Проблема развития ребенка дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Рузанова Татьяна
Консультация для воспитателей «Проблемы развития детского музыкального творчества»

Наше время – время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей. Эти качества дают возможность личности к успешной адаптации в современном мире, придают творческий характер будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счёте – самоутверждению человека.

Современный ребёнок живёт в непростых условиях музыкального окружения. У него исчезает интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

У меня возникает ряд вопросов: Почему, казалось бы, при возросшем внимании общества к музыкальной культуре проблема детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только

развлекательной музыкой. Некоторые родители полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Почему, при возросшем количестве публикаций по музыкальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-творческих способностей детей наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Почему при повышенном внимании общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека очень мало телепередач творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засорённым» эфиром.

Поэтому, конечно, проблема музыкального творчества детей актуальна. И цель моей работы заключается в том, чтобы не только помочь детям активно войти в мир музыки, но и стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника во всех видах музыкальной деятельности

Для достижения цели я определила следующие задачи:

развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

– побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

развивать природную музыкальность детей;

– побуждать дошкольника к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. ;

– создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Для решения этих задач в своей работе использую музыкальные игры, игровые ситуации, фольклорный материал (произведения должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае у детей появится желание петь, танцевать, слушать, играть)

Так, в процессе работы над пением, с целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать музыкальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции. Репертуар, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни.

В занятия включаю песенки-упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Так, например, в играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?»дети с помощью звукоподражания передают голоса животных: кошки-котёнка, собаки-щенка, козы-козлёнка и т. д. Не все сразу могут передать голоса большого и маленького животного. Прислушиваясь к низко поющим детям,иногда приговариваю: «Это не мои цыплятки, мои поют высокими голосами». Каждому из детей хочется спеть так как надо.

Для того, чтобы обогатить впечатления, пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и малознакомые образы в музыкальном воспитании использую игры и игровые ситуации.

Вот, например, в гости к малышам на занятие приходит кукла Катя, забавный Петрушка или пушистый зайчонок. И дети с большим воодушевлением поют для любимых игрушек, отвечают на поставленные вопросы, играют с ними.

Для развития песенного творчества дети должны владеть навыками сольного пения. Чем старше дети, тем больше я уделяю внимание работе над звукообразованием, учу петь естественно, легко, звонко, напевно, тянуть звук. Например, для чистого интонирования я очень часто использую игру «Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, по музыкальной фразе, сыгранной и на ф-но, и на детских музыкальных инструментах.

Для формирования устойчивого интереса к пению, чистого выразительного интонирования, развитию вокально-хоровых навыков, творческих проявлений я часто использую песенный фольклор (народные песенки, потешки, прибаутки, игры с пением). Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор в народной песне – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается воображение, фантазия, творческие способности.

В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации. Понимаю, что умение творить, самостоятельно искать песенные интонации, детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.

Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

Работу над песенной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод «Знакомство». Дети с удовольствием пропевают своё имя, фамилию, имя мамы. На втором этапе нацеливаю детей на создание своих мелодий. Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана, имитацию голосов животных, птиц.Затем дети придумывают певческие переклички: «Света, где ты?»«Я здесь». На третьем этапе учу детей сочинять мелодию на заданный текст (часто использую фольклорные тексты).

Детям очень нравится петь индивидуально под сопровождение инструмента и без него, под фонограмму. Я использую это стремление для развития коммуникативных способностей детей.

Выученный песенный репертуар, ребята с удовольствием демонстрируют на праздничных утренниках, развлечениях, концертах.

Такая работа способствует развитию раскрепощённости, уверенности в себе, и уверенности своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Применение музыкальных игр, использование фольклорного материала на занятии даёт мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявить себя не только в песенных, но и в танцевальных и инструментальных импровизациях.

Так, развитие танцевального творчества я начинаю уже с первой младшей группы, так как азы музыкально-ритмических движений закладываются с раннего возраста. Я побуждаю малышей легко прыгать, ритмично приседать и хлопать в ладоши под весёлую песенку или музыку вместе с зайчиком или мишкой.

во 2 младшейх группе в занятия включаются игры и игровые упражнения:«Солнышко и дождик», «Кошка и котята» М. Раухвергера, «Петушок», «Сорока», «Заинька» А. Лядова, «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского и др.

Читайте также:  Биологические и социальные факторы определяющие развитие умственно отсталого ребенка

Вначале детям даётся словесный образ, например, зайки. (Какойон?Весёлый шаловливый, пугливый, озорной, печальный.) Затем каждый изображает своего зайку. Если ребёнок в достаточной степени владеет необходимыми двигательными навыками и у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств, то он начинает

импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец.

Позднее разыгрываются сценки, в которых дети «переносятся» из одного времени года в другое. Летом можно вспомнить,чем ребята заним зимой: играли в снежки, катались на санках, лепили снеговика и т. д.

Вначале все импровизации провожу без музыки, чтобы ребёнок сам нашёл образное движение. Затем исполняю знакомую музыку, и дети играют, придумывая сюжет. Предлагаю детям перенестись в весенний лес, где они изображают птиц, любуются воображаемыми цветами, греются на солнышке, прислушиваются «к пению ручейка», прячутся от дождя. (Музыка П. Чайковского, А. Лядова, Г. Свиридова и др.)

В средней группе ведётся более углублённая работа по восприятию музыки, расширяется круг музыкальных образов. Вначале самостоятельные проявления детей обычно робкие, многие пытаются повторить действия других детей. Приходится направлять их поиск, помогать словесно, не навязывая своих движений. Постепенно дети вживаются в образ, поиск становится более осмысленным,движения выразительными. И как приятно наблюдать, когда ребёнок испытывает радость от того, что у него получилось и что он придумал сам.

Важно в этот момент поддержать творческие фантазии ребёнка, какими бы наивными и смешными они не казались, ведь так легко разрушить веру ребёнка в себя. Для развития импровизации и творчества я предлагаю такие игры, как «Что делают дети?», «Кто лучше придумает пляску?».

В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение инсценированию, начатое в средней группе.

Дети уже хорошо чувствуют характер образов, прекрасно действуют с воображаемыми и настоящими предметами (лентами, цветами, шарами) Пытаются самостоятельно создать свои танцевальные композиции в соответствии с жанром, формой музыкального произведения на музыку П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шопена,Ф. Шуберта и др. Для более эмоционального воздействия использую оркестровое звучание музыки.

Богатым материалом для музыкальных инсценировок являются народные песни с хороводами, народные игры.Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.Всем малышам очень нравятся игры: «Каравай», «Раздуйся, пузырь», «Зайка», «Кто у нас хороший», «Карусели»…Русские игры и хороводы доступны и интересны детям любого возраста. Они сопровождаются особенными песнями, в которых передаётся жизнь нашего народа. Сочетание движений ср словом помогает ребёнку осознать содержание игры и хоровода, что, в свою очередь,облегчает выполнение действий. Ни один русский народный праздник не обходится без хороводов и хороводных игр. Привлечение детей к массовым народным праздникам, играм приводит к потребностям положительных эмоций, желанием быть вместе, вместе с тем мы решаем задачу по восстановлению народных традиций. А воспитателю эти хороводные игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения. Такая открытость создаёт важные предпосылки для формирования личности ребёнка.

Развитие творчества требует дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Вместе с тем важно оснастить педагогический процесс всеми необходимыми техническими средствами обучения, иллюстративным материалом, детскими музыкальными инструментами, пособиями для танцевальных импровизаций, разнообразными костюмами и атрибутами к ним. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между воспитателями и родителями.

Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном возрасте, прорастут и дадут свои положительные результаты, ведь главная наша задача – воспитать детей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.

Источник

К одной из распространенных проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования.

Эта проблема, возможно, существует потому, что в дошкольном учреждении ей уделяется недостаточно внимания, Освоить элементарную технику певческого дыхания как можно раньше особенно важно для детей с хорошими голосами, которые предпочитают пение другим видам музыкальной деятельности.

Часто несформированный навык певческого дыхания является препятствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив правильное дыхание при пении, ребенок легче и с интересом занимается, результат занятий становится намного выше.

В дошкольных учреждениях закрепилось правило, что ребенку нельзя брать дыхание в середине слова и дышать, не поднимая плеч. При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поем. Поэтому было бы правильно сказать, что пение — это техника выдоха.

Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно дышать при пении.

Учимся вдыхать через нос — представим, что наш живот — это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы — создаем опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф» выпускаем воздух, который вдохнули («шарик нужно сдуть»), постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).

Такое упражнение следует выполнять на каждом индивидуальном занятии с ребенком, независимо от уровня его музыкальных способностей, следя за правильностью вдоха и выдоха. Мы способствуем становлению одного из лучших типов певческого дыхания — диафрагмового или нижнереберного, не владея которым нельзя сформировать правильный красивый певческий звук.

Говоря о пении, хочется заметить, что у некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть».

При пении она как бы неподвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо открытым ртом) на гласные («а», «о», «ы»), затем на эти же гласные в сочетании с согласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребенок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддается коррекции (а иногда и не поддается) у старших школьников, студентов.

Читайте также:  Согласно теории психическое развитие ребенка есть результат

Корректируя любые встретившиеся проблемы музыкального развития у дошкольников, следует использовать в полной мере музыкально-дидактические игры, которые решают конкретные задачи.

Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одаренными детьми, так и с остальными, то результат обязательно будет положительным.

Подводя итог, хочется пожелать, чтобы музыкальным воспитанием дошкольников занимались только те работники, которые любят свою работу, не убегают от проблем, а решают их. Ибо, как сказал Бернард Шоу: «В том, что они такие, какие есть, люди всегда винят обстоятельства. Я не верю в обстоятельства. В этом мире успеха добивается тот, кто встает и ищет те обстоятельства, которые хочет, а если их не находит, он делает эти обстоятельства сам».

Битус А.

Источник

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г.Н. Гурьянова, преподаватель

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский социально-педагогический колледж

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: отдается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения. Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству    музыки – вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. 
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. 
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. 
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

 Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок развитие воспитание обучение

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Требования к проектированию музыкальной среды:

  • Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
  • Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).
  • Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
  • Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.        

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый  действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

 Критерии качества музыкальной  среды:

1. Качество содержания

Содержание, разработанное с учетом деятельностно-возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки – пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна  глазу, действиям руки, росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

  Список литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
  2. Барышникова, Т. Азбука хореографии. – М., – 2000. 
  3. Башарина, Н.М. Работаем по программе “Путешествие в прекрасное” /Н.М. Башарина //Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №4. 
  4. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с. 
  5. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 
  6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001. 
  7. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. – 2005. – №5. – С. 42-46. 
  8. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. 
  9. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – с. 37.
  10. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста “Камертон”. – М., 2004. 
  11. Нестеренко, Т.В., Тарасова, К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.
  12. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Источник