Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста
Содержание
Введение
Развитие личности ребенка дошкольного возраста
Особенности развития игр для детей дошкольного возраста
Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На современном этапе развития педагогической науки в нашей стране, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремление быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему. Огромное влияние на развитие игры доказывает социальная среда. Прежде чем установить взаимосвязь социально среды и игрой деятельности ребенка надо проанализировать такую сложную категорию как личность и ее развитие.
В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретно форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.
Степень изученности проблемы в литературе
Проблемами развития личности занимались выдающиеся психологи; Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Эльконин Д.Б., С.П. Рубинштейн. С.П. Рубинштейн, отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию, С.П. Рубинштейн в тоже время придал определяющее значение внутренней позиции самого человека. А.Н. Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметно деятельности.
Особое значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности и ее становлению. Личность формируется с детства. Сейчас разработана новая базисная программа, обеспечивающая полноценное разностороннее развитие ребенка. Эту программу разработала научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Название программы «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного возраста, как уникального, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Объектом исследования выступает игровая деятельность дошкольников.
Предметом исследования является воздействие социальных факторов на становление личности детей дошкольного возраста игровой деятельности.
Цель исследования
Изучить влияние игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития личности;
2. Описать развитие личности в игровой деятельности;
3. Проанализировать влияния игровой деятельности на становление личности ребенка в дошкольном возрасте.
Данная работа состоит из введения, заключения, четырех пунктов и списка используемой литературы.
Источник
«Проблемы формирования личности ребенка»
С пяти лет происходит интенсивное развитие познавательных психических функций, значительно более содержательным становится мышление, проявляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Поведение отличается большей критичностью, логичностью действий и поступков, большим чувством вины при нарушении правил. Дифференцируются вкусы, интересы и наклонности, совершенствуются нравственно-этические категории красивого, прекрасного, некрасивого, грязного, постыдного. Ребенок может достаточно хорошо управлять своими чувствами и регулировать желания.
Если уже в 2 года в полной мере виден темперамент, то в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности. Если ведущим в становлении темперамента является генетический, конституциональный фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым, социальным влиянием. В формировании же личности среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которой являются самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.
Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кого бы они стали изображать (кем бы они стали) в игре «в семью», то подавляющее большинство отдают предпочтение родителю того же пола, т.е. мальчики хотят быть отцами, а девочки – матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т.е. ребенок хочет быть самим собой. Исключительный выбор родиться того же пола в 5-7 лет происходит на фоне развивающейся возрастной способности принимать и играть роли, ставить себя на место другого человека, ощущать себя тождественным, идентичном его чувствам и переживаниям, мыслям и поступкам. Стремление быть тождественным родителю того же пола означает прежде всего желание идентифицироваться с мужской или женской ролью. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мальчики хотят делать все, как папа, а девочки -как мама. Тем самый они приобретают необходимый им опыт поведения, соответствующий их полу, что позволяет более естественно и непринужденно вести себя со сверстниками.
Общение же со сверстниками того же пола становится все более существенным фактором, влияющим на самооценку, уверенность в себе, настроение и жизненный тонус. Таким образом, идентификация с ролью родителя того же пола представляет собой одно из выражений процесса социализации- приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирования личности.
Осознанное стремление ребенка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.
В более неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, у которых семье недостаточна роль отца или произошла перестановка семейных ролей, когда бабушка заменяет мать, а мать-отца. Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью. Тогда у девочек существует большая вероятность появления эмоциональных расстройств преимущественно истерического круга, а у мальчиков- неуверенность в себе и страхи в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, а также проблем в общении со сверстниками того же пола.
В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают протестные формы поведения. Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя, по их мнению, «как настоящие мужчины». При наличии протестной и нередко агрессивной формы поведения, как правило, отсутствуют страхи, в том числе свойственная старшему дошкольному возрасту боязнь огня и пожара. Наоборот, этих мальчиков привлекает игра со спичками, что приводит в ужас матерей, которые не знают, куда девать их неукротимую энергию, ненасытное желание играть в подвижные и шумные игры-сражения. Зато мальчики гордятся успехами в игре, своим умением преодолевать трудности и противостоять опасностям, так же как они могли бы гордиться этими качествами отца, подражая ему в реальной жизни.
Но и в полной семье при неблагоприятных личностных особенностях родителей (например, грубость отца) ребенок может непроизвольно усвоить их, что также создает трудности в общении со сверстниками. Если мальчик ведет себя, как и отец, грубо и агрессивно, это рано или поздно приведет к конфликтам со сверстниками и к неприятию с их стороны.
Часто восприятию адекватных полу эталонов поведения препятствуют конфликты в семье, когда дети не хотят брать пример с негативно настроенных и ссорящихся родителей. Если инициатором конфликта выступает отец, то девочки теряют эмоциональный контакт с ними и ранимо воспринимают нападки на мать, с которой себя отождествляют. Мальчики эмоционально заостренно воспринимают ущемление интересов отца в семье, которые они по-прежнему любят, и в то же время не могут смириться с принижением так значимого для них авторитета отца. К тоже же мать, находящаяся в конфликте с отцом или недовольная им, не только не подчеркивает его значение в семье, но и стремится всячески изолировать его от общения с сыном.
Воспитателю следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих в старшем дошкольном возрасте проблемы взаимоотношений с отцом или уже частично и полностью лишенных общения с ним после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобной ситуации дети чувствуют себя еще более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» – делать все наперекор, вызывая негативное отношение к себе и вместе с тем утверждаясь в способности вести себя как «настоящие» мальчики».
Если дисциплинарные меры оказывают временный или отрицательный эффект, то положительный результат достигается от похвалы за успехи, которые всегда можно найти при желании. Действенным оказывается и вовлечение ребенка в коллективную игру с предоставлением главных ролей. Больших результатов в повышении уверенности у мальчиков дают занятия в спортивных секциях, где всегда есть сверстники, объединенные общей целью, а тренером может быть мужчина.
В клинически очерченных случаях, когда на лицо многочисленные страхи и выражена неуверенность и робкость в общении со сверстниками, необходима своевременная консультация специалиста, в первую очередь психолога или врача-психотерапевта.
Источник
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №31 «Алые паруса»
Консультация
«Актуальные проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель старшей группы №4
Черняк Ирина Львовна
Подольск 2018
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности.
Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также
выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве.
Критериями социального развития дошкольника являются:
– хорошая ориентация в новой обстановке;
– способность выработать адекватную альтернативу поведения;
– уважение желания других людей;
– способность включиться в совместную деятельность;
Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.
При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.
Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:
-хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;
-способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
-возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;
-осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-личностного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Также задачи социально-личностного развития дошкольников вошли в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и нашли свое отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
– реализация общеобразовательной программы;
– обогащение предметно-пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно – развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования по формированию социально-коммуникативных качеств, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя следующие компоненты:
1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
2. Ребенок в семье и сообществе.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
4.Формирование основ безопасности.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по реализации задач социально-коммуникативного развития.
Младший дошкольный возраст
– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
– Организация сюжетных игр;
– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
– Игры с моделированием;
– Литература и игра
Средний дошкольный возраст
– Организация сюжетно-ролевых игр;
– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
– Использование метода проектов.
– Использование метода коллекционирования.
– Использование театрализованной деятельности.
– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
– Самостоятельная деятельность детей.
Инновационные формы работы с родителями:
– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
– Вечера вопросов и ответов;
– Родительские гостиные;
– Тренинги по запросам родителей;
– Клубы по интересам;
– Родительские конференции;
– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
– Творческие выставки и фотовыставки;
– Тематические вечера и викторины;
– Совместные досуги;
– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
– Совместное создание мини-музеев.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
– Обучение умению слушать и слышать другого;
– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
– Формирование чувства симпатии между участниками общения;
– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
– Обучение умению детей владеть собой;
– Развитие умения анализировать ситуацию;
– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я».
Источник