Притчи сказки метафоры в развитии ребенка скачать

МАСТЕР-КЛАСС ПО СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СБОРНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СКАЗОК
В сборнике:
– Цикл «Коррекция двигательной расторможенности»
– Цикл «Самоорганизация поведения»
– Цикл «Нарушения внимания и обучаемости»
– Цикл «Решение коммуникативных проблем» и др.

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ “УШИНЫЙ ЛЕС”

Цель: создать условия для осознания собственной личностной уникальности.
Задачи:
– Развивать слуховое, зрительное внимание, произвольность;
– Формирование активных личностных установок, положительного образа;
– Снятие психического и физического напряжения;
– Формирование произвольных мимических движений;
– Учить выражать свои мысли, составлять положительный рассказ о себе.

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО СЕАНСА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Задачи:
– снять у детей психоэмоциональное напряжение,
– создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки,
– активизировать познавательный интерес,
– развить самоконтроль и умение преодолевать трудности, страхи,
– развить концентрацию и переключение внимания, память, воображение, речь (сочинить окончание сказки, пересказать ее).

Стишенок И.В. “Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе”
В книге представлены четыре типа сказок: психологические сказки, сказки-притчи, сказки-метафоры и сказки для родителей о воспитании детей.
Даны общие методические рекомендации по работе с конкретными сказками, описаны возможности индивидуального и группового консультирования, приведены примеры консультационных сессий с использованием методов арт- и сказкотерапии, а также сценарии сказкотерапевтических занятий.

Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога и педагога» Вачков Игорь Викторович, д.пс.н., профессор

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.

ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Существуют определенные методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической практике. Все эти приемы можно разделить на три группы в соответствии с задачами:
1. Приемы используемые “ДЛЯ РАЗОГРЕВА”
2. Приемы ДЛЯ “ЗНАКОМСТВА” с текстом
3. Приемы ДЛЯ АНАЛИЗА сказки

Тренинг с элементами сказкотерапии для подростков

Куличковская Е.В., Степанова О.В. “Как преодолеть свой страх. Развивающие сказки и игры для дошкольников и мл.школьников”
Прудиус Е.К. “Сказкотерапия в помощь родителям”

А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик “Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей”; Е.В. Чех “Расскажи мне сказку”

ТРЕНИНГИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ С ПЕДАГОГАМИ

Добрый день! Для работы в доу какая книга подойдет лучше?? Не могу найти(

ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Занятие 1. «Сказка о Вороненке»
Занятие 2. «Сказка про ежика Витю»
Занятие 3. Сказка «Роза и ромашка»
Занятие 4. «Сказка про Енота»
Занятие 5. Сказка «Смелый Гномик»
Занятие 6. Сказка «Маленький Медвежонок»
Занятие 7. Сказка «Помидор Сашка»

СКАЗКИ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ (часть 1)

Источник

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

Куценко Елена

Обозрение педагогической печати

Притчи, сказки, метафоры
в развитии ребенка

СПб.: Речь, 2007

Если вы и так всегда считали, что сказки, притчи, легенды и прочие байки естественным образом пронизывают все наше общение с ребенком с первой колыбельной, то смело можете начинать читать со второй главы. Ибо в первой собран серь­езный теоретический материал относительно тенденций и аспектов развития общества и личности. В этих рамках рассматривается роль метафоры.
Вторая же глава больше ориентирована на педагогическую практику. Статьи, собранные здесь, повествуют о том, как целенаправленно использовать метафорические повествования в образовании. И большая часть книги содержит описание программ работы с детьми разных возрастов с использованием разных притч и сказок.
Так, для малышей придумано многое множество игр, загадок, заданий по народным сказкам и пословицам. Подростковая программа предполагает актуальные для этого возраста темы: самоуважение, принятие решений, технология отказа, самоуважение… Обо всех этих важных вещах взрослому лучше говорить не в форме прямолинейного наставления, а на примере притч, используя игровые задания и приемы арт-терапии. Занятия по личностному росту старших школьников звучат уже совсем серьезно: стиль отношения к жизни, проблемы зависимости, мои предпочтения и склонности, преодоление конфликтов. Тем не менее и эти практически взрослые проблемы можно обсуждать на материале авторских сказок.
На последних страницах авторы сборника излагают основные особенности сказкотерапии, которая становится все более популярной.

О.В.Хухлаева
Школьная психологическая служба
М.: Генезис, 2008

Предваряя содержание книги, автор остроумно и справедливо замечает, что учителя относятся к школьным психологам примерно как деревенские жители к дачникам. Им, «выполняющим строго очерченные обязанности, трудно понять психологов, которые не всегда могут в цифрах описать эффективность своей работы». Для того чтобы наладить доброжелательные и рабочие отношения, школьная психологическая служба может включить в число своих задач работу по сохранению психологического здоровья педагогов. Подобная программа действует в Ломоносовской школе Москвы, о ней и рассказывается в книжке.
Автор последовательно перечисляет характеристики психологического здоровья и дает пояснения по каждой: как психолог может способствовать улучшению того или иного параметра. Например, смягчить чувство незащищенности или удовлетворить потребность в самоуважении. Все это – с учетом типичных школьных реалий.
Автор рассматривает и приводит примеры конкретных и узнаваемых ситуаций, в которых психолог может оказать действенную помощь учителю. Это и учебные, и коммуникативные, и воспитательные трудности. Кроме того, учителю требуется профессиональная поддержка для предотвращения эмоционального выгорания. Автор описывает признаки и предлагает стратегии по его преодолению.
Много практических сведений содержится в главе «Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся на уроке». Здесь читатель найдет информацию о том, как учитель с помощью психолога может определить особенности учеников – преобладающий канал восприятия, тип нервной системы, уровень мотивации, тревожности, – чтобы максимально эффективно планировать стратегии обучения. Отдельно перечислены варианты нарушения психологического здоровья учеников, разные формы страхов и агрессивности. И рекомендации относительно работы с такими детьми.
В приложениях собраны практические материалы, которые сможет использовать психолог при работе с педагогами.
Учителя же, прочитавшие эту книжку, наконец-то составят себе отчетливое представление о том, в каких ситуациях и с какими проблемами можно обращаться к школьному психологу.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка от 3 до 7 лет краткое содержание

Источник

В книге обоснована необходимость и возможность использования метафорических историй (сказок, притч, пословиц и т.д.) в учебно-воспитательном процессе. Описаны развивающие программы для детей и подростков, цель которых активизация внутренних ресурсов ребенка, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Книга предназначена для педагогов, психологов, логопедов, социальных работников и студентов педагогических вузов.

Оглавление

Предисловие 3
Глава 1. Ценностное самоопределение участников образовательного процесса 4
 1. Ценности как основа социализации и воспитания 4
2. Ценностные приоритеты образовательного процесса 16
3. Педагогический разговор учителя и учащегося в пространстве анекдота 32
Глава 2. Метафора как универсальный способ миропонимания и мироощущения 47
1. Назначение метафорических повествований 47
2. Методология использования метафорических повествований в образовательном процессе 60
3. Сказка как средство социализации и развития личности 70
4. Сказка как социально-педагогическое средство развития и воспитания личности 74
5. Возможности сказки в обучении и воспитании младших школьников 82
Глава 3. Использование метафорических повествований в образовательном процессе 91
1. Программа для младших школьников «Человек» 91
Занятие 1 95
Занятие 2 98
Занятие 3 102
Занятие 4 104
Занятие 5 108
Занятие 6 111
Занятие 7 115
Заключительное занятие 117
2. Программа для подростков 10-14 лет «На стороне подростка» 125
Занятие 1 130
Занятие 2 132
Занятие 3 136
Занятие 4 139
Занятие 5 142
Занятие 6 146
Занятие 7 149
Занятие 8 152
Занятие 9 155
Занятие 10 158
Занятие 11 161
Занятие 12 163
Занятие 13 165
Занятие 14 169
Заключительное занятие 172
3. Тренинг личностного роста для старших подростков «Человек и Мир» 175
Игры для разминки 182
Игры для завершения 186
Занятие 1 187
Занятие 2 190
Занятие 3 196
Занятие 4 200
Занятие 5 206
Занятие 6 211
Занятие 7 215
Занятие 8 217
Занятие 9 221
Занятие 10 224
Занятие 11 229
Занятие 12 231
Занятие 13 234
Занятие 14 241
Занятие 15 242
4. Сказка как средство диагностики и психотерапии в краткосрочном консультировании 243
Структура сказкодиагностической процедуры 248
Содержание сказкодиагностической процедуры 248
Структура сказкотерапевтического занятия 251
Содержание сказкотерапевтического занятия 251
Советы родителям 263
 5. Морфологическая программа для младших школьников «Трудные победы» 264
Часть первая 265
Дифференциация «Т – Д»: «Торопись делом» 265
Часть вторая 269
Дифференциация «П – Б»: «Доброе дело крепко» 269
Часть третья 272
Дифференциация «Б – Д»: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» 272
Часть четвертая 274
Дифференциация «П – Т»: «Труд человека кормит, а лень портит» 274
Заключение 276
Литература 278
Приложение 1 284
Приложение 2 292

Читайте также:  Развитие ребенка рост вес воз

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Ирина Владимировна Стишенок

Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе

В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

О серии «Сказкотерапия: теория и практика»

Сегодня никого не надо убеждать в том, что сказкотерапия имеет серьезную перспективу. Используя метафорические ресурсы сказки, она позволяет развивать самосознание человека и строить особые уровни социального взаимодействия, то есть преследует вполне гуманистические цели, притом воздействует мягко и ненасильственно, но результативно.

Признанная в качестве метода в начале 1990-х годов, сказкотерапия начала стремительно развиваться и завоевывать все большее признание специалистов, равно как и получать все более широкое распространение на практике. В настоящее время ее используют не только собственно психологи, но также педагоги и врачи, что говорит о просторе возможностей метода.

В то же время столь активный рост практики стал одной из ключевых причин того, что интерес к сказкотерапии обгоняет уровень разработанности ее методологических, теоретических, а в связи с этим и методических основ. Отдельные, хоть и все более частые, публикации по данной проблематике содержат различные точки зрения разных авторов, что, с одной стороны, вполне правомерно, но с другой – затрудняет построение технологической базы в конкретных условиях, приводит к разночтениям и эклектике в трактовке самого понятия сказкотерапии, а стало быть, его сущности.

Для того чтобы преодолеть наметившийся разрыв, необходимо было объединение усилий науки и практики, а также консолидация специалистов в области психологии и других социальных сфер, использующих в своей деятельности сказкотерапию. Важной вехой этого процесса явилось образование в начале 2005 года Сообщества сказкотерапевтов, ставшего координатором деятельности специалистов в области сказкотерапии и представителей смежных направлений в целях обобщения опыта и содействия развитию сказкотерапии.

Предлагаемая книжная серия является совместным проектом Сообщества сказкотерапевтов, издательства «Генезис» и журнала «Школьный психолог». В ней представлены разработки как теоретического, так и практического характера, что очень важно для формирования строгой научной базы метода.

Объединение «под одной крышей» теоретических новаций в области как собственно сказкотерапии, так и теории сказки, с лучшим опытом практиков России, Украины, Беларуси и других стран позволяет строить общие, притом выверенные, основы метода и фокусировать внимание на глубоко профессиональной его реализации.

Надеемся, эта серия книг порадует наших читателей: поможет систематизировать знания, станет незаменимым помощником в практической работе, источником новых творческих идей.

Предисловие

Имя Ирины Стишенок хорошо известно читателям не только в Беларуси, где автор живет и работает, но и в России. Ее книги пользуются заслуженной популярностью среди практических психологов. Публикации сказкотерапевтических игр, разработанных Ириной Стишенок, регулярно появляются в журнале «Школьный психолог», который высоко ценят профессионалы, в среде психологов-сказкотерапевтов она имеет заслуженный авторитет.

В первом разделе новой книги Ирины Стишенок представлены четыре основных типа сказок (согласно авторской типологии): психологические сказки, сказки-притчи, сказки-метафоры и сказки для родителей о воспитании детей. Второй раздел книги посвящен возможностям использования психологических сказок в индивидуальной и групповой работе, там же приведены общие методические рекомендации по работе с конкретными сказками. Ирина Стишенок не занимается теоретизированием, она как практик пишет для практиков, а потому эта книга будет по достоинству оценена теми, кто, уже освоив методологические премудрости сказкотерапии, стремится овладеть новыми методиками и технологиями психологической работы, – и в особенности теми, кто любит и ценит талантливые авторские сказки. Даже если Ирина просто бы описала методы и приемы работы с известными сказками, этого уже было достаточно для положительного отзыва о книге. Однако автор еще и одаренная сказочница, чьи произведения отличаются глубиной и психологичностью, чуткостью к слову и точностью мысли, изяществом и выразительностью. При этом простота языка ее сказок сочетается с немалой философской глубиной. Прочитайте, например, цикл ее сказок о бабочках, и вы не сможете не задуматься о таких вещах, как способы внутренней и внешней трансформации, ресурсы для преодоления жизненных трудностей, философия оптимизма и проблема личностного самоопределения.

Читайте также:  Шаблон на детскую карту развития ребенка

Прекрасные сказки, описание методики работы с ними, а также многочисленные сказкотерапевтические игры и упражнения – не единственные достоинства книги. В ней также представлено подробное описание восьми консультационных сессий, на которых реализовывалась психологическая работа с использованием сказкотерапевтических и арт-методов. Анализ конкретного «живого» случая наверняка будет полезен в работе не только начинающим, но и опытным сказкотерапевтам. В приложении в качестве бонуса читателям – еще целая россыпь сказок друзей и коллег автора.

Особо следует отметить профессиональную щепетильность автора: практически все описанные техники – в случае, если они не авторские – снабжены указанием на источник.

Доктор психологических наук, профессор,

президент Сообщества сказкотерапевтов

И.В. Вачков

Введение

Сказки любят дети и взрослые. Они привлекают нас приключениями главных героев, разнообразием сюжетов и заложенной в себе мудростью. В сказках отражены элементы повседневного бытия человека, его внутреннего мира, представлена общечеловеческая основа жизни.

Можно сказать, что сказка является своеобразным инструментом обучения. Ее сюжеты, где реальность пред стает в упрощенной форме, позволяют читателю сфокусировать внимание на тех особенностях, которые способны помочь ему в решении собственных жизненных проблем.

Самовыражение через сказку способствует укреплению психологического здоровья человека, поэтому можно сказать, что сказка является и значимым психопрофилактическим фактором. Ее образы, обращаясь одновременно к двум уровням психики: сознания и подсознания, помогают человеку восстановить свое эмоциональное равновесие, изменить мышление и поведение, встать на путь личностного развития.

В одной восточной притче «Бабочка» (Иванов, 2007) говорится о возможностях, попадающих в руки человека, и о выборе, который он волен сделать:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за руки ученика, и ему было щекотно.

Улыбаясь, ученик подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

– Все в твоих руках.

Действительно, в любой момент времени у каждого человека есть выбор – уничтожить возможности, попавшие в его руки, или раскрыть их.

Герои сказок, предложенных вниманию читателей, рассматривают трудности, проблемы и препятствия на своем пути как появившиеся возможности и находят выход из самых сложных ситуаций. Изменяясь внутренне, они изменяют обстоятельства, в которых оказались.

В этой книге представлены психологические сказки, сказки-притчи, сказки-метафоры и сказки для родителей о воспитании детей.

Первые позволяют задуматься о собственном способе поведения и определить пути разрешения сложных личных жизненных ситуаций.

Вторые помогают стимулировать собственное мышление. Вопросы, предлагаемые для анализа каждой из сказок, позволяют уточнить и углубить ее смысл.

Третьи, через метафору, помогают сделать более ясными и ощутимыми те стороны жизни, которые ускользают от человека при их рациональном анализе.

Сказки для родителей поднимают актуальные вопросы, с которыми многие сталкиваются при воспитании детей, и предлагают эффективные способы разрешения сложных ситуаций.

Также в книге даются методические рекомендации по работе с психологическими сказками и притчами, показаны примеры работы с ними при индивидуальном консультировании, предлагается описание консультационной сессии с использованием методов арт- и сказкотерапии, показаны особенности работы с психотерапевтическими сказками в группах, представлен цикл сказкотерапевтических занятий.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник