Проблема детерминант психического развития ребенка
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.
Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития».
Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид Homo Sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”, а нужно спрашивать: “Что в нем происходит извне? Что изнутри?”» Ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.
Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.
Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…» На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею». Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.
Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия. «Жизнедеятельность каждого организма,— писал Н. А. Бернштейн,— есть не уравновешивание его со средой… а активное преодоление среды, определяемое… моделью потребного ему будущего». Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.
Современная психология развития отказалась от подхода к природе развития психики в терминах «или биологическое, или средовое (социальное, культурное)» в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и социокультурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представления о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.
Два основных вопроса психологии развития:
· изменяется ли наследуемость в процессе развития,
· как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках.
Когда оцениваются эффекты наследуемости, важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла либо она становится менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности в жизни человека уменьшается с возрастом. Кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Это предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца.
Данные, полученные в исследованиях генетики поведения, дают прямо противоположные ответы на сформулированные выше вопросы. Важность генетических факторов возрастает в течение жизни, особенно для общей когнитивной способности. Другим важнейшим фактом для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении с возрастом значения общей среды в развитии.
Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, можно выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта: это переход от младенчества к раннему детству и от раннего детства к младшему школьному возрасту. Во всех теориях когнитивного развития эти периоды считаются важнейшими.
Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительность генетического влияния на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека среда должна максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка.
Проблема детерминант психического развития ребенка:
Вопрос о детерминантах психического развития человека разрабатывается советскими психологами в контексте марксистских представлений об общественно-исторической сущности человека. Такой подход создает основы для преодоления односторонних, в частности биологизаторских, тенденций, свойственных зарубежным теориям психического развития. Вместе с тем в советской психологии учитывается диалектико-материалистическая, преемственность, существующая между психическим развитием человека и онтогенезом поведения животных, а также влияние на ход психического развития созревания человеческого организма.
С точки зрения современной биологии главной детерминантой как психоонтогенеза животного, так и созревания человеческого организма выступает эволюционно-генетический процесс — предмет изучения генетики, закономерности которой, являясь универсальными для всех живых форм и самыми существенными на биологическом уровне организации материи, еще недостаточно осмыслены в теории психического развития человека, что, в частности, выступает препятствием при изучении вопроса о соотношении общих закономерностей психического развития, когда они открываются исследователю на уровне сущности, и индивидуальных проявлений особенностей психического развития конкретных индивидов.
Детерминант психического развития— это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка: в семье, в группе детского сада или классном коллективе.
Проблема детерминант психического развития ребенка.
Выготский:
Кризисы – это возникновение новообразований, которые впоследствии отмирают,
ЛСВ выделяет особенности кризисных периодов
1. Границы кризисных периодов размыты.
2. Трудновоспитуемость детей во время кризисных периодов
3. Негативный характер развития. Развитие совершает разрушительную, а не созидательную работу. Ребёнок теряет из приобретённого прежде.
Кризисы:
• Кризис новорожденности
• Кризис 1 года
• 3х лет – строптивость, своеволие. Возникновение характерных черт личности ребёнка
• 7-8 лет – неустойчивость воли и настроения. Возрастание самостоятельности.
• 13 лет – “я” и мир разделены более, чем когда-либо. Изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Психологическая характеристика этих видов деятельности: Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Проблема соотношения обучения и развития.
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки (см. рис. 1). Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что “правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения”.
Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего (Хрест. 4.1).
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.
На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.
Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности
Четвертая причина связана:
с признанием приоритета принципа развивающего образования;
развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие “онтогенез личности”);
осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;
созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
ДЕТЕРМИНАНТА
(от греч. determi-nans,
-ntis – определяющий)
– англ. determinant;нем. Determinante. Фактор (или элемент), обусловливающий то или иное явление
Психическое развитие человеческого
индивида – обусловленный процесс. Признание
его детерминированности и правильное
ее понимание – основа оптимизации
психического развития конкретного
индивида. Правильно же понимать ее
можно, рассматривая этот процесс в
единстве с историей жизни человечества.
История отдельного индивида никак не
может быть оторвана от истории предыдущих
или современных ему индивидов, а
определяется нею.
История предыдущего развития человеческой
жизни влияет на его онтогенез двумя
путями: биологическим и социальным.
Человеческий индивид развивается как
биологическое существо, как представитель
Homo sapiens – вида же живых существ, и
одновременно как член человеческого
общества.
В связи с этим и возникла давно поставленная
человеческой мыслью проблема роли
биологического, природного и социального,
общественного в становлении индивида
как личности. В ее решении издавна
оказались две противоположные точки
зрения. Представители первой из них
считали, что онтогенез человека, его
психики определяется филогенетической,
достояние которого закрепляются в
организме и наследственно передаются
индивиду, что психические свойства
индивида обусловлены его природой.
Согласно второй точке зрения, психическое
развитие индивида определяется не
природой, а общественными условиями
его жизни.
Д.Халперн
Сейчас в науке утвердилось мнение о
том, что в решении этой проблемы нельзя
противопоставлять биологическое и
социальное, так как в онтогенезе психики
человека имеет место единство биологических
и социальных условий, в которой ведущая
роль принадлежит социальной среде, что
обеспечивает социализацию личности
путем его обучения и воспитания.
При рассмотрении вопроса детерминации
психического развития человека фигурируют
понятия “факторы” и “условия”.
Факторы психического развития-
обязательные и неизменные факторы
развития психики, общие для всех индивидов
Условия психического развития-
специфические особенности развития
психики конкретного индивида, имеют
вариативный и переменный характер.
На фоне типичных, общих для всех людей
факторов психического развития
проявляются специфические условия
становления личности. Так, общий фактор
– социальная среда – проявляется через
конкретные и условия социализации
определенного индивида, в частности
влияния его семьи, психологического
микроклимата в ней характера отношений,
содержания семейного воспитания.
Выделяются такие факторы психического
развития, как биологический, социальный
и активность самой личности.
Биологическая основа как фактор
развития психики, ее компоненты
На основе взаимосвязи психического
развития человека с ростом и созреванием
ее организма разворачивается действие
первого фактора становления личности
– биологической основы.
Биологический фактор психического
развития – базовые индивидуальные
свойства человека, выступают основой,
исходным фактором становления личности.
Биологический фактор психического
развития человека формируется и вступает
в действие еще до рождения ребенка,
поэтому считается основой, фундаментом
для развертывания психического развития.
Данный фактор включает в себя:
наследственность (качества, переданы
индивиду от родителей через генотип)врожденные признаки (особенности
внутриутробного развития ребенка и
процесса ее рождения)результаты созревания нервной системы
(рост и формирование связей аксонов и
дендритов, миелинизации нейронов)
Наследственность рассматривается
как способность живых организмов
воспроизводить свои родовые признаки.
Механизм передачи наследственности –
генотип. Для психики наследственность
в первую очередь дает благоприятные
проявления – строение мозга, его
функционирование, способность к
формированию сознания, однако иногда
имеют место и неблагоприятные признаки
– соматические и психические болезни и
отклонения.
О роли наследственности в развитии
способностей и характерологических
черт личности обычно судят в повседневной
жизни и в научных исследованиях
по сходством этих свойств у детей
и родителей. Так, сделан ряд попыток
выявить, в какой степени дети бывают
похожи на своих родителей, например,
своей способностью.
Психические болезни и отклонения,
которые склонны передаваться по
наследству: шизофрения, олигофрения,
суицидальные наклонности, предрасположенность
к алкоголизму, преступные наклонности,
маниакально-депрессивный психоз,
депрессия (эндогенного есть органического
происхождения), гиперактивность, неврозы.
Задатки не являются готовыми психическими
свойствами, а лишь природными возможностями
их возникновения и развития.
О.В. Скрипченко
Врожденные признаки – нейропсихические
особенности, которые формируются во
время пренатального развития ребенка
и в течение его рождения. Они в целом
дают благоприятные основы для психического
развития – тип ВНД, задатки;
к неблагоприятных проявлений
относятся болезни и отклонения,
обусловленные нарушениями пренатального
развития и / или рождение ребенка. Между
наследственностью и врожденными
признаками существует сложная связь –
наследственность не тождественна
врожденным задаткам, а становится
основой для их формирования.
Одной из врожденных признаков есть
задатки. Они отражаются в динамике
выработки новых мозговых механизмов,
создают более или менее благоприятные
внутренние условия для успешного
усвоения человеческого опыта овладения
общественными ценностями в определенных
отраслях и тем самым для формирования
способностей и других психических
свойств личности. Но задатки сами не
определяют их содержания и структуры.
Созревание нервной системы происходит
от рождения ребенка до подросткового
возраста (первые 10-12 лет жизни). Оно
проявляется в росте нейронных окончаний
мозга – аксонов и дендритов и усложнении
связей между ними (это обеспечивает
накопление и обработку информации), и
миелинизации нейронов – покрытии их
изолирующей оболочкой (соответствующим
психическим следствием является рост
регуляции поведения и эмоций индивидов
да).
Социальная среда как условие и источник
психического развития личности
Общественное окружение, в котором
рождается индивид, и специфику которого
постепенно усваивает, влияет на его
развитие своеобразными, исторически
закрепленными путями Производимые
духовные достижения предыдущих кругу
инь передаются потомкам не через
хромосомный аппарат, а через общение
детей со старшим поколением Они
воплощаются в орудиях труда, в языке,
произведениях науки, техники и искусства,
в обычаях, нормах общественного поведения
Младшее поколение овладевает этими
материальными и духовными ценностями,
вовлекаясь в познавательной и практической
деятельности.
Социальная среда, влияющая на ребенка,
– это прежде всего люди, их взаимоотношения,
созданные ими вещи, орудия деятельности,
языковые средства, духовные ценности.
Социальный фактор психического развития –
совокупность внешних общественных
условий, с которыми индивид взаимодействует
в ходе становления своей личности
С развитием ребенка меняются конкретные
условия его жизни, становится доступным
то, что раньше не было таким Социальная
среда ребенка не только расширяется
территориально, но и обогащается своему
содержанию. Сначала кругом взаимоотношений
для ребенка является семья, близкие
люди, которые ухаживают за ним. Позже в
жизни ребенка входят воспитатели и дети
из детского сада. Впоследствии основной
средой становится школа, коллектив
педагогов и товарищей, школьные и
внешкольные малые группы, широкое
общественное окружение. Влияние
общественного окружения осуществляются
средствами радиовещания, телевидения,
кино, газет, интернета и других источников
информации. Соответственно, в зависимости
от степени контакта с индивидом социальная
среда делится на микросоциум (семья,
друзья, педагоги – близкое окружение
ребенка) и макросоциум.
Человек лишь в обществе может достичь
того исключительного положения, которое
ей назначил сама природа.
Г. Итардд
Между обоими уровнями проявления
социального фактора существует тесная
взаимосвязь, например, семья как
представитель микросоциума отражает
те ценности и тенденции, актуальные для
страны микросоциум имеет наиболее
мощное влияние на формирование личности
ребенка, особенно это касается семейного
воспитания зависимости от последствий
взаимодействия индивида с социальной
средой, оно может нести конструктивный
положительное влияние на его психику
или наоборот, деструктивный нередко
одновременно и тот, и другой. Так,
телевидение может быть источником
информации для ребенка познавательного
и развивающего содержания, а может
вызвать агрессивные поведенческие
реакции. Семья и школа – это социальные
институты, осуществляющие
организованное влияние на формирование
личности ребенка, в то время как ровесники
и средства массовой информации
агентами стихийного влияния.
Влияние социальной среды на психическое
развитие индивида обеспечивает его
социализацию. Параллельно с развертыванием
социализации индивида, он включается
в процесс индивидуализации.
Социализация – процесс усвоения
социального опыта индивидом, что
обеспечивает его интеграцию в общество.
Индивидуализация – процесс формирования
специфических, неповторимых признаков
и свойств личности, которые определяют
ее индивидуальность
Дети не любят слушать своих родителей,
зато охотно им подражают.
Г.К. Честертонон
По мере взросления индивида механизмы
усвоения им социального опыта меняются,
что приводит прохождения таких стадий
становления личности (по АВ Петровским):
адаптация – приспособление к требованиям
взрослого, отождествление с ним и
подражания его поведению; эта стадия
является ведущей протяжении детства,индивидуализация – поиски смысла
собственной личности, индивидуальных
признаков; данная стадия разворачивается
как ведущая в подростковом периодеинтеграция – поиск и установление
психологической близости с другими
людьми, актуализируется в юности.
Вопрос
не в том, что влияет на личность в большей
степени – наследственность или среда,
а в том, как они взаимодействуют между
собой в процессе развития человека.
Г. Крайгг
Переход от одного этапа к другому
происходит постепенно. Так, на протяжении
детства ведущим процессом является
адаптация, однако в конце этой эпохи
уже наблюдаются признаки индивидуализации.
Стоит отметить тесные взаимодействия
двух указанных факторов – биологического
и социального – в психическом развитии
человека. Опираясь на действие
биологического фактора как основы для
психического развития индивида,
социальная среда становится источником,
который наполняет содержанием процесс
становления личности. Однако индивид
– не пассивное существо, подвергающееся
влиянию этих факторов, а активный
субъект взаимодействия с социумом,
“строитель” собственной личности.
Активность личности как детерминанта
развития психики
Личность, формируется, не является
пассивным продуктом взаимодействия
биологического и социального факторов.
Взаимодействие этих факторов реализуется
через активность ребенка.
Активность личности – условие и
результат психического развития
индивида, проявляется в его деятельности
Средством активности ребенка, что
проявляется в деятельности, происходит
двустороннее взаимодействие подрастающей
личности с социумом протяжении взросления
индивида и усложнение его психической
организации активность тоже обогащается,
как содержанием, так и способами ее
выражения. На разных стадиях развития
ребенка его активность проявляется на
таких уровнях (по Г.О. Люблинской):
а) репродуктивный (копирование действий
взрослого в словах, играх, манере
поведения)
б) исполнительный (выполнения ребенком
поставленных взрослым задач и на этой
основе выработки новых умений)
в) самостоятельный (самостоятельная
постановка задач, поиски и апробация
способов их решения).
В
рамках седых социального пространства
и возраста индивид создает сложную сеть
отношений, определяется интересами,
стремлениями и отношениями к окружающей
действительности и самого себя.
Я.Л. Коломинськийий
Сначала свою активность дети направляют
на взрослого, вызывая обратное влияние
с его стороны. В последствии, начиная с
дошкольного возраста, ребенок направляет
свою активность на самопознание и
самосовершенствования.
По мере формирования мотивации и
самосознания индивид становится
избирательно восприимчивым к воздействиям
среды, чувствительным к тому, что
соответствует его жизненным устремлениям,
и равнодушным к тому, что не соотносится
с ними. Социальное окружение меняется
для индивида вследствие его роста,
увеличения физических и умственных
возможностей, становление новых видов
деятельности. То, что привлекает в
окружающем мире дошкольника, теряет
актуальность для младшего школьника.
Психологические потребности разные в
подростковом и юношеском возрасте
Личностная динамика наблюдается и на
протяжении всех периодов взрослости.
Влияние общественной среды на психическое
развитие индивида зависит от развития
его направленности и способности
восприятия, подражания, от становления
его потребностей и стремлений. Имеет
место избирательность проявления
и направленности активности личности.
Даже в одной семье дети, имея одних
родителей, развиваются по-разному в
зависимости от того, как складываются
их действующие взаимоотношения с
окружающим мы людьми, как значимые
взрослые осуществляют воспитания этих
детей. Различия активности индивида
сказываются на всех аспектах его
психической жизни – содержании и способах
познания окружающей действительности
и себя, регуляции эмоций и поведения,
построении взаимоотношений с другими
людьми, в конце концов, становится
основой для формирования индивидуальности личности.
Данные исследований показывают, что
даже у детей-близнецов, имеющих идентичные
генотипы и живут в одной семье, часто
формируются различные эмоциональные,
волевые, характерологические черты
вследствие того, что в их взаимодействиях
один ребенок чаще выступает как инициатор,
лидер, а другая – как исполнитель,
подчиненный, и этот односторонний
разделение функций остается без внимания
взрослых или и стимулируется ним.
Не столько семья социализирует ребенка,
сколько ребенок сам социализирует
окружающих его близких, подчиняет их
себе, пытается сконструировать удобный
и приятный для себя мир…
Д.Б. Эльконин
В процессе взросления ребенок, проявляя
свою активность во взаимодействии со
взрослыми, не только развивается сама,
но и видоизменяет отношения в новые,
более сложные формы и даже трансформирует
психический мир с значимых близких
людей есть активность ребенка, будучи
внутренне локализованным фактором
психического развития, определяет
влиятельность воздействия внешней –
социальной среды, а также при определенных
условиях может модифицировать действие
биологического фактора.
Литература
1 См.: Баттерворт Д., Харрис М. Принципы
психологии развития. С. 40—42.
2 См.: Выготский Л.С. История развития
высших психических функций //Собр. соч.:
В 6 т. Т. 3. С. 6-40.
3 Леонтьев А.Н. Об историческом подходе
в изучении психики ребенка // Избр.
психологические произведения: В 2 т. М.,
1983. Т. 1. С. 114.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник