Проблема развития ребенка по изо психология

Проблема развития ребенка по изо психология thumbnail

Наталия Громова
Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей

Методическое объединение.

Доклад на тему:

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на примере народно-прикладного искусства.

Подготовила: Громова Н. В.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Соломенникова О. А. пишет, что важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и, поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду и младших классах школы.

Соломенникова О. А. выделила, что З. А. Богатеева и Т. С. Комарова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Н. П. Сакулина считала, что декоративное искусство отвечает интересам детей старшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений. Исследователи В. Н. Василенко, Т. Н. Доронова, Е. А. Флерина и другие отмечают,что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Н. П. Сакулина позднее выделила декоративное рисование как отдельное направление педагогической работы с дошкольниками. При этом автором подчеркивалось, что декоративное начало присутствует во всех видах изобразительного творчества. Декоративное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений. Соприкасаясь с произведением искусства при помощи зрения, движения, обогащается чувственный опыт ребенка, который раскрывает его во всем многообразии форм и красок, в доступных детскому восприятию проявлениях. Полнота восприятия обеспечивается высокой природной зрительной чуткостью. Ребенок видит формы узора, расположение элементов в узоре, цветосочетания, ритмическое чередование элементов, симметрию.

А. П. Усова считает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.

В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.

Умение – способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке.

В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.

Г. М. Коджаспирова отмечает, что умения формируются путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания.

Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

Читайте также:  Синквейн на тему развитие ребенка

У детей в организованной деятельности происходит развитие изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий.

Н. П. Сакулина основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяла формирование умения, правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Ребенку трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков.

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием.

Т. С. Комарова определяет одной из важных задач обучения изобразительному искусству –овладение техническими приемами работы с различными материалами. Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.

Т. С. Комарова под изобразительными умениями старшего дошкольного возраста выделяла совокупность следующих умений:

умение использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта);

умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;

умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге);

умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);

умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;

умение получать разнообразные оттенки цвета.

Деятельность детей приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Дети понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка рисунков в конце занятия приобретает развернутый и обоснованный характер.

Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.

У детей движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.

С позиции Г. Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих развитию изобразительных умений:

создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

восхищение каждой идеей детей;

важное значение имеет подготовительная работа перед занятием, когда воспитатель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память.

Главная направленность работы воспитателя заключается в развитии самостоятельных действий детей.Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции, отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, оценке продукта деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / А. П. Аверьянова – изд. «Мозаика – синтез». 2003. -60 с.

2. Бочкарева И. Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социальнофилософских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.egpu.ru свободный /закрытый – Загл. с экрана.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста липецк

3. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю. С. Осипов; под ред. Ю. С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с., ил.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д. Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования. [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. – 2013. – №2. – С. 28 – 29.

6. Варкки Н.Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитаниедошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57–67.

7. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество, теория, история, практика [Текст]: учеб. пособие/ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. -230 с.

8. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. [Текст] /С. М. Вайнерман–М. ,2009.

10. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей[Текст] // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 41-43.

11. Волынкин В. И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников[Текст]: учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.

12. Выготский Л. С. Психология [Текст]/ Л. С. Выготский. – М., 2002. – (Серия «Мир психологии»).

13. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Г. Григорьева – М.: Академия, 1997. – 272 с.

14. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством[Текст]: Ребенок в детском саду. -2006.

15. Городецкая роспись // [Электронный ресурс].Режим доступа: http: //mnenie. zhulebertsyi. ru.свободный /закрытый – Загл. с экрана.

Источник

Влияние рисования на психическое развитие ребенка

Знаменитый педагог А.В. Сухомлинский писал: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности. В.С. Мухина отмечает, что «изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам»[16, с.32]. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психического развития.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов совершенствования всего организма, и психики в частности. До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней). Можно представить, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических). Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Поэтому многие исследователи (в том числе и Л.С. Выготский, который даже назвал детское рисование графической речью) возвращаются к заявлению Левинштейна (1907), что рисунок для ребенка является не искусством, а речью. «Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире» [15, с.77]. Согласованное участие многих (если не большинства) психических процессов и функций в изобразительной деятельности требует, в свою очередь, четкого межполушарного (межфункционального) взаимодействия.

Читайте также:  Развитие тактильного восприятия у ребенка

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Проблема развития способностей младших школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей школьников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей младшего школьного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Наблюдение педагогической практики в показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Это происходит в связи с тем, что не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Источник