Проблема периодизации психологического развития ребенка
В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:
– критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)
– возрастных границах:
ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.
ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)
ü Тесно связана с продолжительностью жизни.
Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.
Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.
Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Возраст бывает:
– психологический
– биологический
– психологический
Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.
Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.
· Инфантилизм – застревание развития
· Акселерация – ускорение развития
· Ретардация – развитие вспять
Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:
1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.
Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).
2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.
Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).
Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)
Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.
Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.
Периодизация Л.Колберга.В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).
3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев
Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.
На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:
– исторический подход
– смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:
тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности
– учет новообразований
– динамика психического развития
Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.
1) Кризис новорожденности – младенческий период
2) Кризис 1 года – раннее детство
3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст
4) Кризис 7 лет – школьный возраст
5) Кризис 13 лет – пубертатный период
Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.
Он выделяет 3 эпохи:
1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство
(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная
2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная
3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.
Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу
Выделяет 3 эпохи:
1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией
2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией
3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией
Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).
5 ступеней развития:
1) Оживление
2) Одушевление
3) Персонализация
4) Индивидуализация
5) Универсализация
Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.
Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.
Психическое развитие в младенческом возрасте.
Новорожденность
Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)
Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)
Младенческий возраст– от 2 мес. до 1 года.
З. Фрейд. Психоаналитическая теория.
1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.
Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.
1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).
Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.
1 стадия – сенсомоторная (0-2):
6 подстадий: – врожденные рефлексы (1 мес)
– моторные навыки (1-4 мес)
– циркулярные реакции (4-8 мес)
– координация средств и целей (8-12 мес)
– открытие новых средств (12-18)
– изобретение новых средств (18-24 мес)
Д. Б. Эльконин.
1) Эпоха раннего детства
Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.
В.И. Слободчиков. В основе периодизации – субъективность (внутр. мир). Она формируется 2 путями: отождествление (умение жить с миром в ладу) и обособление (инд-ть). Каждый период, цикл включает в себя кризис и литический.
1 цикл – оживление. У него нет четких границ.
2 цикл – одушевление, с 11 нед.-6,5 лет.
Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.
1)кризис новорожденности – младенческий возраст.
2)кризис 1 года – раннее детство
Период новорожденности.
Анатомо-физ. критерий:
10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%
1,5-2 мес. – психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).
Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.
Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.
Школа Ангар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:
1 оценка – рождение, 2 оценка – через 5 мин. Смотрят сердцебиение, дыхание, рефлекторную возбудимость, цвет кожи, мышечный тонус. Здоровые новорожденные – 7-10 баллов, легкая асфиксия – 6 баллов, ср. тяжести – 5, тяжелая – 4 балла.
Набор безусл рефлексов:
Реф-сы, которые обеспечивают деятельность организма
Зрачковый
Пищевой
Р-с Бабинского (шагает при прикосновении к подошве)
Р-с цеплятельный (робинзоновский)
Ориентировочный
Оборонительные
Острота зрения реб лучше на расстоянии 19 см. С 4 мес различает цвета: син, зел, жел, кр. Предпочитает кр и син.
Важные преобретения:
Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.
Младенческий возраст
0 – 1 года (включает новорожденность)
ССР: По Выготскому ситуация «мы»
Лисина выделяет 2 вида общения:
1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).
2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.
Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.
Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.
К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).
С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.
Пассивный словарный запас.
В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.
С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.
К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.
К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.
Источник
Понятие возраста и его параметры
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
По Л. С. Выготскому, возраст — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.
Физический возраст — это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Выготскому, — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему, а бывает и наоборот (но тут речь уже идет об отставании в умственном развитии).
Возраст — это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая “фактор возраста”, указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст — это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные
изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.
Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
Основания развития включают в себя:
- • социальную ситуацию развития;
- • круг отношений;
- • ведущий тип деятельности;
- • сензитивность.
Результаты развития включают в себя:
- • новообразования личности;
- • формы общения;
- • эмоционально-волевую сферу;
- • способности общения;
- • новый вид деятельности.
Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.
Подходы к периодизации психического развития
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.
Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.
В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.
По мнению Л. С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.
Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера — автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.
Французский психолог Р Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0—3 года — раннее детство; 3—5 лет — дошкольное детство; 6—12 лет — начальное школьное образование; 12—16 лет — обучение в средней школе; 17 лет и старше — высшее и университетское образование.
Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П. П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.
Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.
3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.
Американский психолог .П. Колберг (1927—1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.
- 1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.
- 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товаришами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
- 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.
Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:
- 1) доверие — недоверие (1 год);
- 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2—4 года);
- 3) предприимчивость и чувство вины (4—6 лет);
- 4) умелость и неполноценность (6—11 лет);
- 5) идентификация личности и путаница ролей (12— 15 лет — девочки и 13—16 лет — мальчики);
- 6) близость и одиночество (молодость);
- 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
- 8) целостность и безнадежность (пожилой возраст).
На каждом этапе формируется новое необходимое для социальной жизни качество и идет подготовка к следующему жизненному этапу.
Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:
- 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18—24 месяцев);
- 2) дооперациональная стадия (от 1,5—2 до 7 лет);
- 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
- 4) стадия формальных операций (после 12 лет).
Третья группа выделяет периоды развития на основе совокупности существенных критериев.
Периодизация Л. С. Слободчикова:
- 1 ступень — оживление (от рождения до I года);
- 2 ступень — одушевление (от 1 года до 5—6 лет);
- 3 ступень — персонализация (от 6 до 18 лет);
- 4 ступень — индивидуализация (от 18 до 42 лет).
А. Дистервег выделял три возрастные стадии:
- 1 стадия — господство ощущения;
- 2 стадия — господство памяти;
- 3 стадия — господство разума.
Проблема разработки целостной возрастной периодизации развития до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не охватывает всех явлений, свойственных выделяемым периодам. Все они в чем-то дополняют друг друга.
Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: “Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка” [1]. Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.
Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.
Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: “Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка” [2].
Эта проблема интересовала и А. Н. Леонтьева, который в статье “К теории развития психики ребенка” ввел понятие “ведущий вид деятельности”. Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.
Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили основой для создания Д. Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:
- • возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
- • развитие — это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;
- • природу детства следует рассматривать в ее конкретноисторическом понимании;
- • в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.
Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и новообразования данного возраста.
Таблица 3
Возрастная периодизация по Д. Б. Эльконину
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
I | Младенчество (от рождения до 1 года) | Непосредственно эмоциональное общение | Формирование потребности в общении, эмоциональное отношение |
I | Раннее детство | Предметно-манипу-лятивная деятельность | Развитие речи и наглядно-действенного мышления |
Окончание табл. 3
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
II | Дошкольный возраст | Ролевая игра | Стремление к общественно-значимой деятельности |
II | Младший школьник | Учебная деятельность | Произвольность психических явлений, внутренний план действия |
III | Подросток | Интимно-личностное общение | Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам |
III | Старший школьный возраст | Учебно-профессио- нальная деятельность | Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы |
Источник