натворил.
Если малыша забавляет игра с огнем, нужно предоставить ему возможность легонько обжечься. Если это произойдет под контролем родителей, то не обернется серьезными последствиями. Зато подобный урок малыш запомнит на всю жизнь. В этом возрасте практика для него лучше всяких слов.
Проблемы психологического развития ребенка до подросткового возраста
Это период становления самооценки. Своеобразным зеркалом для отрока в этом возрасте являются папа и мама – самые авторитетные для него люди. Их слова и поступки в восприятии ребенка безупречны. Поэтому, захваливая свое дитя, они дадут ему повод считать себя исключительным. Если же ребенка методично наказывать, он поверит в свою никчемность.
Как завышенная, так и заниженная самооценка боком выйдет во взрослой жизни. В первом случае разовьется нарциссизм, надменность, спесь. Во втором – неуверенность в себе, робость и невротическая боязнь всего на свете.
Поэтому любовь к малышу должна быть в меру требовательной. Но родитель не должен увлекаться принуждением или морализаторством. Так можно добиться только одного – взрастить в наследнике комплекс неполноценности.
Нужно терпеливо объяснять необходимость определенного поведения на доступном ребенку языке. Такая мотивировка к действию поможет стать ему здоровой личностью. Тогда его не будет преследовать на каждом шагу панический страх оступиться, осрамиться, оскандалиться. Не будет ему ведома и рабская зависимость от внешнего одобрения. Напротив, он станет чуток к собственным желаниям. А это главное условие саморазвития.
Запрещать что-либо ребенку – не значит им манипулировать. Если принуждать чадо «хорошо» себя вести, пугая его при этом отказом в любви, можно вырастить из него неврастеника. Есть более эффективные способы добиться послушания от малыша:
• спокойно растолковать ему – можно прибегнуть к образным описаниям или даже инсценировке – последствия его неразумных действий;
• если вразумления не помогут, предоставить ребенку возможность воспользоваться правом на ошибку и на собственном опыте осознать, что родители плохого не посоветуют;
• иногда можно просто выразить свое родительское ожидание какого-то поступка от малыша без ссылок на общественную мораль.
Родители, постоянно ругающие и наказывающие ребенка, постепенно теряют его доверие. В разговоре с ними он начинает включать «фильтр» и пропускать мимо ушей большую часть их нотаций.
В отеческом доме у ребенка должен быть свой «угол» – место, где он может расслабиться, оставшись один, и переварить накопившиеся впечатления. Если он лишен этого, то тяжелые переживания, психотравмы, стрессы будут уходить в подсознание. Оттуда болезненные тревожные симптомы будут давать знать о себе долгие годы.
Дефицит родительского внимания со временем породит в сознании ребенка иллюзорную мысль о собственной дефектности и впоследствии может обернуться девиантным поведением.
Проблемы психологического развития ребенка: памятка для родителей
1. Преодоление трудностей – главное условие личностного роста
В любом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно принимать непростые решения. Если особых трудностей в его жизни нет, взрослым стоит их создавать искусственно. Ведь характер должен закаляться смолоду.
Однако жизненные «задачки» должны быть под силу маленькому человеку. Если они будут слишком примитивны, то не позволят развиться его волевым и интеллектуальным качествам. А чересчур мудреные ребусы могут убить веру в себя и вызвать отторжение.
2. Развитие ребенка должно быть гармоничным
Кому из нас не приходилось встречать неприспособленных инженеров, инфантильных математиков, чудаковатых программистов. У всех этих людей феерически развита логика. А вот в жизни, в частности в личных отношениях, они непроходимые тупицы.
Чтобы ребенок не вырос недотепой, нужно развивать его всесторонне. Он должен уметь знакомиться, дружить, мириться. Временные невзгоды не должны сбивать его настрой на успех. У него должен быть опыт анализа собственных ошибок. Словом, он должен овладеть житейской мудростью и научиться себя контролировать. Тогда он привыкнет к тому, что из любой патовой ситуации можно найти выход.
3. «Умные» книги и игры – самые эффективные инструменты развития
Чтение – это пропуск в мир «разумного, доброго, вечного». Оно должно стать не просто нормой жизни, а высшим наслаждением. Книги научат думать, чувствовать, любить. Однако их, как и игры, нужно фильтровать. Многие из них созданы исключительно «забавы для», то есть являются банальными «тайм-киллерами».
Проблемы психологического развития ребенка нельзя игнорировать. Взрослая жизнь – учитель требовательный: он спросит за все и никому не даст спуску. Поэтому лучше готовиться к ее экзаменам заблаговременно.
Источник
· Психология детей с проблемами в развитии
· Умственная отсталость
· Задержка психического развития
· Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии
Психология детей с проблемами в развитии возникла как объединение нескольких дисциплин (специальной психологии, дефектологии, коррекционной педагогики) и является следствием гуманизации общества, выделения понятия «дети с особенностями в развитии» или «дети с проблемами в развитии». Это пограничная область знаний, имеющая широкую связь с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Предмет психологии детей с проблемами в развитии – закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Психология детей с проблемами в развитии изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Психология детей с проблемами в развитии рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки
сурдопсихологии,
олигоф-ренопсихологии,
тифлопсихологии,
логопсихологии
как разделов дефектологии. Поэтому психологию детей с проблемами в развитии определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы).
Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Также психология детей с проблемами в развитии изучает психологические особенности детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением, с одаренностью и пр.
Таким образом, психология детей с проблемами в развитии изучает особенности лиц (детей и взрослых) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.
Атипия – это несоответствие норме, развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Цель психологии детей с проблемами в развитии– изучение индивидуально-типических особенностей детей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни детей с атипиями.
Задачи психологии детей с проблемами в развитии:
1) структурирование науки: установление границ компетентности, уточнение системы понятий, дифференциация и интеграция с другими науками, перспективы развития;
2) исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития, установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития, классификация нарушений психического развития;
3) разработка методов выявления нарушений психического развития и определения их структуры;
4) разработка системы помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития;
5) повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля, формирование толерантности общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
Понятие нормы и аномальности в психическом развитии ребенка
К аномальным (от греч. anomalos – неправильный)относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.
Дефект (лат. defectus – недостаток) – нарушение одной из функций. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Дизонтогенез– это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Тип нарушения психического развития определяют параметры дизонтогенеза: время возникновения нарушения, функциональная локализация нарушения, соотношение между первичным и вторичным дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий.
Нормой в психологии и поведении человекаявляется состояние, при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц, т. е. соответствует критериям психического здоровья:
– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
– критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств (Елисеев В.В.).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Общее понятие о психическом развитии
Проблема психического развития ребенка является центральной в возрастной и педагогической психологии, неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей психологии и оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-виховногоо процесса.
Прежде всего, следует уточнить, в чем заключается принципиальное отличие понятия “развитие” от других изменений объектов и содержание и специфику психического развития ребенка.
Объекты могут меняться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами “больше-меньше”, протекают во времени и измеряются его координатами. Примерами количественных изменений являются: в физическом плане – увеличение органов, веса тела, скорости движений; в психическом – увеличение количества навыков, знаний, словарного запаса, расширение объема внимания, восприятия, памяти и т.д.
Но за этими процессами количественного накопления могут происходить и другие явления и существенные изменения в структуре процессов, которые называются развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Развитие – это сложный инволюционно-эволюционный поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. (Л. С. Выготский, Ананьев).
Выделяют следующие типы развития (по Л.С.Выготским):
1. преформированная. 2. Непреформований.
Преформированная тип развития – это такой тип, когда четко определены, закреплены и зафиксированы стадии и конечный результат развития. Примером такого типа является эмбриональное развитие.
Непреформований тип развития не предопределен. На нашей планете он более распространен: это и развитие Галактики, Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также процесс психического развития ребенка.
Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С момента рождения ребенка не определены четко ни те стадии, через которые она должна пройти, ни конечный результат, которого она должна достичь.
Вместе с тем, психическое развитие – это совершенно особый, отличный от других процесс, детерминируется не снизу, а сверху, то есть обусловлена теми формами практической и теоретической деятельности, которые существуют на данном уровне развития общества.
Особенностью психического развития является то, что его конечные формы не определены, а только заданные теми образцами, которые существуют в обществе. Психические функции ребенка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Психическая деятельность человека носит опосредованный характер, то есть опыт передается не напрямую, а с помощью знаков и речи. Возникновение и развитие знаков и речь – это процесс исторического развития психики. Овладение знаками и речью – это процесс индивидуального развития (онтогенез).
Таким образом, процесс онтогенетического развития – это совершенно своеобразный процесс, который происходит в форме усвоения.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Развитие не останавливается до конца самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития (по J1.I. Анциферов) являются: необратимость, прогресс / регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменение и сохранение.
Онтогенез психики человека начинается с подсознательных форм, а уже позже проявляются элементы сознания, также проходит в своем развитии ряд этапов. Одновременно сознательные акты деятельности, повторяясь, становятся привычными, неосознаваемыми компонентами более сложных видов деятельности. И хотя все индивиды в нашем обществе проходят одни и те же этапы психического развития, в этом процессе есть типологические и индивидуальные различия. Они проявляются в особенностях Нервной системы, умственных, эмоциональных, волевых качествах, интересах, способностях и т.д. В результате образуется неповторимая индивидуальное своеобразие личности.
В психике человека различают как природные функции (скорость образования условных рефлексов), так и те, что образуются при жизни, – социальные (например, мышления, речи).
Онтогенез организма определяется наследственностью: слияние двух клеток и развитие по определенной программе, заданной генотипом.
Генотипом определяются анатомо-физиологическая структура организма, строение нервной системы, пол, группа крови, особенности обмена веществ, анатомические и физиологические аномалии, некоторые безусловно рефлекторные связи для удовлетворения первичных потребностей и т.п. Одновременно у человека есть огромные потенциальные возможности образования новых форм поведения, потребностей, развития себя как личности, самоактуализации.
Этот природный потенциал человека проявляется, прежде всего, в форме задатков. Задатки не является готовыми психическими свойствами, а лишь природными возможностями их возникновения и развития. Они реализуются только в условиях человеческого существования и деятельности с помощью средств, созданных человечеством. Опыт человечества усваивается в процессе общения, обучения, воспитания, деятельности.
В психическом развитии индивида под влиянием различных факторов (загрязнение среды, радиация, алкоголь, наркотики и др.) Могут возникать отклонения от нормы, которые не являются наследственными, а только врожденными, а поэтому их можно предупредить.
Развитие психических функций осуществляется неравномерно (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).
Развитие человека – это очень сложный процесс, в котором изменяются одновременно, системно и неравномерно разные сферы человеческого бытия: чувства, интеллект, поведение, сознание. В поисках движущих сил, условий, специфики, особенностей течения психического развития ребенка ученые-психологи разных времен и стран обращались к изучению тех или иных проявлений человеческой психики, в результате чего и оформились основные направления и концепции. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм – его поведения, когнитивная психология – до мыслительной деятельности, гуманистическая психология – к личностному росту. Но их объединяет идея о том, что развитие присущий всем человеческой жизни, что, кроме врожденного биологического паттерна роста и развития, каждый индивид масс тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения , а в более поздние периоды жизни.
Остановимся кратко на рассмотрении основных теорий психического развития ребенка.
Источник