Признаки неблагополучия в развитии ребенка
У
детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные
«линии развития» – познавательное, социальное, речевое и физическое развитие.
Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться многовариантные
разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных
систем. Очень важно следить за темпом психомоторного развития ребенка.
Для
своевременного обнаружения отставания в развитии следует сравнивать достижения
малыша с возрастными нормативами (см. «Календарь развития ребенка»).
Психомоторное развитие детей, которые родились с проблемами здоровья, может не
соответствовать указанным в календаре показателям. Не следует очень сильно
паниковать. Выявленные проблемы в развитии часто могут быть устранены с помощью
своевременного создания специальных развивающих условий среды, применения
особых методов и приемов воспитания.
Важно
вовремя обратиться за помощью к педиатру, неврологу, врачу лечебной
физкультуры, а также специальному педагогу.
При
наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что
своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от
целого ряда факторов:
• общего состояния здоровья малыша;
•
полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;
•
наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;
•
соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным
особенностям здоровья и психики ребенка;
•
продуманной организации детской активности в период бодрствования.
Родителям очень
полезно вести «Дневник развития» ребенка, в котором можно делать записи и
пометки о его успехах, достижениях, а также проблемах малыша. Не все дети имеют
одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии
развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать.
Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами
развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения.
Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному
применению средств педагогического воздействия для активизации темпа
психического развития.
При
отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца
показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и
специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются
пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития.
Специальный
педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит
структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным
«линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие
паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития.
Специалисты
дадут родителям советы по преодолению не только возникших
психолого-педагогических, но и медицинских проблем (назначат и проведут курс
массажа, лечебной физкультуры, медикаментозное лечение и т. д.).
Признаки
отставания в социально-эмоциональном развитии
•
Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери
(смотрит как бы «сквозь»);
•остается
пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого
взрослого;
•
трудности приспособления к рукам матери;
•
задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого
взрослого;
•
не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в
глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица
матери;
•
имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная
привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком
неприятии остальных членов семьи);
•
не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
•
не откликается на обращение близких взрослых.
При наличии вышеперечисленных особенностей
социально-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру,
неврологу, специальному педагогу, психологу.
Признаки отставания в развитии
зрительного восприятия
•
Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
•
не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице
взрослого; • не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит
фрагментарно (после 3 месяцев);
•
поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не
появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
•
не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их
взглядом;
• у ребенка отмечается неодинаковое движение
глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).
При
наличии вышеперечисленных особенностей формирования зрительных ориентировочных
реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру,
офтальмологу, специальному педагогу (тифлопедагогу).
Признаки
отставания в развитии слухового восприятия
•
У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий
звук; • не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
•
не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не
поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
•
одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери;
•
не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса,
отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);
•
ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову
близких предметы, не выполняет простые действия (после 9–10 месяцев).
При
наличии вышеперечисленных особенностей формирования слуховых ориентировочных
реакций и слухового восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру,
отоларингологу, специальному педагогу (сурдопедагогу).
Признаки
отставания в двигательном развитии
•
Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не
поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову
непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
•
не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
•
имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
• не может самостоятельно изменить положение
тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот)
после 6 месяцев;
•
не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой)
после 8 месяцев;
•
не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе;
•
не передвигается у опоры к 12 месяцам;
•
не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
• не может удержать игрушку и выполнить
простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);
•
совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9–10
месяцев).
При
наличии данных особенностей в двигательном развитии у детей необходимо
обратиться к неврологу, врачу и инструктору лечебной физкультуры, ортопеду,
специальному педагогу, логопеду.
Признаки
отставания в познавательном развитии
•
Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет
поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
•
в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или
она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются
бедными, маловыразительными;
•
«комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на
непродолжительное время;
• не изучает окружающие его предметы взглядом,
остается пассивным в период бодрствования;
•
не различает близких и чужих людей;
• отсутствует потребность во взаимодействии со
взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
•
нет потребности самостоятельного изучения окружающего;
•
действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства:
стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).
При
наличии вышеперечисленных особенностей познавательного развития у детей
необходимо обратиться к неврологу, специальному педагогу (дефектологу),
психологу.
Признаки отставания в доречевом развитии
•
У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в
первые недели и месяцы жизни);
•
отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные;
•
звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
•
ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
•
отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их
неполноценность;
•
гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются
бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);
•
лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки
однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
•
не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая;
•
ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соотнесенно) и звукоподражаний
(к году).
При
наличии данных особенностей в доречевом и раннем речевом развитии детей
необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Если
у ребенка выявляются проблемы в состоянии здоровья и развитии, у родителей
возникает множество вопросов, на которые они зачастую не могут самостоятельно
найти ответ – чем, как и где заниматься, учить, воспитывать?
Родители
таких детей могут обратиться за помощью и поддержкой к специалистам:
Специальный
педагог (дефектолог):
•
поможет определить особенности социального и познавательного развития ребенка
(уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и
слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений и навыков с предметами-игрушками);
•
разработает индивидуальную программу развития ребенка;
• проведет коррекционно-развивающие занятия с
малышом в присутствии родителей; познакомит и обучит их приемам стимуляции
познавательного развития.
Логопед:
•
поможет определить особенности доречевого и раннего речевого развития ребенка;
• подберет педагогические методы и приемы по
стимуляции развития речевых возможностей малыша;
•
разработает индивидуальную программу по активизации предпосылок к развитию
речи;
•
проведет занятия по стимуляции речевого развития ребенка;
•
обучит приемам стимуляции речевого развития детей младенческого и раннего
возраста.
Психолог:
•
поможет изучить особенности эмоционального развития малыша;
•
проконсультирует родителей по вопросам развития, воспитания и обучения малыша в
семье;
•
посоветует наиболее адекватные способы общения с ребенком, исходя из его
возрастных и психофизиологических особенностей;
•
окажет психологическую поддержку родителям, поможет им найти выход из трудной
жизненной ситуации, подобрать наиболее оптимальные способы
эмоционально-развивающего общения.
Специальные
педагоги, логопеды, психологи являются квалифицированными специалистами системы
образования, здравоохранения и социальной защиты. Эти специалисты обязательно
окажут родителям необходимую помощь и поддержку в вопросах воспитания и
обучения ребенка.
Многим
родителям кажется, что их ребенок слишком мал и консультации этих специалистов
ему не нужны. Они ошибаются! Младенческий и ранний возраст ребенка не является
препятствием для получения квалифицированной помощи этих специалистов и
откладывания сроков начала обучения и воспитания на более позднее время.
Наоборот, первые годы жизни являются самыми благоприятными для развития
познавательного и речевого потенциала малыша.
Именно на начальном этапе развития необходимо
предоставить ребенку возможность получить самую лучшую современную
психолого-педагогическую помощь. Индивидуально подобранная система обучения и
воспитания позволит предупредить появление значительных отклонений в психоречевом
развитии ребенка.
Источник
У каждого ребенка есть свои «сигналы опасности», которые врачи, психологи и другие специалисты называют симптомами. Часто родители видят в этих симптомах только зло, считают депрессию, раздражительность, нарушение речи, неврозы и другие детские «сигналы опасности» нежелательным явлением. В реальности эти сигналы работают на самих родителей (при желании и способности правильно их понять) и помогают сохранить здоровье ребенку, а иногда спасают ему жизнь.
Симптомы «неблагополучия» детей появляются в тот момент, когда психика и нервная система ребенка уже не справляются с определенной жизненной ситуацией. И чаще всего эти сбои спровоцированы сложными для восприятия ребенка отношениями внутри семьи.
Родители обращаются за помощью к специалистам, делая акцент на начальных этапах и очевидности пугающих их симптомов, например: «три месяца назад сын начал заикаться…», «с сентября дочь закатывает истерики по любому поводу…», «у нас очень дружная семья, но ребенок последние два месяца постоянно капризничает, плачет; мы слышали, что есть кризис трех лет, видимо, это он…».
Любые тревожные сигналы от детей (тики, запинки, плаксивость, слова «я тебя не люблю», «я никому не нужен», грубое обращение с домашними животными, неискренность и многие другие) – это формы реакции детской психики на тревожащую их ситуацию.
Мы с родителями специально уделяем особое внимание цепочке причинно-следственной связи, стараясь как можно точнее определить, на каком этапе этой связи появились симптомы неблагополучия и какие события им предшествовали. В результате помощь оказывается ребенку гораздо быстрее, а родители получают навыки действий по предупреждению нежелательных для детей нервно-психических «сбоев». При этом жалоба мамы (папы) звучит не просто в форме констатации факта появления того или иного симптома, а содержит попытки (часто довольно успешные) объяснения причины появления конкретного симптома, что само по себе очень ценно и позволяет родителям не допустить усугубления проблемной ситуации. Пример такого высказывания: «в нашей семье часто выясняются отношения громко, эмоционально, ребенок все слышит, возможно поэтому он стал тревожным, капризным и манипулирует нами всеми…». Таким образом, родители уже осознанно принимают информацию о том, что достаточно изменить стиль взаимоотношений в семье между старшими членами семьи и у ребенка все нормализуется без успокоительных препаратов.
Дети не рождаются с «плохим» характером, они реагируют на неблагополучные ситуации посредством симптомов. А учитывая тот факт, что одни неврологические проявления предшествуют появлению других (например, часто вслед запинкам появляются энурез, тики и т.п.), можно вовремя отреагировать и помочь ребенку восстановиться. Порой появившиеся у малыша «опасные» симптомы отражают неожиданные сочетания ситуаций, поступков, мыслей детей и их родителей. Приведенный ниже пример из психологической практики демонстрирует одно из таких сочетаний: «Папа 4-х летнего малыша все свое время проводит за компьютером (работа, игры, социальные сети). Мальчик, видя, что он практически не нужен своему папе (мысли ребенка) и переживая по этому поводу, начинает запинаться всякий раз, обращаясь к отцу. Родителя нарушение в речи сына раздражает и он требует, чтобы малыш старался говорить без запинок. Мальчик, самостоятельно не справляясь с требованием отца, начинает тревожиться по поводу своего произношения и старается вообще разговаривать мало. Как следствие, все, что раньше озвучивалось словами, теперь проявляется в форме эмоций (слезы, злость, неудовольствие). Ребенок вместо обращения начал толкать и щипать отца, выключать компьютер, за что стал наказываться. Накопившуюся к папе агрессию мальчик направил на собаку (не может дать сдачи), живущую в квартире, поведение ребенка резко ухудшилось. Родители обратились к врачу и в жизни ребенка появились первые лекарственные успокоительные препараты и логопедические занятия. Через две недели маму встревожили хроническая грусть мальчика, апатия и отказ от общения со сверстниками. Последней каплей до посещения психолога стали слова 4-летнего малыша «я ничего не хочу больше». Ситуацию удалось нормализовать за месяц: папа (понял, адекватно отреагировал!) сократил время проведения за компьютером, исключив игры, ввел правило спокойно обсуждать с сыном «мужские вопросы». У ребенка уменьшилась тревога, исчезли запинки и другие симптомы».
Существует множество приемов и способов помочь детям в их серьезных проблемах, не нужно пугаться симптомов и расценивать (без соответствующей диагностики) их возникновение как проявление у малыша серьезного расстройства или «скверного» характера. Многие из этих «сигналов опасности» являются связующим звеном между проблемой (которую можно решить) и назревающей кризисной ситуацией (которую можно предотвратить).
Терпения Вам и веры в себя и своего ребенка!
Источник
Ирина Чванова
Консультация «Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по игре»
Одиннадцать признаков психологического неблагополучия ребенка,
которые можно определить по игре
В статье – одиннадцать признаков, которые можно наблюдать в игровой деятельности ребенка с психологическим неблагополучием. В диагностической памятке «Нарушение игры и психологический статус ребенка» собрана краткая информация по признакам, чтобы при необходимости быстро определить, возможные психологические проблемы ребёнка.
Если внимательно наблюдать за игрой ребенка, можно диагностировать его психологическое неблагополучие, не прибегая к другим методам исследования. Для этого нужно обратить внимание, какие игрушки он использует, провести анализ игрового сюжета и ролей ребенка в игре. Существует ряд признаков детской игры, на основании которых можно говорить о психологическом неблагополучии ребенка. рассмотрим их в порядке убывания степени психической патологии.
Важно
О регрессе можно говорить, если ребенок возвращается к играм более раннего возрастного периода
Признак 1: присутствует вычурность
Обратите внимание на сюжет и игровые действия ребенка. Он может играть в основном неигровыми предметами и чаще всего одними и теми же в течение нескольких месяцев или даже лет.
Первый признак проявляется и в однообразных простых действиях во время игры. Например, дошкольник долго вертит предмет, стучит им, что-то пересыпает, обнюхивает или облизывает.
Насторожить может и тот факт, что ребенок не воспроизводит обычные межличностные отношения в игре. Он часто играет в одиночку вымышленными игрушками, персонажами. Основная часть игры разворачивается в его воображении, и ее фактически невозможно додумать, понять. В такую игру нельзя включиться, потому что игровой мир ребенка имеет только ему ведомый смысл.
Пример. Ребенок играет в «черную дыру». Он сидит на одном месте и совершает странные движения. Во время игры, он ни на какие игровые действия взрослого не реагирует, другой игры не хочет, продолжает играть по-своему.
Такие вычурные игры указывают на психическую патологию у ребенка, возможно шизофрению. Сходные нарушения игры характерны также детям с ранним детским аутизмом (РДА) и с расстройством аутистического спектра (РАС). В этом случае на первый план выступает не вычурность и странность игры, а её стереотипность, отсутствие намерения и желания принять какие-либо изменения (другую игрушку, сюжет, место игры).
Справка
Регресс может вызвать смерть близкого человека, появление сиблинга, поступление в детский сад или школу, при котором он утратил привычную гиперопекающую семейную среду.
Признак 2: появился регресс
Основной диагностической критерий регресса в игре – не отставание игры от возрастных нормативов, а потеря уже приобретенных игровых навыков, сюжетов, умений. При регрессе ребенок отказывается от речевого сопровождения игры, исчезает сюжетно-ролевая игра в пользу предметно-манипулятивной. Дошкольник утрачивает способность играть самостоятельно, без взрослого, или в компании ровесников. Он сокращает или упрощает репертуар спонтанных игр.
Регресс в игре может сопровождаться регрессом во взаимодействии с родителями. Ребенок возвращается к поведению, которое было свойственно ему в более ранний период развития. Например, может отказаться от бытовых навыков, которые он уже освоил, или снизить уровень речевого поведения. Дошкольник может демонстрировать поведение привязанности – все время звать своих родителей, бежать к ним, лезть на руки, не отпускать, преследовать.
Такое поведение ребенка свидетельствует о наличии у него интенсивных переживаний, которые он не может выразить словами. Основная функция регресса- защитная, возникает она в ответ на переживание чувства небезопасности и символизирует желание ребенка воссоединиться с матерью, быть маленьким и защищенным.
Состояние регресса характерно детям, которые перенесли насилие или оказались свидетелями насильственного преступления, жестокого обращения с близким родственником, стихийного бедствия. Также интенсивные переживания могут возникнуть у дошкольников, которые были вынуждены быстро адаптироваться к значимым изменениям в жизни.
Признак 3: отсутствует сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Если сюжетно-ролевая игра отсутствует у ребенка в этом возрасте, то можно говорить об отставании в развитии. Такой признак характерен для олигофрении, органических деменций и ЗПР разного генеза.
Не путайте со случаями, когда ребенок желает играть в сюжетно-ролевые игры, но не умеет этого делать. Например, дошкольник не может сам развивать сюжет, не умеет присоединиться к сверстникам для игры, нуждается в помощи взрослого для установления игрового контакта с ровесником, не может договориться о ролях, все время меняет сюжет так, чтобы игра была приятна ему, несмотря на другие намерения остальных игроков. В таких случаях сюжетно-ролевая игра есть, но ее реализация затруднена невротическими проблемами ребенка.
Справка
ММД не является болезнью, но требует учета в воспитании и обучении ребенка, поэтому диагностически важна
Признак 4: не способен длительно сосредоточиться на игре.
Когда ребенок не способен удержать внимание на игре дольше пяти минут в шестилетнем возрасте и старше, то это служит одним из критериев синдрома дефицита внимания. Неспособность длительно сосредоточиться на игре может говорить и о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но при этом нужно обратить внимание и на другие признаки.
Определите, способен ребенок дождаться своей очереди в игре или нет. Проявляет ли он импульсивность, невнимательность к деталям, есть ли трудности с самоорганизацией. У ребенкас СДВГ проявляются и гиперкинетические симптомы: моторная неловкость, двигательная расторможенность. Совокупность всех этих признаков при СДВГ возникает у ребенка в возрасте до 7 лет. Это неврологическая проблема, которая особенно остро проявляется в период от 7 до 12 лет.
Признак 5: застревает на одной эмоции
Иногда ребенок, завершив игру, не может переключиться с того чувства, которое испытывал в ней.Чаще всего это заметно в агрессивных играх: война, нападения, преследование. Ребенок продолжает действия с той же эмоцией, например, нападает на родителя, крушит предметы. Он не отвечает на изменения поведения окружающих, не успокаивается, не умиротворяется.
Такая ригидность эмоционального состояния характерна для детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это вариант развития нервной системы, который постепенно корректируется по мере созревания мозга.
Признак 6: играет с воображаемым другом
Ещё один признак психического неблагополучия – игры с воображаемым другом. Воображаемый друг стабилен, он присутствует в жизни ребенка ежедневно, участвует во всех его играх и бытовых делах, ждет его из детского сада или школы. Друг, которого придумал ребенок, имеет устойчивые индивидуальные характеристики и исполняет поддерживающую роль в жизни ребенка.
Воображаемый друг – не признак психотического процесса, но сигнализирует о значительной эмоциональной проблематике ребенка. Он указывает на обедненность личностных ресурсов ребенкав повседневной жизни: ему не хватает средств, которые позволяют совладать с характерным для данного периода жизни уровнем психологической нагрузки трудностей.
Такие игры свойственны детям, которые испытывают нехватку общения с родителями и сверстниками, перегружены развивающими занятиями, переживают родительскую конфликтность или развод. Чаще всего воображаемый друг появляется у ребенка в старшем дошкольном возрасте в период интенсивного развития фантазии.
Диагностическая памятка «Нарушения игры и психологический статус ребенка»
Признак 7: постоянно проявляет агрессию в игре
Если ребенок вне зависимости от сюжета игры проявляет в ней косвенную и прямую агрессивность, то у него повышенный уровень агрессии. Он не умеет и не может выразить агрессивные импульсы вне игры.
К косвенной агрессивности относят командный тон ребенка, отказ принимать условия другого игрока, настойчивая борьба за то, чтобы сделать все по-своему. Также в эту группу включают негативные оценки другому, отказ осуществлять заботу, предписанную игровой ролью, – не накормлю, не спасу, не вылечу. Ребенок обращается с персонажем так, чтобы его негативные чувства усилились – стало больнее, опаснее. О прямой агрессивности можно говорить, если дошкольник ругается, обзывается, толкается, дерется, отбирает чужое.
Агрессивность типична для детей из гиперсоциализирующих семей, в которых следствие этикету важнее детских переживаний. В таких семьях нельзя злиться, шуметь. Что-то бросать; можно и нужно быть вежливым, послушным, всем делиться. Также она может быть показателем нарушений в развитии или невротических проблем у ребёнка.
Выплеск агрессии в игре может быть и отражением семейной атмосферы. У родителей ребенка возможен открытый конфликт между собой или с другими членами семьи. В этом случае агрессия в игре менее устойчива, это скорее способ решения проблемы, чем ожесточенное отношение к игрокам и персонажам, поворот сюжета в негативную сторону.
Справка
Взрослые обычно замечают самотравмирование в игре,если оно носит устойчивый характер: «не может играть один», «с ним сразу что-то случается», «он как слепой».
Признак 8: травмирует себя во время самостоятельной игры
Ребёнок, играя без взрослого, может постоянно травмироваться. Например, ронять на себя тяжелые предметы, чем-то царапаться, падать и ударяться на ровном месте. Такое поведение сигнализирует о сепарационной тревоге – беспокойстве из-за разлуки с родителем, отказе от развития самостоятельности. Ребёнок только рядом с родителями ощущает себя в безопасности и испытывает потребность в их присутствии.
Самотравмирование свойственно детям с нарушениями привязанности. Это может происходить, если родители дистанцированы от ребёнка, больше заняты работой или другими детьми. Возможно, родители угрожают дошкольнику не любить его или покинуть,если он не будет их слушаться: «я тебя такого не люблю», «отдам тебя тете», «не слушаешься – тогда мама уйдет», «вернем в магазин», «возьмем другого мальчика вместо тебя».
Важно
Родители, которые не устанавливают границы для ребенка, на самом деле избегают принятия на себя всей полноты родительской роли.
Признак 9: повторяет один и тот же сюжет
Сюжет игры символически отражает значимые переживания ребёнка о себе и мире.Большинство сюжетов игры дошкольников отображают какие-то фрагменты социальной действительности: семейные отношения, разрешение конфликтов, установление близких отношений, обучение, торговлю.
Повторяющийся сюжет игры диагностичен: воссоздается сотрудничество, конкуренция, стремление быть важным для других, поиск близости, утоление голода (потребности в чем-то извне). Обратите внимание на сюжеты, которые повторяются не реже, чем раз в три дня на протяжении не менее трех месяцев. Определите по таблице, какие свои переживания ребёнок неосознанно проигрывает в игре.
Шпаргалка «Отражение переживаний ребенка в сюжете игры»
Повторяющийся сюжет Порождающие его переживания ребенка
Катастрофы, крушения, убийства, стихийные бедствия, войны Ощущение беды, ужаса, опасного вторжения из внешнего мира. Могут быть реакцией на утрату
Ремонт, лечение, починка, восстановление из руин Потребность в изменении жизненных обстоятельств
Преступники и полицейские Внутренний конфликт, самонаказание, ощущение недозволенности собственного спонтанного поведения, психологическая потребность в снятии вины, принятии наказания. Может сопровождаться провокационным поведением, которое влечет за собой наказание и облегчающее чувство вины
Побег, освобождение, выживание в сложных обстоятельствах Желание сбежать из реальной действительности, необходимость выживать, предельное напряжение ресурсов
Уединение, воздвижение заборов, границ, уход в пещеры, необитаемый остров Отсутствие личного пространства и острая потребность в нём, нарушения личных границ ребёнка в семье
Сексуальная тематика: игры с раздеванием, изучением половых органов, игры, в которых имитируется половой акт У детей нет сексуальной потребности, такие игры направлены на изучение своего тела, присвоение пола, отображение элементов отношений взрослых. Но они могут сигнализировать о сексуальной травме, если повторяются с вышеуказанной и нарастающей частотой, инициируются с разными партнерами, нарастают по разнообразию сюжета
Важно
Чем выше возраст появления воображаемого друга, тем острее эмоциональная проблематика, неудовлетворенная потребность в поддержке
Признак 10: назойливо преследуют других детей
На психологическое неблагополучие указывает стремление ребенка присоединиться к каждому играющему ребёнку без разбора. В таких случаях дошкольник не реагирует на отказы, ведет себя без учета обращенных к нему высказываний, игнорирует все сигналы о том, что с ним не хотят играть. Взрослые характеризуют таких детей утомительными, навязчивыми, надоедливыми, назойливыми, прилипчивыми, глупыми.
Назойливость характерна для детей, которые воспитываются в социально неблагополучных семьях, где детская потребность в общении и игре никому не интересна. В этом случае ребенок пытается реализовать неудовлетворенную коммуникативную потребность.
Навязчивые дети могут быть и у родителей, которые не умеют или не считают нужным установить границы, научить ребенка слышать и воспринимать отказ. Они не используют прямые запреты и слова «нет», «нельзя», считая это необязательным или болезненным для ребенка. В результате ребенок не способен воспринять требования другого человека с сохранением границ.
Преследовать других детей может и ребенок, который находится в созависимости с родителем, когда пожелания другого не высказываются, а должны быть угаданы. Формируется неспособность различать ситуации по типу «надо сделать самому» – «надо сделать с кем-то», что проявляется и в игре, и в других видах деятельности.
Признак 11: играет только с гаджетом
Если электронная игра вызывает у ребенка больше положительных чувств, чем любая другая, предпочитается взаимодействию с ровесниками и членами семьи, можно говорить об игровой зависимости. Самостоятельное планирование завершения игры или отказа от неё при этом невозможны, а запрет на игру ведет к негативным переживаниям. Зависимый от электронных игр ребенок всегда эмоционально неблагополучен. Он имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии, общении, психологической безопасности, последовательном воспитании.
Источник