Проблема психического развития ребенка в современной психологии
Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры. Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Социальная среда (и преобразованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. В связи с этим возникает важная и мало изученная в детской психологии проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей; и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. Как во всяком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой. Одним из основных противоречий такого рода является противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития.
63.Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
Проблема развития личности и психики ребенка в 20-х и начале 30-х годов XX века входила в компетенцию педологии – науки о детях.
Если в 20-е годы в некоторых работах педологов можно найти отдельные высказывания, позволяющие говорить о подобных ошибочных заключениях, то уже с начала 30-х годов нет каких-либо серьезных данных для утверждения такого рода. Более того, до 1936 года ведущие педологи подвергли критике ошибочные оценки роли наследственности и среды и предложили формулировки, которые в основном достаточно точно характеризуют факторы психического развития и не могут вызвать принципиальных возражений и в настоящее время.
Нужно отметить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну промежуточную. Попытка эта принадлежит немецкому ученому В.Штерну. “Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении обеих”, – говорит Штерн.
Штерн рассматривает наследственное и приобретенное в развитии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвергенции, схождения, скрещивания”, то есть механического сцепления.
Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующая ступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его “в чистом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении. Решающими во влияниях среды на развитие ребенка являются школа и школьный педагогический процесс”.
Явно не требуется дополнительных пояснений для того, чтобы подчеркнуть тенденциозность и лживость обвинений педологии в фатализации наследственности и среды как факторов психического развития. Труды Л.С.Выготского, П.П.Блонского, М.Я.Басова, М.М.Рубинштейна, Г.А.Фортунатова, проходившие в 20-е годы “по разряду педологии”, реализовали принцип развития психики и личности в последующие годы. Они образовали фундамент построения психологической теории.
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Общее понятие о психическом развитии
Проблема психического развития ребенка является центральной в возрастной и педагогической психологии, неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей психологии и оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-виховногоо процесса.
Прежде всего, следует уточнить, в чем заключается принципиальное отличие понятия “развитие” от других изменений объектов и содержание и специфику психического развития ребенка.
Объекты могут меняться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами “больше-меньше”, протекают во времени и измеряются его координатами. Примерами количественных изменений являются: в физическом плане – увеличение органов, веса тела, скорости движений; в психическом – увеличение количества навыков, знаний, словарного запаса, расширение объема внимания, восприятия, памяти и т.д.
Но за этими процессами количественного накопления могут происходить и другие явления и существенные изменения в структуре процессов, которые называются развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Развитие – это сложный инволюционно-эволюционный поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. (Л. С. Выготский, Ананьев).
Выделяют следующие типы развития (по Л.С.Выготским):
1. преформированная. 2. Непреформований.
Преформированная тип развития – это такой тип, когда четко определены, закреплены и зафиксированы стадии и конечный результат развития. Примером такого типа является эмбриональное развитие.
Непреформований тип развития не предопределен. На нашей планете он более распространен: это и развитие Галактики, Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также процесс психического развития ребенка.
Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С момента рождения ребенка не определены четко ни те стадии, через которые она должна пройти, ни конечный результат, которого она должна достичь.
Вместе с тем, психическое развитие – это совершенно особый, отличный от других процесс, детерминируется не снизу, а сверху, то есть обусловлена теми формами практической и теоретической деятельности, которые существуют на данном уровне развития общества.
Особенностью психического развития является то, что его конечные формы не определены, а только заданные теми образцами, которые существуют в обществе. Психические функции ребенка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Психическая деятельность человека носит опосредованный характер, то есть опыт передается не напрямую, а с помощью знаков и речи. Возникновение и развитие знаков и речь – это процесс исторического развития психики. Овладение знаками и речью – это процесс индивидуального развития (онтогенез).
Таким образом, процесс онтогенетического развития – это совершенно своеобразный процесс, который происходит в форме усвоения.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Развитие не останавливается до конца самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития (по J1.I. Анциферов) являются: необратимость, прогресс / регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменение и сохранение.
Онтогенез психики человека начинается с подсознательных форм, а уже позже проявляются элементы сознания, также проходит в своем развитии ряд этапов. Одновременно сознательные акты деятельности, повторяясь, становятся привычными, неосознаваемыми компонентами более сложных видов деятельности. И хотя все индивиды в нашем обществе проходят одни и те же этапы психического развития, в этом процессе есть типологические и индивидуальные различия. Они проявляются в особенностях Нервной системы, умственных, эмоциональных, волевых качествах, интересах, способностях и т.д. В результате образуется неповторимая индивидуальное своеобразие личности.
В психике человека различают как природные функции (скорость образования условных рефлексов), так и те, что образуются при жизни, – социальные (например, мышления, речи).
Онтогенез организма определяется наследственностью: слияние двух клеток и развитие по определенной программе, заданной генотипом.
Генотипом определяются анатомо-физиологическая структура организма, строение нервной системы, пол, группа крови, особенности обмена веществ, анатомические и физиологические аномалии, некоторые безусловно рефлекторные связи для удовлетворения первичных потребностей и т.п. Одновременно у человека есть огромные потенциальные возможности образования новых форм поведения, потребностей, развития себя как личности, самоактуализации.
Этот природный потенциал человека проявляется, прежде всего, в форме задатков. Задатки не является готовыми психическими свойствами, а лишь природными возможностями их возникновения и развития. Они реализуются только в условиях человеческого существования и деятельности с помощью средств, созданных человечеством. Опыт человечества усваивается в процессе общения, обучения, воспитания, деятельности.
В психическом развитии индивида под влиянием различных факторов (загрязнение среды, радиация, алкоголь, наркотики и др.) Могут возникать отклонения от нормы, которые не являются наследственными, а только врожденными, а поэтому их можно предупредить.
Развитие психических функций осуществляется неравномерно (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).
Развитие человека – это очень сложный процесс, в котором изменяются одновременно, системно и неравномерно разные сферы человеческого бытия: чувства, интеллект, поведение, сознание. В поисках движущих сил, условий, специфики, особенностей течения психического развития ребенка ученые-психологи разных времен и стран обращались к изучению тех или иных проявлений человеческой психики, в результате чего и оформились основные направления и концепции. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм – его поведения, когнитивная психология – до мыслительной деятельности, гуманистическая психология – к личностному росту. Но их объединяет идея о том, что развитие присущий всем человеческой жизни, что, кроме врожденного биологического паттерна роста и развития, каждый индивид масс тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения , а в более поздние периоды жизни.
Остановимся кратко на рассмотрении основных теорий психического развития ребенка.
Источник
Стремление исследователей проникнуть в сущность процесса психического развития человека породило проблему психического развития в возрастной психологии.
Все изменения, происходящие в психике ребенка, можно разделить на количественные и качественные.
Количественные изменения.Как известно объект может изменяться, но не развиваться. Рост например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, происходящие в психике ребенка, которые колеблются в пределах «меньше – больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста, по словам Л.Ф. Обуховой, – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Однако развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в своем развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Он различал: преформированныйинепреформированный типы развития.
Преформированный тип развития – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример такого развития – эмбриональное развитие.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К ним же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. Детское развитие, по словам Л.Ф.Обуховой, – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм (культурно-исторического опыта) вообще невозможно развитие. Процесс онтогенетического развития психики ребенка происходит в форме усвоения культурно-исторического опыта.
За историю существования возрастной психологии накоплен многочисленный фактический материал, свидетельствующий о влиянии на психическое развитие ребенка двух факторов: биологического (природного) и социального (социальная среда, условия жизни, обучение, воспитание), что породило в психологии проблему соотношения биологического и социального в психике человека.
К биологическому фактору относят главным образом наследственность. Что же наследует ребенок? Прежде всего, по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, органов движений, физические признаки, общие всем людям, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата. Дети наследую биологические потребности, особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные физиологические и анатомические особенности нервной системы человека, его органов чувств, а также генофонд – аппарат наследственности – принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются его общие и специальные способности.
Задатком, определяющим развитие важнейшей человеческой способности – речевого общения (а через него и своеобразного отражения мира), – является анатомо-физиологический механизм формирования второй сигнальной системы, обеспечивающей особое взаимодействие человеческого организма с окружающей средой, его сознательную, целенаправленную деятельность, волевое поведение.
Материальной основой наследственности является дезоксирибонуклеиновая кислота – ДНК. Именно она служит источником и передатчиком генетической информации в клетке. Гены – устойчивые, но не неизменные структуры. Они способны претерпевать изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикация, облучение и др.). Изменениями в генах можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека и предрасположенность к отдельным заболеваниям. Следует подчеркнуть, что не се с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности ребенка, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца. Настроение матери, состояние ее здоровья, психические травмы, лекарственные средства, родовые травмы могут вызвать изменения в строении и функционировании отдельных анализаторов, а в ряде случаев затормозить общее развитие центральной нервной системы, что в свою очередь безусловно скажется на психическом развитии.
Говоря об общечеловеческих природных особенностях и, в частности, об особенностях человеческой нервной системы, необходимо иметь ввиду, что всякий нормальный ребенок рождается с мозгом, который является неизмеримо более совершенным, чем мозг самых высших животных, и позволяет ребенку усваивать такие знания и приобретать такие психические качества, которыми ни одно животное ни при каких условиях, ни при каких способах обучения овладеть не может. Опыты, проводимые Ладыгиной-Котс (1889 – 1963), В. Келлах и др. по воспитанию детенышей высших обезьян в человеческих условиях, показали, что эти животные способны усвоить некоторые бытовые навыки и довольно хорошо приспосабливаются к необычным для представителей их вида обстоятельствам. Однако у них невозможно сформировать ничего похожего на человеческое мышление или на человеческую волю.
Социальный фактор психического развития. Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а так же ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих качеств – таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.
Среда как фактор психического развития – понятие сложное, многогранное. Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, сила притяжения, электромагнитные поля, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие.
Основное условие психического развития ребенка – его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка. Известные в истории случаи воспитания маленьких детей в логовах зверей на протяжении ряда лет – убедительное свидетельство этому. Родившиеся людьми, но воспитанные зверями, дети, возвращенные к людям, не обладали важнейшими человеческими качествами: у них не была развита речь, мыслительные способности, человеческие чувства.
Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают младшим накопленные веками богатства, воплощенные в произведения науки, литературы и искусства, закрепленные в нравственных нормах и правилах поведения людей.
Развитие ребенка осуществляется под влияние как непосредственного окружения или микросреды (семья, сверстники, родственники, соседи), так и главным образом под влиянием социальной среды в широком смысле (макросреды), под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.
Проблема роли среды в психическом развитии ребенка решается по-разному, в зависимости от понимания сущности процесса развития. Некоторые ученые считают, что биологическая среда воздействует на детенышей животных также, как социальная среда на ребенка. В действительности в обоих случаях различны не только среда, но и способы ее влияния на процесс развития. Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.
Социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а в процессе общения с окружающими людьми. В связи с этим возникает важная для детской психологии проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных этапах возрастного развития.
Усвоение ребенком общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка активно разрабатывается в отечественной детской психологии.
В изучении психического развития ребенка присутствует проблема спонтанности этого развития, наличие в нем мотивов самодвижения. Признание детерминированности психического развития условиями жизни и воспитанием не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определенного самодвижения.
Характеристика психического развития современного ребенка обращается к понятиям нормы и отклонения от нормы психического развития.
Понятие «отклонения» является к настоящему моменту одним из наименее разработанных понятий в работе практического психолога, в том числе и специального психолога. Обычно понятие «отклонение» используется для обозначения расхождения с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и т.д. и рассматривается как проявление аномальной психики. Это обусловлено традиционным рассмотрением проявления трудностей в развитии от патологии к норме, где во главу угла ставится вариант аномального развития. Другой возможностью, по мнению Г.М. Бреслава, является попытка рассмотреть отклонение в развитии, исходя из анализа нормального развития. В этом случае под отклонением в развитии следует понимать несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъявляемых ему социальных требований и ожиданий, не выходящее за пределы «низкой нормы» и не обусловленное органическим поражением центральной нервной системы, т.е. отклонение в развитии неорганической этиологии.
Можно выделить два типа отклонений в развитии ребенка: 1) отклонения по типу запаздывания и 2) отклонения по типу нарушения.
Запаздывание представляет собой снижение темпа психического развития ребенка, по сравнению с большинством детей той же возрастной группы, не выходящее, тем не менее, за пределы возрастной нормы. Запаздывание в развитии может носить тотальный и парциальный характер. В последнем случае развитие приобретает дисгармоничный характер, превышая допустимые границы проявления гетерохронности, неравномерности в развитии. С возрастом гетерохронность развития детей в рамках одной возрастной категории увеличивается.
Отклонения типа нарушения в развитии представляют собой формирование негативных личностных комплексов, либо нарушения поведения, общения и деятельности, несовместимые с социальными нормами и ограничениями.
Теоретические положения отечественных психологов о социально-исторической природе возрастной нормы развития уточняют наше представление о норме развития, представляющей собой не усредненный для данной возрастной группы показатель, а оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.
Для здоровых детей гетерохронность (неоднородность) развития является еще более распространенным явлением. В рамках одно возрастной группы встречаются дети, имеющие большое разнообразие вариантов психического развития. Одни из этих детей развиваются достаточно благополучно, другие – требуют внимания со стороны различных специалистов, т.к. вызывают различные затруднения в обучении и воспитании. Они как бы балансируют на грани нормы и отклонения от нормы психического развития. Если своевременно не оказать этим детям квалифицированную помощь, они могут перейти в категорию трудных, а затем и детей с проблемами в психическом развитии.
Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнения психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Для обозначения этой категории детей в практической психологии все чаще в настоящее время употребляется понятие детей «группы риска» в каждой возрастной категории. Эти дети не страдают тяжелыми психическими и нервными заболеваниями. Однако, нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов: педагогов, социальных педагогов, психологов. Специалист должен уметь дифференцировать подобные случаи для того, чтобы своевременно или самому оказать помощь ребенку, или направить его к психоневрологу.
Источник