Проблем развития и формирования ребенка
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Мария Петрова
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста.
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит огромный путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ними, развивается наглядно-образное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается манипулятивная и предметная деятельность, а на ее основе – сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Рассмотрим проблемы с которыми сталкиваются родители при воспитании детей раннего возраста.
Наиболее часто встречающиеся проблемы родителей:
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой.
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить ребенка от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Остановимся на одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям малышей – детские капризы и истерики.
Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катание по полу, а так же размахиванием руками и ногами. Прибывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него.
Взрослея, у детей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если ребенку не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость.
Выделяют типичные ситуации,провоцирующие состояние истерики:
• неспособность выразить вербально личное недовольство;
• стремление привлечь к себе внимание;
• желание достичь что-то очень важное и необходимое;
• недосыпание, утомление, чувство голода;
• болезнь или состояние после болезни;
• желание подражать сверстникам и взрослым;
• чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;
• отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам ребенка;
• невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;
• отрыв от интересного занятия;
• ошибки воспитания;
• слабый и неуравновешенный склад нервной системы;
Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом и желают только того чтобы истеричные капризы прекратились как можно быстрее, они начинаются метаться, успокаивать, утешать и мигом удовлетворять все запросы и исполнять все желания. Но, в большинстве случаев, от такого поведения истерика у детей только усиливается и продолжается дольше.От поведения взрослых зависит много: будут ли эти истерики продолжаться постоянно или прекратятся после нескольких неудачных попыток.
Истерики зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что ребенку очень сложно справиться со своими эмоциями.
Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа ребенок слабо контролирует моторику, именно поэтому бывают случаи, когда ребенок бьется головой об стену или пол, в то же время практически не ощущая боли.
Особенностью приступов выступает то, то они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.
Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а так же упрямства в 2,5-3 года. Возраст трех лет получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.
В зависимость от причин детских истерик,они подразделяются на два типа:
• истерика манипулятивная
• истерика характера.
В первом случае ребенок использует истерику как средство манипуляции взрослыми. Поведение может быть направлено на людей, а может принимать форму слов и поступков. Злые и доведенные до предела дети, могут бить, толкать или кусаться. Такая модель поведения является проявлением бунта ребенка, против того, что что-то не допускается и против того, что он так много может сам (ходить, говорить и пр., а ему многое запрещают.
Второй тип более сложен в психологическом плане. Если ребенок начинает вести себя неадекватно, это может быть связано с радикальными изменениями, которые произошли в его жизни. Например, стресс с появлением новых членов семьи, отсутствие общения между родителями, посещение детского сада, все это может вызвать детскую истерику.
Истерики у детей 1,5-2 лет возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года ребенок уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением.
Возраст3-х лет отмечается следующими характеристиками: ребенок желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное «хочу» и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У детей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм.
Что делать родителям во время истерик детей раннего возраста?
Так как истерика для ребёнка является доступным средством для получения желаемого, то, поняв один раз, что данный способ срабатывает, использовать его он будет довольно часто. Остановить истерики возможно только не проявляя во время них никаких уступок.
Для начала следует глубоко вздохнуть и успокоиться – истерика вечно длиться не будет, ребёнок «перерастёт», станет понимать и оценивать свои действия.
Обязательно нужно дать понять ребенку, что его истерики не страшны и он ничего ими не добьется, его требования не будут выполнены, потому что он устраивает истерику.
Родителям не стоит показывать, что они злы на ребенка и собираются его наказать. Спокойствие и настойчивость дадут ребенку понять, что он поступает как-то не так, и что поведение нужно изменить.
При возникновении истерики,родителям следует соблюдать ряд простых правил:
• не менять своих решений;
• не пытаться насильно взять ребенка на руки;
• не поднимать ребенка с пола, если он на него улёгся;
• не оставлять его одного;
• контролировать своё эмоциональное состояние;
• стараться переключить внимание ребенка на какие-либо предметы, интересные действия;
• не обращайте внимания на комментарии окружающих.
Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведение и не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако вседозволенность нельзя допускать.
Ребенок не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь внимание или переключить внимание на что-либо другое.
Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.
Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.
В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что дальше придется действовать также.
Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не понесет желаемых результатов.Используя следующие простые правила можно избежать истерических приступов:
• полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;
• не допускать переутомления;
• уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть достаточное время;
• прояснять чувства ребенка («Ты сердишься потому что…»);
• у ребенка должно быть право выбора;
Приложение. Что пишут родители о проблемах своих детей?
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра
Дошкольной педагогики
Реферат на тему
“Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста”
Выполнила:
Студентка 3 курса ЗО
Петрова А.В.
Группа ДО-4-14
Санкт – Петербург
2016
Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями.
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста. Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.
- Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.
2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок
3. Ребенок не спит днем.
4.Ребенок не слушается
5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.
Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.
После полутора лет можно давать более сложные задания:
-застегнуть пуговицу;
-завязать узел;
-шнуровать.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 – 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.
Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.
Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие – все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.
Источник