Признаки психического развития ребенка по выготскому
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей
 приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
 Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение
 нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями,
 то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это
 новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего
 развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития –
 специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
 По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития –
 деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание
 семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
 Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К
 концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает
 центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на
 следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
 1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
 Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада
 (замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
 2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего
 детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала
 оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается
 память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует
 восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
 3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения,
 а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно
 приобретение «нужного» опыта.
 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы
 «обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на
 предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает
 лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и
 запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в
 новый возраст, сохраняются детские старые черты.
 Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский
 рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений
 (медленный и быстрый):
| Стабильные стадии развития | Кризисные стадии развития | ||
| плавное течение процесса (это большая часть детства, длятся по нескольку лет)  | Общего мнения по 
  | 
 Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от
 стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это
 краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в
 развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может
 принимать катастрофический характер.
 Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде
 «трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает
 работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды
 проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они
 испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе,
 работе.
 Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то,
 что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера
 направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это
 еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они
 трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом
 отмирают. 
 В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
 возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с
 другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с
 взрослыми. 
 Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
 1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
 2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
 3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
 4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
 5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
 6. Кризис 17 лет.
5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
 1. по внешним критериям;
 2. по одному признаку развития (внутреннему);
 3. по нескольким признакам развития (внутренние);
 Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего,
 связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо –
 система воспитания и обучения детей:
 1. раннее детство (до 3-х лет);
 2. дошкольное детство (3 – 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
 3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных
 навыков;
 4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
 5. высшее образование;
 Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна
 сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская
 сексуальность, З.Фрейд.
 1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
 А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
 Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
 В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
 2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения
 бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все,
 приносящее телесное удовольствие.
 1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность,
 требовательность;
 2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть,
 развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
 3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности,
 сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
 4 стадия – латентная (5-12 лет) – прерывается сексуальное развитие; интерес на
 общение с друзьями;
 5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному
 общению;
 Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих
 особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая
 деятельность:
| 1 группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников, интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок – общение взрослых» или «человек – человек»  | 2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок – общественный предмет»  | 
| Здесь формируется мотивационно – потребностная сфера | Интеллектуально-познавательная сфера. | 
  2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее
 интенсивного развития:
 в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
 в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;
5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в
 более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности
 зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности
 определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает,
 какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения
 до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
 – психологическая тождественность;
 – позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с
 окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
 1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при
 прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон,
 внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери,
 возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
 2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать
 независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания
 требовать, разрушать, присваивать;
 Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и
 сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх,
 скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное
 ограничение) – сотрудничество.
 3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к
 самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения –
 формируется пассивность.
 Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и
 женскую форму поведения.
 4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию
 ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает –
 неполноценность;
 здесь же начало профессиональной идентификации.
 2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис);
 самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.
5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
 Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения.
 Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать
 смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические
 соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый –
 свободный выбор человека, многогранность.
 Три уровня формирования морального сознания.
 1) доморальный:
 – чтобы избежать наказания,
 – поощрение.
 2) конвенционная мораль (соглашение)
 – ориентирование на одобрение других,
 – ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
 3) автономная мораль – внутренняя норма:
 – принципиальность,
 – этические нормы.
 Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
 4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
 5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
 6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить
 своего;
 8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне
 думали хорошо;
 с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;
5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
 Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных
 группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами
 референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение,
 детские организации.
 1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
 2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
 3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает
 потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
 Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность,
 индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция
 возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном
 этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном
 развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта
 эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший
 школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
 Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество –
 проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
 5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
 Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные
 познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач
 – ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
 Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно
 говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты,
 связывает их, трансформирует их: 
 У младших – это внешнее действие с предметом;
 До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное
 развитие; 
 Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей
 узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается
 способным к сотрудничеству.
 Стадии развития интеллекта:
 1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
 2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
 3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
 Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
 1 – аутистическая мысль – создается сама воображаемая действительность; это
 миражное мышление (к удовлетворению желаний);
 2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то
 есть приспосабливает ребенка к действительности.
 3 – эгоцентрическая – промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и
 социализированной (приспособительной).
 Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи.
 Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку
 зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы.
 Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит
 средством мышления.
 Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении
 количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это
 можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
 Литература
 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
 Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.
 Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. – М., 2001, 686 с.
 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). – М., 1996
 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
 Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического
 развития личности ребенка»:
 1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
 2. Какие критерии психического развития человека существуют?
 3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
 4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
 5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.
 Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
 1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от
 индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в)
 природосообразно.
 2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется
 следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества
 психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность
 (как изменение качества).
 3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами
 активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо,
 напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в)
 стыда и сомнения.
  
Источник