Признаки задержки психического развития у ребенка в 2 года

Признаки задержки психического развития у ребенка в 2 года thumbnail

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Читайте также:  Социализация и развитие ребенка в семье

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
Читайте также:  Значение трудовой деятельности для развития ребенка

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

Симптомы и признаки ЗПР у детей

Задержкой психического развития (ЗПР) называют комплексное нарушение, при котором выявляется отставание в формировании психических функций ребенка по сравнению с общепринятой для конкретной возрастной группы нормой. Чтобы правильно выстроить развивающую и воспитательную работу с дошкольником, нужно хорошо знать симптомы задержки психического развития у детей.

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 1997 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 1997 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы ЗПР у детей» не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2015 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2016 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины ЗПР

Задержка психического развития – сложное явление, которое может быть обусловлено причинами, имеющими разную природу. Анализируя признаки ЗПР у ребенка, к биологическим причинам возникновения ЗПР обычно относят следующие:

  • патологическое протекание беременности;
  • нарушение в снабжении кислородом в продолжение беременности и в процессе родов;
  • патологические роды;
  • частые заболевания новорожденного;
  • ранние нарушения зрения и слуха;
  • наследственность и др.

Кроме биологических, выделяются также социальные причины появления ЗПР:

  • неблагополучная обстановка в семье (недостаточный уход, безнадзорность, гиперопека, эмоциональная нестабильность);
  • психологические травмы;
  • отсутствие условий для нормального развития (ограничение физической активности, отсутствие эмоционального и речевого контакта с окружающими) и др.

В большинстве ситуаций указывают на комплекс социально-биологических причин ЗПР. В соответствии с указанными причинами формируются симптомы и признаки ЗПР у детей дошкольного возраста.

Обратите внимание! Причинами развития ЗПР часто оказываются хирургические операции, перенесенные в младенчестве, медикаментозное лечение.

Симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у годовалого ребенка

Диагностировать задержку психического развития у новорожденных достаточно сложно. Однако можно назвать некоторые признаки ЗПР у детей в год. Например, если к 3 месяцам новорожденный не умеет следовать взглядом за игрушкой, не признает близких, не поворачивается на голос или появление матери, отца, бабушки и других домашних, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Признаками, которые должны насторожить родителей годовалого младенца, являются следующие:

  • начал держать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ножки, ходить позже, чем нормально развивающиеся сверстники;
  • с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку;
  • первое лепетание, редкое повторение звуков и слогов появилось только к 12 месяцам или не появился вообще;
  • к 12 месяцам малыш чаще всего тихо лежит или сидит в кроватке, мало двигается, неэмоционален;
  • движения нескоординированные, ему сложно выполнять точные движения руками (брать предмет с полки, удерживать некоторое время и др.);
  • затруднено формирование жевательных движений.
Читайте также:  Энциклопедия по развитию ребенка до школы

Конечно, нельзя без консультации у врача утверждать, что данные особенности – это симптомы ЗПР в год. Каждый малыш имеет свои особенности развития, поэтому стоит продолжить наблюдение, больше заниматься с ребенком и обязательно проконсультироваться по поводу отмеченных симптомов с врачом-невропатологом.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются просмотром мультфильмов.

Важно! На задержку в психике могут указывать такие симптомы, как различные расстройства сна, аппетита, повышенная возбуждаемость ребенка и его неспособность успокоиться без помощи взрослых.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры.

Симптомы ЗПР у детей в 4 года

К 4 годам отличия дошколят с задержкой развития становятся более заметны. Признаки отстающего от средних возрастных показателей развития можно разделить на несколько групп (таблица).

Физическая форма

Познавательная сфера

Отношения с людьми

Малоподвижность,слабый тонус мышц

Неразвитость связной речи

Замкнутость, погруженность в себя, незаинтересованность в играх со сверстниками

Нарушения мочеиспускания

Неспособность запоминать на слух или зрительно

Отсутствие интереса к миру

Головные боли, головокружение

Рассеянность внимания

Тревожность, агрессивность, настороженность

Тошнота в транспорте

Несформированность знаний о мире

Капризы, перемены настроения

Утомляемость

Отсутствие интереса к познавательным играм

Инфантилизм

Кроме указанных признаков, можно назвать такие симптомы ЗПР в 4 года, как затруднения с формированием навыков самообслуживания (неумение одеваться, обуваться, аккуратно принимать пищу и др.)

Симптомы ЗПР у ребенка в 5 лет

Пятилетний дошкольник с задержкой развития заметно отличается от ровесников прежде всего признаками недостаточной сформированности эмоциональной и волевой сферы. Он видит себя как очень маленького ребенка, поэтому в большинстве ситуаций неспособен самостоятельно принять решение, довести начатое или полученное дело до конца, предпочитает общаться с младшими. Ему сложно организовать себя из-за рассеянности внимания. У него плохо развита мелкая моторика, представляет трудность работа с материалами для лепки, рисование карандашами и красками. Заметны такие симптомы и признаки ЗПР у детей в 5 лет, как то, что дошкольник не может сидеть спокойно, ерзает на стуле, двигает руками и ногами, теребит одежду или другие предметы, много, быстро и неразборчиво говорит.

У пятилетнего дошкольника сохраняются проблемы с запоминанием, выполнением мыслительных операций, называнием признаков объектов, целостным восприятием предметов и явлений, совершенствованием фонетического и грамматического строя речи.

Важно! Серьезные симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у ребенка-дошкольника – отставания в формировании фонетического, лексического, грамматического строя речи и комплексные речевые нарушения.

Симптомы и признаки задержки психического развития у детей (ЗПР) разнообразны и проявляются по-разному. Поэтому необходимо обращаться за помощью к педагогу-дефектологу, осуществлять постоянное наблюдение за динамикой развития дошколенка. Малышу необходимо комплексное обследование и индивидуальный план коррекционной работы.

Видео

008

Источник