Проблема развития ребенка в условиях интерната

Проблема развития ребенка в условиях интерната thumbnail

Проблема социализации детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в
настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен
воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.
Федеральные и местные власти, педагогические коллективы
государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для
успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в
общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы
социализации данной категории граждан. Однако проблемы социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются
особой сложностью, проведенные исследования
(работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского,
Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом
пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в
социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик
как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные
установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень
отклоняющегося поведения [8].

Несмотря на попытки создания систем
взаимодействия различных структур и органов, работающих с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: домов
ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов, до сих пор не
обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Можно выделить несколько проблем,
мешающих или тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.

Проблема 1. Отсутствие в детских
домах квалифицированных специалистов.

К сожалению, необходимо констатировать
факт, что в нашей стране нет специальности «воспитатель
детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к
работе в условиях этого специфического вида детских учреждений.
Поэтому многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не
готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят. Дети
вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это
временщики, которые постоянно меняются, что является фактором,
негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.

Проблема 2.
Эмоционально-личностные деформации.

Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной
материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией
на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин
социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений.
Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого
протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных
влияний с неблагополучным биологическим фактором развития.

Хотя круг общения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом
контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в
специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. Реально
существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном
стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях детского дома не
может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге
общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей с большим трудом. Опека нескольких
взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а
позже – на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками,
перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь
позитивного значения для формирования личности и её безболезненной
социальной адаптации.

Проблема 3. «Закрытость» пространства
детских домов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей являются жертвами процесса социализации
вследствие их длительного пребывания на полном государственном
обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений.
Воспитанникам детского дома свойственно
однообразие и унификация стилей поведения, что
приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных
социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального
пространства учреждения, ограниченность социальных связей
детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и
социального опыта, формирование единственной социально-ролевой
позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том,
что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и
криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами
различного рода преступлений.

Проблема 4. Межличностные отношения.

У детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных
отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в
характеристике этих отношений как «плохих»
и «скорее плохих». В детских домах к
воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют
либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ,
порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви
используются редко, в результате этого у ребенка появляется
негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому
детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир
делят на «своих» (детдомовских) и «чужих»
(живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический
феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в
любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у
воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через
физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда
«особые» отношения к «чужим», от которых
детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего
стремятся извлечь хотя бы выгоду.

Проблема 5. Негативное отношение к
детям из детских домов.

Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним
последствием социализации в детском доме является негативное
отношение к детям из детских домов, которое рассматривается
социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в
обществе восприятие человека происходит через призму того, что он
находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение
ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и
воспитывается в такой атмосфере.

Проблема 6. Профессиональная
ориентация воспитанников детского дома.

Ещё один важный аспект социализации –
профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без
попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и
труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования
детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего
развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют
самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских
учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее
популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара,
водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п.
Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня
не являются престижными и не требуют обязательного высшего
образования. Возможности подростка-сироты формировать свои
профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой
распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий
[7].

Читайте также:  Рекомендации отклонения в развитии ребенка

Проблема 7. Неприспособленность к
самостоятельной жизни.

Длительное проживание в детском
учреждении и специфика первичной социализции и социализации в
процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них
необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и
требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к
самостоятельной жизни в обществе.

Воспитанников детского дома, к
сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности
заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут –
государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет
необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не
имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне – это не
допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким
образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция:
дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда
ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к
жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме
в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не
знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях,
т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома.
Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и
криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества
и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании,
противоправных действиях.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в
детском доме на сегодняшний день не способствует успешной
социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
И хотя в последние годы в России всё больше
внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей
системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения
прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и
сотрудников детского учреждения. Все соглашаются с тем, что
усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве
случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо
считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти
формы социального устройства детей, оставшихся без попечения
родителей. Детские дома будут существовать ещё значительное время. В
связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети
учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и
детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования
процессов их социализации. Для обеспечения успешной социализации
выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в
общество предстоит ещё многое сделать, например привести в
соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную
подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить
взаимодействие выпускников с различными учреждениями. Для
профессионального ориентирования должен быть тесный контакт между
детскими учреждениями и профессиональной структурой, чтобы была
возможность более верно определять возможности в профессиональной
ориентации конкретного воспитанника и тем самым помогать ему в его
самоопределении. В основу реализации государственной социальной
политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо
заложить и работу по преодолению причин самого явления –
сиротства, и работу по развитию института
приемной семьи, и систему механизмов по
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
что на уровне самих интернатных учреждений нашло бы свое отражение в
создании программ социализации для данной категории детей.

Литература:

  1. Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. //
    Дет­ский дом, 2005, № 1.

  2. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации
    детей-сирот. — Ярославль, 1997.

  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. // Под
    ред. Д. И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997.

  4. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях
    интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

  5. Детский дом и борьба с беспризорностью. // Под ред. С.
    С. Тизанова и др. М. Гоcиздат,
    2005, № 3.

  6. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие
    (медико-социально-психологические проблемы). — М., 2005

  7. https://sociosphera.ucoz.ru/Arhivs/2011/Sociosphera_1/11_Abelbeysov_V-A..pdf

  8. https://opeka.omskedu.ru/file/Posashkova.pdf

Источник

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от своих ровесников, растущих в семье. 

Дети, воспитывающиеся вне семьи, нередко имеют отклонения в психическом и физическом развитии. Это может быть и задержка умственного развития, и искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), также довольно часто в последнее время встречаются нарушения половой идентификации, как деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения. Такие искажения ведут к формированию пристрастия к употреблению психоактивных веществ, и иного рода зависимостей, а также к формированию криминогенности в среде подростков, проживающих и воспитывающихся вне семьи.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не получает необходимых специальных условий, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер взаимодействия с окружающими людьми, его личные успехи. Такой ребенок, как правило, не осваивает в необходимом объеме, навыки продуктивного общения. Контакты такого ребенка поверхностны, недолговечны, противоречивы. Нуждаясь в любви и внимании, такой ребенок не умеет себя вести нужным образом, чтобы получить внимание в соответствии со своими потребностями: он одновременно домогается внимания и отталкивает его от себя посредством агрессии или пассивного отчуждения. Таким образом, формируется неправильный опыт общения, который приводит к негативной позиции, формированию феномена «мы». В условиях семейного воспитания также присутствует феномен «мы», отражающий причастность ребенка к своей семье. В условиях же учреждения интернатного типа, это «мы» делит мир без родителей на «своих» и «чужих». От «чужих» они совместно обособляются, но также отгорожены и от своей группы, из-за, прежде всего, неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. По этой же причине эти дети психологически отчуждены и от окружающих людей.

Отдельной проблемой, является проблема отсутствия личного пространства, возможности побыть одному, так как каждый ребенок, проживающий в условиях интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их круге создает эмоциональное напряжение, может вызывать раздражение, усиливает агрессию.

Читайте также:  Семейная среда как источник развития ребенка

Еще одной характерной особенностью, является формирование в условиях полного государственного обеспечения, иждивенческой позиции, выражающейся в ожидании «нам должны». Как следствие – отсутствуют бережливость, ответственность, уважение к чужой собственности, как результатам труда другого человека, и собственности вообще. Таким образом, присвоение, порча собственности, пренебрежение к труду, облегчают путь ребенка, воспитывающегося в учреждении интернатного типа, в мир правонарушений.

Детей, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, также отличают плохо развитая временная перспектива. У таких детей преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего, привязанность к непосредственной жизненной ситуации, а мотивы отдаленной перспективы остаются практически не выраженными.

Таким образом, развитие детей в условиях учреждения интернатного типа имеет ряд негативных особенностей, которые необходимо учитывать при составлении индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Педагог-психолог

Черноусова Ольга Александровна

Источник

детские дома

Система учреждений для детей-сирот начала складываться в России в 20-е годы 20 века, когда была развёрнута борьба с беспризорностью. Большинством воспитанников детских домов были дети, утратившие родительское попечение, испытавшие голод, нищету, насилие. Луначарский в то время утверждал, что «приходится думать не о том, как отнять детей у тех, которые стараются воспитывать их в семье, а как устроить тех, кто оказался за бортом семьи». Тем более что «этого будет, чем дальше, тем больше». К сожалению, эти слова А.В.Луначарского оказались пророческими.

  Социальное сиротство стало появляться, когда дети уходили из семей из-за тяжёлого материального положения, которое было связано с безработицей родителей. Далее контингент детских домов стал постепенно меняться, наряду с сиротами появились дети, чьи родители не могли содержать и воспитывать детей по причине болезни, нужды, или аморального образа жизни.

  Так на первый план вышли социальные источники сиротства. Если дети- сироты – это лица, у которых умерли оба родителя, то социальный сирота – это ребенок, у которого есть биологические родители, но они не занимаются воспитанием своего ребенка по каким – то причинам.

  Социальное сиротство стало одним из позорнейших явлений нашего общества, проблема сирот при живых родителях катастрофически разрослась вследствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения. А существующие в России закрытые учреждения представляющие собой систему государственного содержания сирот, приводит к явлениям социальной депривации и госпитализму (вялость, апатия, безразличие, задержка в развитии) у детей и подростков.

  Следы социального сиротства неблагоприятны и отражаются на всей жизни ребёнка. Во первых – это необратимые последствия при нарушениях внутриутробного развития, во вторых – отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Для воспитанников детских домов и интернатов свойственны такие проблемы, как психологические, медицинские, педагогические и социальные. Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем сильнее они выражаются.

  Исследование, проведенное Л.И.Божович, показывает такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Так же отмечается, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка.

  Живя и воспитываясь в детском – доме или интернате дети недополучают внимание и ласку, которая могла бы даваться им от родителей, из–за отсутствия родительского внимания и заботы у них возникают в поведении грубость, эмоциональное напряжение, развивается лживость, зависть, конфликтность. Отклонения в эмоциональном развитии наблюдается уже впервые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи, а в подростковом возрасте эти проблемы становятся более значимыми, так как в этот период ребенок выходит на новую социальную позицию. В это время формируется его сознательное отношение к себе, сверстникам, учебе, окружающему, развивается жизненное и профессиональное самоопределение.

  Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Это понятие включает в себя целый ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к матери – одним словом, никому ненужности. На основе этого чувства у ребенка формируется отношение к миру, отношение привязанности, которые не только для развития будущих взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающее у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Кроме того, близкие люди, мать являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается, как самое первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития.

   Материнская и семейная депривация приводят к неприятию детдомовских детей в среде сверстников. Среди них часто случаются конфликты, возникают «школьные группировки», девиантное поведение, результатом этого становятся пропуски занятий, бродяжничество, снижение учебной мотивации.

  Детям, воспитывающимся вне семьи, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к эмоциональной депривации. Свой первый эмоциональной опыт ребенок получает в семье, а если эта семья является неблагополучной, и родители относятся к числу лиц с девиантным поведением или же семья отсутствует вообще, то этого опыта просто может не быть.

  Общение детей воспитывающихся в интернате или детском доме чаще ограничено той возрастной группой, к которой они относятся, и сводится к обсуждению тех тем, которые касаются непосредственно их или предлагаются педагогом. Вступая в различные социальные контакты, такие дети чаще всего терпят неудачи, поскольку не оперируют теми понятиями, которыми пользуются в своих играх при общении дети, которые воспитываются в семье – это становится препятствием для их дальнейшего общения друг с другом. Они стараются отделиться от остальных, чтобы не слышать в свой адрес возникающие усмешки и недопонимания со стороны других детей. Такие дети не могут в дальнейшем наладить эмоциональные контакты с другими, бывают, грубы, подозрительны, недоверчивы, лживы, часто нарушают дисциплину. Преобладают защитные средства поведения в конфликтных ситуациях. Самым главным является заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание или похвалу. В этом проявляется депривация потребности в положительном эмоциональном контакте с взрослыми.

Читайте также:  Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка раннего возраста

  Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». У них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная. Причем, попадая из социально – неблагополучной семьи в патронажную семью или приемную у таких детей резко завышается самооценка в группе таких же детей. Причиной этого мне видится резкая смена внешнего вида, улучшение бытовых условий, появление денег на карманные расходы, часто эти дети могут негативно отозваться о еще вчерашних своих друзьях, заменить на детей из более благополучных семей.

  В концепции депривации З.Матейчека, И.Лангмейера развитие личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, осуществляется через конфликты. Во внешнем плане – между личностью и обществом, во внутреннем – между тремя субстанциями личности: сверх «Я» (социальные нормы, запреты, цензура совести), «Я» (осознаваемый мир личности) и «ОНО» (неосознаваемые, нереализованные, подавленные влечения). Исходя из этого, в качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию, как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях детского дома основных психических потребностей и выражающееся в следующих типах:

• сенсорной, (вызванной недостатком зрительных, слуховых стимулов);
• когнитивной, вызванной неудовлетворенными условиями для учения и приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;
• эмоциональной, вызванной недостаточностью общения с взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;
• социальной, возникающей из-за невозможности осуществлять общественную саморегуляцию посредством усвоения социальных ролей.

Социокультурная депривация заключается в недостатке социального взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей с другими людьми, прежде всего с взрослыми.

  Л.С.Выготский говорил: «в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов личности ребёнка лишенного семейного окружения». Учёными было доказано, что отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития» ребёнка. Проблему социального характера проистекают из социального статуса ребёнка – он «ничей» ребёнок. Для поступающих в интернатные учреждения детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде новым обстоятельствам. Ограничения социальной активности ребёнка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Он не может на основании накопленных знаний самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе.

  Психическая депривация выражается в неспособности к обучению по программе общеобразовательной школы. Они имеют низкую успеваемость, потому что большинство из них имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность. Это порождает проблемы школьной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, которая имеет ярко выраженную тенденцию к росту, нарушается учебная мотивация .

   Повышение мотивации к учёбе является важным вопросом в обучении таких детей. Особую трудность вызывает безразличие со стороны родителей у детей, которые проживают в интернатах. Они не стремятся отправить ребёнка в школу, тем самым, поощряя его пропуски, а значит, и способствуют снижению уровня знаний у своих детей. Школам необходимо находить пути подхода к родителям, привлекать их к совместной работе в решении проблем неуспеваемости. Для повышения уровня интеллектуального и сенсорного развития в детских домах и интернатах создаются дополнительные образовательные и развивающие кружки, факультативы, секции.

  Исследования учёных показали, что развитие ребёнка, утратившего семью, идёт по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые « часто нельзя сказать хуже он или лучше, чем у обычного ребёнка,- они просто другие».

  Несомненно, воспитание в условиях интерната не даёт того, что возможно при семейном воспитании, но повсеместная оптимизация образования приводит к закрытию многих школ, а значит к возникновению интернатов для обучающихся из других мест проживания. И опять встаёт вопрос о воспитании детей в интернате, о возникновении у них различных форм депривации.

  Педагогические коллективы школ-интернатов и детских домов стремятся дать детям как можно больше знании и умений, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Работа в большинстве таких учебных заведений ведётся в различных направлениях, наиболее важными считаются:

1. Формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью.
2. Социализация детей, подростков и молодёжи (на основе педагогического сотрудничества, через реализацию функций социальной адаптации).
3. Воспитание трудолюбия, гражданственности. Уважения прав и свобод человека, любви к окружающей природе. Отечеству.
4. Подготовка ребёнка к сознательной жизни в обществе.
5. Воспитание уважения к культуре, традициям, духовно- нравственным ценностям.
   Но, к каким бы видам воспитания не прибегали педагогические коллективы, ничто не может заменить воспитание, которое подкрепляется любовью, заботой и вниманием со стороны родителей и ближайшего окружения.

Список используемой литературы.

1. Л.К. Сидорова «организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Аирис Пресс Москва.
2. И.В. Дубровина, А.Г.Рузской «Психологическое развитие воспитанников детских дома» М. «Педагогика»
3. В.В.Комаров «Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика». Педагогическое общество России М.
4. Н.Е. Щуркова « Школа и семья: педагогический альянс» Пед.общество России Москва
5. «Вестник Университета Российской Академии образования» № 4(26) .

Источник