Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью рисунка

Психолого –педагогические основы проблемы развития  рисования у детей 4 – 5  лет

Проблема развития рисования  дошкольников является объектом изучения научных работы Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П., Казаковой Т.Г., Чумичевой Р.Л.   и др.   в связи изучением закономерностей данного процесса, особенностей его освоения детьми, определением эффективных педагогических услвоий данного процесса.  

Рисование является одним из ярких и ведущих видов изодеятельности, который рано осваивается детьми. Художественная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.  Изодеятельность участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощь красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости. Поэтому детская изобразительная деятельность не только несёт в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов деятельности. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков.

У дошкольников превалирует тенденция самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (рисует для себя и потому не важно как). Как только стремление к самовыражению начинает согласовываться со стремлением к общению, ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому.

Основные ступени развития изобразительной деятельности детей:

  • Ярко-выраженный интерес ребенка к изобразительному материалу и познавательным действиям с ним;
  • Интерес ребенка к действия взрослых с материалом, подражания им, основанное на потребности в общении;
  • Интерес ребенка к следу, оставленному на листе и проявления ассоциативного образа;
  • Проявление первых замыслов;
  • Предметно-орудийная деятельность (поиск содержания образа в каракулях). Ребенок сам ставит цель, изображая задачу;
  • Интерес к рисованию (средний дошкольный возраст), так как ребенок может воплотить в рисунке любое содержание. Изобразительные действия становятся более точными, уверенными, разнообразными, творческими;
  • Качественные рисунки переходят в пластичные (старший дошкольный возраст)

Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать, что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей.

Приобщая детей к восприятию доступного изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности.

В данный возрастной период развития деятельности может пойти как бы по линии игры с опорой на игрушки-изображения, а потом исчезнуть, та как обычная удовлетворит детские интересы в большей мере.

Чтобы ребёнок в последствии не потерял интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме познакомить его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами.

Важно, чтобы у ребенка с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребёнка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.      

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Даже рисунок самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живёт малыш.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок как бы изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках.

Рисунок дошкольника можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакции и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.

Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, – показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребёнок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.

Иногда без учёта личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребёнка как неграмотный и невыразительный.

Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ – относительное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.

  Творчество художника стимулируется глубиной чувств. У ребёнка же чувства не глубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребёнка в структуре воображения. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому “вхождению” в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребёнок, тем больше он верит в создаваемые им и другие образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольника.

   Дети среднего возраста изображают предметы одночастные (состоящие в основном из одной части), форму передают обобщённую, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому-то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение  ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а тёмными (“грязными”) – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных – холодные. По мере освоения ребёнком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим. Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояние погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунке дошкольников.    

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда чёрная (коричневая), небо – синее, солнце – жёлтое (красное), трава – зелёная и т. п. То есть цвет не является выражением отражения ребёнка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.      

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.

У детей 4-5 лет вырабатывается навык правильного владения карандашом и кистью.

 В  средней группе ребенок как бы “открывает” смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш обнаруживает разнообразие тем и замыслов. С другой стороны, он не владеет и не подозревает об адекватных способах изображения, и поэтому смел и раскован в изображении.

Большой вклад в развитие изодеятельности внесла Флерина Е.А. Она сформулировала, принципы и наметила основные средства художественного воспитания дошкольников. По мнению Флериной ведущим в работе с детьми является формирование формообразующих навыков. И начинать работу надо в отработке круговых движений. Флерина предлагала использовать такие методы и приемы в работе с детьми так: показ натуры, игровые приемы обучения, игровые упражнения, образно-эмоциональное слово воспитателя, рассматривание картин.

В разработках Чумичевой Р.Л. более подробно раскрыто содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, особое внимание уделено живописи.

В исследованиях Комарова особое внимание уделяет развитию детей технических умений. В отработке их надо обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш и кисть, как пользуется этими инструментами.

В разработках А.С Галанова, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова представлены занятия с детьми с использованием различного материала: стеклянные и пластиковые бутылки, пенопласт, ракушки, бисер, лоскутки, перышки, пуговицы, разнофактурную бумагу, маркеры.

На занятиях изобразительной деятельностью в средней группе осуществляются новые задачи воспитания и развития детей.

Те действия, которые  совершают дети в процессе лепки, рисования, наклеивания(аппликации),приобретают более преднамеренный и произвольный характер. Если раньше ребенок далеко не всегда знал, что у него получиться, начиная лепить или рисовать. то теперь большею частью дети выполняют задуманное. Как и прежде, их интересует сам процесс рисования, лепки, наклеивания, но они стремятся получить определенный результат, огорчаются, если не могут достичь этого. Все в большей степени развивается способность давать оценку своей работе, испытывать удовлетворение от достигнутого успеха. В связи с этим развивается понимание того, что надо научится все делать хорошо, правильно, красиво. Самый процесс усвоения умений и навыков вызывает интерес, дети начинают охотно упражняться в том, что им сразу дается.

Эти изменения в самой деятельности и отношении к ней позволяют ввести новый вид рисования – декоративное составление узоров и новый вид аппликации – вырезывание.

Опыт, полученный детьми на занятиях изобразительной деятельностью в предшествующие годы, содействовал развитию движений рук, необходимых для усвоения более сложных навыков. Для того чтобы аккуратно закрасить рисунок, надо удерживать движения в пределах контура; чтобы вылепить чашечку. Надо регулировать движение вдавливания, постепенно углубляя и расширяя пространство внутри нее; нанесение ровного красивого мазка в рисовании узора требует точного и неторопливого движения; чтобы сделать ровный разрез, нужно хорошо владеть действием сжимания и разжимания рычагов ножниц. Усвоение всех этих умений требует напряжения внимания, выдержки, согласованного действия рук и глаз, так как взор направляет и регулирует действие рук.

Предъявляются и более высокие требования к изображению предметов, поэтому воспитатель должен заботиться о дальнейшем развитии восприятия ребенка. Им предлагается вычленить и назвать большее количество частей и деталей, а также отметить отношение их по величине, по расположению.

Обращается внимание детей на эстетические качества строения предметов, на красоту их цвета и формы.

Благодаря более тщательному рассмотрению предметов у детей образуются новые и полные представления о них, на основе которых они создают изображения. Кроме того, после выполнения рисунков, лепки, дети запоминают способ изображения данного предмета и при повторном его изображении используют этот способ как уже найденный ранее. Это дает возможность охватывать более широкий круг явлений в рисунках и лепке.

Располагая ясным представлением и умение изобразить предмет, дети могут передать в рисунке и лепке и то, что выдумали сами, по своему воображению.

Заметно развиваются эстетические чувства детей. Этому,  в частности, способствует введение декоративного рисования, когда ставится задача украсить полоску, квадратик, выполнить красивый узор для подарка. Детям предоставляется возможность выбирать цвет, который им больше нравится, кажутся красивее в сочетании друг с другом.

У детей развивается способность последовательно выполнять большее, чем ранее, количество действий – рисовать предмет часть за частью, также лепить его, наклеивать изображение предмета, состоящего из нескольких частей, располагать их в правильном отношении друг к другу. Возрастает самостоятельность в выполнении более сложных, чем ранее, работ.

К 5 годам у некоторых детей определяется особый интерес к лепке или рисованию, они охотно занимаются этим в свободное время.

К условиям развития изодеятельности относятся: творчество, организация интересной, содержательной жизни, обеспечение эмоционального опыта.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, а играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребёнка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интелектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Источник

Оксана Протасова
Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника,таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.

Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещёслышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я!» вместо того,чтобы спросить: «Как сделать, чтобы?», «Как ты думаешь?», «Что будет, если?».

Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?

Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор – Мария Вадимовна Крулехт.

Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.

Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:

1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.).

2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.

3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.

4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:

• Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?

Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.

Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.

Осуществляя индивидуально – дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода – помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.

Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания.Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» – сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:

• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.

Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?

• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых

признаков сходства предметов,дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».

•Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у

детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.

«Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам

творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:

• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;

• Разработка общей стратегии сотрудничества;

• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.

Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельностиможно измерить по следующим критериям:

• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;

• Низкий уровень шума в группе;

• Низкая конфликтность между детьми;

• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.

Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.

Источник