Проблема развития эмоциональной сферы ребенка

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка

Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования – одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей,в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.

Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.

В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым.В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).

Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.

Источник

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 16.09.2020).

Не секрет:
ячейка общества – семья – претерпевает коренные
изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные
изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся
традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария –
основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется,
факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей,
зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от
интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не
всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе
эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо
формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,
а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно
общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно
было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы
услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое
количество не полных семей, да и простая не грамотность в
педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы
видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему,
воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что
современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют
общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и
зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее
активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от
2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного
образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и
консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы,
ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии речи ребенка реферат

Начнем с первых дней
ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все
более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют
навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное
поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально
положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо
интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт
со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет.
Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе
препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду –
важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения
причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в
котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность
ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок,
условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся
общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота
походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха,
развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать
вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем
совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и
индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало –
нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное
состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя
сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное
состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают
регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям
постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности
вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания
о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще
понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и
организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители
становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что
в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни
семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно
влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее
психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию.
Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и
тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях
между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям –
чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или,
напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин,
объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции
эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило,
уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой
«Расскажи историю»- проективного исследования личности
ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли
исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой
о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна,
Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о
динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто
встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

– ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

– НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С
РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ :
ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ
СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ
РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

– СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ;

– НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ
СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с
теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались:
подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном
«изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот
может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и
взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле
методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс –
Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной
сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

– ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

– ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ
ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ
РОДИТЕЛЕЙ?

– ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС
ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ
СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

– НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО
ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

– ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК)
РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

– ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К
ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ
ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО
ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении
достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти
истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим
чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам
полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной,
архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять
просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие
эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех
мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность
родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях:
чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в
присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе
завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная
атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных
требований.

Читайте также:  Центр развития ребенка уфа отзывы

Мы можем сделать вывод,
что активное участие воспитателя и не менее активная
заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы
детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе,
успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, индивидуальный подход, СЕМЬя, эмоциональная сфера детей, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Основные направления работы по психомоторному развитию…

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…

Источник

Воспитатель, Д/с 169 “Лесная сказка”, г. Тольятти 
Воспитатель, Д/с 169 “Лесная сказка”, г. Тольятти 
Воспитатель, Д/с 169 “Лесная сказка”, г. Тольятти 

Аширова Е.А., Козловская Т.В., Макеева А.Г. Проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 16.09.2020).

Заказ № 554188

Эмоция – это процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешней или внутренней ситуации. Эмоция оценивает текущую ситуацию. Она транслирует оценку ситуации на язык переживаний. Эмоции спонтанны. Не поддаются, в значительной степени, подавлению. Не возникают по желанию индивида.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый компонент – это эмоциональное возбуждение. Далее происходит нарастание возбудимости. Следует заметить, что скорость протекания психических, моторных и вегетативных процессов сильно различается, как различается и их интенсивность. 

Второй компонент – знак эмоции. Когда событие расценивается субъектом, как позитивное, возникает положительная эмоция тогда, когда оно оценивается как негативное – отрицательная. При этом положительная эмоция пробуждает реакцию и в дальнейшем действия на поддержку позитивного события, отрицательная эмоция – вызывает реакцию и действия, ориентированные на уход от контакта, из–за негативного восприятие события.

Третий компонент – степень контроля эмоции. Поскольку появляется сильная потребность к действиям, возникает эмоциональное возбуждение. Если действие затруднено, может проявиться эмоциональное напряжение. В сложных ситуациях, когда возникает страх, но затрудняется бегство или, когда проявляется гнев, но невозможно его выразить в силу обстоятельств. Другими словами, возникает контрольная функция, которая препятствуют осуществлению прямого действия и т. п.

Б.И. Додонов предложил классификацию эмоций (не для всех эмоций). Если человек испытывает потребность в определенных эмоциях чаще и эта потребность придает осмысленную ценность самому процессу деятельности человека – это попало в классификацию.

Рассмотрим основные группы эмоций. В основе этой классификации положены потребности человека и его цели – другими словами – мотивы человека, которым служат те или иные эмоции. 

Альтруистические эмоции. Это переживания на основе потребности в содействии, помощи, желании покровительствовать другим людям, в стремлении приносить людям радость и благополучие. Появляется сопереживания – чувство жалости, беспокойства или радости и удовлетворения за удачный исход событий другого человека. Проявляется, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия в судьбе другого. 

Коммуникативные эмоции. Прежде всего, это потребность в общении. Коммуникативные, при этом, только те, которые являются реакцией на удовлетворение или неудовлетворение позыва к эмоциональной близости – желание иметь друга, общаться, делиться мыслями. Прежде всего, это чувство симпатии, чувство уважения, благожелательного расположения к себе, либо, чувство обожания кого–либо, чувство взаимной благодарности, искренней признательности, стремление заслужить доверие либо одобрения.

Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Потребность в самоутверждении, славе, почету, признании заслуг. Когда человек становится популярным, узнаваемым, вызывает у других положительные эмоции. Выражаются человеком в чувстве гордости, превосходства, самолюбования, удовлетворении собой, своей значимости.

Праксические эмоции (по П.М. Якобсону) возникают по роду деятельности индивида, в связи с успешностью его деятельности или не успешностью. Прежде всего, это желанием добиться успеха в работе и успешное преодоление трудностей. Проявляются в увлеченности работой, в удовлетворении результатами коллективного или своего труда, в радости, что день был удачным.

Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Потребность человека в преодолении опасности, желание найти выход из сложной ситуации, стремление к борьбе при любых обстоятельствах, жажда острых ощущений, чувство спортивного азарта, спортивная злость, упоение грозящей опасностью, оправданным риском, мобилизация сил и возможностей.

Романтические эмоции. Стремление к таинственному, необычному, интригующему, неизведанному. Проявляются в чувстве особой значимости происходящего, в таинственном чувстве ожидания чуда.

Читайте также:  Диски для развития ребенка скачать

Гностические эмоции (от греч. gnosis – знание). Потребностью в отыскивании новой информации, желание проникнуть в сущность нового явления, расшифровка нового явления и приведение его к общему знаменателю. Проявляются через чувство удивления или недоумения, в стремлении преодолеть противоречие, в построении догадок гипотез, в предчувствии красивого решения задачи, в радости открытия истины, в желании привести все в понятную систему.

Эстетические эмоции. Проявляются как наслаждение красотой, в удовлетворении от грандиозного, драматичного, величественного, возвышенного, изящного, грациозного. Эстетические чувства – светлая грусть, чувство одиночества, растроганности, задумчивости, сладость воспоминаний о прошлом являются разновидностью эстетических эмоций.

Гедонистические эмоции. Прежде всего, это удовлетворение сильной потребности в телесном и душевном комфорте. Наслаждение физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, проявляются в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге, в легкой эйфории.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Проявляются как сильный интерес к приобретению вещей, их накоплению, как увлечение коллекционированием, как радость от увеличения своей коллекции, как удовлетворение от накопленного.

Проявление эмоций у детей. Эмоции у детей проявляются при взаимодействии яркими объектами окружающей среды, с интересными событиями, необычными явлениями. Результатом правильного воспитания дошкольника и готовности его школе является – выработанный в раннем возрасте четкий эмоциональный самоконтроль, сформированные практикой положительные эмоциональные образы и как следствие – возможность владеть и управлять своим поведением при занятиях в группе.

Психологи сходятся на том, что эмоции владеют организмом, как бы ситуация не развивалась, происходит взаимосвязанный процесс. Этот процесс имеет три уровня: 

  • переживание или осознание эмоций; 
  • изменение физиологического состояния; 
  • изменение эмоционального состояния.

В эмоциональных процессах устанавливается связь. Взаимосвязанный процесс это, прежде всего связь между ходом событий, и ходом его деятельности человека. Как правило, события совершаются в соответствии или вразрез с потребностями индивида. При этом индивид заинтересован, прежде всего, на удовлетворение своих потребностей. Поэтому индивид настраивается либо на совершение действия, либо на противодействие событиям. Сигналом о реальной значимости для индивида происходящих событий являются эмоции. Эмоции нам показывают: либо мы стремимся к чему то, либо бежим от цели.

Эмоция выражает активную сторону потребности. Мы испытываем нашу зависимость из-за удовлетворения или неудовлетворения нашей потребности в (предмете) или событии. У нас формируется по отношению к предмету или событию чувство (эмоция). Чувство (желание, потребность), направленное на событие или предмет требует удовлетворения, появляется зависимость. Мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, и у нас формируется по отношению к предмету какое-нибудь чувство.

Эмоции побуждают деятельность. Обязательным условием развития человека как личности является формирование чувств. Психиатр И.А. Сикорский писал в своих дневниках Воспитание в возрасте первого детства: «Могу с уверенностью сказать, что, что чувства и аффекты появились у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составят самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

Вывод. Педагоги и психологи придерживаются мнения, что эмоции появляются тогда, когда проявляется мотив к действию и он работает до оценки его разумом. Основой возникновения новых интересов и потребностей у детей являются мотивы. Говоря о чувствах ребенка, можно сказать, что с взрослением они могут терять импульсивность и становится более содержательными.

Функции эмоций. Экспрессивная и коммуникативная функция эмоций. Направленность строения личности человека, что человека волнует, а что оставляет равнодушным, определяется благодаря эмоциям. Практически не пользуясь, речью, как таковой, люди могут судить по эмоциям о состоянии друг друга. 

Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения. Через эмоции происходит выбор друзей (партнеров) определяются средства и способы общения. Эмоции, выраженные через поступки, отражают адекватность или неадекватность той или иной ситуации, мотивы ее развития, мотивацию людей в этой ситуации участвующих (по А.Н. Леонтьеву).

Подкрепляющая функция эмоций. Воздействуя на человека теми или иными удавшимися или неудавшимися действиями, эмоции способны оставлять следы в опыте индивида. Закрепляя эмоциями удавшиеся или неудавшиеся действия, закрепляется полученный опыт. Ввиду того, что следы эмоций обычно опережают текущее развитие событий, возникает подкрепление действия эмоциями.

Предвосхищающая функция эмоций. Эмоции способны предвосхищать события, реально еще не наступившие, вспоминаются пережитые ранее события, уже представляются воображаемые ситуации, появляются схожие с событиями эмоции. Предвосхищая возможный приятный или неприятный исход, эмоции сигнализируют об этом. 

Мобилизационная функция эмоций. Аффект – один из видов эмоций, выполняет защитную (предупредительную) роль. Он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение») – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, обусловлено с резким изменением важных для человека обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект полностью захватывает психику человека.

Влияния эмоций на организм. Эмоции играют огромную роль при изменении окружающих условий. При любом развитии ситуации идет эмоциональная реакция, организмом определяется форма и возможные механизмы зашиты. Эмоция определяет полезно или вредно будет действие, и вызывает эмоциональный отклик. Кроме того, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви – ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия – неудовольствия».

Вывод. Таким образом, мы видим, что эмоциональная сфера ребенка имеет свою структуру, динамику и особенности. Эмоциональная сфера ребенка оказывают значительное влияние на успешное развитие личности ребенка. Именно поэтому необходимо учитывать данные особенности при работе с детьми возраста 6-7 лет.

Литература:

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С. 78-135.
  2. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. 140 с.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. С. 69-70.
  4. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. С. 148-149. 

Источник