Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста в виде музыки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:

«Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста».

                                                                                                                        Подготовила:

Музыкальный руководитель

Максимова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2016 год

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

         Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка – это капризное “существо”. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка – если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник”.

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

         Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально – сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности  “Музыка и пение” – М.: Просвещение, 1983.-224 стр.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981г.

Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.

Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.

Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Источник https://festival.1september.ru/articles/608220/

Источник

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

     Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности.

     Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок.

     Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

          Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

     Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

     Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

     Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

     В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

     Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

     Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

     И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

  Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

     Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

     На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

     В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

     Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

     Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Источник

Таранова Надежда
Влияние музыки на развитие личности дошкольника

Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического характера. Но формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию положительных эмоций и чувств ребенка. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка может непосредственно передавать разнообразные чувства и состояние человека. Музыка обладает сильным психологическим воздействием, она может успокаивать, возбуждать, вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии до беспокойства и агрессии. Вот почему она является исключительно важным фактором в становлении личности.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», – так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.

Формирование музыкально – сенсорных способностей является особо важным звеном в развитии музыкальной деятельности детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, которое особенно важно для детей дошкольного возраста.

Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.

Интеллектуальные контакты с музыкой приучают к наблюдениям, обогащают воображение, развивают память и мышление, учат сосредоточивать внимание, влияют на формирование воззрений и воли ребенка, приучают к правильной оценке явлений. Занятия музыкой развивают способность аналитического и одновременно синтетического восприятия звуковых явлений.

В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально – образное мышление, то есть способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, относится не только к их музыкальному развитию, но способствует расширению их общих познаний о действительности и совершенствует их способности к разносторонней умственной деятельности.

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления – его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального т. е. ярко окрашенного чувством мышления, которому присущи увлеченность и расположение к творческому подъему.

Способность к эмоциональному мышлению оставляет глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого познания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушая музыку, ребенок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией, поэтому очень важно какую музыку слушает ребенок.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомство детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания побуждает их к сопереживанию.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на эмоциональное отношение к явлениям жизни, способна пробуждать воображение, фантазию. Песни «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о Москве» Г. Свиридова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова пробуждают чувство патриотизма, гордости и любви к Родине, когда дети охвачены общим коллективом и общими переживаниями.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают чувство дружбы, обогащают переживания детей, их духовный мир. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных и подчеркнутых движениях рук и ног. А спокойный, плавный характер хоровода, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, мягкими и округлыми.

Через восприятие разнообразной тембровой палитры звуков различных музыкальных инструментов, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к шедеврам классической музыки. Это произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Произведения этого сборника передают картины детской жизни и веселых игр – «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты – «Баба Яга»; танцевальную музыку – «Полька», «Вальс», «Мазурка»; картину природы в пьесе «Песня жаворонка».

Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта.

Условия современности вызывают недооценку и даже пренебрежение к вопросам эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведёт к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление, обогащение их эмоциональной сферы.

Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, уважения, любви. Важным показателем музыкальной культуры человека является интерес к музыке, умение осознанно воспринимать её в различных исполнениях. Музыкальное воспитание обогащает все проявления детей, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры, развиваются музыкальные способности.

Источник