Признаки отставания в развитии ребенка 8 месяцев
Александра Захарова, Женщина, 26 лет
Здравствуйте, софья викторовна! Меня зовут александра я из г. Тулы здравствуйте, олег павлович! Меня зовут александра я из г. Тулы мне 26 лет. 24.06. 2014 Года у меня родился сын вес 3450 рост 52 см. Беременность доношенная 40 недель.Роды были экстренное кесарево сечение так как плод плохо просушивался на ктг. Ребенок родился с обвитием во круг ручек и к тому же пережал пупа вину руками и во круг животика. Сейчас нам 8 месяцев не переворачивается, не стоит на четвереньках, нет опоры на руках, отсутствует рефлекс взять что либо, не ползает, руки в перед не тянет, кисти рук держит в кулачках. Врачи ставят диагноз синдром двигательной системы , до 8 месяцев прошли 4 массажа, прокалоли кортексин, давали актовегин результата после лечения особо не видно проблемы как были так и остались. Помогите пожалуйста нам! Подскажите, что нам делать и куда нужно обращаться очень хотим малышу помочь , но не можем даже диагноз точный узнать что с ним( мне 26 лет. 24.06. 2014 Года у меня родился сын вес 3450 рост 52 см. Беременность доношенная 40 недель.Роды были экстренное кесарево сечение так как плод плохо просушивался на ктг. Ребенок родился с обвитием во круг ручек и к тому же пережал пупа вину руками и во круг животика. Сейчас нам 8 месяцев не переворачивается, не стоит на четвереньках, нет опоры на руках, отсутствует рефлекс взять что либо, не ползает, руки в перед не тянет, кисти рук держит в кулачках. Врачи ставят диагноз синдром двигательной системы , до 8 месяцев прошли 4 массажа, прокалоли кортексин, давали актовегин результата после лечения особо не видно проблемы как были так и остались. Помогите пожалуйста нам! Подскажите, что нам делать и куда нужно обращаться очень хотим малышу помочь , но не можем даже диагноз точный узнать что с ним(
Здравствуйте. Вам надо получить направление в стационар в неврологическое отделение и обследовать ребенка. Если уже где-то лечились, есть выписки, результаты НСГ, томографии, ЭЭГ – прикрепите их здесь. Тогда можно будет что-то обсуждать.
Александра Захарова
Здравствуйте, софья викторовна! Спасибо, что ответили мне! Когда моему ребенку было месяц мы сделали ему нсг все было хорошо. В три месяца нам сделали снова нсг заключение: эхо признаки легкого расширения межполушарной щели, субарахнидального пространства. Мы стали наблюдаться у невролога по месту жительства на тот момент нам назначили пантокольцин, очередной курс массажа и электрофорез. В пять месяцев мы снова сделали нсг и доплер заключение: умеренная делатация передних рогов боковых желудочков, субарахнедального пространства лентикулостриарная минерализирующая ангиопатия стриарного сосуда правого таламуса. Доплерография заключение: отмечается повышение усредненной скорости кровли ока в в. Голена. После этого нам невролог назначила кортексин уколы и таблетки актовегин прошел месяц результата нет( мы обратились в туле в гуз то” центр детской психоневрологии” нас положили на дневной стационар сделали рентген шейного отдела заключение: нестабильная нестабильность с2-c3. Также прошли ээг невролог сказала, что по ээг все хорошо. Ребенок заболел орви и нас на данный момент выписали, но на 4 марта нам назначили ээг сна хотят посмотреть теперь во сне что с ним происходит и планируют сделать еще эмг. По месту жительства невролог нам поставила диагноз последствия перинатального поражения цнс, с-м двигательных нарушений. Врачу неврологу на дневном стационаре не понравилось, что миша так зовут моего ребенка ,не сосредоточивает взгляд и отсутствует рефлекс взять что нибудь к своим 8 месяцем он не ползает, ручки держит в основном сжатыми иногда бывает замирающий взгляд, но в этот момент на хлопки реагирует,не стоит на четвереньках, пытается сесть но не понимает, что нужно работать руками и опереться на них. Софья викторовна помогите нам пожалуйста !!! Не знаем, что уже и делать на внешний вид ребенок полностью выглядит здоровым , хорошо набирает вес , на данный момент у нас уже 6 зубов, гулит , хорошо произносит звуки. Отклонений явных во взгляде по внешним данным нет.
Ребенку надо сделать видео-ЭЭГ-мониторинг сна и МРТ головного мозга.
И – ребенка надо обязательно смотреть очно. Вы говорите – выглядит здоровым, но при этом – не переворачивается, не сидит, не ползает, не играет игрушками и не фиксирует взгляд. Это – задержка психомоторного развития. К сожалению, заочно выяснить причину данной задержки нет никакой возможности, надо приехать на консультацию с ребенком и всеми выписками и результатами обследований.
Источник
Ребенок 8 месяцев сильное отставание в развитии.
Здравствуйте Полина, помогите пожалуйста.
Дочке уже 8 мес. на живот не переворачивается, с живота на спину начали только в 8. не ползает, не сидит. Если посадить, то позвоночник ходит ходуном. Держу ее за подмышки.
Диагнозы: Последствия перенесенной внутриутробной гипоксии. Гидроцефальный синдром. Стриарная васкулопатия.
Беременность протекала нормально . Во втором триместре было обвитие пуповины. В 1 триместре простуда, во втором простуда с температурой 38 2 дня. Был тонус во 2 триместре. Родила на 38 неделе, сама, закричала дочка сразу. Вес 3450 рост 53 см. 8/9 по шкале Адгара. При рождении правая нога была подвернута, и в роддоме была немного зажата челюсть справа. Челюсть сразу визуально пришла в норму а про ножку 2 ортопеда сказали что в норме.
В 2,5 мес. Ребенок не следил за игрушкой и было под вопросом фокусирует ли она взгляд на людях. Была практически секундная фокусировка, после чего взгляд ускользал.Очень часто смотрела на потолок, даже когда носили на руках. Взгляд был плавающим и нам поставили диагноз нистагм, Мы прошли обследование гиперметрия средней степени и сложный прямой гиперметропический астигматизм. к 8 месяцам ситуация с глазами изменилась, сильно бегают глаза если лежа смотрит в низ. В остальное время не замечаем. И не всегда сразу видит нас, можно находится в 30 см от нее , но она не увидит нас, даже если голос подавать.
Шею держала неуверенно, до 3,5 месяцев она болталась, потом стала крепче, а в 7-8 съезжает вперед когда тянешь, чтобы сесть. За многими игрушкой до сих пор не следит, за неинтересными предметами тем более, на хлопок не поворачивается голову, если человек перемещается из права влево то она переводит не взгляд а голову, но происходит это с 10 секундным отставанием, т.е. она сначала понимает что я исчезла и только потом поворачивает голову. Можно звать ее, когда она лежит на боку, она улыбается но не повернет голову ( или не понимает откуда звук?).
С 6 месяцев кисти рук начали танцевать 30% бодорствования. 30% она держит что-то в них, а 30% времени они зажаты были в кулак до 8 месяцев. Вот только сейчас стала их держать разжатыми . Игрушку с рук не всегда может взять с первого раза. Любит игрушки со звуками, погремушки и жевалки. Может долго держать их, жевать. Если беру ее на руки сразу игрушка и соска падает .
Руки очень слабые. упираться ими не умеет.
С рождения до 4 месяцев любила спать с головой сильно откинутой назад. На данный момент всегда после кормления откидывает сильно голову.
На спине с 4 месяцев хорошо играет с подвешенными игрушками, трогает трясет. Может держать 2 игрушки одновременно.
Ножками дергала всегда активно. Тянуть их в рот и брать в руки стала с 7,5 мес.
На животе не любит находится, держит голову недолго секунд 30, а потом ложит на правое ушко и отдыхает. Наверно до 6 месяцев на животе лежала в позе самолет. Потом стала держать по сторонам. Перед собой держать стало только 8 мес. На животе может взять игрушку и протянуть к ней руку и поиграть недолго или жевать начать. Сама ноги под попу не поджимает. Не стоит на четвереньках. На животе взгляд выглядит напряженным, ребенок потерян и весь в себе, как будто все силы уходят на удержание головы или чтобы перевернуться. С живота на спину начала переворачиваться только недавно, но всегда с большим напрягом , сначала голову закидывает , а потом переворачивает корпус. И не всегда это получается, несразу может оторвать корпус чтобы голову запрокинуть.
Агукать начали с 2 мес., много звуков, сама с собой чаще разговаривает, с утра проснувшись любит поговорить. На моё пение , стихи улыбается. Смеётся. Смеется когда целую , когда подкидываю, когда крутим вертим в воздухе, когда пальчики кусаю.
Когда сижу и смотрю на нее может смотреть на меня , может смотреть поверхностно или поверх меня. Любит изображение своё в зеркале. Имеет 6 зубов.
Сейчас вес 8200 при росте 66. Пухляшечка на грудном вскармлевании. Голова крупная с самого рождения. Но у папы тоже крупная голова.
Окружающей средой почти не интересуется, взгляд стеклянный не цепкий.
1.Подскажите, пожалуйста, как нам заниматься с ребенком?
2. Я ознакомилась с упражнениями на сайте “Пойду сам” и не поняла а мы сейчас на какой стадии?? Можем ли мы считать что ребенок хорошо держит голову или хорошо держит голову на животе? Мы должны эти упражнения делать поэтапно? Или мы можем заниматься одновременно упражнениями на перевороты и на ползание по пластунски?
3. Я читаю Домани ” Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга.” Я по его описанию не поняла какие нам упражнения делать? Относящееся к неспособности перемещать туловище, руки, ноги или неспособные ползать по пластунски?
“особенно в моторной системе, в определенных частях мозга. Первая, и самая нижняя из них – ранний мозговой ствол и спинной мозг. Эта часть (или ступень) в основном несет ответственность за способность перемещать туловище, руки и ноги.
Затем, на порядок выше, находится мозговой ствол и ранние под¬корковые области. Эта ступень, в основном, ответственна за управ¬ление туловищем и движения частей тела при перемещении тела с помощью ползающего движения на животе по плоскости. Поэтому эта ступень ответственна за ползание.”
Источник
Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
Чаще всего это:
- различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
- инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
- врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
- длительная неонатальная желтуха;
- эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
- генетические заболевания;
- анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:
- недоношенность менее 35 недель;
- оценка по Апгар — 5 и менее;
- ИВЛ после рождения;
- желтуха более 300 мкмоль/л;
- внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
- крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
- если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
- если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
- если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
- если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- нарушения тонуса мышц;
- другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!
Источник
Культ индивидуальности возведен в нашем обществе в превосходную степень. Стремление выделиться, быть не таким, как все, уже стало признаком хорошего вкуса и верной приметой творческой натуры. Дети тоже начали отвоевывать свое право на неординарность: современные родители готовы учитывать не только потребности ребенка, но и его желания. Однако не нужно примерять философию индивидуализма к темпам развития малыша: они выверены ходом эволюции и имеют свои сроки.
Первая сигнальная система − это рефлекторные реакции нашего организма на раздражители извне и изнутри, которые помогают нам испытывать разные физические ощущения (боль, холод, тепло) и реализовывать инстинкты. Но эти способности есть и у людей, и у зверей. На вершину пищевой и иерархической пирамиды животного мира человека возвела речь – продукт второй сигнальной системы, присущей только высшим существам. Сегодня ученые могут с внушительной долей вероятности утверждать: обезьяна стала человеком в тот момент, когда распрямила спину и твердо встала на ноги. Без вертикализации (способности принимать сидячее и стоячее положение) речь, а вслед за ней и интеллект у нас бы никогда не развились. «В этом врачи уже давно убедились, − подтверждает главный научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НЦЗД РАМН Владимир Студеникин. – Если после инсульта пациент оказывается полностью обездвижен и не может ходить, его познавательные способности, включая память и внимание, начинают стремительно угасать. По этой же причине малышей с детским церебральным параличом приводят в сидячее положение искусственно».
В норме вертикализация начинается после полугода, когда ребенок учится сидеть. Речь развивается у детей только к концу первого года жизни, то есть к тому моменту, когда они поднимаются с колен. Но подготовка к важной метаморфозе стартует еще раньше. Моторное (иначе − двигательное) развитие запускается сразу после появления на свет. Постепенно мышцы укрепляются, и ребенок осваивает ключевые навыки: сначала учится держать голову, потом захватывать рукой игрушку, позже начинает ползать, затем сидеть и, наконец, встает и идет. Параллельно течет психическое развитие малыша: по мере взросления созревает кора головного мозга, и действия становятся осознанными.
Например, если 7−8-месячному ребенку предложить кусочек яблока, он сможет не только схватить и удержать его в руке (что есть признак окрепшей координации), но и попробует на зуб, потому что в этом возрасте уже понимает: яблоко – это пища, а самое подходящее для нее место – рот. В этом жесте уже намечаются ростки социального созревания, ведь здесь налицо попытка накормить себя. С другой стороны, выделение двигательного, психического, интеллектуального, эмоционального и социального развития весьма условно: все эти аспекты слишком затейливо переплетены между собой. «Тем не менее проблемы всегда начинаются именно с моторного развития, − объясняет Владимир Студеникин. – Если причина двигательной задержки достаточно серьезная, на следующем этапе на нее может наслоиться психомоторная, а потом речевая. Когда вертикализация проходит с опозданием, кора головного мозга созревает в замедленном темпе. Если малыш позже поднял голову, позже пополз, позже сел и встал, высока вероятность, что и говорить он начнет чуть позже».
Искусственный барьер
Большую роль в развитии ребенка играют родители. «У детей есть свои потребности: их надо не только кормить и купать, − напоминает Владимир Студеникин. – В общении с мамой они нуждаются не меньше. Легкий оздоровительный (не лечебный) массаж, который она каждый день делает малышу сама, не просто улучшает циркуляцию крови по сосудам, что само по себе очень полезно для мозга. Телесный контакт стимулирует развитие ребенка, даже если это обычные поглаживания».
Если взаимодействия с родителями нет, рассчитывать на нормальное развитие ребенка не приходится. По меньшей мере до 2 лет малыш и мама связаны друг с другом «невидимой плацентой». Если эту «плаценту» разорвать, ребенок будет обделен искусственно, не сможет проявить все заложенные в нем способности. Развивающие игрушки и игры никогда не станут полноценной заменой. Поразительно, но нехватка родительского внимания может привести не только к задержке психомоторного, речевого, эмоционального развития. «Дети из дома малютки питаются полноценно, но при этом плохо набирают вес, − добавляет Владимир Студеникин. – Так что силу родительского тепла переоценить невозможно».
В редких случаях причина опоздания бывает чисто механической. «Например, если у малыша во время родов случился вывих тазобедренного сустава, врачи обездвиживают его на какое-то время с помощью специальных шин, − поясняет Владимир Студеникин. – Если «лечение» затягивается на 8 месяцев (чаще по невежеству ортопеда или халатности родителей), вертикализация в срок пройти не сможет: чтобы сесть, малышу до этого нужно много двигаться и укреплять мышцы». К счастью, искусственно вызванные задержки развития практически всегда можно исправить.
Неблагоприятный фон
Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, − объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин − «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы − понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.
Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.
Контрольная работа
Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности. Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар – эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).
Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.
«Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, − рассказывает Елена Гладкова. − УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».
В темпе роста
Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» − только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр). До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление). Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то – в полтора.
Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы. Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. «Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели, − объясняет Владимир Студеникин. – А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания. Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных».
Хотя исключения из правил все же бывают. «У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет, − рассказывает Елена Гладкова. – Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.
План действий
В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30−40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников. «Но есть еще исходы «относительно благоприятные», − продолжает Владимир Студеникин. – Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином «минимальная мозговая дисфункция», но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой – они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто».
Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. «Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, − говорит Владимир Студеникин. – Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы – лекарства, питающие клетки мозга».
К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно. «До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, − предупреждает Владимир Студеникин. – Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей». В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2−3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи. До 2−3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.
Ориентиры речевого развития
- До 3−4 месяцев – «гуление»: произносит гласные звуки
- 4−6 месяцев – лепет: произносит согласные («гу-га-гы»)
- С 6 месяцев − формируется слог («ма»)
- С 6 до 12 месяцев – появляется набор коротких слов («дай», «на», «баба»)
- К 1,5 года – говорит короткие фразы («мама, дай»)
- К 2 годам – использует большой набор слов, строит предложения со сказуемым, подлежащим и дополнением
Ориентиры моторного развития
- От 1 мес. до 3 мес. – удерживает головку
- 3−3,5 мес. – захватывает предметы рукой (освоив этот трюк, уже через 2−2,5 недели малыш твердо перекладывает игрушку из одной руки в другую)
- До 4−4,5 мес. – переворачивается со спины на бок
- С 4,5 до 5,5 мес. – переворачивается со спины на живот
- До 6 мес. – переворачивается с живота на спину
- С 5,5 до 7 мес. − сидит
- С 5,5 до 11 мес. – ползает
- С 6,5 до 10 мес. – стоит с опорой
- С 10 до 13 мес. – начинает ходить
Тревожные сигналы
С 0 до 4 месяцев
- Зрачки малоподвижны или косят глаза;
- не реагирует на громкие звуки;
- не замечает своих ручек (к 2 мес.);
- не хватает предметы (к 3 мес.);
- не улыбается маме (к 3 мес.);
- не держит головку (к 3 мес.);
- не гулит и не пытается имитировать звуки;
- не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность (к 4 мес.).
в 7 месяцев
- Мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичной куклы;
- постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету;
- головка западает назад, когда ребенок сидит;
- тянет только одну ручку;
- не любит ласкаться;
- не подает признаков привязанности к человеку, который о нем заботится;
- не тянет предметы в рот;
- не произносит радостных звуков (к 5,5 мес.);
- не перекатывается со спины на живот в обоих направлениях (к 6 мес.);
- не сидит сам (к 7 мес.).
в 1 год
- Не ползает или ползает, но волочит при этом ноги;
- не стоит без опоры;
- не ищет предметы, когда видит, что их спрятали;
- не говорит ни одного слова;
- не использует жесты (например, не трясет головой в знак несогласия);
- не тыкает пальчиком на предметы и картинки;
- не ходит (максимум к 18 мес.).
в 2 года
- Говорит меньше15 слов;
- не использует предложения из двух слов;
- не имитирует поведение взрослых, их жесты, новые слова;
- не выполняет простых инструкций («подойди», «посмотри»);
- не отличает большой предмет от маленького.
в 3 года
- Часто падает или с трудом преодолевает ступени;
- нечетко произносит слова;
- не пользуется горшком (хорошо или плохо);
- не может построить башню из 4 кубиков;
- плохо манипулирует мелкими предметами;
- не может нарисовать подобие круга;
- не может говорить короткими фразами;
- не вступает в игру;
- не проявляет интереса к другим малышам;
- редко смотрит в глаза;
- мало интересуется игрушками.
Источник