Проблема развития ребенка в исследованиях гезелла педология раннего возраста
Арнольда Луция Гезелл (1880-1961) получил степень доктора философии по психологии от Университета Кларка в 1906 г. После длительных наблюдений в школах для лиц с психическими расстройствами, он развил свой интерес к изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Он изучал медицину и служил в качестве помощника профессора Йельского университета, где основал Йельскую клинику детского развития или нормального детства.
В клинике изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода – от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высокими темпами психического развития, второй – средними, а третий – низкими. Он помог разработать успешные программы для детей с ограниченными возможностями. В своих исследованиях он изучил многих детей, в том числе Камалу — девушку, выросшую в волчьей стае.
Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М. Щелованова и его Лаборатории генетической рефлексологии, которая также изучала детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативности этого развития.
Как психолог, Гезелл понял огромное значение природы и воспитания. Он предостерегал не быть поспешными в выводах, приписывая конкретные причины умственным недостаткам. Многие аспекты человеческого поведения, например беспристрастность и темперамент, он считал наследственными, и напоминал, что «ребенок адаптирован к родителю, родитель адаптирован к ребёнку». Он считал, что общенациональная система детских садов будет благом для его страны.
Будучи новатором, Гезелл использовал в своих исследованиях последние достижения в кино и фотографии. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования – лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям – моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.
Геззел утверждал, детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. Сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных.
Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Ученик Холла, известный американский психолог Арнольд Гезелл (1880–1971), проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов[1]. Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы.
Гезелл сделал значительные шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от рождения до полового созревания. Сам
Гезелл называл свой метод исследования “биографически- лабораторным”. В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью (“зеркало Гезелла”). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.
Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слепых детей). В результате им был составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста.
Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, “приростом поведения”, как он называл количественные изменения. Сформулированный им общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация возрастного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до одного года – наиболее высокий “прирост” поведения, от одного года до трех лег – средний и от трех до 18 лет – низкий темп развития.
Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию: “Врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать, от нашего невежества”[2].
Критикуя позицию Гезелла, Выготский называл ее “ультрабиологизмом” и “эмпирическим эволюционизмом”, когда социальное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход детского развития подчиняется вечным законам природы[3].
В табл. 4 приведены как основные параметры теории Гезелла, так и направления критики.
Таблица 4
Теория созревания А. Гезелла
Основной предмет исследования | Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания |
Методы исследования | Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей; лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых детей и больных |
Основные понятия | Созревание, развитие, прирост поведения, последовательность развития, скорость роста (развития) |
Основные идеи | Зависимость психического развития (всех его компонентов – от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля над развитием |
Факторы развития | Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм) |
Ценное | Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эмпирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлечение внимания к важности процессов созревания. Создание нормативов моторного развития |
Направления критики | Акцентирование биологической основы развития – “эмпирический эволюционизм” (Л. С. Выготский); абсолютизация нормативов, перенос данных, полученных на детях среднего класса, на все остальные случаи |
Видный австрийский психолог Карл Бюлер (1879– 1973), работавший некоторое время в рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического развития ребенка. Он намеревался проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) – в человека[4]; представить весь путь развития человека как восхождение по единой биологической лестнице – от обезьяны до взрослого культурного человека.
Задача исследования, по Бюлеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. По замыслу ученого, подходящая форма эксперимента для исследования детского развития в первые годы жизни может быть заимствована из области зоопсихологии. Это “эксперименты над деятельностью”, “планомерное использование искусственных ситуаций”, – по сути, решение детьми задач такого типа, которые предлагал высшим обезьянам В. Келер (речь идет об использовании шимпанзе палок, ящиков и других предметов в качестве орудий, например, для притягивания прежде недоступного лакомства).
Бюлер известен как автор преформистской теории “трех ступеней” в развитии ребенка. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки нс раскроются в полной мере.
Каждый ребенок, по Бюлеру, в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.
Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека – расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными различиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, – естественное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.
Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает “шимпанзеподобность” поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезьянами и детьми; при предъявлении новой задачи испытуемый демонстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. “Ага-реакция”, “ага-переживание”, мгновенное схватывание сути вещей и отношений трансформирует поведение, которое превращается в спокойное, упорядоченное решение задачи. При повторении ситуации решение находится сразу.
При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие от его результата. Далее действие сопровождается функциональным удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец, представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собственно действию.
Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли творчества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребенком в процессе общения со взрослым.
В табл. 5 схематично изложена теория трех ступеней.
Таблица 5
Теория трех ступеней К. Бюлера
Автор | Карл Бюлер |
Название теории | Теория трех ступеней развития |
Основной предмет исследования | Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект) |
Методы исследования | Зоопсихологический эксперимент |
Основные понятия | Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие |
Основные идеи |
|
Факторы развития | Преформизм, наследственность |
Ценное | Применение эксперимента в изучении детского развития, идея развития |
Направления критики | Биологизаторский подход – невидение, игнорирование специфики развития человека, принижение возможностей ребенка |
Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Детская психология для него – это прежде всего психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребенка. Бюлер считал, что фазы детства нужно определять по интересам и успехам в развитии. Некоторые выделяемые Бюлером эпохи: шимпанзеподобный возраст; стадия вопросов о названиях предметов; стадия вопросов “почему”; возраст сказок; возраст Робинзона и др. Фазы детства Бюлер рассматривал как биологические фазы развития; относительное, свойственное ребенку определенной эпохи и определенной социальной среды приравнивалось к абсолютному, всеобщему, необходимому закону развития.
Выготский подчеркивал, что в теоретических построениях Бюлера есть ценная, пронизывающая все идея развития и тенденция рассмотреть психическое развитие в общем аспекте биологического развития. Однако стремление непосредственно вывести всю полноту душевной жизни, психических функций и форм из биологических корней, найти причины типичных успехов нормального ребенка в структурном развитии коры большого мозга принципиально ограничивает позицию Бюлера, делает ее антидиалектичной. Филогенез и онтогенез психики оказываются в одинаковой мере подчинены законам биологической эволюции[5].
Источник
биогенетический рекапитуляция интеллект психика
Развитие детской психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этих наук, но и разработки новых объективных методов изучения психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным (антропометрии, тестам Гальтона), но в то же время являлись бы именно психологически ми методами. Одним из первых такие методы, позволяющие быстро и надежно определить уровень развития интеллекта детей разработал французский психолог А. Бине. Однако интеллектуальные тесты Бине исследовали детей от трех лет и старше и оставляли в стороне ранние возрасты. Этот пробел был восполнен американским психологом Арнольдом Гезеллом (1880-1961). Он создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возраста – от рождения до трех лет. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от рождения до подросткового возраста. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий.
Ученик С. Холла, известный американский психолог А. Гезелл проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов [4, С. 227].
Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений, предпочтений ребенка в занятиях, включая и интеллектуальные интересы.
Сам Гезелл называл свой метод исследования “биографически-лабораторным”. В созданном им центре использовалась специальная литература для объективной регистрации (фото и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью (“зеркало Гезелла”). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или с другими детьми). Диагносты и консультанты могли наблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.
Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слепых детей). В результате им был составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.
Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию: “врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать от нашего невежества” [4, С. 231].
Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным “приростом поведения”. Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация возрастного развития предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года – наиболее высокий прирос поведения, от 1 года до 3 лет – средний и от 3 до 18 лет – низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма [10, С. 49].
Источник