Признаки нормального развития ребенка по возрастам

Признаки нормального развития ребенка по возрастам thumbnail

Первый год жизни крайне важен для будущего здоровья ребенка, т.к. на протяжении всего этого периода продолжают развиваться некоторые системы в организме малыша. В первую очередь, огромный скачок происходит в нервной системе.

Неопытные родители могут не знать, на какие особенности развития младенца следует обращать внимание, чтобы вовремя предупредить возможные отклонения.

Поэтому мы составили краткую “шпаргалку” для родителей малышей до 12 мес., по которой можно отследить, в норме ли развивается Ваш младенец:

???? 1 мес

Ребенок уже может задерживать взгляд на каком-то близком предмете и следить за его перемещениями.

Малыш уже узнает лица мамы и папы и даже начинает им улыбаться.

Ребенок поворачивает головку в сторону громкого звука.

???? 2 мес

Малыш сам поднимает руки, пытаясь дотянуться до близкого предмета, разводит ручки в стороны, потягивается.

Ребенок может удерживать в руке игрушку (если Вы вложите ее в ручку, т.к. сам ухватить ее он еще не может) и тянет ее в рот.

Малыш начинает оглядываться по сторонам и поднимать головку, пытаясь ее удержать.

Новорожденный уже начинает гулеть и произносить различные звуки (обычно в ответ на речь мамы, обращенную к нему).

???? 3 мес

Ребенок пробует переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот.

Малыш уже уверенно поднимает и держит голову.

Кроха делает попытки дотянуться и схватить лежащие рядом предметы, и у него начинает это получаться.

???? 4 мес

Ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.

Малыш пробует садится с поддержкой за руку.

Движения рук становятся более четкими и точными, и у ребенка лучше получается захватывать и удерживать предметы.

???? 5-6 мес

Ребенок становится более активным, у него просыпается тяга к познанию окружающего мира и он начинает все “пробовать на зуб” .

Малыш начинает и более эмоционально реагировать на окружающих людей, лепетать и произносить много новых звуков и слогов (“ма”, “па”, “ба” и т.д.).

Младенец уже пробует переворачиваться на бок и, опираясь на руку, садиться самостоятельно.

???? 7-8 мес

Малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук.

Ребенок начинает принимать положение для ползания и с помощью рук подтягивается вперед. Некоторые дети уже делают попытки ползать.

При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит.

Реакции малыша на окружающих становятся все более яркими и разнообразными. Ребенок начинает подражать взрослым, может проявлять радость и недовольство, а также начинает иногда негативно реагировать на чужих людей.

???? 9-10 мес

Ребенок начинает ползать на четвереньках и подниматься с пола, держась за опору.

Малыш стоит и переступает ногами, держась за опору. Некоторые дети уже делают первые самостоятельные шаги.

Ребенок с удовольствием перебирает игрушки, играет в “ладушки”, “сороку”, “прятки”.

Малыш начинает произносит отдельные простые слова “мама” или “папа”, активно подражает жестам и мимике взрослых.

???? 11-12 мес

Ребенок уже переступает ногами, держась за опору или за руку взрослого.

Некоторые дети уже уверенно ходят самостоятельно.

Малыш может наклониться и поднять какой-то предмет с пола, при этом удерживая равновесие.

Ребенок начинает пробовать есть и пить самостоятельно, держать в руках ложку или чашку.

Кроха уже хорошо понимает речь и просьбы взрослых. Например, принести игрушку или позвать маму.

В речи появляются новые слова!

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !

???? 13 привычек, которые нужно привить ребенку до 3 лет!

???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя – всего 299 руб.!

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, чторазвитие ребенка по годам для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка. Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

  • ходить с поддержкой или без поддержки;
  • стоять без поддержки;развитие ребенка по годам
  • складывать игрушки в корзину;
  • делать небольшие башни из нескольких кубиков;
  • выполнять простые просьбы и команды;
  • произносить несколько слов (до шести);
  • лепетать на своем детском наречии.

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

  • ходить и бегать без поддержки;
  • забираться на ступени и развитие ребенка по годамспускаться, удерживаясь за поручни;
  • пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
  • показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
  • рисовать линии карандашом;
  • поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
  • выражать эмоции жестами или звуками;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • иметь в словарном запасе до 15 простых слов.

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.
Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов. У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого развитие ребенка по годамвелосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

В два года, развитие ребенка по годампри условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной развитие ребенка по годамкоординацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

  • самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
  • одевается и раздевается без помощи родителей;
  • катается на развитие ребенка по годамтрехколесном велосипеде;
  • понимает простые команды и выполняет просьбы;
  • говорит о себе в первом лице;
  • большую часть слов произносит четко и раздельно;
  • понимает, о чем ему говорят;
  • показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
  • знает практически все части тела и показывает их;
  • проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
  • самостоятельно пользуется горшком.

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные развитие ребенка по годамдействия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к развитие ребенка по годамсобственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе. Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора. Дети в пять лет развитие ребенка по годамособенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.

Источник