Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста

Оксана Протасова
Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника,таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.

Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещёслышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я!» вместо того,чтобы спросить: «Как сделать, чтобы?», «Как ты думаешь?», «Что будет, если?».

Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?

Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор – Мария Вадимовна Крулехт.

Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.

Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:

1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.).

2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.

3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.

4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:

• Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?

Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.

Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.

Осуществляя индивидуально – дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода – помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.

Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания.Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» – сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Читайте также:  Все что нужно ребенку для развития

Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:

• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.

Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?

• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых

признаков сходства предметов,дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».

•Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у

детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.

«Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам

творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:

• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;

• Разработка общей стратегии сотрудничества;

• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.

Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельностиможно измерить по следующим критериям:

• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;

• Низкий уровень шума в группе;

• Низкая конфликтность между детьми;

• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.

Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.

Источник

Любовь Черных
Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода

Проблема подготовки педагогических кадров выступает важным фактором развития и преобразования личности и общества. Актуальность данной проблемы обозначена в принятом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. В «Философском словаре» С. Я. Пирогова слово «педагог» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции- руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаниям [5, с. 34]. Столь серьезное внимание профессии педагога вполне закономерно. Развитие общества всегда связывалось в личностью педагога, его профессионализмом. Отсюда понятен интерес исследователей проблемам подготовки будущих педагогов.

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Для реализации поставленных целей педагог должен прежде всего быть воспитан сам и владеть необходимыми качествами.К таким качествам следует отнести: высокую духовность, нравственность, культуру, интеллигентность, гуманизм, профессиональную компетентность, творческое педагогическое мышление [1, c.45].

Читайте также:  Зона ближайшего развития это уровень развития когда ребенок может делать

Однако перечисленные качества – это лишь отдельные черты педагога. Понятно, что вуз должен иметь модель выпускника, который будет способен реализовывать поставленные обществом цели. В государственных стандартах перечислены компетенции, которые важно сформировать у выпускников. Опираясь на официальный документ, мы попытались представить модель педагога. Она, по нашему мнению, должна включать многообразие личностных и профессиональных качеств, в ряду которых можно обозначить главные, без сформированности, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личность, способной наилучшим образом обучить и воспитать подрастающее поколение.

Основные требования к педагогу связаны с выполняемыми им профессиональными функциями и относятся к деятельности и общению: способности, знания, умения и навыки обучения и воспитания детей. Отсюда,он должен владеть качествами: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без перечисленных умений и способностей успешная педагогическая работа невозможна [ 4, с. 42 ].

Названные качества приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Перечисленные качества составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность [3, с. 19].

Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – акцент на повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным[1,с. 17]. Организация такого уровня образовательного процесса возможна на основе контекстного подхода, то есть учета всех компонентов образовательной среды ДОУ.

Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива [4, с. 59]. А это значит для педагога необходимо умение адаптироваться в образовательной среде дошкольного учреждения. Он должен уметь войти в образовательную среду и обогащать ее, а среда, в свою очередь, воспитывает и формирует в нем педагога. Аналогичные процессы имеют место в период подготовки будущих педагогов в стенах профессионального образовательного учреждения.

В процессе учебных занятий по специальным дисциплинам и в ходе практики студенты знакомятся со спецификой организационной работы в ДОУ. Изучив состояние образовательного процесса подготовки будущих педагогов и современные требования, которые являются содержанием процесса подготовки будущих педагогов, мы выстроили модель, которая явилась отражением и одновременно образцом современной эффективной подготовки будущих педагогов.

Данная модель вобрала в себя все те элементы, которые были созданы в процессе исторического развития процесса подготовки будущих педагогов. Естественно все эти элементы на данном этапе обогащены новыми знаниями, наполнены более серьёзными умениями, которыми должен владеть будущий педагог, и более сложным содержанием образовательной деятельности. Значительно усовершенствовались формы обучения. Сегодня, наряду с лекциями и практическими занятиями,используются: коллоквиум, круглые столы, деловые игры, кайсы и др. В значительной степени модернизировались методы обучения наряду с практическими, словесными и наглядными методами,сегодня модель подготовки включает: технические методы обучения (система интернет, компьютерные программы).

Мы можем утверждать, что современная модель подготовки будущих педагогов, основанная на реализации контекстного подхода, способствует более глубокому и основательному овладению выпускниками знаниями и умениями профессиональной деятельности. Создание такой модели – один из путей подготовки будущих педагогов к осуществлению целостного развития личности ребёнка. Сегодня данная проблема и ее решение соответствуют социальному заказу, определённому правительственными документами, законом РФ «Об образовании» и выступлениями президента В. В. Путина и премьер-министром Д. А. Медведевым.

Разрабатывая модель подготовки будущих педагогов, мы посчитали необходимым включить одним из компонентов – выработку у студентов умений осуществлять диагностику личностных качеств ребенка. Подготовка студентов к выполнению данной функции должна включать диагностику познавательного, эстетического, речевого, нравственного развития детей и методик их изучения.

Читайте также:  Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме

Для диагностики познавательного развития предлагаем использовать методику Н. Б. Шумаковой «Вопрошай-ка».Цель данной методики: изучить уровень познавательной активности по числу задаваемых вопросов, по характеру вопросов и по охвату картинки вопросами [ 8, с. 9 ].

Для диагностики нравственного развития старших дошкольников предлагаем использовать методику «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой). Её цель — изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость- лживость, внимание к людям — равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку [ 7, с. 71].

Для выявления уровня речевого развития предлагаем применять методику «Кукла».Цель данной методики: проверка сформированности словаря детей [ 7, с. 23].

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности считаем нужным применять художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений с помощью произведений изобразительного искусства (Серов В. А. Девочка с персиками, Ренуар О. Читающая девочка, Серов В. А. Портрет Мики Морозова) [ 2, с. 61 ].

Нами было проведено исследование в МБДОУ «Детском саду №39 города Ельца» в старшей группе по реализации данных методик. В полной мере было доказано, что совокупность предложенных методик даёт основания говорить о развитии в ДОУ процесса целостного формирования личности ребёнка.

Данные методики доказали существование в «Детском саду №39 города Ельца» системы целостного развития. Показатели по каждому направлению развития детей высокие. Отсюда, мы предлагаем в модель подготовки будущего педагога включать отдельным разделом «Диагностику целостного развития ребёнка».В этом случае будущий педагог будет более компетентно выполнять следующие виды работ:

– оформление предметно-развивающей среды ДОУ;

– охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка,

– воспитание уважения к правам и свободам человека,

– исследование развития детей по всем областям;

– оформление документации: табель, план воспитательно – образовательной работы и другое.

– коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей,

-взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.

-проведение родительских собраний. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям [ 2, с. 31]. Вполне естественно, решение поставленной задачи – подготовка студентов к работе по проведению диагностики целостного развития ребенка, будет эффективной в случае реализации высшей школой контекстного подхода. А в дошкольное образовательной учреждение придут подготовленные, уверенные в успехе молодые кадры.

Добросовестное отношение к выполнению работы со стороны воспитателей в детском саду и людей, окружающих ребенка дома, позволит обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни [6,с. 81].

Обобщив сказанное, констатируем, что современная подготовка педагогов ДОУ требует разнообразных путей ее осуществления. В данной работе предложен, как основной, контекстный подход при разработке отдельных компонентов модели процесса подготовки будущих педагогов. Модель подготовки педагогов на современном этапе по структуре мало чем отличается от моделей предшествующих периодов, но по содержанию компонентов современная модель более сложная.

Список используемых источников

1. Белоусова, И. В.К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» [Текст ] / И. В. Белоусова. – Белгород, 2016.

2. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Детство-Пресс, 2010.

3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н.Теории обучения и воспитания : учебник для студентов высших учреждений [Текст] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. —М.:Издательский центр «Академия», 2012.

4. Корнетова, Г. Б., Салова, А. И.Подготовка педагогических кадров: история, теория,практика: сборник научных трудов и методических материалов [Текст ] / Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. – М.: АСОУ, 2013.

5. Пирогова, С. Я. Философский словарь [ Текст ] / С. Я. Пирогова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

6. Подласый, И. П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст]/ – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

7. Стребелева, Е. А., Мишина, Г. А., Разенкова, Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей ранее и дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. -М.: Просвещение, 2004.

8. Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина //Психологические науки:теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки Веди,2012.

Источник