Проблема движущих сил психического развития ребенка по фрейду
Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной психологией. У него двухфакторная теория.
Человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и секс. целями. Секс цели- области тела, связ с удовольствием- эрогенные зоны.
Основные положения:
o Психологическое развитие понимается, как мотивационно – личностное.
o Развитие – это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.
o Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.
o Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.
o Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
Развитие личности состоит в становлении ее структуры:
ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция – побуждения.Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)
ЭГО – Я – прижизненное образование. Основная функция – помирить ид и суперэго. Эго – подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ – суперэго, ид и реальность.
СУПЕРЭГО – Сверх я – формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура – совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы – родители. Основные функции – контроль, наказание. Напралено против телесных потребностей.
Согласно Фрейду: Источник психического развития – влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо – прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.
Развитие – есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.
Эрогенные зоны – области тела чувствительные к стимулу.
Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.
Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе – приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития – сексуальные инстинкты.
Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.
Фрустрация – сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.
Сверхзаботливость – ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.
Остаточное поведение – при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.
Регрессия – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.
Фиксация – задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.
Классификация периодов постороена по принципу ведущей эрогенной зоны в каждом конкретном возрасте:
- Оральная стадия (0 – 1,5 г.). От рождения – до прекращения кормления грудью.
Основной источник удовольствия – кормление. Губы, рот – главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое поведение. Формир эго.
Остаточное поведение – жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача – формирование зависимости и независимости от других людей.
Оральная стадия состоит из двух фаз:
o ранняя (0 – 0,5 г.) – основное либидозное действие – сосание;
Сначала ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает), затем находит удовлетворение от другого чел-ка: мать. Появляется любовь к ней, тк она удовл его секс. потребности.
o Поздняя- основное действие –укус, агрессивный характер.
Это орально- садистическая фаза, тк запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид – единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.
На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма. Сон – глобальное нарциссалическое состояние.
Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь. Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода – может возникнуть задержка или остановка, он будет возвращаться к этой стадии уже во взрослости.
В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально – пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.
На поздней стадии (орально – садистической) – любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.
- Анальная стадия (1,5 – 3 г.).
Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения и релаксации. Встречается с запретами – внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. Если бы их не было, личность бы не развивалась, ограничение приводит к ососзнанию самого себя.
На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.
За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.
Происходит тестирование реальности: изучение возможностей получения удовольствия в условиях социальных норм и запретов.
2 фазы:
o Анально- садистическая 1-1.5 года противостояние ребенка и взрослого. Удовольствие от напряжения и боли => садо- мазо наклонности.
o Анально- ретентивная (удержание) 1.5-3 года Удержание- отпускание, ребенок начинает контролировать свои функции. Впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Нельзя шлепать ребенка, тк это станет удовольствием.
В случает фиксации два типа характера: анально- удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование) и анально- выталкивающий (тенденция к противостоянию, упорство, негативизм)
- Фаллическая стадия (3 – 5, 6 лет).
Пик детской сексуальности. Эрогенная зона – гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность – аутоэротичность, эротичность, теперь предметна. Первый выбор сексуального объекта. С матерью связано удовольствие => и мальчик и девочка выбирают мать. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери – Эдипов комплекс. Девочки к отцу – комплекс Электры.
Каждый ребенок неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. Амбивалентное отношение к отцу, т.к. ревнует к матери, но при этом сильный конкурент => хочет отождествлять себя с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации – боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.
Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.
Функции:
модель мужского поведения;
идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);
подготовка почвы к развитию Суперэго.
Суперэго – результат разрушения Эдипова комплекса.
К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
Возможные фиксации:
Фаллический характер – по – разному, у мужчин и женщин.
У мужчин – стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.
У женщин – либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.
Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности (негативный Эдипов комплекс, ненависть к матери, любовь к отцу).
- Латентный период (6 – 12 лет, пубертат).
Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо. Амнезия, вытеснение из памяти перыичных сексуальных переживаний.
- Генитальная стадия (пубертат). 12-18 лет
С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу. Бурное половое созревание, второй выбор секс. объекта. Бурный рост энергии либидо. Снова всплывает Эдипов комплекс, но он преодолевается, переход на сверстников, отказ от родителей.
З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер – идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.
Для каждого периода возможна фиксация:
гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);
нарциссизм – либидо направлено к себе (я – объект сексуальных удовольствий).
На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.
Включаются защитные мех-мы:
o Регрессия: на оральнуюанальную стадию.Беспорядок, обжорство, коллекционирование..
o Аскетизм: отказ от всего, что доставл удовольствие. Неэффект защита => переход в полн противоположное
o Интеллектуализация: сиденье над учебниками.
Источник
Фрейд
никогда не занимался конкретно возрастной
психологией. У него двухфакторная
теория.
Человек
страдает не от актуального, а от
переживаний детства. Сексуальное
влечение характеризуется объектом и
секс. целями. Секс цели- области тела,
связ с удовольствием- эрогенные зоны.
Основные положения:
Психологическое
развитие понимается, как мотивационно
– личностное.Развитие
– это адаптация к среде, при этом среда
всегда противостоит конкретному
индивиду.Движущие силы
развития всегда врождённые и
бессознательные.Механизмы
развития врождённые и основы личности
закладываются в детстве, в дальнейшем
структура личности изменяется.Фрейд
показал, что для развития человека
главное значение имеет другой человек,
а не предметы, которые его окружают.
Развитие личности
состоит в становлении ее структуры:
ИД
– Оно – природное начало, телесные
влечения (сексуальность по Фрейду- любая
телесная потребность) Главная функция
– побуждения.Два влечения: эрос (к жизни,
наделено энергией либидо) и танатос (к
смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)
ЭГО
– Я – прижизненное образование. Основная
функция – помирить ид и суперэго. Эго –
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ – суперэго, ид и реальность.
СУПЕРЭГО
– Сверх я – формируется при жизни под
влиянием общества. Социальная подструктура
– совесть, ценности, мораль, идеалы.
Первые образцы – родители. Основные
функции – контроль, наказание. Напралено
против телесных потребностей.
Согласно
Фрейду: Источник психического развития
– влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо –
прикосновениями. Детская инфантильная
сексуальность лежит в основе взрослой,
но не предопределяет её.
Развитие
– есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам.
Эрогенные зоны –
области тела чувствительные к стимулу.
Психосексуальное
развитие – биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.
Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе – приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное” подчёркивает, что
главный фактор развития – сексуальные
инстинкты.
Два фактора,
влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.
Фрустрация
– сексуальные потребности ребёнка
пресекаются родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.
Сверхзаботливость
– ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.
Остаточное
поведение – при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных явлениях, чертах характерных
для той стадии, на которой они появились.
Регрессия
– возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.
Фиксация – задержка
или остановка на определённой
психосексуальной стадии.
Классификация
периодов постороена по принципу ведущей
эрогенной зоны в каждом конкретном
возрасте:
Оральная стадия
(0 – 1,5 г.). От рождения – до прекращения
кормления грудью.
Основной
источник удовольствия
– кормление. Губы, рот – главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое
поведение. Формир эго.
Остаточное
поведение
– жевательная резинка, курение, переедание,
поцелуи, грызение ногтей. Главная
задача –
формирование зависимости и независимости
от других людей.
Оральная стадия
состоит из двух фаз:
ранняя (0 – 0,5 г.) –
основное либидозное действие – сосание;
Сначала
ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит
удовлетворение от другого чел-ка: мать.
Появляется любовь к ней, тк она удовл
его секс. потребности.
Поздняя- основное
действие –укус, агрессивный характер.
Это
орально- садистическая фаза, тк запрещают
кусать грудь, возникает конфликт. У
новорождённого Ид – единственная
существующая субстанция. На второй
стадии (поздней) от Ид начинает отделяться
Эго. Первое познание мира происходит
через мать, разделение объекта и ощущения
начинается с наказания. Эго и Ид в
постоянном конфликте.
На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного нарциссизма. Сон – глобальное
нарциссалическое состояние.
Биологическая
связь с матерью создаёт потребность
быть любимым, это на всю жизнь. Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода – может
возникнуть задержка или остановка, он
будет возвращаться к этой стадии уже
во взрослости.
В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально – пассивного типа личности.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.
На поздней стадии
(орально – садистической) – любовь к
спорам, пессимизм, цинизм, сарказм,
стремление доминировать над людьми,
склонность к эксплуатации.
Анальная стадия
(1,5 – 3 г.).
Эрогенная
зона в области ануса.
Дети получают удовольствие от задержки
и выталкивания фекалий. Приучение к
горшку. Удовольствие от напряжения и
релаксации. Встречается с запретами –
внешний мир барьер, который должен
преодолеть ребёнок. Если бы их не было,
личность бы не развивалась, ограничение
приводит к ососзнанию самого себя.
На
этой стадии полностью
образована инстанция Эго.
Эго уже контролирует Ид.
За неопрятность
ребёнок боится потерять любовь родителей.
Появляются зачатки Суперэго.
Происходит
тестирование реальности: изучение
возможностей получения удовольствия
в условиях социальных норм и запретов.
2 фазы:
Анально-
садистическая 1-1.5 года противостояние
ребенка и взрослого. Удовольствие от
напряжения и боли =>
садо- мазо наклонности.Анально-
ретентивная (удержание) 1.5-3 года
Удержание- отпускание, ребенок начинает
контролировать свои функции. Впервые
соотносит два принципа: удовольствия
и реальности. Нельзя шлепать ребенка,
тк это станет удовольствием.
В
случает фиксации два типа характера:
анально- удерживающий (упрямство,
упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность,
коллекционирование) и анально-
выталкивающий (тенденция к противостоянию,
упорство, негативизм)
Фаллическая стадия
(3 – 5, 6 лет).
Пик
детской сексуальности. Эрогенная зона
– гениталии. Рассматривание органов,
манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность – аутоэротичность,
эротичность, теперь предметна. Первый
выбор сексуального объекта. С матерью
связано удовольствие => и мальчик и
девочка выбирают мать. Свои привязанности
к взрослым людям, к родителям. Привязанность
мальчика к матери – Эдипов комплекс.
Девочки к отцу – комплекс Электры.
Каждый
ребенок неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола.
Амбивалентное отношение к отцу, т.к.
ревнует к матери, но при этом сильный
конкурент => хочет отождествлять себя
с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации – боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом.
Фрейд одним из
первых описал процесс идентификации с
агрессором.
Функции:
модель мужского
поведения;
идентифицируя
себя с отцом, удерживает мать, как объект
любви (он, как отец);
подготовка почвы
к развитию Суперэго.
Суперэго – результат
разрушения Эдипова комплекса.
К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые
важные периоды в жизни ребёнка завершаются
к пяти годам. На фаллической стадии
закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление.
Возможные фиксации:
Фаллический
характер – по – разному, у мужчин и женщин.
У мужчин – стремление
всегда к успеху, доказывание мужественности,
безжалостное завоевание женщин (Дон
Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.
У женщин – либо
склонность к обольщению, либо борьба
за главенство перед мужчинами.
Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности
(негативный Эдипов комплекс, ненависть
к матери, любовь к отцу).
Латентный период
(6 – 12 лет, пубертат).
Не
является стадией передышки либидо.
Активность направлена на усвоение
человеческого опыта, налаживание
отношений со сверстниками. Подготовка
к взрослости. У Фрейда латентный период
описан очень скупо. Амнезия, вытеснение
из памяти перыичных сексуальных
переживаний.
Генитальная стадия
(пубертат). 12-18 лет
С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу. Бурное половое
созревание, второй выбор секс. объекта.
Бурный рост энергии либидо. Снова
всплывает Эдипов комплекс, но он
преодолевается, переход на сверстников,
отказ от родителей.
З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу). Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный характер – идеальный тип
личности. Зрелый, ответственный человек,
который вносит вклад в общество. Человек
должен быть активным, заботливым о
других.
Для каждого периода
возможна фиксация:
гомосексуальность
(люди в значительной мере общаются с
людьми того же пола);
нарциссизм – либидо
направлено к себе (я – объект сексуальных
удовольствий).
На развитие личности
влияют детские годы. Могут либо
затормозить, либо развить её.
Включаются защитные
мех-мы:
Регрессия: на
оральнуюанальную стадию.Беспорядок,
обжорство, коллекционирование..Аскетизм: отказ
от всего, что доставл удовольствие.
Неэффект защита => переход в полн
противоположноеИнтеллектуализация:
сиденье над учебниками.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник