Проблема подбора семьи потребности развития ребенка
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация “Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию” (Школа приемных родителей)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Занятие №3 Тема: «Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию».
2 слайд
Описание слайда:
План: Проблема подбора семьи и ребенка. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Потребности развития ребенка. Знания, умения и компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребенка.
3 слайд
Описание слайда:
Способы поиска ребенка для усыновления (установления опеки). Поиск через банк данных. Формирование банка данных начинается с районного уровня Региональный уровень Федеральный уровень
4 слайд
Описание слайда:
Детские дома В детские учреждения для младших детей (дома ребёнка) попадают дети от 0 до 3-4-х лет из родильных отделений, больниц, подкинутые, отобранные у горе-родителей. Подросших детей переводят в дошкольные детские дома или детские дома так называемого «семейного типа», в которых вместе воспитываются братья и сестры в возрасте от 4 до 18 лет. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом (или школу-интернат), где они живут до совершеннолетия.
5 слайд
Описание слайда:
Детские медицинские учреждения более закрыты от посторонних, посещение таких заведений посторонними ограничено, сотрудники таких учреждений не имеют права раскрывать посторонним информацию о детях, руководитель детского учреждения вправе сообщить куда следует обратиться, если Вы решили усыновить ребенка.
6 слайд
Описание слайда:
Выделяют пять потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка: Потребность в защищенности. Потребность в любви. Потребность в научении. Потребность быть своего возраста. Потребность быть самим собой.
7 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-037045
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Библиографическое описание:
Харитонова, Е. М. Особенности подбора приемной семьи для ребенка / Е. М. Харитонова, Т. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 103-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11254/ (дата обращения: 16.09.2020).
На сегодняшний день развитие и воспитание ребенка в условиях детского дома признаны малоэффективными. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что каждый ребенок имеет право на семью. (Семейный кодекс РФ, Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей, Глава 11. Права несовершеннолетних детей, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье). В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство), приемная семья.
Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка. Бесспорно, также, что воспитание чужого ребенка, связано с большим количеством трудностей и опасностей как для приемного ребенка пришедшего в семью, так и для самой семьи, как системы. В совокупности, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее подбора.
Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из следующего — приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка. Соответствие кандидатов в приемные родители правовым требованиям является обязательным. Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике учитывается:
– наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
– отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.
Указанные критерии, однако, являются недостаточными для полноценного развития ребенка. При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с названными критериями следует также учитывать и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи. Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный в нашей стране и за рубежом, показывает, успешность воспитания определяется такими факторами, как:
– личностные качества родителей;
– внутрисемейные взаимоотношения;
– воспитательные установки родителей.
Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, приводит к развитию у ребенка невроза. Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу; под гиперсоциализацией — заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.
Для успешного воспитания ребенка, родители должны обладать следующими положительными качествами:
– Эмпатичность — способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать;
– Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения;
– Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя;
– Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь;
– Альтруистичность — качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь;
– Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка;
– Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации;
– Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем;
– Способность к развитию и изменению, может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Внутрисемейные взаимоотношения — они являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка.
Не менее важным критерием подбора приемной семьи являются также мотивы, которыми руководствуются семьи, решившие принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особое значение для психологической готовности принятия приемного ребенка в семью является мотив и отрабатывание внутренних переживаний, неудач и страхов в жизни, которые могли повлиять на решение принятия приемного ребенка в семью. Вертикальная тревога по поводу моделей саморазрушительного поведения, существующая в системе на бессознательном, мало управляемом уровне, способствует «привлечению» в семью детей с подобными травмами.
Кандидаты в приемные родители должны учитывать свои силы и ресурсы по удовлетворению главных потребностей развития детей/ребенка. Выделяют пять потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка:
- Потребность в защищенности. Для гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности, защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод родителей) ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т. д.
- Потребность в любви. Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери — это право на жизнь. Отцовская любовь — любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.
- Потребность в научении. Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т. д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).
- Потребность быть своего возраста. Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены — самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении «непризнанного гения», все достижения которого на словах, а на деле — избегание работы и ответственности.
- Потребность быть самим собой. С одной стороны, задача родительского воспитания — приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью. Кроме основных потребностей ребенка, существует еще целый ряд потребностей, которые обязаны удовлетворять родители. Одной из них является — потребность в привязанности. Привязанность — это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т. к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в эмоциональном развитии.
Необходимо понимать, что все проблемы во взрослом возрасте растут вместе с детьми из недополученного тепла, ласки, принятия и уважения в детском возрасте. У каждого без исключения ребенка, оставшегося без попечения родителей, существует своя история, своя «боль» расставания с кровной семьей. Приемная семья должна быть готова помочь пережить и принять ребенку его историю. Ребенок после прихода в новую/приемную семью может транслировать верность кровной семье через трудное поведение, показывать все, чему он там научился и к чему привык (может воровать, курить, игнорировать учебу, употреблять алкоголь и т. п.). С трудным поведением ребенка семье нужно будет научиться жить, справляться, нужно будет понять, как оно «устроено» и как можно его изменить, и только тогда оно перестанет быть катастрофой для приемных родителей, а станет решаемой задачей. Каким бы ужасным, невозможным, ненормальным оно не казалось, обычно получается изменить его к лучшему, если действовать последовательно, не отчаиваться и быть к нему готовым. Главное понимать, что все трудности преодолимы, если у ребенка есть семья, взрослые, которые готовы его поддержать, помочь и принять.
Приемным детям, не имеющим большого опыта жизни в полноценной семье, особенно трудно дается коммуникабельность в сфере общения. Коммуникабельная компетенция у детей формируется в общении со взрослыми. Чем больше приемные родители будут проводить времени с ребенком, чем более открытое и искренние общение будет между ними. Чем сложнее, тоньше, разнообразнее обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития. При этом одно из важнейших условий — отсутствие тотального стресса, постоянного страха или чувства одиночества. Потому что если ребенок боится своих родителей, то ему не до тонкостей общения, у него формируется грубое, примитивное коммуникативное поведение (истерики, крики, агрессия, ступор и т. п.). Из вышесказанного можно предположить, что у ребенка из неблагополучной кровной семьи с коммуникативным поведением могут быть большие трудности и приемные родители должны быть готовы их не бояться преодолевать.
Так же стоит учитывать из какого региона привезен ребенок, например ребенок привезенный в столицу из далекого провинциального города, столкнётся с полностью противоположным укладом жизни, нежели к которому он привык. Окружающая инфраструктура, ритм жизни большого города, много населённость, даже городской шум и суета — все это может привести к прибавлению трудностей в адаптации в новой семье, к которым должны быть готовы замещающие родители, решившие принять в семью ребенка из региона.
Еще одним важным аспектом подбора семьи для ребенка, является актуальное состояние здоровья ребенка и готовность родителей в его принятии. Кандидаты в приемные родители должны обратить внимание на специфику диагностики состояния физического и психического здоровья детей, находящихся в детских учреждениях. К сожалению, очень часто она бывает недостаточно объективной и полной, что приводит либо к не выявлению заболеваний у детей, либо гипердиагностике. Родителям необходимо провести независимую медицинскую диагностику ребенка, что бы понять и оценить правдоподобность поставленного диагноза в учреждении.
Решившись на шаг принятия в семью ребенка, кандидатам в замещающие родители необходимо тщательно взвесить все возможности и ресурсы своей семьи. Не бояться, при необходимости, обращаться за квалифицированной помощью к специалистам сопровождающих организаций.
Литература:
- Л. Петрановская «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения. Пособие для приемных родителей» АНО «Студио-Диалог» 2009–64с.
- Проблема подбора семьи. Потребности развития ребенка. // МБУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск. URL: https://crisiscenter74.ru/tema-3-problema-podbora-semi-potrebnosti-razvitiya-rebenka-osnovyi-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-ob-ustroystve-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-na-vospitanie-v-semi-grazhdan (дата обращения: 24.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, приемная семья, семья, попечение родителей, приемный ребенок, воспитание ребенка, потребность, приемная, чувство привязанности.
Похожие статьи
Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности. Анализ опыта использования технологий социальной работы…
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный…
Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации. ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.
Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике…
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.
Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства…
замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение…
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.
попечение родителей, ребенок, приемная семья…
ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.
Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без… попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека…
ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение…
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.
Усыновление — приоритетная форма устройства детей…
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
попечение родителей, ребенок, приемная семья…
ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.
Источник