Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому

Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому thumbnail

Тема: Периодизация психического развития

План.

1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии.

2. Периодизация психического развития Л. С. Выготского

Понятие о кризисе. Стабильные и кризисные периоды.

3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, ведущий вид деятельности.

1. Подходы к периодизации психического развития ребёнка

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.

1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, но связанного с самим процессом развития. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

К. Бюлер,в своей периодизации,считал, что стадии развития ребенка – это инстинкт, дрессура, интеллект, ребёнок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста..

В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

П. П. Блонский предлагал строить периодизацию по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

3. Фрейдрассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания.

Периодизация Л. Колбергаоснована на изучении уровня морального развития.

В периодизации Э. Эриксонавыделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов.

Ж. Пиажепредложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменениевозраста и перехода ребенка на новый этап развития. Онввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»(характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период).

Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготкого, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1)предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический – идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.

Кризисы – краткие, бурные стадии, в течении которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому

Кризис новорожденности.Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Читайте также:  Развития ребенка с зпр для психолога

Кризис 1 года.Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет.Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет.Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет.Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому
Мы поможем в написании ваших работ!

Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому
Мы поможем в написании ваших работ!

Проблема периодизации психического развития ребенка по выготскому
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

– критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)

– возрастных границах:

ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.

ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)

ü Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.

Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает:

– психологический

– биологический

– психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

· Инфантилизм – застревание развития

· Акселерация – ускорение развития

· Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).

2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).

Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

Периодизация Л.Колберга.В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

Читайте также:  Музыкальная культура ребенка как показатель общего развития

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:

– исторический подход

– смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

– учет новообразований

– динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

1) Кризис новорожденности – младенческий период

2) Кризис 1 года – раннее детство

3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст

4) Кризис 7 лет – школьный возраст

5) Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией

2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией

3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

5 ступеней развития:

1) Оживление

2) Одушевление

3) Персонализация

4) Индивидуализация

5) Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

Психическое развитие в младенческом возрасте.

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст– от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

6 подстадий: – врожденные рефлексы (1 мес)

– моторные навыки (1-4 мес)

– циркулярные реакции (4-8 мес)

– координация средств и целей (8-12 мес)

– открытие новых средств (12-18)

– изобретение новых средств (18-24 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

В.И. Слободчиков. В основе периодизации – субъективность (внутр. мир). Она формируется 2 путями: отождествление (умение жить с миром в ладу) и обособление (инд-ть). Каждый период, цикл включает в себя кризис и литический.

1 цикл – оживление. У него нет четких границ.

2 цикл – одушевление, с 11 нед.-6,5 лет.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. – психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Школа Ангар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

1 оценка – рождение, 2 оценка – через 5 мин. Смотрят сердцебиение, дыхание, рефлекторную возбудимость, цвет кожи, мышечный тонус. Здоровые новорожденные – 7-10 баллов, легкая асфиксия – 6 баллов, ср. тяжести – 5, тяжелая – 4 балла.

Набор безусл рефлексов:

Реф-сы, которые обеспечивают деятельность организма

Зрачковый

Пищевой

Р-с Бабинского (шагает при прикосновении к подошве)

Р-с цеплятельный (робинзоновский)

Ориентировочный

Оборонительные

Острота зрения реб лучше на расстоянии 19 см. С 4 мес различает цвета: син, зел, жел, кр. Предпочитает кр и син.

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

Читайте также:  Сколько спит ребенок в 1 год и 1 месяц развитие

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.

Источник

Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».

Проанализировав существовавшие на тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения.

1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.

2. За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция – появление и смена зубов – в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).

3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах, А. Гезелла.

Л.С. Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию. Критерий должен быть объективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно.

Для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития»- специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон.Цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон.Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

3-й закон.«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон.Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Л.С. Выготскимвыделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периодахарактерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Существуют кризисные периодыразвития. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Таблица 22

Периодизация детского развития по Л.С. Выготскому

Возраст Стабильный характер развития Критический характер возраста
0-2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. -1 г. Младенчество Кризис 1 года
1-3 г. Раннее детство Кризис 3-х-летия
3-7 г. Дошкольное детство Кризис 7-летия
8-13 г. Школьный возраст Кризис 13-летия
14-17 г. Пубертатный возраст Кризис 17-летия

Источник