Проблема онтогенеза психического развития ребенка

Проблема онтогенеза психического развития ребенка thumbnail

Возрастные особенности – специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Если возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, то общая психология изучает основные общие закономер­ности проявлений, а также систематику психических расстройств.

На важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском и подростковом возрасте впервые указал еще в 1864 году отечественный клиницист М.С. Зеленский. Невропатолог В.А. Мурашов в 1896 году предложил выделить два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.

На онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста опираются в своих исследованиях М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.И. Личко и другие авторы. Основным понятием возрастной психопатологии является термин «психический дизонтогенез», т.е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Психический дизонтогенез может быть вызван как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими) патогенными факторами, так и неблагоприятными более или менее длительными микросоциальными – психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями тех и других. Роль социально-психологи­ческой среды в происхождении психологического дизонтогенеза не только вытекает из признания ведущей роли социального начала в формировании человека как личности, но и подтверждается современ­ными данными морфологии и физиологии головного мозга.

В отечественной возрастной психологии одной из наиболее известных концепций, дающих целостное представление о процессе становления ребенка как личности, является концепция Д.Б. Эльконина, построенная на основе идей, высказанных в свое время Л.С. Выготским, и развитая А.Н. Леонтьевым. В одной из своих работ, посвященных этой теме, А.Н. Леонтьев писал, что «в психическом развитии ребенка можно выделить определенные стадии, и общая картина развития отдельных процессов психической жизни внутри каждой стадии представляется следующим образом: «Развитие ведущей деятельности, характеризующее данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых дейст­вий». Данный подход изучает оба процесса, сопровождающие друг друга в каждый момент жизни ребенка и переходящие друг в друга. Предметом исследования становится совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками и тот процесс преобразования познава­тельной деятельности и поведения, который подготавливается и совер­шается внутри этой социальной по содержанию деятельности.

Однако клиника психических заболеваний у детей и подростков опирается на теории периодизации индивидуального развития, которые рассматривают его как поэтапный переход от одного состояния к другому, качественно более высокому. Это теории периодизации, вы­двинутые отечественными морфологами и физиологами (А. М. Северцов, А. А. Волохов, И. А. Аршавский, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского показывают, как в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.

Идея этапности индивидуального развития развивается в зарубеж­ной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Gesell). Так, Пиаже выделяет: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев); 2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет); 3) период кон­кретных операций (от 9 до 12 лет), период логических операций (с 13 лет) (табл. 2).

Более интегральный характер имеет периодизация развития дет­ской психики, разработанная А. Валлоном, который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (первая половина 2-го года), стадию подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни), начальный школьный период (5-6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет).

Периодизация этапов психического развития, предложенная Т. К. Ушаковым, включает моторный (1-й год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеамоторный (от 12 до 14 лет) этапы формирования психики (см. табл. 2).

Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетичес­кую основу преимущественных для разных периодов детского и под­росткового возраста проявлений психических расстройств составляет сменность качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Им схематично выделены 4 основных возрастных уровня, преимущественно нервно-психического реагирования у детей и подростков:

Читайте также:  В период кризисного развития у ребенка наблюдается полное подчинение

1. Соматовегетативный (0-3 года).

2. Психомоторный (4-7 лет).

3. Аффективный (5-10 лет).

4. Эмоционально-идеомоторный (11-17 лет).

Онтогенетически наиболее ранним является соматовегетативный уровень, которому свойственны различные варианты неврастеничес­кого синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, рас­стройствам сна, нарушением навыков опрятности (см. табл. 2).

Следующий возрастной уровень патологического реагирования – психомоторный. К нему относятся синдром гиперактивности, систем­ные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм, которые чаще характерны для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. Следующим уровнем, хроноло­гически близким к предыдущему, но несколько сдвинутым к более старшему, является аффективный. Для него характерны: синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости. В.В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений пред­шествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет. Преобладание же расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной ретардации (под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития).

Таблица 1. Сравнительная периодизация развития психики в онтогенезе

Возраст Периодизация Д.Б. Эльконина Периодизация
М. И. Лисиной
Периодизация Колберга Периодизация Л.И. Божович
Ведущая деятельность Новообразования возраста Формы общения Этапы формирования морали Уровни самосознания
От 0 до 1 года Эмоциональное общение со взрослым Комплекс оживления, элементарные формы восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в мире и составляющие предпосылку для перехода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Овладение ходьбой, предметной деятельностью, речью До 6 мес. – ситуативно-личностное общение Доконвенциональная мораль. Ориентация на наказание. Ориентация на поощрение Источник активности – физиологические потребности, потребности функционального развития мозга, опредмечивание потребностей. Ситуативная обусловленность поведения
1-3 года Деловое практическое сотрудничество, предметная деятельность Бытовые навыки ребенка, овладение предметными действиями. Орудийные действия, элементы сюжетной игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование и т.п.). Речь как средство деловых контактов. Совершенствуется понимание речи, формируется собственно активная речь. Овладение слушанием. Умение сосредоточиться, воспринимать речь, запоминать, переживать первые правила поведения, требования, запреты. Первоначальное отношение ребенка к окружающему миру. Стремление к самостоятельному, активному участию в жизни окружающих До 2 лет – ситуативно-деловое общение   С 2 лет собственная активность ребенка. Переход от существа, ставшего субъектом, к существу, осознающему себя как субъект. Возникновение системного образования, связываемого с появлением слова «Я»
3-(6)7 Сюжетно-ролевая игра Происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Развиваются продуктивные виды деятельности, учится управлять своим поведением, запоминать целенаправленно. Обслуживать себя, считаться с требованиями взрослого, стремиться сохранить положительное отношение к себе со стороны окружающих. Важнейшее новообразование формирование соподчинения мотивов. Развивается самосознание, способное оценить себя и других. Наглядно-действенное мышление приобретает осознанность, способность планировать и описывать в речи совершенное действие. Ведущим становится наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление. Развитие формы творческого и воссоздающего воображения. Высокий уровень развития речи Внеситуативно – познавательная форма общения (до 5 лет). Внеситуативно – личностная форма общения (до 6-7 лет) Конвенциональная мораль. Ориентация на образец хорошего мальчика или девочки. Ориентация на авторитет С 3-4 лет – самооценка, осознание предъявляемых личностных требований, стремление быть хорошим. Формирование внутренней позиции – устойчивой системы отношений ребенка к себе, к другим, миру
6 (7)-14(15) Учебная деятельность Познавательная деятельность приобретает произвольный характер. Общение становится целенаправленным. Развивается способность к саморегуляции поведения. Формируются нравственные чувства и волевые свойства личности   Постконвенциональный. Ориентация на общественный договор. Добровольное принятие на себя обязательств
14(16)-16(18) Общение со сверстниками Становление личности   Ориентация на общечеловеческие, этические и нравственные (моральные) нормы Закладываются основы нравственности, отношение к труду, людям, обществу, черты характера, формы поведения. Самосознание самоутверждение

Таблица 2 Возрастные уровни нервно-психического развития и его нарушения у детей и подростков

Периодизация Ж. Пиаже Периодизация А. Валлона
Возраст Этапы развития Возраст Этапы развития
0-1 год 5 мес. Сенсомоторный интеллект 1 год Моторная импульсивность
    1 год 6 мес. Эмоциональная стадия
2-8 лет Недеятельный интеллект 2 года Сенсомоторная стадия
    3-4 года Стадия подражания и противопоставления
    5-6 лет Начальный школьный период
9-12 лет Стадия конкретных операций. Логические операции 7-14 лет Период замены синкретизма мышления объективностью
Читайте также:  Развитие второго ребенка в семье

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Проблема онтогенеза психического развития ребенка

ТОП 10:

При исследовании психологических особенностей детей и подростков с различными нарушениями в развитии основной задачей специалиста является психологическая квалификация основных нарушений, анализ структуры и степени тяжести дефекта.

Важное значение при изучении психики ребенка с проблемами в развитии имеет анализ стадий их возрастного развития.

На необходимость онтогенетического подхода при изучении различных аномалий в детском возрасте неоднократно указывали отечественные и зарубежные клиницисты и педагоги еще в середине XIX века.

Исследования Ч. Дарвина способствовали созданию эволюционной неврологии, психиатрии, психологии и педагогики. Несмотря на то что главные интересы ученого были связаны с эволюционной теорией, Дарвина можно с уверенностью назвать первым возрастным психологом. В 1877 году он опубликовал короткую статью о психическом развитии своего сына. Наблюдения за сыном помогло Дарвину углубить представление об эволюции врожденных форм человеческого общения. В своей работе Дарвин убедительно показал, что процесс развития — это процесс постепенной адаптации ребенка к окружающей среде и это возможно объяснить с точки зрения эволюционной теории. Эволюционная теория рассматривает человека как часть природы, и соответственно встает вопрос о сходстве и различии между человеком и животным. В работах Дарвина представлено соотношение индивидуального развития (онтогенеза) и эволюции видов (филогенеза).

Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни. Онтогенез представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды. В онтогенезе каждый организм проходит последовательные периоды развития. Различают два основных периода — это зародышевый (пренатальный) и послезародышевый (постнатальный). Объем генетической информации, заложенный в яйцеклетке, определяет сложнейший процесс развития. Вместе с тем весь ход эмбрионального развития является результатом взаимопроникновения факторов генетических (внутренних) и экзогенных (внешних)

В психологии под онтогенезом понимается формирование основных структур психики индивида в течение детства и отрочества. Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов.

Категория развития является важнейшим методологическим принципом психологической науки. В отечественной психологии идеи развития получили новое содержание, они уточнялись и обогащались в рамках сравнительной, детской и педагогической психологии. При изучении психического развития ребенка на первом плане стояли вопросы его многогранности.

В работах отечественных психологов конца XIX — начала XX века анализируются сложные механизмы перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей и подростков (Селли, 1901;

Трошин, 1916; Гезелл, 1932 и др.). Одновременно с раскрытием различных характеристик психического развития в тот период разрабатываются и вопросы его детерминации. Согласно концепциям того периода, психические свойства индивида детерминированы изнутри самой природы человека. Для них характерна биологическая ориентация в объяснении явлений онтогенеза психики, тенденция сводить формирование психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата психики. Типичным представителем данного направления является Арнольд Гезелл. В одной из ранних работ он писал: «Потенция развития зависит в основном от врожденных моментов, но структура личности почти нацело определяется теми социальными условиями, в которых развивается юная психика» (Гезелл, 1932, с. 19). Л. С. Выготский в предисловии к книге А. Гезелла «Педология раннего детства» пишет: «…если тайна человеческой личности разрешается так просто, то в чем же тогда качественное своеобразие человеческого детства, человеческой личности» (там же, с. 11).

Существенное значение в критике биологизаторского подхода к развитию психики человека в тот период имели теоретические положения Л. С. Выготского. На начальных стадиях создания культурноисторической теории Выготский огмечал, что «элементарные функции ребенка» имеют натуральный, природнонаследственный характер. Позднее же, опираясь на более широкие экспериментальные данные, Выготский убедительно доказал, что даж< самые элементарные функции, возникающие на самых ранних эта пах жизни ребенка, имеют опосредованную социальную структуру. Развитие психики проявляется в изменении отношений между отдельными функциями. В ходе детского развития, как под черкивал Выготский, складывается совершенно новая система функций. Тип взаимосвязей высших психических функций между собой отличается тем, что функциональные системы не являются прямым продолжением развития элементарных функций, а представляют собой целое, в котором элементарные психические функции существуют как одна из инстанций, входящих в состав целого. Межфункциональные связи автор рассматривал как центральный момент развития сознания человека и как продукт прижизненного индивидуального развития. «…Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какогонибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров» (Выготский, 1960, с. 387). Суть психического развития, по Выготскому, заключается не в дальнейше?» росте, а в изменении связей. Исследуя межфункциональные отношения, Л. С. Выготский обращается к понятию «психологические системы», рассматривая формирование функциональных систем, а не развитие отдельных психических функций. Эти положения Л. С. Выготского легли в основу системного подхода изучения психики человека в отечественной психологии.

Читайте также:  Роль движения в развитии личности ребенка

Особая роль в создании концепции психического развития принадлежит С. Л. Рубинштейну, который является родоначальником преобразования категории развития в фундаментальную категорию психологической науки. В своих ранних работах Рубинштейн обращается к проблеме зависимости развития психических процессов у ребенка от особенностей содержания и структуры его деятельности. «…В качестве основного принципа выступав положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики, в качестве основного механизма — единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция — строение; в качестве основного тезиса — то положение, что в ходе развития и строение мозга, и его психофизические функции в подлинном единстве выступают и как предпосылка. и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни. Все психические образования и свойства не только формируются, но и проявляются в нем — под контролем биологических форм существования у животных, исторических форм общественной жизни у человека» (Рубинштейн, 1989, т. 1. с. 113). Таким образом, концепция развития в отечественной психологии стала центральным звеном при изучении личности на всем протяжении индивидуального пути. Сам процесс психического развития рассматривался как процесс формирования функциональных систем, а не отдельных психических функций.

Дальнейшее изучение развития психических функций успешно продолжалось в исследованиях Б. Г. Ананьева и его учеников. Б. Г. Ананьев в своих работах подчеркивал, что существенной чертой индивидуального развития является его целостность. «Вслед за современным естествознанием новейшая психофизиология рассматривает онтогенез как преобразование структуры психического развития, целостной организации процессов отражения, организации и регуляции поведения. В этой психофизиологической структуре, т. е. в целостной природе человеческого развития, не существует изолированных способностей функций или даже отдельных реакций на отдельные внешние раздражения. Известно, что эффект той или иной отдельной реакции даже на изолированный оценочный стимул определяется системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий, в том числе от обобщенного жизненного опыта, мотивации и т. д.» (Ананьев, 1968, с. 23). Целостный, интегральный подход к проблеме развития, отраженный в работах Б. Г. Ананьева и представителей его школы, имеет огромное теоретическое значение и позволяет более дифференцированно подойти к проблеме индивидуального развития. Развитие индивидуальности Ананьев определил как становление единства и взаимосвязи формирующихся при жизни свойств человека в качестве личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют и развиваются природные свойства человека как индивида.

Итак, в отечественной психологической школе процесс психического развития человека рассматривался как многомерный и многоуровневый. В фундаментальных и прикладных исследованиях психологов в дальнейшем раскрываются общие закономерности развития личности, проблемы ее детерминации и формирования, анализируются различные уровни и фазы ее развития (Божович, 1970; Люблинская, 1971; Веккер, 1974; Запорожец, 1986; и др.).



Источник