Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью схема по музыке

Модель музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей детей. Возможность и необходимость формирования у ребенка музыкальных способностей, так же как и памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста доказывают нам исследования известных ученых и педагогов. Например, великий педагог – музыкант, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране Метлов Н. А. в начале – середине 20 века стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально–ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Программы, разработанные им, явились основой для создания последующих программных документов. В частности в 60-70 гг. Ветлугиной Н. А. для дошкольников создана методика музыкального воспитания. Проблему музыкального воспитания так же рассматривали Радынова О. П., Катинене А. И., Метлов Н. А., Кенеман А. В., Бабаджан Т. С., Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Теплов Б. М. и др.
Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные ᴨȇреживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт ᴨȇредовых ᴨȇдагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, ᴨȇдагогическое мастерство. Это – второе условие успешной реализации воспитательных задач.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет усᴨȇшно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.
1. Слушание – восприятие.
Основным направлением в работе с детьми – формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности – слушание – восприятие.
Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность ᴨȇреживать музыкальное содержание как сᴨȇцифи-ческую выразительную речь.
2.Певческая деятельность.
Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки – звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки – ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: высокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризуется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примарным диапазоном звучания.
Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка – ᴨȇсенное творчество. Качество ᴨȇсенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из котоҏыҳ выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.
3.Приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
4.Музыкально – ритмическая деятельность.
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:
1. Упражнения с помощью котоҏыҳ совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.
2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.
3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.
6.Развитие музыкальных способностей.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие “музыкальность”. Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка.
Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);
— музыкальная деятельность ребенка.
Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;
— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.
Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;
— музыкально-эстетическое сознание.
Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение.
Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.
Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5. Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.
9. Гармония – объединение звуков в созвучия.
Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;
3) опыт музыкально-творческой деятельности.
Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.
Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.
В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).
На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).
Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
— праздничные утренники.
Методы музыкального образования детей дошкольного возраста
Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
Основные методы — наглядный, словесный и практический.
Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.
Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный)
Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО.
Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации):
— сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.
Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).
Примеры проблемного использования данного метода:
— выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки;
— сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.
Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь. В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.
Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).
Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.
Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;
— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.
Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита. Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.
В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.
Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.
Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.
3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.
Схема музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Источник
Доклад:
«Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством различных видов искусств».
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь
Федосова Татьяна Анатольевна.
Дети дошкольного возраста предрасположены к восприятию произведений различных видов искусства. Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника.
Музыкальное восприятие – сложный процесс постижения музыкального образа и логики его развития в музыкальном произведении. Музыкальный образ достаточно абстрактен и предполагает множественность композиторских, исполнительских и слушательских трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.
Другое отличие музыкального образа – его динамичный характер. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии.
Эти особенности музыкального образа делают его сложным для дошкольника, который оперирует главным образом представлениями о конкретных предметах и явлениях. Нужно помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребенку видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы.
Значение других видов искусства в развитии музыкального восприятия и художественной культуры ребенка подчеркивали такие выдающиеся музыканты и педагоги – просветители, как Б.Л.Яворский и Д.Б.Кабалевский. Так, Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Д.Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись». Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
Выбор именно этих видов искусства не является случайным. Как отмечает Б.М. Неменский, « все сложные искусства, например, драматический и музыкальный театр, кино в основе своей строятся на слиянии разных элементов трех основных искусств – литературы, музыки и изобразительного искусства. Эти три искусства, как три основных цвета, являются основой для создания всего многообразия спектра искусства».
Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным и естественным в жанрах, синтетических по самой своей природе, – в опере и балете. Опера объединяет в себе музыку, литературу, изобразительное искусство (декорации, костюмы), актерское мастерство, хореографию. В балете неразрывно слиты хореография, музыка и изобразительное искусство, сценарная драматургия (литературная основа балета). Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Однако в работе с детьми этого возраста опера и балет практически не использовались. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» Васильевой знакомство детей с оперой ограничивалось фрагментами « Три чуда» и «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане».
Но в программе «Синтез», основанной на взаимодействии различных видов искусства, опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывая у детей живой и яркий интерес.
Работа по программе « Синтез» предусматривает проведение специальных занятий по слушанию музыки, в основе которых интеграция различных видов искусства и различных видов художественной деятельности. Для прослушивания детям предлагаются наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты оперы или балета. Например, на занятиях дети по ознакомлению детей с балетом «Золушка» Прокофьева дети смотрят и слушают фрагменты: «Вступление», «Золушка», «Мазурка и выход Принца» и другие.
Для того чтобы облегчить детям знакомство с оперой и балетом, им предлагают произведения, в основе сюжета которых лежит сказка – наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. При подборе репертуара нужно стремиться к высокой художественности, т.е. к русской классике.
При подборе произведений изобразительного искусства преимущество отдать нужно живописному ряду, который непосредственно связан с той или иной оперой или балетом.
На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с синтетическими жанрами, чрезвычайно привлекательными по сюжету и изобразительному ряду, важно сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятии должны помочь ребенку лучше понять музыку, и глубже проникнуть в ее содержание.
Ознакомление детей с тем или иным фрагментом оперы или балета начинается с восприятия его целостного образа. Анализируя музыку, дети определяют, прежде всего, ее общий характер, настроение, ориентируясь при этом на те средства музыкальной выразительности, которые они могли выделить из общей «музыкальной ткани». Так дети 5 года жизни ориентируются чаще всего на темп, динамику, тембр.
Особый интерес в этом отношении представляет работа по ознакомлению детей с инструментами симфонического оркестра. При прослушивании фрагментов опер и балетов внимание детей обращается на тембр того или иного инструмента и на то, как он связан характером музыкального образа.
Лучше понять и почувствовать музыку детям помогают занятия, на которых после прослушивания и анализа им дается возможность передать свои впечатления в творческом движении. Как отметил В.В. Медушевский, «реально-пластическое прочтение музыки…выделяет ее скрытый смысл». Дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они двигаются под музыку или размер стиха, они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться.
Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи. Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.
Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке – главный фактор ее изобразительности, т.е. колорит, является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.
Еще Аристотель писал, что краски в живописи подобны музыкальным созвучиям. Известный художник В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.
Выдающиеся русские композиторы Н. Римский-Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Римского-Корсакова – «белый», до минор – « багряный, несколько зловещий, трагический».
Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра. Жак Жак Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи. Асафьев «душу музыки» видел в мелодии, «душу живописи» – в рисунке.
О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С.П.Козырева. Она показала, что результат такое взаимодействия происходит обогащением рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. В тоже время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
В своей работе я тоже использую программу «Синтез». Эта программа посвящена развитию музыкального восприятия дошкольников на основе взаимодействия трех основных видов искусства – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. На таких занятиях очень радуются дети, которые занимаются с большим желанием, вдумчиво слушают музыку, ярко и неожиданно высказываются о ней, передают свои впечатления в разных видах художественного творчества. Самыми любимыми для детей являются интегрированные занятия. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее его рисунок.
Применение технологии«Синтез искусств» положительно сказывается на качестве восприятия музыки у дошкольников. Высказывания детей о музыке становятся более развернутыми, глубокими и интересными. Их речь, воображение, образное мышление развиваются. Интеграция различных видов искусств на музыкальных занятиях способствует повышению общей культуры дошкольника, формированию его эстетических качеств.
Источник