Проблема развития потенциала одаренного ребенка

Проблема развития потенциала одаренного ребенка thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Михалева Е.С.

1

1 ФГБОУ ВПО “Оренбургский государственный педагогический университет”

В статье рассмотрены вопросы о развитии потенциала личности одаренных подростков, относящиеся к образовательному процессу. Раскрывается сущность понятий «одаренность», «потенциальная одаренность». Изучаемый феномен требует к себе внимания в комплексном глубоком исследовании. Современная система образования, повышая учебную нагрузку неконтролируемо, недостаточно учитывает особенности одаренных подростков. У подростков в результате происходит упадок эмоциональных характеристик личности, что впоследствии может привести к формированию рисков общего развития потенциала личности одаренного подростка. Сделан акцент на необходимости организации целостной системы обучения и воспитания, обеспечивающей комплексность воздействий развития потенциала (интеллектуального, творческого, эмоционально-духовного) личности одаренных подростков. В статье делаются выводы о возможностях обеспечения эффективного развития потенциала одаренных подростков.

потенциал

одаренность

одаренный подросток

1. Баскаков А.М., Соколова Ю.Г. Спутник исследователя по педагогике / А.М. Баскаков, Ю.Г. Соколова. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2008. – 600 с.

2. Бурзунова Е.А. Изменение личностного потенциала одаренных подростков в условиях повышенной учебной нагрузки / Е.А. Бурзунова // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 353. – С. 166-169.

3. Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка: электронный путеводитель / О.В. Гончарова // Из первых рук. – 2010. – № 3. URL: https://w.school2100.ru/upload/iblock/f3c/f3cd316f8ad6b75ddc0f0c888788df3c.pdf (дата обращения10.03.2015).

4. Ильясов Д.Ф., Андреева Н.Ю. Особенности развития одаренности учащихся: электронный путеводитель / Д.Ф. Ильясов, Н.Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. URL: https://www.science-education.ru/103-6277

5. Рабочая концепция одаренности. — М., 2003. — 95 с.

6. Рыженькова С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы / С.Г. Рыженкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4(8). – С. 12-18.

7. Рычкова В.В. Психолого-педагогические особенности одарённых подростков и их влияние на организацию инновационного образовательного пространства / В.В. Рычкова // Учёные записки ЗабГУ. – 2014. – № 5(58). – С. 74-79.

8. Рындак В.Г. Социализация и творческое развитие личности (философско-культурологическая концепция гимназии №4 г. Оренбурга) / под ред. проф. В.Г. Рындак. – Оренбург, 2000. – 92 с.

9. Судоргина Л.В., Чернышенко Е.Г., Киба О.В. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии / Л.В. Судоргина, Е.Г. Чернышенко, О.В. Киба // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2(12). – С. 14-25.

10. Яковлев Е. В., Яковлева Н.О. Одаренность как педагогический феномен / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. − 2011. – № 2. – С. 5-17.

Соответственно исполнению Федерального
закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы
«Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей
«Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной
задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной
работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого
и интеллектуального).

Однако современная система образования, неконтролируемо
повышая учебную нагрузку, недостаточно учитывает особенности одаренных
подростков. У подростков с дисгармоничным вариантом развития одаренности в
первую очередь это отражается на количестве и качестве установления социальных
контактов, происходит снижение психомоторной активности, вследствие чего отмечается
угнетение эмоциональных характеристик личности, которая может привести к
формированию рисков общего развития потенциала личности одаренного подростка.
Следовательно, в педагогике проблема развития потенциалов (интеллектуального,
творческого, эмоционально-духовного) личности одаренного подростка акцентирует
внимание для изучения этой проблемы.

В подходе поиска путей повышения системности к развитию
личности одаренного подростка – стала актуальной проблемой для современного
мира. Необходимо создать специально организованную целостную систему обучения и
воспитания одаренных подростков, что подчеркивается и осознается современными
учеными и практиками. Они считают важным проведение целенаправленной
комплексной работы по развитию потенциала одаренных подростков.

Согласно «Спутнику исследователя по педагогике»
потенциал – это совокупность наличных средств, возможностей в некоем отношении,
некоей области [1].

Обратим внимание к зарубежной и отечественной педагогике,
рассматривавшей развитие потенциала личности одаренного подростка.

Как развивающееся, системное качество психики в течение
жизни представлена одаренность, определяющая возможность достижения личностью
более высоких и незаурядных результатов в любом виде деятельности по сравнению
с другими людьми. В «Рабочей концепции одаренности» описаны типы развития
одаренности детей: «гармоничный» и «дисгармоничный». В основе этих типов
заложено значительное опережение в умственном развитии [6].

В психолого-педагогической литературе одаренностью
называют [10]:

1) устойчиво проявляющийся высокий уровень развития
способностей личности ребенка с выраженной познавательной мотивацией на
протяжении длительного периода жизни (Л.А. Венгер);

2) высокий уровень развития способностей личности в
какой-то деятельности, позволяющий ему достигать особых успехов (Н.А.
Сидорина);

3) качественно-своеобразное совмещение способностей в
выполнении какой-нибудь деятельности, зависящих от достижения успеха (Б.М.
Теплов) и др.

В современном обществе имеют место две абсолютно противоположные точки
зрения: «крайне редко встречаются одаренные дети» и «все дети – одаренные».
Подросткам присуще развитие потенциальной одаренности в разнообразных видах
деятельности. Учащиеся могут проявлять свою успешность в обширном спектре
деятельности. Более того, разные подростки могут заметить особенности своих
способностей сообразно к различным ее аспектам даже в одном виде деятельности.

Одаренными величают тех детей, у кого выражена общая или специальная
одаренность в музыке, технике, рисовании и др. Детскую одаренность полагается диагностировать
по темпу развития интеллектуального (степень опережения) при равных условиях
среди ровесников. Основаны на этом тесты одаренности умственной и коэффициент
интеллектуальности. Не стоит преувеличивать значение этих показателей, затем
что творческая сторона ума имеет первостепенное значение. Можно обнаружить
раньше других такую одаренность, как художественную в области музыки, а после в
рисовании. Быстрее всего в области науки обнаруживается одаренность к
математике. Не редкостью бывают расхождения между общим умственным уровнем
развития ребенка и выраженностью более специальных его способностей. С ранним
умственным развитием детей или с особенно видными достижениями в определенной
деятельности называют «вундеркиндами». Возможно, залогом будущего таланта могут
не служить самые выдающиеся проявления личности [1].

Выдвигают несколько категорий одаренности в детском
возрасте [8]:

– интеллектуальная одаренность (по специальным тестам
достаточно высокий показатель интеллекта);

– творческая одаренность (уровень высоких творческих
способностей);

– достигнувшие успеха в деятельности, например, математики,
шахматисты, музыканты, художники, и др. (категория талантливых);

– академическая одаренность (обучающиеся в школе хорошо).

В современном понимании значительная особенность
одаренности принимается во внимание не как статическая характеристика, а как
динамическая, которая включает фактор среды одинаково с факторами, которые
характеризуют потенциал личности.

Отметить, с точки зрения педагогической концепции научные
исследования проблемы одаренности связывают с ее проявлением и развитием
отдельных развивающих условий социокультурной и образовательной среды.

Следует оперировать теми особенности, которые проявляются у
каждого одаренного подростка в условиях образовательной и развивающей среды.
Так отличающиеся в успешности развития одаренности лишь отдельные предпосылки,
например, редким вниманием, быстротой реакций, музыкальным слухом или отличной
памятью, ловкостью. Следует сделать акцент на развитие познавательной
активности одаренных подростков через приобщение к определенной деятельности,
возможно от «поделок руками» до производства компьютерных программ. Если
творческий потенциал достаточно высок, то такая среда предоставляет возможность
проживания творческого состояния, в котором объединяются операциональная,
познавательная, эмоциональная и личностная сферы учащегося.  Реализация этого процесса возможна, если
осуществляется психолого-педагогической поддержкой учителем и взаимопомощью
сверстников-единомышленников.

Читайте также:  Образец индивидуального маршрута развития ребенка в доу

Сегодня существует большое разнообразие концепций
одаренности. Самой популярной из них считается концепция Дж. Рензулли,
разработанная американским ученым, где одаренность – это сочетание основных
трех характеристик:

– интеллектуальные способности (выше среднего уровня);

– настойчивость (ориентированная на задачу; мотивация);

– креативность.

С педагогической точки зрения, характеристики одаренности
обосновываются в исследованиях Н.Н. Журба:

– уровень интеллектуального развития;

– творческий потенциал;

– специальные способности, возможности;

– познавательная активность.

Современные ученых утверждают, что уровень качественного
характера и своеобразия развития одаренности вытекает из сложной структуры
взаимодействия социокультурной среды, при помощи деятельности учащихся и
наследственности (природных задатков). Важным значение является собственная
активность ученика, реализации индивидуального дарования и находящиеся в основе
формирования, психологических механизмов саморазвития личности.

Можно упомянуть, что в современных направлениях «развивать»
дарование учеников складываются в основные группы приемов, например: насыщение
учебной программы, углубление, общее ускорение обучения. Конечно, с
интенсивными перегрузками справится здоровый организм, обладающий повышенными
интеллектуальными способностями. Но также нельзя сказать об одаренных учениках
с дисгармоничным типом развития. Для них характерна четкая уязвимость,
проявляющаяся в так называемых сенсибилизированных (усиленных) условиях, какими
являются учебные требования. Таким ученикам, призванным «раскрыть» огромный
потенциал незаурядных способностей, тоже обучаются по специальным программам
[2].

В развитии подростковой одаренности особое внимание уделяют
личностным факторам. Одаренные подростки часто отличаются среди остальных
подростков. Такие подросток быстрее остальных взрослеет, его отличительными
особенностями становятся личностные свойства и качества. У них раньше
формируется личность, обостряется чувство справедливости, развивается система
личных ценностей, неплохо формируется чувство юмора, присутствует упорство в
достижении результата, имеются выдающиеся креативные способности
(разработанность, оригинальность, гибкость), наличие преувеличенных страхов,
высокие интеллектуальные способности, любопытство в учебном предмете,
устремление к знаниям, выдающаяся память, умение быстро усвоить учебный
материал, позитивная академическая «Я-концепция»,  высокая личностная ответственность и
интернальный локус контроля, убежденность в собственных суждений и
самостоятельности. Целостную личность человека вовлекает одаренность, включая мотивационную
сферу, креативность, чувства, волевые проявления, интересы [4].

В опыте учителей гимназии г. Новосибирска в развитии
потенциальна одаренных детей, выявлены ряд проблем, решением которой должна
послужить программа, сопровождающаяся деятельностью всех педагогов данного
учреждения [9]:

– программа предусматривает организацию одинаковых
стартовых условий для развития, выявления, социальной поддержки одаренных
учеников, реализации потенциальных возможностей, обеспечивающих всестороннее
развитие;

– установление единых подходов в понимание одаренности
может решить педагогические и психологические проблемы, возрастную и скрытую
одаренность, обусловленные множеством противоречивых теоретических подходов и
методов;

– кадровая проблема, ограниченная с недостаточно полной
профессиональной и личностной готовностью педагогов с одаренными учащимися.

В развитие субъектности, педагогическая поддержка,
обозначает процесс взаимодействия (сотрудничества и содействия) между учителями
и учащимися оказывающая возможность для личностного развития, которая включает
поддержку когнитивной, эмоциональной и личностной сферы.

Эмоциональная поддержка, т.е. поддержка эмоциональных
переживаний и реакций подростка. У одаренных подростков потребность в
самореализации становится весьма высокой (чем выше проявляется уровень
одаренности, тем сильнее становиться эта потребность). Поэтому необходимо
оказывать поддержку всем эмоциональным проявлениям, реализующую одаренными
подростками.

Когнитивная поддержка, т.е. поддержка в развитии интеллекта
одаренного подростка. Необходимо учителю стимулировать интересы подростков в
познавательной сфере, организовывать на занятиях ситуацию успеха и атмосферу
вдохновения.

Личностная педагогическая поддержка подразумевает отношение
к другому как к самоценной личности, подразумевает свободу в выборе и
самопроявлении личности, помощь в самопознании как необходимом условием
регулирования своей деятельности [3].

Искусство педагогов во взаимодействии с одаренными
подростками будет заключаться в умении создавать условия для саморазвития
личности.

Одним из отличительных сторон деятельности образовательных
учреждений надо полагается, становится выявление и развитие детской
одаренности. В педагогической литературе функционируют несколько основных форм
работы с одаренными учениками [6]:

– интеллектуальные конкурсы и научно-практические
конференции;

– кружки и факультативы по интересам;

– групповые и индивидуальные занятия с одаренными
подростками;

– содействие в исследовательской деятельности, участие в
олимпиадах.

По мнению А.А. Петренко, в работы с одаренными подростками
основными принципами образовательных учреждений, в которых создана творческая
среда, являются принципы индивидуализации обучения, свободы выбора учащимися
дополнительных образовательных услуг и наставников, интегративности в отборе
содержания образования, активного участия детей в собственном развитии
адекватно их способностям [10].

Исследователи в работе с одаренными подростками рекомендуют
учитывать их специфические особенности, встречающиеся как в комплексе, так и в
многообразном сочетании [7]:

– трудности социально-коммуникативного характера;

– неадекватная «Я-концепция»;

– диссинхрония личностного, физиологического и социального
развития;

– сложная структура мотивации;

– возрастающие энергетические затраты в связи с пубертатным
периодом;

– разнообразные психологические реакции самозащиты и т. п.;

– исследовательская активность;

– и собственно одарённость того или иного типа.

Итак, результатом сложного взаимодействия наследственности,
социальной среды, опосредованного деятельностью, является качественное
своеобразие, характер и уровень развития потенциала одаренности подростков. Для
развития потенциала одаренного подростка желательно организовать целостную
систему обучения и воспитания, которая обеспечит комплексность воздействий.

Таким образом, несмотря на заинтересованность ученых к
развитию потенциала одаренных подростков в данный момент изучаемый феномен
требует к себе внимание в глубоком комплексном исследовании, расширении опыта продуктивной
поддержки и развитие одаренности подростков.

Рецензенты:

Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей
педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г.Оренбург;
Челпаченко Т.В.,д.п.н., доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ»,
г.Оренбург.

Библиографическая ссылка

Михалева Е.С. РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18401 (дата обращения: 26.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится все очевиднее.

В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети входят в «группу риска» наряду с малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) [4,10].

Читайте также:  Видео уроки для развития ребенка 5 лет

Одаренность можно представить как особое сочетание трех характеристик:

  • Интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) — чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам — способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
  • Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
  • Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь — интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка; нонконформизм — стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство — доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся [7].

  • Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  • Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  • Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренность на современном этапе развития психолого-педагогической мысли можно рассматривать как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними.

Почему одаренные дети — дети «с отклонениями»?

Рассмотрим круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка и являющихся обратной стороной несомненно присутствующих позитивных качеств оригинальной развивающейся личности.

Первая группа актуально существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие:

  • эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;
  • неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;
  • отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия;
  • отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;
  • стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;
  • стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;
  • стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

Данные проблемы, или, говоря другими словами, малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Социально-психологические, коммуникативные трудности можно типизировать следующим образом.

Социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных педагогам и школьным психологам формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребенка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребенка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребенка средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Одной из проблем является то, что все реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития и обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.

Учитывая все перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей. Это[8]:

  • трудности в нахождении близких по духу друзей;
  • проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  • очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  • диссинхромия развития как причина потери мотивации к учебе.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность — процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок — ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Особенно трудно своевременно «заметить» такого ребенка. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д. [3].

Читайте также:  Наблюдения за развитием ребенка с выводом

Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с одаренными детьми.

Чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности.

За проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающими феномен детской одаренности, стоят различные факторы. Это может быть следствием: нарушений в онтогенетическом развитии — запаздывания или инверсии (нарушения последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированности познавательной мотивации [2].

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

  • Неумение диагностировать одаренность.
  • Отсутствие методической литературы.
  • Нехватка времени для работы с такими детьми.
  • Большая загруженность учащихся.
  • Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х гг. ХХ в. в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге [6]. Все учреждения возникли по специальному постановлению правительства еще в 1963 г. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом [9], А.М. Матюшкиным [5], В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой [5], В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

В качестве педагогических рекомендаций по работе с одаренным ребенком можно сформулировать следующие:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  • Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
    • предмет;
    • дата и время консультаций;
    • главные рассматриваемые вопросы;
    • время работы с темой по программе;
    • фактическое затраченное время;
    • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
    • невыясненные вопросы;
    • причины отклонений от сроков.
  • Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Учитывая все вышеназванные особенности одаренных детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности [1].

В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, – М.,2002.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.
  3. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.den-za-dnem.ru.]/
  4. Леви В. Нестандартный ребенок – 2-е издание., дополнено и переработано – М.: Знание, 1988.
  5. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. – М., 1991.
  6. Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом / Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya6.html]
  7. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [https://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]
  8. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.kursx.ru/psy86.html].
  9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса, – М., 1996.
  10. Юркев?