Проблема наследственности и среды в развитии ребенка обухова

Теория конвергенции наследственности и среды: основоположник – В. Штерн. Он считал, что психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В проявлении любой психической функции действуют два этих условия, но всякий раз в разных соотношениях. Весь процесс развития рассматривается как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции. Ребёнок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребёнок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует, по мнению В. Штерна, вступлению человека в культуру с её государственными и экономическими организациями. Простое содержание античного и ветхозаветного мира адекватно в первые школьные годы детскому духу, средние годы носят черты фанатизма культуры, пубертатный возраст называют возрастом просвещения и только в зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени.

Споры о том, что определяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу.

РОСТ И РАЗВИТИЕ
Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие “развитие” включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры – эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат

КРИТИКА ПИАЖЕ
Критический анализ ранних работ Ж.Пиаже. Л.С.Выготский: теоретический, экспериментальный и методологический анализ ранних идей Ж.Пиаже. Ответ Ж.Пиаже Л.С.Выготскому.

Из Обуховой:

Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребёнок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребёнка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребёнок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознаёт. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

Выготский писал:

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией, что приводит постепенному снижению на нет эгоцентризма. По своей функции эгоцентрическая речь не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Её генетическая судьба есть тоже умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребёнка (инволюция). Развитие эгоцентрической речи идёт по убывающей кривой (вершина – на начале развития, ноль – на пороге школьного возраста).

Противоположная теория. Эгоцентрическая речь – один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим (общий закон развития всех ВПФ).

Эгоцентрическая речь – речь для себя. Генетическая судьба эгоцентрической речи идёт по восходящей кривой (эволюция). Эгоцентрическая речь перерастает во внутреннюю речь.

Сходное. Эгоцентрическая речь развивается в направлении к внутренней речи, и весь ход её развития не может быть понят иначе, как ход постепенного прогрессивного нарастания всех основных отличительных свойств внутренней речи.

Возникновение. Согласно Пиаже: возникновение из недостаточной социализации изначально-индивидуальной речи (извне вместе с социализацией). Согласно Выготскому: возникает из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи (из эгоцентрической, развивается внутри).

Из экспериментов выходит, что эгоцентрическая речь ребёнка есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая по своему проявлению ещё не отделилась окончательно от социальной речи, в недрах которой она всё время развивалась и созревала.

Обухова

В автобиографии Пиаже писал, что, опубликовав свои первые работы, он не принял достаточных предосторожностей, касающихся формы представления своих заключений, полагая, что их мало будут читать и послужат они, главным образом, в качестве документации для позднейшего синтеза, который будет адресован более широкой аудитории. Однако вопреки его ожиданиям эти работы читались и обсуждались так, как если бы были последним словом в данной области.

БЮЛЕР

Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени:инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт – все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) – требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект – доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации.

Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.

К. Бюлер разделял взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

К.Бюлер стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир.

Ее значение в том, что она, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

Источник

<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>

Приложение 3

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Глава I

ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Детство как социально-исторический феномен.

  • Причины возникновения детской психологии как науки.

  • Исторические изменения предмета детской
    (возрастной) психологии.

  • Понятие “развитие” и его критерии применительно к
    развитию ребенка.

  • Стратегии, методы и методики исследования развития
    ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Подберите примеры специфики детства в отечественной
    культуре.

  • Рассмотрите “Конвенцию о правах ребенка” с позиций
    исторического подхода к анализу детства.

  • Приведите конкретные примеры использования
    различных стратегий и методов в исследовании ребенка.

Литература

  • Аснин В.И. Об условиях надежности психологического
    эксперимента. // Хрестоматия по возрастной и педагогической
    психологии. Ч. I, M., 1980.

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3, М., 1983,
    с. 641.

  • Гальперин П.Я. Метод “срезов” и метод поэтапного
    формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы
    психологии, 1966, №4.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М.,
    1993.

  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. M.,
    1995.

Глава II

ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Взаимосвязь концепций детского развития и методов
    его исследования.

  • Закономерности развития ребенка, выявленные в
    разных психологических учениях.

  • Проблема наследственности и среды в развитии
    ребенка (критический анализ).

  • Специфика психического развития ребенка по
    сравнению с развитием животных.

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите ключевые проблемы понимания детского
    развития в работах классиков психологии.

  • Объясните возможности применения теоретических
    положений данной главы для практической и исследовательской
    работы с детьми.

Литература

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, М., 1983.

  • Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в
    психологии. // Вопросы философии, 1981, №12.

  • Ривич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и
    среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.

  • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М.,
    1977, гл. 16, 17.

  • Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1946
    – (Биогенетическая проблема).

Глава III

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Динамическая структура личности и ее формирование в
    онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.

  • Понятие социализации в психоаналитических учениях.

  • Периодизация полного жизненного пути развития
    личности.

  • Закон биполярности в развитии.

  • Проблема ритуализаций в поведении человека.

  • Роль общества в развитии личности.

  • Понятие исторического времени.

Задания для самостоятельной работы

  • Посмотрите фильм Бергмана “Земляничная поляна”,
    опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга.

  • Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого “Юность” и
    сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста
    концепции Э.Эриксона.

Литература

  • Бергман. Латерна-Магика.

  • Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.

  • Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

  • Фрейд Л. Психология и защитные механизмы. М., 1993.

  • Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.

  • Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.

  • Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

Глава IV

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Понятие социализации в американской психологии
    развития.

  • Механизмы приобретения нового опыта.

  • Поощрение и наказание в формировании поведения
    ребенка,

  • Подражание как механизм приобретения нового опыта.

  • Роль среды в развитии ребенка и проблема
    детско-родительских отношений.

Задания для самостоятельной работы

  • На основе материалов текущей периодики подберите
    примеры влияния экологических условий на развитие ребенка.

Литература

  • Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,
    1990.

  • Ладгеймер И., Матейчик З. Психологическая
    депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

  • Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.

  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

  • Скиннер Б. Оперантное поведение. // См. История
    зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. М., 1986.

Глава V

УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Характеристика клинического метода.

  • Ключевые понятия концепции Пиаже.

  • Стадии интеллектуального развития ребенка.

  • Движущие причины интеллектуального развития
    ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • “Работы Пиаже отмечены историческим значением”
    (Выготский). Раскройте утверждение.

  • Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Пиаже
    в отечественной зарубежной психологии.

Литература

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи
    и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.

  • Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального
    развития ребенка. // Вопросы психологии 1969, №1.

  • Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.,
    1985.

  • Перре-Клермон А. Роль социального взаимодействия в
    развитии интеллекта детей. М., 1991.

  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

  • Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия.
    // Вопросы психологии, 1966, №4.

  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной
    психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.

  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М., 1994.

Глава VI

Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

Темы для семинарских занятий

  • Необходимость смены научной парадигмы, связанная с
    революционными переменами ХХ-го столетия.

  • Ключевые понятия культурноисторической теории
    развития психики.

  • Проблема обучения и развития в работах
    Л.С.Выготского.

  • Развитие идей Л.С.Выготского в советский период.

  • Зависимость психического развития от содержания и
    структуры деятельности ребенка.

  • Закон периодичности развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Познакомьтесь с основными фактами научной биографии
    Л.С.Выготского.

  • Назовите различные подходы к проблеме развивающего
    обучения в современной психологии и педагогике, отметьте
    общее и различное в них.

Литература

  • Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4,
    М., 1984.

  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного
    развития в школьном возрасте. // Избр. психологические
    исследования. М., 1956.

  • Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном
    возрасте. // Избр психологические исследования. М., 1956.

  • Возрастная и педагогическая психология. Сборник
    статей. М., 1992.

  • Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1990.

  • Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.В.
    Бурменской. М., 1996.

Глава VII

КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • “Сущность и значение беспомощности” (Дж.Бруннер) в
    развитии психики ребенка.

  • Критерии психического.

  • С чего начинается психическая жизнь ребенка.

  • Структура и динамика младенческого возраста.

  • Характеристика основных психологических
    новообразований к концу первого жизни.

  • Проблема развития предметных действий в раннем
    возрасте.

  • формирование символических процессов в раннем
    возрасте.

  • Можно ли ранний возраст в развитии ребенка называть
    “шимпанзеподобным”?

Задания для самостоятельной работы

  • Приведите примеры опережающего развития ориентировки
    в формирована поведения ребенка.

  • Проведите наблюдения и опишите особенности
    проявления кризисов одного и трех лет.

  • Дайте характеристику развития ребенка раннего
    возраста, воспитывающегося условиях дефицита общения.

Литература

  • Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. М.,
    1991.

  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

  • Лишенные родительского попечительства. //
    Хрестоматия. Под ред В.С.Мухиной. М., 1991.

  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

  • Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем
    возрасте. М., 1978.

Глава VIII

КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • Структура и динамика развития ребенка в дошкольном
    возрасте.

  • Игра как ведущий тип деятельности ребенка
    дошкольника.

  • Изобразительная деятельность и ее роль в развитии
    ребенка.

  • Восприятие сказки и ее развивающее значение.

  • Показатели психологической зрелости ребенка и
    проблема готовности к школьному обучению.

  • Младший школьный возраст, его структура и динамика.

  • Роль сверстника в психическом развитии младшего
    школьника.

Задания для самостоятельной работы

  • Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику
    их развития на протяжении дошкольного возраста.

  • Сравните систему сенсорного воспитания дошкольника
    М.Монтесори и А.В.Запорожца – Л.А.Венгера.

  • Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в
    первые дни пребывания ребенка в школе.

Литература

  • Генезис сенсорных способностей. // Под ред.
    Л.А.Венгера. М., 1976.

  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.
    М., 1996.

  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,
    1986.

  • Дусавицкий А.К. Дважды два – икс. М., 1985.

  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников.
    М., 1996.

  • Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух
    томах. М., 1986.

  • Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности
    детей к обучению в школе. М., 1991.

  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка
    как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  • Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7
    лет. М., 1992.

  • Особенности психологического развития детей
    6-7-летнего возраста. // Под. ред. Д.Б.Эльконина,
    А.Л.Венгера. М., 1988.

  • Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
    возраста. // Под. ред. А.В.Запорожца, Я.Э.Неверович. М., 1986.

  • Рубцов В.В. Организация и развитие совместных
    действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

  • Сенсорное воспитание дошкольников. // Под ред.
    А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 1961

  • Хрестоматия по детской психологии. // Под ред.
    Г.В.Бурменской. М., 1996.

  • Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

  • Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. М.,
    1989.

  • Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического
    развития детей, М., 1984.

Глава IX

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Темы для семинарских занятий

  • Психологические теории подросткового возраста.

  • Структура и динамика подросткового возраста.

  • Условия кризисного характера перехода к взрослому
    статусу в подростковом возрасте.

  • Понятие “чувство взрослости”

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите и проанализируйте условия возникновения и
    внешние признаки подростковых объединений.

  • Прочитайте романы Ф.М.Достоевского “Подросток” и
    Дж.Сэлинджера “Над пропастью во ржи”. Сравните проблемы
    подростков в XIX и XX веках.

Литература

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
    возрасте. М., 1968.

  • Возрастная и педагогическая психология. // Под ред.
    А.В.Петровского. М., 1980.

  • Кле М. Психология подростка М., 1991.

  • Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в
    школьном возрасте М., 1983.

  • Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и
    в жизни. М., 1990.

  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для
    подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995.

Глава X

НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ

Темы для семинарских занятий

  • Проблема обучения и развития ребенка в современной
    психологии. Дискуссия Пиаже-Гальперин.

  • Движущие причины и механизмы детского развития как
    актуальная проблема современной психологии.

  • Новые пути изучения детского развития.

  • Преимущества и ограниченность стратегии
    формирования для изучения механизмов детского развития.

  • Что же представляет собой процесс детского
    развития?

Литература

  • Выготский Л.С. Избранные психологические
    исследования. М.-Л., 1956.

  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
    теоретического и экспериментального психологического
    исследования. М., 1986.

  • Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза
    психики. // См. Избранные психологические труды. Т.1.

  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном
    методе в психологии. // Вопросы философии, 1977, №1.

  • Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного
    в “Капитале” Маркса. М., 1960.

  • Ильенков Э.В. Психика под “лупой” времени. //
    Природа, 1970, №1.

  • Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

  • Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.,
    1972.

  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Источник