Проблема эстетического развития личности ребенка
«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель
Е.В. Ступина
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования – “развитие личности, способной к самоопределению и самореализации”.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди ООД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, ООД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации..
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
- организованная деятельность (ООД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки – передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
- Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства – субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.
Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников:
- развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
- формирование элементарного эстетического сознания;
- формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
- развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
- систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;
- формирование основ эстетического вкуса.
Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:
- изучение элементов теории эстетики;
- систематическое общение с художественной культурой;
- организованное участие в художественном творчестве.
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
I группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимания прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
II группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности.
В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.
Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Источник
Дарья Расторгуева
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая деятельность для детей, в которой дети могут раскрыть себя, осознать свои возможности, прочувствовать продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нас направляет концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Художественно-эстетическое развитие предполагает разработку положений ценностно-смыслового усвоения и понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного; побуждение сопереживать персонажам художественных произведений; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений о видах искусства; восприятие фольклора, различной художественной литературы, музыки; исполнение различной самостоятельной творческой деятельности детей (художественной, изобразительной, литературной, технической, музыкальной). Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно,если будет:
– Учет индивидуальных особенностей детей;
– Близкие связи с искусством;
– Взаимосвязи творчества и обучения, как факторы формирования; творческой личности;
– Овладение детьми доступных им средств художественной выразительности;
– Объединение разных видов искусства и разнообразных видов творческой деятельности детей;
– Организация художественно-эстетической развивающей среды.
В нашем детском саду задачами обучения во второй младшей группе являются:
• Подготовка к восприятию произведений искусства;
• Подготовка детей к посещению театра;
• Приобщение к декоративной деятельности;
• Способствование развитию вокальных навыков;
• Знакомство с музыкальными жанрами;
• Формирование интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• Знакомство с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• Обучение пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
• Обучение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности.
На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.
Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.
Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.
Каждая задача формируется с учетом возрастных особенностей детей.
Благополучие художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и умением детей свободно применять приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить своеобразные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, воображение и фантазия. Творческий поиск решения в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Источник
Ильхама Гасанова
Проблемы эстетического воспитания дошкольников: традиции и современность.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой воспитание определяется так: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющееся в общественной жизни» [45, 91].
Уже с XVIII века в русском языке сложилось современное нам понимание термина воспитание главным образом, как процесса воздействия на развитие ребенка или юноши с целью формирования его нравственных и физических качеств.
В философском смысле воспитание означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного, т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах.
С точки зрения психологии воспитание – это процесс формирования физических, психических и социально-адаптивных способностей индивида, культивирование в индивиде общечеловеческих форм жизнедеятельности, передача ему общественно – исторического опыта человечества и национальной культуры, процесс формирования личности в соответствии с социальными стандартами данного общества. Воспитание как процесс социализации осуществляется стихийно – средовыми воздействиями и целенаправленно – специализированными социальными институтами.
Воспитание – процесс формирования духовного мира личности, приобщение ее к высшим социальным ценностям; постоянно развивающийся процесс реализации в индивиде его человеческой сущности.
Процесс воспитания индивидуализирован, т. е. основан на учете индивидуальных особенностей личности, ее темперамента, характера и способностей.
Воспитание – не односторонний процесс внешнего воздействия на личность. Оно сопряжено с процессом самовоспитания личности, формированием личностно автономных позиций субъекта как свободного человека, способного на самостоятельный, социально обоснованный, нравственный выбор.
Понятие воспитания означает не только процесс социализации индивида, но и интегративный результат этого процесса – физическую, трудовую, нравственную, интеллектуальную и концептуально – эстетическую сформированность человека.
Воспитание, выделяемое как специфическая функция общества, является предметом такой науки как педагогика.
С педагогической точки зрения, воспитание – это, прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений).
Существует и другая более узкая трактовка термина воспитания в педагогике, которая отражает практическую деятельность учителя, раскрывая воспитание прежде всего как целенаправленный, организованный процесс формирования у личности социально ценных позитивных качеств.
Воспитание личности как целостный педагогический процесс немыслимо без эстетического аспекта. Для того, чтобы лучше понять направленность эстетического воспитания, разберемся в сущности категории эстетического.
Эстетическое является непременно стороной художественной деятельности.
Споры о нем ведутся как в идеалистической, так и в материалистической эстетике. Красота земного шара в учении объективных идеалистов – всего лишь слабое отражение абстрактной “идеи красоты” (Платон, Бога (Фома Аквинский, “чувственная видимость абсолютной идеи” (Гегель). Субъективный идеализм отрицает объективное существование прекрасного, считая, что оно переносится на окружающую действительность из духовного мира личности (Кант).
Эстетический материализм от Демокрита до Дидро и Чернышевского исходит из объективности эстетических факторов, существующих в реальной действительности. Основной сферой эстетического следует считать общественную жизнь (социальные эстетические факторы действительности). Однако природа также содержит в себе естественные предпосылки эстетического (природно-эстетические факторы действительности, реализующиеся в процессе общественно-исторической практики.
Сущность категории “эстетическое” легче выявить в сопоставлении с категорией “отношение”. Эстетическое отношение является особым отношением человека к действительности, сопровождающим другие отношения и придающим создаваемым вещам и сооружениям эстетическую ценность. Эстетическое отношение несет в себе оценку действий, явлений, вещей с точки зрения заключенного в них творческого и гуманистического начала, может вызывать эстетические эмоции и приносить душевное удовлетворение.
Эстетическое отношение является сложной структурой, включающей в себя моменты познания, переживания и оценки. Все три момента находятся в нерасторжимом единстве и неотделимы друг от друга. Эстетическая информация всегда эмоционально окрашена, определение эстетических факторов в окружающей действительности сопровождается переживанием и своеобразной оценкой, особым видом ценностной ориентацией человека в мире.
Эстетическое переживание, во-первых, всегда имеет положительный характер, и, во-вторых, никак не связано с удовлетворением какой бы то ни было материальной потребности. Кант именовал эстетическое переживание удовольствием, свободным от всякого интереса, и противопоставлял всем другим удовольствиям, имеющим основание в объективном мире.
Как и в любом отношении, в эстетическом есть объект эстетического отношения и субъект эстетического отношения. Для выявления его сути необходимо учитывать оба этих слагаемых. В своей основе эстетическое объективно: эстетическая оценка предметов и явлений действительности должна соответствовать их реальным эстетическим достоинствам. Однако при этом эстетическое имеет еще и субъективную сторону, так как на нем не могут не сказаться особенности каждого конкретного человека, познающего, переживающего и оценивающего эстетическое в окружающей его среде.
Парадоксальность эстетического заключается в том, что существуя объективно (носителем эстетической ценности является объективное бытие, оно проявляется в виде субъективных реакций (эстетическая значимость объектов реализуется лишь в отношении к ним человека, представляя собой общечеловеческую ценность, – воспринимается как нечто сугубо личное. Следовательно, можно сделать вывод, что эстетическое есть продукт субъективно-объективных отношений.
Таким образом, эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию всего прекрасного. И. Кант считал, что, созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к прекрасному.
В. П. Острогорский (1840-1902, оставивший заметный след в сфере массового музыкального образования в отличие от других исследователей, отождествляющих понятия «красивое» и «прекрасное», имел свой взгляд на эти понятия. К «красивому» Острогорский относил внешнее-то, что приятно, ласкает глаз и ухо, доставляет удовольствие. Способность ощущать внешнюю красоту предметов, явлений, без проникновения в их сущность он считал первой, низшей ступенью эстетического развития человека.
«Прекрасное» Острогорский определял как красоту высшую, духовную. Прекрасное не только доставляет человеку удовольствие от созерцания внешних форм, но дает духовное наслаждение, возбуждает ум, волю, чувство, действует на человека так, что все его духовное существо становится просветлённее, лучше, выше. Способность чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, поступать прекрасно (в духе любви, правдиво, гуманно) Острогорский относил ко второй, высшей ступени эстетического развития человека.
Определяя сущность эстетического воспитания,Острогорский писал: «Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, в постоянном, деятельном стремлении к нему…». В эстетическом воспитании, поставленном в связи с нравственным и умственным воспитанием, он видел не только средства развития чувства прекрасного, но могучий фактор воспитания человека – общественника и гражданина.
Смысл эстетического воспитания – в расширении духовного потенциала общества, опыта человека. Критерием его эффективности выступает уникальный, творческий человек, как истинный субъект культуры.
Е. Э. Доценко в своей статье «Эстетическое воспитание как одно из основных направлений воспитательной системы инновационного образовательного учреждения»ссылается на мнения различных авторов: например, И. Ф. Гончаров считал, что для формирования эстетической воспитанности в равной степени ценно и необходимо приобщение человека и к искусству, и к действительности. При этом эстетическое отношение к жизни формируется через красоту научного познания мира, красоту труда, красоту природы. Д. Б. Лихачев указывает на то, что эстетическое воспитание требует системного подхода, учитывающего все стороны действительности и все формы деятельности; он подчеркивает ведущую роль в формировании личности «эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и активизации их до творческой деятельности по законам красоты».
Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения, воспитательноезначение имеет буквально все: убранство помещения, опрятность костюма и т. д.
В. П. Острогорский так же считал, что эстетическое воспитание ребенка должно начинаться буквально с первых месяцев его жизни. Необходимо позаботиться, чтобы малыша окружала красивая обстановка – красивая колыбель, светлая опрятная комната, красивые рисунки на ее стенах. Эстетическому развитию взрослеющего ребенка, полагал он, благотворно способствует природа, особенно же – эстетическая атмосфера в семье: красивые, сердечные отношения между всеми ее членами, заинтересованное, любовное отношение родителей к находящимся в доме картинам, портретам. Все это, утверждал педагог, «забросит» в душу ребенка с первых лет его жизни начала высшего, нравственно эстетического развития.
Но задача взрослых не только в том, чтобы организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а также в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.
Изучение и коррекция эстетического развития дошкольников задача сложная и многогранная. Понятие “эстетическая воспитанность” подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, показателями которой являются положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира, устойчивость, сила и глубина переживания в связи с восприятием прекрасного в жизни, в искусстве, в человеке, в труде, способность подключать образные впечатления, воображение, фантазию, ассоциации (способность к творческому мышлению, умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки, анализа.
Только эстетическое воспитание делает реальностью процесс духовного совершенствования человека, создает морально – эстетическую среду, воздействующую и изменяющую образ жизни людей, оно носит формирующий характер, направляет потребности людей на поиск красоты, совершенства в противоречивых, дисгармоничных формах жизни.
Источник