Признаки одаренности у ребенка и их развитие

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками.

Вот 15 признаков одарённых детей:

1. Они говорят как взрослые.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, паззлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3. Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11. Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13. Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Да, вы всё правильно прочитали. Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15. Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.

А вам встречались такие дети?

Пишите в комментариях, мне будет очень приятно услышать ваше мнение! И подписывайтесь на мой канал! Вместе, мы сможем воспитать наших детей правильно)

Источник

Каждый человек воспринимает одаренность по-своему. Одна часть экспертов утверждает, что одарены все дети без исключения, а другая заверяет, что найти такого ребенка довольно трудно.

На одаренность воздействует несколько факторов:

  • наследственная предрасположенность;
  • занятия ребенка;
  • социальное и культурное окружение.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?

Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:

  • безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
  • способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
  • способность перескакивать через несколько этапов развития;
  • многогранный и обширный словарный запас;
  • сильно развитое чувство справедливости;
  • увлечение чтением научной литературы;
  • частый отказ спать днем;
  • стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
  • стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.

Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Источник

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренные все дети,

К 1 классу – 75 %,

К 4 классу – 50%,

К 8 классу – 15 %.

Выделены следующие виды одаренности:

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам (создает свои проблемы в школе и семье).

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности ( необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).

Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (которые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):

– отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

– большая независимость в суждениях;

– тонкое чувство юмора;

– отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

– яркий темперамент.

Социальная (лидерская) одаренность – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером.. Таким детям характерны:

– интеллект выше среднего;

– умение принимать решения;

– гибкость, приспосабливаемость;

– чувство ответственности;

– уверенность в себе и знание себя;

– настойчивость;

– терпимость и терпение в работе с людьми;

– энтузиазм;

– умение ясно выражать мысли и т.д.

Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;

  • потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.).

Форма проявления одарённости:

  • Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сами по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

  • Скрытаяодаренность проявляется в античной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя» хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

• общую одаренность;

• специальную одаренность.

Общая одаренность. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Источник

Автор Great Picture На чтение 5 мин. Просмотров 14.1k. Опубликовано 11/12/2018 Обновлено 25/12/2019

Признаки одаренных детей: 15 ранних признаков одарённого ребёнка.Сколько есть у вашего?Сразу оговоримся, что интеллект измерить довольно сложно. Учителя считали Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна тугодумами, хотя они, несомненно, были одарёнными.

Национальная ассоциация одарённых детей США определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста». Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Признаки одаренных детей: По данным Национальной ассоциации,

«Одарённые дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий».

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одарённые дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одарённые дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике.Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одарённых детей.

Признаки одаренных детей:Вот 15 признаков одарённых детей:

1. Они говорят, как преподаватели.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, паззлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3.Признаки одаренных детей: Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

Читайте также: Психолог рассказал про «Правило 3 минут», о котором должны знать все родители

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8.Признаки одаренных детей: Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9.Признаки одаренных детей: Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11.Признаки одаренных детей: Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

Читайте также: Почему одни дети похожи на мать, другие — на отца

13.Признаки одаренных детей: Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Да, вы всё правильно прочитали. Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15.Признаки одаренных детей: Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.А вам встречались такие дети?

Понравилось ? Поделись с друзьями !

Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Одноклассники    Вконтакте     Facebook    Pinterest   Twitter 
Подписывайтесь на наc в INSTAGRAM

источник

Источник