Проблема развитие образной речи ребенка
Иванова Ольга Николаевна
Проблема развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств. Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (Н. Д. Арутюнова, А .А .Уфимцева, В. К. Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина) По мысли С. Л. Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, речь детей бедна, односложна, не имеет выразительности. Так же наблюдается замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.
Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы (Н. В. Гавриш, А. П. Илькова, А. И. Лаврентьева, И. Н. Митькина, А. А. Смага, Е. А. Ставцева)
Речь становится образной, непосредственной, живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.
В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, обогащается словарь, они становятся любознательными, поэтому знакомить детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами лучше с детьми старшего дошкольного возраста . Образные выражения понятны взрослым, но часто непонятны детям, поэтому важно, чтобы педагоги правильно отбирали народные изречения, чтобы сами их знали и употребляли их к месту.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость, образность («надуть губы», « в поте лица своего»).
Однако некоторые лингвисты относят к фразеологизмам и пословицы и поговорки. Другие считают, что поговорки не являются фразеологизмами, так как это не законченное суждение. Поговорка, как бы, не договаривает, поэтому заставляет человека рассуждать додумывать. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.
Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм ( «зарубить на носу» – запомнить, « повесить нос – грустить»).
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств, связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимания целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом – фонетическую, лексическую, грамматическую.
Лексическая сторона речи – это составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция) это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества.
Фразеологизмы – средство создания эмоциональной , выразительной речи. Средство оценки, каких либо явлений или событий, поэтому уже в дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на фразеологические средства языка.
Работа с фразеологизмами стимулирует не только развитие речи. Известно, что развитие речи происходит в единстве с развитием мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении.
Зачастую дети искаженно понимают значение фразеологизмов, а иногда и совсем не понимают лексическое значение фразеологизмов без опоры на наглядность. Эти ошибки говорят об особенностях мышления детей этого возраста. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит от мышления практического к мышлению образному. Подобная конкретность мышления ребенка отчетливо выступает в восприятии им иносказательной речи, а именно в восприятии фразеологизмов : «Каменное сердце» – сердце из камня, «Кот наплакал» – кота обидели и он плакал. Это еще раз говорит о необходимости изучения фразеологизмов детьми.
Этимологическое рассмотрение фразеологизмов поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении.
Фразеологизмы – являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных формах (.Загадках, пословицах, поговорках).
Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению к одному слову. Часто фразеологизм можно заменить одним словом, но менее выразительным. Сравните : «Зарубить себе на носу» – запомнить, «Висеть на телефоне» – долго разговаривать, «клевать носом» – засыпать и т.д.
Дети часто задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты: Мама, ты говоришь мне «хоть кол на голове теши» а как это? А кому « медведь на ухо наступил?» . А как это « уши развесить?»
Детей старшего дошкольного возраста следует учить воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии.
Часто детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. («на седьмом небе от счастья»). Необходимо включать в свою речь те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Например – («капля в море», «золотые руки», «мастер на все руки».
В процессе формирования образной стороны речи у детей развивается не только красота языка, но и мышление, логика, что очень важно для дошкольного периода.
В решении проблемы развития образной речи у детей особое место занимает художественная литература.
Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, которые создают фундамент для литературного образования.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение не знакомых слов .
Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы узнавать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы “вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства” большинство детей от природы обладают поэтическим дарованием, которое с возрастом исчезает, если ему не находят должного применения и не обеспечивают полноценного развития в детские годы. Следовательно, дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечить условия для развития творческой речевой деятельности, словесного творчества детей.
Овладение родным языком и развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
При этом проблема развития образности речи, является одним из наиболее важных, но менее разработанных звеньев в общей системе речевой работы в детском саду.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Л.С. Выготским М.М. Кониной, Э.П. Коротковой, Л.А. Пеньевской, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной и рядом других ученых.
В исследованиях, выполненных под руководством О.С. Ушаковой отмечается, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Именно с ним связываем мы развитие образности речи, поэтического слуха, так как ознакомление дошкольников со сказками оказывает влияние на развитие понимания речи выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор) в художественном тексте, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Произведения художественной литературы, в том числе и современных авторов, раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее» – писал В.Г. Белинский .
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает этическое восприятие. Произведения литературы способствует развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок .
На сегодняшний день ознакомление детей с художественными произведениями имеет особую значимость. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природу, мир человеческих чувств и взаимоотношения. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства .
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с произведениями не обращается внимания на языковые особенности и на появившиеся новые незнакомые слова для детей. Их использование зачастую сводиться лишь к беседе по содержанию. В некоторых детских садах обучение сводиться к подготовке к школе, усвоению грамоты.
Используемая литература
1.Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М.: Академия, 1997. – 400 с.
2. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / О.С.Ушакова, Е.М. Стунина, М.: Издательский центр «Владос», 2004. – 250 с.
3. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, М.: Творческий Центр «Сфера», 2005. – 315 с.
Источник
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, формируя их художественно-творческие способности. Детское творчество – это действенный и активный путь освоения окружающей действительности.
Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику.
Живопись, музыка, поэзия – это виды единого процесса эстетического освоения действительности, связанные с развитием способности воображения. Именно эту способность психологи считают универсальной по отношению к любому виду человеческой деятельности.
Исследователи рассматривают развитие творческих способностей детей, как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления. Восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.
Все формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Но для этого необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, что является существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность.
Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. У детей развиты механизмы развития продуктивного воображения. Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию. Поэтому так необходима словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом случае разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые углубляют художественное восприятие детей.
Обращается внимание на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
Дети переносят навыки отбора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.
Развитие словесного творчества можно вести по разным направлениям. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?), после этого дети придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводятся наблюдения за деревьями. Дети придумывают, о чем они могут разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце, о елке и елочке, о ветре и ветерке. В своих сказках дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления.
Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию.
В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений частей речи (домик – домище; играть – проиграть; умный – умнейший), над переносным значением словосочетаний (лес дремлет; злая зима). С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой – являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи.
Под влиянием обучения изменяются сочинения детей: от схематичного перечня, описаний событий дети переходят к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания. Изменяется и отношение детей к своему творчеству: оно становится критичным и осмысленным. А самое главное – дети оценивают не только сюжет, но и язык повествования, выделяя разнообразные средства выразительности.
Оксана Ушаков – Институт развития дошкольного образования РАО, г. Москва,
Людмила Колунова- работник образования, кандидат педагогических наук.
Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, №2 2005г.
Источник