Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью схемы

Любовь Черных
Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода

Проблема подготовки педагогических кадров выступает важным фактором развития и преобразования личности и общества. Актуальность данной проблемы обозначена в принятом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. В «Философском словаре» С. Я. Пирогова слово «педагог» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции- руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаниям [5, с. 34]. Столь серьезное внимание профессии педагога вполне закономерно. Развитие общества всегда связывалось в личностью педагога, его профессионализмом. Отсюда понятен интерес исследователей проблемам подготовки будущих педагогов.

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Для реализации поставленных целей педагог должен прежде всего быть воспитан сам и владеть необходимыми качествами.К таким качествам следует отнести: высокую духовность, нравственность, культуру, интеллигентность, гуманизм, профессиональную компетентность, творческое педагогическое мышление [1, c.45].

Однако перечисленные качества – это лишь отдельные черты педагога. Понятно, что вуз должен иметь модель выпускника, который будет способен реализовывать поставленные обществом цели. В государственных стандартах перечислены компетенции, которые важно сформировать у выпускников. Опираясь на официальный документ, мы попытались представить модель педагога. Она, по нашему мнению, должна включать многообразие личностных и профессиональных качеств, в ряду которых можно обозначить главные, без сформированности, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личность, способной наилучшим образом обучить и воспитать подрастающее поколение.

Основные требования к педагогу связаны с выполняемыми им профессиональными функциями и относятся к деятельности и общению: способности, знания, умения и навыки обучения и воспитания детей. Отсюда,он должен владеть качествами: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без перечисленных умений и способностей успешная педагогическая работа невозможна [ 4, с. 42 ].

Названные качества приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Перечисленные качества составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность [3, с. 19].

Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – акцент на повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным[1,с. 17]. Организация такого уровня образовательного процесса возможна на основе контекстного подхода, то есть учета всех компонентов образовательной среды ДОУ.

Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива [4, с. 59]. А это значит для педагога необходимо умение адаптироваться в образовательной среде дошкольного учреждения. Он должен уметь войти в образовательную среду и обогащать ее, а среда, в свою очередь, воспитывает и формирует в нем педагога. Аналогичные процессы имеют место в период подготовки будущих педагогов в стенах профессионального образовательного учреждения.

В процессе учебных занятий по специальным дисциплинам и в ходе практики студенты знакомятся со спецификой организационной работы в ДОУ. Изучив состояние образовательного процесса подготовки будущих педагогов и современные требования, которые являются содержанием процесса подготовки будущих педагогов, мы выстроили модель, которая явилась отражением и одновременно образцом современной эффективной подготовки будущих педагогов.

Данная модель вобрала в себя все те элементы, которые были созданы в процессе исторического развития процесса подготовки будущих педагогов. Естественно все эти элементы на данном этапе обогащены новыми знаниями, наполнены более серьёзными умениями, которыми должен владеть будущий педагог, и более сложным содержанием образовательной деятельности. Значительно усовершенствовались формы обучения. Сегодня, наряду с лекциями и практическими занятиями,используются: коллоквиум, круглые столы, деловые игры, кайсы и др. В значительной степени модернизировались методы обучения наряду с практическими, словесными и наглядными методами,сегодня модель подготовки включает: технические методы обучения (система интернет, компьютерные программы).

Мы можем утверждать, что современная модель подготовки будущих педагогов, основанная на реализации контекстного подхода, способствует более глубокому и основательному овладению выпускниками знаниями и умениями профессиональной деятельности. Создание такой модели – один из путей подготовки будущих педагогов к осуществлению целостного развития личности ребёнка. Сегодня данная проблема и ее решение соответствуют социальному заказу, определённому правительственными документами, законом РФ «Об образовании» и выступлениями президента В. В. Путина и премьер-министром Д. А. Медведевым.

Разрабатывая модель подготовки будущих педагогов, мы посчитали необходимым включить одним из компонентов – выработку у студентов умений осуществлять диагностику личностных качеств ребенка. Подготовка студентов к выполнению данной функции должна включать диагностику познавательного, эстетического, речевого, нравственного развития детей и методик их изучения.

Для диагностики познавательного развития предлагаем использовать методику Н. Б. Шумаковой «Вопрошай-ка».Цель данной методики: изучить уровень познавательной активности по числу задаваемых вопросов, по характеру вопросов и по охвату картинки вопросами [ 8, с. 9 ].

Для диагностики нравственного развития старших дошкольников предлагаем использовать методику «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой). Её цель — изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость- лживость, внимание к людям — равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку [ 7, с. 71].

Читайте также:  Каким должно быть развитие ребенка в год

Для выявления уровня речевого развития предлагаем применять методику «Кукла».Цель данной методики: проверка сформированности словаря детей [ 7, с. 23].

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности считаем нужным применять художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений с помощью произведений изобразительного искусства (Серов В. А. Девочка с персиками, Ренуар О. Читающая девочка, Серов В. А. Портрет Мики Морозова) [ 2, с. 61 ].

Нами было проведено исследование в МБДОУ «Детском саду №39 города Ельца» в старшей группе по реализации данных методик. В полной мере было доказано, что совокупность предложенных методик даёт основания говорить о развитии в ДОУ процесса целостного формирования личности ребёнка.

Данные методики доказали существование в «Детском саду №39 города Ельца» системы целостного развития. Показатели по каждому направлению развития детей высокие. Отсюда, мы предлагаем в модель подготовки будущего педагога включать отдельным разделом «Диагностику целостного развития ребёнка».В этом случае будущий педагог будет более компетентно выполнять следующие виды работ:

– оформление предметно-развивающей среды ДОУ;

– охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка,

– воспитание уважения к правам и свободам человека,

– исследование развития детей по всем областям;

– оформление документации: табель, план воспитательно – образовательной работы и другое.

– коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей,

-взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.

-проведение родительских собраний. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям [ 2, с. 31]. Вполне естественно, решение поставленной задачи – подготовка студентов к работе по проведению диагностики целостного развития ребенка, будет эффективной в случае реализации высшей школой контекстного подхода. А в дошкольное образовательной учреждение придут подготовленные, уверенные в успехе молодые кадры.

Добросовестное отношение к выполнению работы со стороны воспитателей в детском саду и людей, окружающих ребенка дома, позволит обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни [6,с. 81].

Обобщив сказанное, констатируем, что современная подготовка педагогов ДОУ требует разнообразных путей ее осуществления. В данной работе предложен, как основной, контекстный подход при разработке отдельных компонентов модели процесса подготовки будущих педагогов. Модель подготовки педагогов на современном этапе по структуре мало чем отличается от моделей предшествующих периодов, но по содержанию компонентов современная модель более сложная.

Список используемых источников

1. Белоусова, И. В.К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» [Текст ] / И. В. Белоусова. – Белгород, 2016.

2. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Детство-Пресс, 2010.

3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н.Теории обучения и воспитания : учебник для студентов высших учреждений [Текст] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. —М.:Издательский центр «Академия», 2012.

4. Корнетова, Г. Б., Салова, А. И.Подготовка педагогических кадров: история, теория,практика: сборник научных трудов и методических материалов [Текст ] / Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. – М.: АСОУ, 2013.

5. Пирогова, С. Я. Философский словарь [ Текст ] / С. Я. Пирогова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

6. Подласый, И. П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст]/ – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

7. Стребелева, Е. А., Мишина, Г. А., Разенкова, Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей ранее и дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. -М.: Просвещение, 2004.

8. Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина //Психологические науки:теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки Веди,2012.

Источник

      МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Семинар-практикум

«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности»

Старший воспитатель: Страшенко Е.В.

2014 год

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности.  В сознании  современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми  и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители.

Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:

  1. Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие для ребёнка дошкольника вид деятельности – игра. Детский труд и самообслуживание занимают особое место  в программе.
  2. Вторая ключевая позиция – концепция целостного развития как субъекта детской деятельности. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации самораскрытия человека.
  3. Третья ключевая позиция – освоение системы знаний об окружающем мире.

(Рассмотреть схему)

       Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада.

В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми.

1.Предметный мир – главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему).

В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по  несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки.

Читайте также:  Волосова е развитие ребенка дошкольного возраста

        Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате?

В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец).

«За покупками в магазин». Цель игры – упражнять в выборе нужного предмета со сходным.  Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна).

Средний возраст – осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация.

Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках.

«Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли.

 «Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг – в сыром виде. На пресечение кругов – продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка).

Старший возраст.

      Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию – на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам – сладкие, кислые, соленые, горькие.

В процессе ознакомления с предметами  особое значение имеет книга, как источник знаний.

2.Труд взрослых.

      Труд – центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Важно:  

– поставить цель, мотив труда;

-задумать предмет, который необходимо изготовить;

-подобрать орудия, инструменты;

– определить трудовые действия;

-итоговый результат труда.

Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов.

      Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье.

 Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать?

– Выбирают какую сшить шапочку,

-затем выбирают материал, ленту для завязок.

– А какие инструменты для шитья нужны?

-Воспитатель показывает сам процесс шитья.

-Сравнивают полученный результат с задуманным.

Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности.         Дети пятого года жизни сами способны освоить  отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса.

В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость.

       Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования.

      Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение  ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали – цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую –  картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную  ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке.

 Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат».

Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов.

Читайте также:  Как заполнять социальная часть карты развития ребенка

        По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к  осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда  модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный – предметы, материалы, средний – оборудование, указательный – трудовые действия, большой палец поднятый вверх – результат труда.

Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры.

3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка – дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать  материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники – накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку.

Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает    сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.

       Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра».

Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку».

       При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики».

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке.

      Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника.

Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток,  сервировка стола, поддержание порядка в группе.

       Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка  результатов труда дается в соответствии с целю.

Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение  детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения.

        К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации  и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе  обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений.

        В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям.

        Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость.

Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока.

        Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка  Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне.

       Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается).

Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема).

       Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность.

      Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом.

Используемая литература:

М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.

Источник