Проблема развития ребенка в психоанализе

Проблема развития ребенка в психоанализе thumbnail

П. Куттер представил развитие психоанализа на протяжении XX в. в виде разветвленного дерева различных направлений; некоторые из них относятся к детской психологии. На основе двух открытий З. Фрейда – бессознательного и сексуального начала человеческого поведения – современники начали психоаналитическую работу с детьми. Если они акцентировали свое внимание на бессознательном в человеческой психике, то зарождалась теория травм (О. Ранк, М. Клейн). Если же в центре внимания ученых были сексуальные влечения ребенка, то создавалась теория влечений (З. Фрейд, А. Фрейд). В теории травм особую роль играет внешняя причина, в теории влечений доминируют внутренние мотивы. В первом случае ребенок – жертва внешних обстоятельств (раны, шока, потрясения), во втором случае ребенок – виновник, не умеющий и не желающий контролировать свои влечения. Обе теории продолжают разрабатываться до сих пор.

Во второй половине первого года жизни ребенок начинает выделять мать как объект, с которым связано удовлетворение его желаний. С этого момента возникает новая проблема в жизни ребенка: необходимо строить отношения с этим объектом. Как это происходит? Ответ на этот вопрос содержится в теории объектных отношений, которая в детской психологии представлена авторами различных научных концепций.

Дж. Боулби считал, что для маленького ребенка самое главное – это ненарушенная любовь матери. Благодаря ей между ребенком и взрослым складываются отношения привязанности. Последовательница Д. Боулби, известный детский психолог М. Айнсворт (Эйнсуорт) определяла привязанность как стремление к близости, при достижении которой человек обретает чувство безопасности и покоя.

В неблагоприятных условиях развития ребенком овладевает тревога, вызванная предстоящей разлукой, все его поведение выражает протест; он печален, он страдает.

Р. Шпиц (Спиц) в своих исследованиях опирался на эксперименты американских психологов, супругов X. и Д. Харлоу, проводивших наблюдения за детенышами обезьян, которые воспитывались в лабораторных условиях с искусственными “матерями”, сделанными из проволоки. От одной “матери” обезьянка получала еду, возле другой могла согреться и успокоиться. Оказалось, что уже детеныши обезьяны предпочитают “теплую мать”! Для описания отношений между матерью и ребенком Р. Шпиц ввел понятие “аффективный диалог”, которое, по его мнению, представляет собой нечто большее, чем привязанность младенца к матери. Аффективная взаимность побуждает младенца исследовать окружающий мир, способствует развитию познавательных процессов и двигательной активности.

Д. Винникотт говорил: “Нет такой вещи, как младенец”. Любые высказывания о ребенке должны быть и высказываниями о его матери. Нельзя рассматривать ребенка как отдельного индивида, его следует изучать в системе диадических отношений. Привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом “достаточно хорошей матери”, которая способна эффективно “зеркалить” своего ребенка. Если мать почему-либо не в состоянии проявлять по отношению к ребенку удовольствие и радость, его развитие может пострадать. При разлуке с матерью ребенок использует “переходный объект” (любимую игрушку), который позволяет ему установить связь между прошлым и настоящим, старым и новым, помогает успокоиться.

X. Когут дал новое направление психоанализу. З. Фрейд считал, что но мере развития личности либидонозная (психическая) энергия отрывается от ребенка и переносится на другой объект, который становится для ребенка источником удовольствия. Чем более полно произошло это перемещение, тем лучше, тем более здоровой и менее нарциссической будет личность. По мнению Когута, не вся либидонозная энергия должна направляться во внешний мир. Какая-то часть энергии должна сохраниться и быть направлена на развитие самости. Согласно теории самости для того, чтобы личность ребенка развивалась нормально, необходимо удовлетворение трех его базовых потребностей:

  • 1) потребности в “отражении”: ребенок ждет от родителей ответа на вопрос: “Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль па свете всех милее, Всех румяней и белее?”;
  • 2) потребности в идеализации родительского образа: для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является самым умным и сильным;
  • 3) потребности быть похожим на других; если она удовлетворяется, то у ребенка развивается чувство социальной принадлежности, своего общественного статуса.

Э. Фромм различал первичный и вторичный нарциссизм. Первичный нарциссизм свидетельствует о самоуважении. Человек, неспособный по-настоящему любить себя, не любит и других. Человек, не способный любить других, не любит и себя. Вторичный нарциссизм, проявляющийся в повышенном интересе к своему телу, общем эгоцентризме, является не самовлюбленностью, а ненавистью к себе из-за отсутствия любви со стороны окружающих. Человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается.

Источник

Психоаналитические теории детского развития Два открытия 3. Фрейда – открытие бессознательного и открытие сексуального начала – составляют основу тео- ретической концепции психоанализа. В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удо- вольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовмести- мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого лич- ность спасается с помощью специальных «защитных ме- ханизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру- ется вокруг ануса, который становится объектом внима- ния ребенка, приучаемого к опрятности. Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс- шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи- дозную привязанность к родителям противоположногопола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи- ков и комплексом Электры для девочек. Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение об- щечеловеческого опыта. Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели – нор- мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сек- суального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыду- щих стадий. Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда – Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со- ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, под- чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Вопрос № 8. Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика в отечественной и зарубежной психологии.

Жан Пиаже (1896-1980) — один из выдающихся психологов в мире. Мы выделяем два периода его научного творчества — ранний и поздний. В ранних работах (до середины 1930-х гг.) Пиаже объясняет закономерности ^звития мышления, оперируя двумя факторами — наследственностью и средой, в силу чего их можно отнести к двухфакторным теориям.

Его интересовали закономерности познания мира человеком. Для того чтобы понять, как происходит познание мира, он считал необходимым обратиться к изучению того, как возникает инструмент такого познания в мышлении человека. Ключ к решению поставленной проблемы ученый усматривал в изучении развития мышления ребенка.

Л. С. Выготский, оценивая вклад Ж. Пиаже в психологию, писал о том, что работы последнего составили целую эпоху в исследовании детского мышления. Они принципиально изменили представление о мышлении ребенка и его развитии. С чем это связано? До Пиаже мышление ребенка рассматривалось в сравнении с мышлением взрослого человека. мышление «маленького взрослого» .Пиаже стал рассматривать детское мышление как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.

Пиаже предложил новый метод изучения мышления — метод клинической беседы, направленный на изучение закономерностей развития и функционирования мышления, представляя собой вариант эксперимента. Исходным постулатом Пиаже раннего периода стало положение о том, что мышление прямо выражается в речи. Данное положение определило все трудности и ошибки его ранней теории. Именно это положение стало предметом критики Л. С. Выготского, отстаивающего тезис о сложных взаимообусловленных отношениях мышления и речи. Именно от положения о прямой связи мышления и речи Пиаже отказался в дальнейших работах.

Беседа позволяла, по мнению психолога, изучать мышление ребенка, потому что ответы ребенка на вопросы взрослого раскрывают перед исследователем живой процесс мышления.

В основе ранней концепции Ж. Пиаже лежат три теоретических источника — теория французской социологической школы о коллективных представлениях; теория 3. Фрейда и исследования первобытного мышления Л. Леви-Брюля.

Итак, отправной точкой для теории Ж. Пиаже стали три следующие положения:

1. Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвое

ния коллективных представлений (социализированных форм мыс

ли) в ходе вербального общения.

2. Изначально мышление направлено на получение удоволь

ствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку

навязываются другие его формы, соответствующие принципу ре

альности.

3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.

Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, — это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации.

Величайшим открытием Пиаже является открытие феномена эгоцентризма детского мышления. Эгоцентризм — это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм — это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет.

Заслуга Ж. Пиаже заключается в том, что он не только открыл явление эгоцентризма, но и показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Исследователь выделил три ступени в этом процессе: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм — познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных точек зрения на предмет; 3) децентрация — координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие умственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мышления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними.

Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие:

* синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри

нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя

зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);

* соположение — неспособность к объединению и синтезу («из

быток связи»);

* интеллектуальный реализм — отождествление своих представ

лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Аналогичен интеллектуальному моральный реализм;

■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»);

• анимизм как всеобщей одушевление;

* артифициализм как представление об искусственном проис

хождении природных явлений. Например, ребенка спрашивают: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и

наполнили их водой»;

* нечувствительность к противоречиям;

* непроницаемость для опыта;

* трансдукция — переход от частного положения к другому част

ному, минуя общее;

* предпричинность — неспособность к установлению причинно-

следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить

предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг

упал на улице потому, что… Ребенок завершает: его увезли в

больницу;

* слабость детской интроспекции (самонаблюдения).



Источник

КРИТИКА ФАКТОРНОГО ПОДХОДА В ПОНИМАНИИ ДВИЖУЩИХ СИЛ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

1. Выготский Л.С. С.соч. т.1, стр.. 177-195, 196-209, 246-247, 282-286, 265-271, 288-290, т.2 с.387-397.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Биогенетическая проблема (любое издание)

3. Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. Пг, 1922, с.18-23.

4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

6. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.

7. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005.

ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОАНАЛИЗЕ.

1. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

2. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М.. 1991.

3. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы.

4. Фрейд А. Лекции по психоанализу. М., 2001

5. Эриксон Э. Детство и общество. С.П., 1996

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.П., 1997.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995 или Возрастная психология.

8. Лапланш Ж., Понталис Ж..Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.

9. Фрейд З. У.Буллит Томас Вудро Вильсон, 28 президент США. Психологическое исследование. М., 1992.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Э.ЭРИКСОНА

1. Э.Эриксон Детство и общество. С.П., 1966

2. Э.Эриксон Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1966.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.П. 1997.

5. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона.// Принцип развития в психологии. М., 1978.

ПРОБЛЕМА ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ Ж. ПИАЖЕ и Л.С.ВЫГОТСКОГО.

1.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М-Л., 1932

2.Выготский Л.С. Мышление и речь.Гл.2 Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.

3. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. С-П., 1997.

4. Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С.Выготского на книги “Речь и мышление ребенка” и “Суждение и рассуждение ребенка”. В кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

5.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

6.Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. Гл.5

7.Левина Р.Е. Идеи Л.С.Выготского о планирующей функции речи. ВП, 1969, № 4.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Ж.ПИАЖЕ

1. Ж.Пиаже Логика и психология # 2 Психологическое развитие операций // Избранные психологические труды. М,, 1969.

2. Ж.Пиаже Психология интеллекта. Гл.1,5// Избр.психол.труды. М., 1969.

3. Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия. ВП, 1966, № 4.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.

5. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.М., 1981

6. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла “Генетическая психология Жана Пиаже”. М., 1967.

7. Дональдсон М.. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

8.Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф. (ред.-составители) Жан Пиаже – факты, теория, дискуссии. М., 2001.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Л.С.ВЫГОТСКОГО

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в психическом развитии ребенка. С.соч.т.6.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. С.соч. т.3

3. Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций.// В кн. Л.С.Выготский Психология развития как феномен культуры. М., 1996.

4. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности.// В кн. Проблемы формирования личности. М., 1995.

5. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психологические воззрения Л.С.Выготского.// В кн. Л.С.Выготский Избранные психологические исследования. М., 1956.

6.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

10. Пузырей Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.. М., 1986.

2. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия под ред. В.С Мухиной. М., 1991. Статьи Лисиной М.И., А. Фрейд, Дж.Боулби, Р.Шпица, Й.Лангмейера.

3. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. М.,1992.

5. Перре-Клермон А. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.

6. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. А.Г.Рузской. М., 1989.

7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Под ред. Т.А. Репиной.. М., 1978.

8. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. // Избр.психол.труды. М.. 1989.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. – Гл. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые 7 лет жизни. Общение и психическое развитие. Часть 3.

ПОНЯТИЕ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики.. В кн. Запорожец А.В.. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1987.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // А.Н.Леонтьев Проблемы развития психики (любое издание).

3. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960, гл.1.

4. Эльконин Д.Б.К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. ВП, 1971, № 4 или Эльконин Д.Б. Избранные психол.труды. М., 1978.

5. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни. ВП, 1978, № 5.

6. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. ВП, 1987, № 1.

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

1. 1. Выготский Л.С. Проблема возраста. С.соч. т.4

2..Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. ВП, 1972 №2.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// В кн. Д.Б.Эльконин Избранные психологические произведения. М., 1989. Или ВП 1971, № 4.

4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // В кн. Проблемы развития психики (любое издание).

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. Этапы формирования личности в онтогенезе (1, 11, Ш ) или ВП 1978 №4, 1979 №2, 4.

6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. ВП, 1991, 2.

       КРИЗИСЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. С.соч. т.4

2..Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. ВП, 1972 №2.

3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Кризис семи лет. Кризис трех лет. Младенческий возраст. С.соч. т.4

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// В кн. Д.Б.Эльконин Избранные психологические произведения. М., 1989. Или ВП 1971, № 4.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. Этапы формирования личности в онтогенезе (1, 11, Ш ) или ВП 1978 №4, 1979 №2, 4.

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. ВП, 1987, № 5.

7. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. ВП, 1994, № 1. Или Психология возрастных кризисов. М.., 2000.

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ТРУДАХ Л.С.ВЫГОТСКОГО

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.// Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. С.соч. т.2, гл.6 (о соотношении жит. И научных понятий)

3. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.//Избр.психол.труды. М, 1989 или ВП 1956, № 6.

4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.Л., 1935.

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.// Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. С.соч. т.2, гл 6.

6. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.// Избранные психол.труды М., 1989 или ВП 1956, № 6.

7. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний младшими школьниками.// Избранные психол. труды. М., 1989.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972

10. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1995.

11. Цуккерман Г.А. Виды общения в обучении. М, 1991.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.

1. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. С.соч.т.4.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995, стр. 193-212.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Гл.3 # 1-4.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978, с.151-157.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. Часть 4. Психология младенца.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 с. 30-46, 65-86.

7. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия под ред. В.С.Мухиной. М., 1991. Статьи Лисиной М.И., Дж.Боулби, Р.Шпитца, Й.Лангмейера, З.Матейчека и др.

8. Бауэр Т. Психическое развитие ребенка. М., 1979, гл.6 и 7.

9. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-86, 64-73, 244-253.

ПРЕДМЕТНО-ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

1. Выготский Л.С. Раннее детство. С.соч. Т.4

2. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. С.соч. т.6. стр. 3-14, 21-32, 37-38.

3. Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./Под ред. И.И.Ильясова и В.Я Ляудис. Ч.1, с. 195-203.

4. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. Вестник МГУ, серия Психология, 1978, № 3 или Избранные психол.труды.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, гл.3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

1. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет. С.соч. т.4.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. Стр. 212-230.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960, ч.2, гл.5

4. Мухина В.С. Детская психология М., 1985, с. 73-90, 94-114.

5. Карпова С.Н., Колобова И.Н.Особенности ориентировки на слово у детей.. М., 1978. Стр.3-57.

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. ВП, 1987, № 5.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. Гл. Проблемы онтогенеза общения. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Проблемы и задачи исследования речи у детей.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. ВП, 1966, № 6

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Леонтьев А.Н.. Проблемы развития психики (любое издание)

4. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца, М.., 1966

5. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.., 1986

6. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольников. М., 1965. Гл. 3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. Стр.. 231-255.

2. Выготский Л.С. Кризис 7 лет. С.соч., т.4.

3. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964 гл.5

4. Выготский Л.С. Мышление и речь гл.5 Экспериментальное

Исследование понятий

5. Запорожец А.В. О действенном характере зрительного     

восприятия предмета. Развитие ощущений и восприятий в    

раннем и дошкольном детстве. Развитие восприятия и    

деятельность. Развитие мышления. Развитие 

эмоциональной регуляции действий у ребенка. К вопросу    

о генезисе, функции и структуре эмоциональных 

процессов у ребенка.// А.В.Запорожец. Избранные        

психол.труды.т.1, М., 1986.

6. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. С. 34-

48, 58-61, 69-87, 142-147.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.    

С.75-77, 89-100, 120-133.

8. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. (ред.) Психологические    

Особенности детей 6-7 летнего возраста. М., 1988.

С.12-14, 22-39, 44.45, 56-65.

9. Сапогова В.Е. Своеобразие переходного периода у детей     

6-7 лет. ВП, 1986, № 4.

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. ч.3 гл.1.

2. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. (ред.) Психологические особенности детей 6-7-летнего возраста. М., 1988. Стр.36-44, 77-49, 11-125.

3. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.

4. Гуткина А.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению к школе. М., 1991.ё

6. Нежнова Т. А. Динамика “внутренней позиции” при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Серия Психология, 1988, № 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. С.соч. т.2. Гл.6

2. Эльконин Д.Б. Избранные психолог.труды. М., 1989. Психология обучения младшего школьника. О структуре учебной деятельности. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология М., 1995. Стр. 255-274.

4. Давыдов В.В. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М., 1988.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1988.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1. Выготский Л.С. Педология подростка. С.соч. т.4.

1. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Избранные психол. труды. М., 1989.

2. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С.100-106, 139-152.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989 или Психология юношеского возраста. М., 1979.

6. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание. М., 1986, гл. 5.

7. Фельдштейн Д.И. (ред.) Психология современного подростка. М., 1987. С.. 6-36, 36-56, 164-168, 176-232.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Ред. И.В.Дубровина. М., 1987.

9. Психология подростка. Хрестоматия (сост. Ю.И.Фролов)

(статьи Шпрангера, А.Фрейд, Божович и до.)

ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛЫХ ВОЗРАСТОВ

1. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. Психологический журнал, т.1, № 2, 1980.

2. Анциферова Л.И. Исследование личности в динамике: некоторые итоги. Психологический журнал. 1992, ; 5.

3. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. Вестник МГУ Сер.14 Психология, 1980, ; 2.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

5. Массен П., Конгер Дж., Коган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности. Тексты. (ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А.) М.., 1982.

6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981

7. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования ). Ред. Л.В.Сохань, Киев, 1987.

8. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. В кн. Б.Г.Ананьев О проблемах современного человекознания. М., 1977.

9. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.

Источник