Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка thumbnail

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Задание I.1.22. На примере художественного произведения проанализируйте процесс социализации какого-либо персонажа. Докажите, что социализация является одним из основных факторов психического развития человека.

Задание I.1.23. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? [5, с. 51]

Задание I.1.24. Сравните основные подходы к развитию психики человека: биогенетический, социогенетический и психогенетический. К какому из них вы готовы присоединиться? Обоснуйте свой ответ.

1. Биогенетический подход ставит в основу становления психики и поведения человека биологические процессы созревания организма.

2. Социогенетический подход старается объяснить особенности психического развития, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

3. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Задание I.1.25. Проанализируйте следующие высказывания и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека.

1. Ауэрбах Ш.: «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».

2. Гельвеций К. А.: «Все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями»; «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» [6, с. 38].

Задание I.1.26. Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?

«Доверьте мне десяток здоровых, нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим и вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков» [1, с. 13].

Задание I.1.27. Возраст разделяют на несколько видов. О каком виде возраста идет речь в каждом из представленных определений? Обобщите определения и сделайте вывод о том, что называется возрастом.

1. Возраст отдельного человека, начиная с момента его рождения и до конца жизни, датируемый в единицах измерения времени.

2. Возраст отдельного человека, получаемый путем соотнесения генетических, морфологических, физиологических и нейрофизиологических изменений, происходящих в его организме, с тем, что статистически нормально для данного хронологического возраста.

3. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня индивида (с точки зрения овладения им определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для сверстников.

4. Возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида (умственного, эмоционального, волевого) с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

5. Переживаемый индивидом возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета.

6. Качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Задание I.1.28. Ребенку исполнилось 10 лет. Он кто – еще младший школьник или уже подросток? Аргументируйте свой ответ.

Задание I.1.29. Определите, какие виды возрастов не совпадают в одном человеке?

• Юноша ведет себя как ребенок, он безответственный, несамостоятельный.

• Женщина 60 лет отправляется вместе с группой туристов в дальние походы, занимается подводным плаванием.

Задание I.1.30. Докажите, что возраст – это не только количество прожитых лет, но и «внутреннее содержание человека».

Задание I.1.31. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияния роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. В чем можно согласиться с автором, а в чем нет? Приведите аргументы и контраргументы.

Задание I.1.32. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин предложили рассматривать каждый возраст на основании ряда критериев. Назовите их. Используя данные критерии, раскройте механизм психического развития человека.

Задание I.1.33. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них верны, а какие – нет?

1. Понятие социальной ситуации развития эквивалентно понятию ведущая деятельность.

2. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

3. Возрастные кризисы характеризуются спокойным, продолжительным течением.

Читайте также:  Психология аномального развития ребенка том 1

4. Качественно новые психологические образования возникают у ребенка в процессе роста.

Задание I.1.34. Обобщите смысл приведенных высказываний отечественных психологов.

1. Понятие социальной ситуации развития направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности (Б. Г. Ананьев).

2. Социальная ситуация развития – единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной (Л. С. Выготский).

3. Социальная ситуация развития есть отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, и требования, предъявляемые к нему обществом и задающие «идеальную форму» развития (А. Н. Леонтьев).

4. Социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период (Д. Б. Эльконин).

5. Социальная ситуация развития представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Л. И. Божович).

6. Социальная среда определяет развитие ребенка через его переживание среды (Н. И. Гуткина).

Задание I.1.35. Подтвердите примерами следующие тезисы.

1. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста – близнецы (Л. С. Выготский).

2. Отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь (Р. Спитц, Дж. Боулби).

3. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась (А. Джерсилд).

4. Общение ускоряет ход психического развития детей (М. И. Лисина).

Задание I.1.36. Выберите из приведенных определений то, которое соответствует понятию «ведущий вид деятельности»:

• Деятельность, представляющая наибольший интерес для человека.

• Деятельность, овладение которой легче и доступнее всего для ребенка.

• Деятельность, которая обуславливает важнейшие изменения в психике человека.

• Деятельность, которой человек занят большую часть времени.

Задание I.1.37. Из приведенного списка выделите признаки ведущей деятельности (по А. Н. Леонтьеву).

Преобладание на определенном этапе развития; приводит к главнейшим изменениям в психике; присуща всем лицам определенного возраста; характеризует уровень развития на определенном этапе; способствует становлению психических процессов; способствует формированию психических функций; способствует преобразованию психических процессов и функций; приводит к изменениям в личности; приводит к изменениям в типах деятельности; несет в себе признаки нового уровня развития; дает основные новообразования психического развития; свидетельствует о соответствии человека возрастным нормам; приводит к разрешению основных противоречий в развитии; способствует появлению противоречий в развитии; является критерием соответствия развития возрастным нормам [1, с. 84–85].

Задание I.1.38. Многие родители замечают, что в определенные периоды развития их ребенок становится неуправляемым, капризным, начинает командовать старшими членами семьи. О каком этапе детского развития говорит такое поведение? Назовите его другие симптомы.

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Задание I.1.39. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Возрастные кризисы».

Задание I.1.40. Продолжите высказывания Л. С. Выготского, характеризующие отличительные черты критических возрастов.

1. «Границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени…».

2. «В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается…».

3. «Развитие в кризисах имеет скорее…».

4. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении…».

Задание I.1.41. О каком возрастном критерии идет речь в следующих текстах?

• Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

• Обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Задание I.1.42. Л. С. Выготский подчеркивал, что можно выделить два вида возрастных психологических новообразований – новообразования критического периода и новообразования литического периода. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры каждого из видов новообразований.

Задание I.1.43. Докажите, что появление психических новообразований существенным образом меняет психологическую картину возраста.

Задание I.1.44. Приведите примеры различных критериев периодизации психического развития. Все ли они являются обоснованными с точки зрения современной возрастной психологии? Аргументируйте свой ответ.

Читайте также:  Центр развития ребенка в чайковском

Задание I.1.45. Сравните теории психического развития 3. Фрейда и Э. Эриксона. В чем их существенное отличие? Почему теорию Э. Эриксона называют «эпигенетической»?

Задание I.1.46. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения теории развития Э. Эриксона. Какое суждение является правильным?

• Девочка потому «становится мамой», что у нее в руках кукла.

• Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть «как мама» [5, с. 52].

Задание I.1.47. Прокомментируйте приведенные точки зрения. С какой из них вы согласны, а с какой нет? Почему?

1. Развитие детского мышления идет от аутизма – через эгоцентрическую речь и мышление – к социализированной речи и логическому мышлению (Ж. Пиаже).

2. Развитие детского мышления идет от исходно социальной речи ребенка – через эгоцентрическую речь – к внутренней речи и мышлению, в том числе аутическому (Л. С. Выготский).

Задание I.1.48. Назовите и охарактеризуйте периоды нравственного развития человека по Л. Колберту. Докажите, что они НЕ связаны с определенным возрастом.

Задание I.1.49. Какие ведущие принципы и положения возрастной отечественной психологии легли в основу концепции периодизации психического развития Д. Б. Эльконина? Сравните периодизацию автора с другими периодизациями отечественных психологов, отметив их сходство и различия.

Задание I.1.50. В большинстве теорий периодизации, базирующихся на различных принципах, возрастные границы совпадают. Как вы думаете, почему?

Задание I.1.51. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии».

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Задание I.1.52. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Критерии возрастных этапов».

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Задание I.1.53. Проанализируйте различные подходы отечественных и зарубежных ученых о соотношении обучения и развития и сделайте вывод.

Проанализируйте суждения с точки зрения развития личности ребенка

Задание I.1.54. Вставьте пропущенные слова в высказывания Л. С. Выготского.

1. «Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать в условиях… со взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью».

2. «Уровень актуального развития – это те наличные особенности психических функций, которые… на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже… к моменту обучения».

Задание I.1.55. Объясните с точки зрения зон актуального и ближайшего развития то, что, например, ребенок одиннадцати лет может учиться и в четвертом, и в пятом классе. Можно ли утверждать, что такие дети находятся на разных этапах психического развития? Будут ли отличаться их зоны актуального и ближайшего развития?

Источник

1. Докажите объективность появления «Детского сообщества» и охарактеризуйте его влияние на развитие детей.

2. Охарактеризуйте особенности развития самосознания и самооценки дошкольника и отметьте роль взрослого в этом процессе.

3. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника. Приведите примеры.

4. Решите задачи:

Задача 1. Проанализируйте суждения:

«Через послушание ребенок овладевает собственным поведением»;

«Овладение действиями развивает послушание».

Ответ. По мнению Л.С. Выготского, неверно думать, что ребенок через послушание овладевает собственным поведением. Наоборот, послушание становиться возможным после того, как ребенок овладеет собственным поведением.

Задача 2. Из разговора двух мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А я думаю, – говорит вторая, – ведь все равно еще дитя. Еще вырастут, тогда будут делать все сами».

Кто из двух мам прав?

Ответ.Не правы, обе мамы. В ситуации первой мамы надо иметь ввиду, что активным детям в большей степени присуща самостоятельность. Дошкольники остаются детьми. Эмоционально-волевое развитие такое же, как у сверстников. Завышенные требования не могут быть ими вы­полнены. На первом месте остается личная заинтересованность. Актив­ность и любознательность — это то, что движет развитие ребенка.

Такие высказывания мим говорят о разных стилях общения с детьми. В первом случае дочка может не чувствовать эмоционального тепла, что приведет или к замкнутости, или к равнодушию, а может быть, и к не­которой жестокости. А во втором случае у ребенка не разовьются само­стоятельность, ответственность.

Задача 3. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос наделенным всевозможными талантами.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в младшем школьном возрасте

Ответ. Не считая факторов наследственности, основная причина этого —разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.

Воспитание ребенка, его позитивная социализация тесно связаны с проблемой сформированности их собственной личности.

Чтобы воспитывать у ребенка позитивные потребности, любознательность, отзывчивость, нравственные качества и др., родителям необходимо самим быть на должном уровне, так как только собственное поведение близких взрослых, вся их жизнь в целом имеют воздействующее влияние. Ребенок «заражается» примером.

Данный пример должен выражать искреннюю позицию родителей, а не преследовать воспитательные цели. Добрые, внимательные взаимоотношения родителей и детей, не строгость, суровость, холодность, а именно добро и внимание.

Задача 4. Мать Пети (4г.7 мес.) обратилась к воспитателю за советом как быть с сыном, который становиться все упрямее. Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Можно сказать, это наследственное?» – спросила мама.

В чем может быть причина нереализованных благих пожеланий родителей?

Ответ. Волнение мамы небезосновательно, но она не права. На возникновение упрямства как немотивированной настойчивости влияет не наследственность, а неправильное воспитание.

У детей упрямство может быть формой протеста, выражением недовольства необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативы.

Задача 5. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, – говорит мама, – новая игрушка, она хорошая и тебе понравиться».

Вторая мама в воспитании Нины (4г.5мес.) старается создать ситуации, где дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно одеть яркое, красивое платье, но оно будет пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое». Каждый раз мама и дочь вместе в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.

В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка? Что является движущей силой психического развития ребенка?

Ответ. В воспитании у первой мамы нет противоречивых ситуаций. Она все сама решает за ребенка.

Вторая мама старается создать такие ситуации, чтобы дочери пришлось самой решать эти противоречия. Противоречие является источником самодвижения и развития объективного мира и познания, а умение с ними «работать» — важнейшая составляющая творческого мышления.

Мама учит Нину выявлять противоречия свойств предметов и явлений окружающего мира. А это шаг к решению конкретной проблемы.

Мама Оли щадит психику дочери, уводит её от противоречий. Это грубая ошибка.

Задача 6. Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки. Необходимо ли ребенка учить быть одному?

Ответ. Да, необходимо. Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих.

Ребенка надо научить, чтобы он сам играл, слушал, созерцал, думал, сосредотачивался и т. д.

К желанию ребенка побыть наедине с собой надо относиться уважительно. Освободившись от психической усталости, он сам позовет взрослого для общения с ним. Но одиночество нельзя превращать в наказание.

Задача 7. Почему именно общаясь со сверстниками, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Общение со сверстником приобретает особый смысл. Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».

Сверстник, как партнёр по общению

Общение

– Непонятливость собеседника, его нечуткость.
– Не пытается угадать желания и настроение своего приятеля.
 

Возникает потребность что-то узнавать, о чём-то договориться.
 

Поскольку ребёнку хочется играть и общаться, он старается более связно и чётко выражать свои намерения мысли желания.
 

    
  
 
 

Совместные игры, деятельность побуждают к развитию словарного запаса речи.
 

Источник