Проблема развития ребенка в интернате

Проблема развития ребенка в интернате thumbnail

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки интеллектуального развития, являются приоритетными в образовательной политике.

Выпускники специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида зачастую оказываются совершенно не приспособленными к реальным условиям окружающего мира. Это дети, с раннего возраста успевшие столкнуться с нищетой, стесненными жилищными условиями, преступностью, насилием. Как правило, раны, нанесенные ребенку в первые годы жизни, остаются у него навсегда. Такие дети чувствуют себя незащищенными, одинокими и беспомощными. Став взрослыми, они нередко жестоко обращаются с собственными детьми, совершают преступления, начинают употреблять наркотики.

Актуальность проблемы подготовки детей к активной жизни совершенно очевидна. Реалии современного общества таковы, что воспитанник за порогом учебного заведения оказывается в лабиринте социальных, психологических и личностных проблем. Достаточная степень профессиональной подготовленности учащегося, умения адаптироваться к различным жизненным ситуациям, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, работать в коллективе, иметь навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха, способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей, – верный залог его жизненной успешности, его социальной востребованности. Поэтому мы рассматриваем современное коррекционное  образовательное учреждение как социальный институт, который призван на деле,  защищать права, свободу и достоинства каждого ребёнка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного – социального развития и становления. И его задача – создать условия для успешной социализации личности учащегося, которые могут   реализовываться  через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Данная  задача решается более успешно, когда возникает гармония двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации.  Через коллективное творческое дело происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом. Под КТД подразумевается не любая деятельность, а жизненно важное общественно необходимое дело, например, социальный проект, трудовая акция, спортивные состязания.

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Методика ситуационного семейного часа позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

 В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Особенно актуально значимым и востребованным сегодня становится создание учебных программ по трудовой подготовке учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, а также их реабилитация и социальная адаптация.

В  течение нескольких лет мы  работаем в специальной коррекционной школе  VIII вида. Большое значение придаём обучению и воспитанию детей как нормальной, полноценной личности. Для того, чтобы   воспитать полноценного гражданина своей Родины, требуется постоянно обращать  внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. Надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. Наша  задача: помочь учащимся коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны.

Одной из основных функций педагогической поддержки является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации.

Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы  уделяется много внимания  воспитательной работе, основными задачами которой являются  — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
Воспитательная работа с детьми реализуется по следующим направлениям:
• «Личностное развитие»;
• «Охрана здоровья и физическое развитие, обеспечение основ безопасности жизнедеятельности»;
• «Трудовое, экономическое воспитание и профессиональное самоопределение»;
• «Гражданско-патриотическое, правовое воспитание»;
• «Эстетическо-творческое развитие».

В комплексе с различными мероприятиями, реализуемыми в школе, осуществляются  

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Особое внимание уделяется организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, расширению кругозора воспитанников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.

Учащиеся любят заниматься в спортивных секциях (лыжи, футбол, теннис, коньки, хоккей и пр.) Дети и педагоги принимают активное участие в ежегодных  спортивных мероприятиях школы, района, края. Неплохой потенциал и результаты воспитанники имеют и по лёгкой атлетике.

  1. Трудовая деятельность

Цель: создание условий для понимания того, что труд — основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага; формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребёнка, воспитание бережного отношения к результатам труда.

 Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Особое место занимают уроки социально-бытовой ориентировки. Многие темы предмета СБО для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.

На основе систематических наблюдений за детьми на занятиях по трудовой подготовке мы получили возможность проследить динамику продвижения в освоении теоретического и практического материала.

Читайте также:  Сущность понятий аномальный ребенок аномальное развитие

Полученные данные позволили нам дифференцированно подойти к коррекционной работе с детьми и сделать заключение о том, кто из учеников нуждается  в индивидуальном подходе.

Анализируя трудоустройство выпускников нашей школы, мы убедились, что в производственных условиях удовлетворительно адаптировались в основном те из них, интеллект которых нарушен в меньшей мере.

По окончанию школы обучающиеся и воспитанники показывают высокие результаты при сдаче экзамена по предмету. На протяжении 3-х лет уровень профессионально- трудовой подготовки остаётся стабильным.

  1. Социализация выпускников, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе происходит через участие в различных творческих  конкурсах.
  2. Эстетико-творческая деятельность

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.

Для повышения качества воспитательной работы педагоги используют новые технологии, разнообразные формы, методы и приёмы, привлекают детей к активному участию в мероприятиях. Воспитанники школы ежегодно  принимают участие в конкурсах  детского творчества. В течение учебного года воспитанники школы неоднократно принимали участие в районных добровольческих акциях «Чистый двор» в рамках Весенней Недели Добра, «Туристическая тропа» и др.

  1. Мы отдыхаем

Целостное развитие личности ребёнка возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым, как не в период отдыха? Большое внимание в школе  уделяется закаливанию детей, купанию. Купание происходит в специально обустроенном месте (бассейне), согласно графику, под руководством педагогов школы, медработника. Даже в зимний период. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов дети, сами не подозревая, развивают свои физические и моральные качества, учатся дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учатся побеждать и проигрывать. Нужно только правильно их настроить, не отталкивать, не отворачиваться от детей. Правильно организованная и спланированная работа во время  отдыха решает проблему досуга, самовольных уходов и девиантного поведения детей «группы риска».

  1. Наши праздники

Большое значение придаётся сохранению, поиску, созданию и отработке традиций и ритуалов школы, которые объединяют всех учеников, способствуют формированию коррекционно-развивающей общешкольной среды: День знаний, День учителя, Праздник труда, Осенний бал, День инвалидов, День Матери, новогодние праздники, Рождественские встречи, Масленица, День Святого Валентина, День защитника Отечества, День птиц, 8 марта, Последний звонок, День защиты детей.

Важной особенностью воспитания ребёнка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимуляция его компенсаторных возможностей и в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

Особое место в процессе обучения занимают  педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся, среди которых и игровые технологии. Одним из видов обучающих игр,  которые мы используем, стали ролевые игры, они  характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность.

Для достижения поставленной цели посредством сюжетно-ролевой игры мы  используем следующие средства:

1.  Постановка общей для группы задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

2. Обеспечение различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, покупатель и продавец, бригадир и рабочие, почтальон и получатель почты  и т.д.);

3.  Взаимодействие участников группы в соответствии с их ролями;

4. Введение учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

5.  Обязательная оценка учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием замысла. Структурным компонентом является сюжет, содержание, роль. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого. В процессе сюжетно-ролевой игры формируются такие процессы как: мышление, воображение, память.

Из выше  сказанного следует, что социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. <Андреева Г.М.>

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности ребенка.

Для прогнозирования и выявления возможных трудностей приспособления к учебной и трудовой деятельности детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью важен психологический мониторинг состояния их здоровья, позволяющий своевременно осуществлять комплекс превентивных и восстановительных мероприятий. Среди проблем, требующих незамедлительного решения: организация воспитательного и образовательного пространства в соответствии с особенностями психофизического развития детей; формирование разновариантного образовательного процесса, способствующего выбору образовательной программы, адекватной возможностям организма детей; создание системы социально-психологического сопровождения развития детей на всех ступенях онтогенеза; сохранение и приумножение здоровья детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 8месяцев

Важную  роль в процессе адаптации ребенка, играет педагог. Так как именно он следит за социальной ситуацией в классе. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Для этого педагогу необходимо  обладать рядом важных профессиональных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Александровская Э. М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе//Гигиена и санитария. – 1984. – № 3. – С. 17-22 
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С.34-37. 
3. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. – 2002. – № 1. – С.111-121. 
4. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. – Ростов: Феникс, 1997. – 340 с. 
5. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997. 
6. Эксакуто Т.В, Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.

Источник

Проблема социализации детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в
настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен
воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.
Федеральные и местные власти, педагогические коллективы
государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для
успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в
общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы
социализации данной категории граждан. Однако проблемы социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются
особой сложностью, проведенные исследования
(работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского,
Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом
пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в
социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик
как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные
установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень
отклоняющегося поведения [8].

Несмотря на попытки создания систем
взаимодействия различных структур и органов, работающих с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: домов
ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов, до сих пор не
обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Можно выделить несколько проблем,
мешающих или тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.

Проблема 1. Отсутствие в детских
домах квалифицированных специалистов.

К сожалению, необходимо констатировать
факт, что в нашей стране нет специальности «воспитатель
детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к
работе в условиях этого специфического вида детских учреждений.
Поэтому многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не
готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят. Дети
вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это
временщики, которые постоянно меняются, что является фактором,
негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.

Проблема 2.
Эмоционально-личностные деформации.

Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной
материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией
на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин
социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений.
Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого
протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных
влияний с неблагополучным биологическим фактором развития.

Хотя круг общения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом
контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в
специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. Реально
существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном
стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях детского дома не
может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге
общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей с большим трудом. Опека нескольких
взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а
позже – на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками,
перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь
позитивного значения для формирования личности и её безболезненной
социальной адаптации.

Проблема 3. «Закрытость» пространства
детских домов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей являются жертвами процесса социализации
вследствие их длительного пребывания на полном государственном
обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений.
Воспитанникам детского дома свойственно
однообразие и унификация стилей поведения, что
приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных
социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального
пространства учреждения, ограниченность социальных связей
детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и
социального опыта, формирование единственной социально-ролевой
позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том,
что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и
криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами
различного рода преступлений.

Проблема 4. Межличностные отношения.

У детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных
отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в
характеристике этих отношений как «плохих»
и «скорее плохих». В детских домах к
воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют
либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ,
порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви
используются редко, в результате этого у ребенка появляется
негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому
детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир
делят на «своих» (детдомовских) и «чужих»
(живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический
феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в
любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у
воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через
физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда
«особые» отношения к «чужим», от которых
детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего
стремятся извлечь хотя бы выгоду.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у ребенка годовалого ребенка

Проблема 5. Негативное отношение к
детям из детских домов.

Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним
последствием социализации в детском доме является негативное
отношение к детям из детских домов, которое рассматривается
социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в
обществе восприятие человека происходит через призму того, что он
находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение
ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и
воспитывается в такой атмосфере.

Проблема 6. Профессиональная
ориентация воспитанников детского дома.

Ещё один важный аспект социализации –
профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без
попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и
труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования
детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего
развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют
самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских
учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее
популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара,
водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п.
Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня
не являются престижными и не требуют обязательного высшего
образования. Возможности подростка-сироты формировать свои
профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой
распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий
[7].

Проблема 7. Неприспособленность к
самостоятельной жизни.

Длительное проживание в детском
учреждении и специфика первичной социализции и социализации в
процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них
необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и
требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к
самостоятельной жизни в обществе.

Воспитанников детского дома, к
сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности
заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут –
государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет
необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не
имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне – это не
допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким
образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция:
дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда
ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к
жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме
в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не
знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях,
т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома.
Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и
криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества
и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании,
противоправных действиях.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в
детском доме на сегодняшний день не способствует успешной
социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
И хотя в последние годы в России всё больше
внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей
системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения
прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и
сотрудников детского учреждения. Все соглашаются с тем, что
усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве
случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо
считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти
формы социального устройства детей, оставшихся без попечения
родителей. Детские дома будут существовать ещё значительное время. В
связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети
учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и
детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования
процессов их социализации. Для обеспечения успешной социализации
выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в
общество предстоит ещё многое сделать, например привести в
соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную
подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить
взаимодействие выпускников с различными учреждениями. Для
профессионального ориентирования должен быть тесный контакт между
детскими учреждениями и профессиональной структурой, чтобы была
возможность более верно определять возможности в профессиональной
ориентации конкретного воспитанника и тем самым помогать ему в его
самоопределении. В основу реализации государственной социальной
политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо
заложить и работу по преодолению причин самого явления –
сиротства, и работу по развитию института
приемной семьи, и систему механизмов по
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
что на уровне самих интернатных учреждений нашло бы свое отражение в
создании программ социализации для данной категории детей.

Литература:

  1. Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. //
    Дет­ский дом, 2005, № 1.

  2. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации
    детей-сирот. — Ярославль, 1997.

  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. // Под
    ред. Д. И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997.

  4. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях
    интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

  5. Детский дом и борьба с беспризорностью. // Под ред. С.
    С. Тизанова и др. М. Гоcиздат,
    2005, № 3.

  6. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие
    (медико-социально-психологические проблемы). — М., 2005

  7. https://sociosphera.ucoz.ru/Arhivs/2011/Sociosphera_1/11_Abelbeysov_V-A..pdf

  8. https://opeka.omskedu.ru/file/Posashkova.pdf

Источник