Притча о духовном развитии ребенка

Притча о духовном развитии ребенка thumbnail

ПРИТЧИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

    Урок бабочки      Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. 
     Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. 
     Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! 
     Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. 
     А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 
     Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.     

 Притча о мудром воспитании      Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 
     Однажды родители не выдержали и пришли к нему: 
     – Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. 
     – Пройдёт совсем немного лет, – улыбнулся старец, – и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?     

 Пять качеств карандаша      Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает: 
– Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне? 
     Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку: 
– Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш… 
     Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
– Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел! 
– Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром. 
     Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле. 
     Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя. 
     В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя – не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути. 
     В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя. 
     И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.      Каков отец, таков и сын    У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку. 
     Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа. 
     Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске. 
     Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей. 
     Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением. 

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Притча  «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

– Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

– Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, так и взаимодействие специалистов  социально – психологической  службы в общеобразовательном учреждении направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей и подростков.

Притча об орле

        Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.
В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».
«Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать». 
Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».
Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».
Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.
Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.

Источник

С древних времён многие народы используют притчи как быстрый и эффективный способ воспитания в детях основных жизненных понятий и ценностей. Поскольку притча представляет собой коротенькое повествование, ребёнку хватит терпения дослушать его до конца. А увлекательная форма и интересные, понятные герои донесут до маленького непоседы: что такое добро и зло, что такое любовь и уважение к старшим, а также множество других столь важных вещей.

Очень важно, что притча не осуждает отрицательного героя, не высмеивает его недостатки, но при этом всё равно указывает на них, так что ребёнок понимает, как можно поступать и как делать нельзя.

Истории, лежащие в основе каждой притчи, рассказывают детям на понятном для них языке, что такое реальная жизнь и какие на этом сложном пути могут встретиться трудности. А самое главное, в каждой притче можно найти далеко не один выход из сложившейся ситуации.

К сожалению, многие родители считают, что на раннем этапе развития их чадо не способно воспринимать притчи как таковые. Это мнение ошибочно. Притчи можно начинать читать ребёнку с пелёнок. Конечно, сначала он может не понять их истинный смысл, однако на уровне подсознания след останется в любом случае.

Уже начиная с раннего возраста притчи способствуют формированию у маленькой личности правильного отношения к миру, себе и своим поступкам. Интересно и то, что в процессе формирования этого отношения, ребёнок начинает понимать, что нужно ценить то, что имеешь.

Чтение коротких притч даёт детям возможность разделить радость и печаль с их героями, а это, в свою очередь, научит ребёнка сопереживанию, состраданию и милосердию.

Добрые притчи избавят ребёнка от тревожных мыслей, разовьют в нём уверенность в своих силах, помогут отказаться от проявлений жадности, бахвальства. Короткие притчи способны в доступной форме показать малышу, что зависть — это плохо, и если он чего-то хочет, то нужно для этого работать и добиваться своего. Естественно, что под «работой» в таком возрасте, подразумевается хорошее поведение, послушание, учёба и так далее.

В раннем возрасте, примерно до шести — семи лет, короткие притчи как нельзя лучше подойдут для чтения детям. Воспринимать ребёнку их легко, но одновременно воображение рисует красочные картинки и обогащается словарный запас. Вы совсем скоро заметите, что ребёнку всё легче выражать свои мысли, он уже не так часто бросается в драки во дворе, а пытается решить конфликтные ситуации словесно.

В короткой, на первый взгляд, истории заложено столько глубоко смысла… Говоря простыми словами, они демонстрируют ребёнку, что жизнь многогранна, а делить то или иное событие на плохое или хорошее бессмысленно. Обдумав любую ситуацию, её можно обернуть в свою пользу, а ситуаций безвыходных не существует по определению.

Многие родители, начиная читать своим детям притчи просто потому, что «так надо», сами того не замечают, как втягиваются в процесс, заинтересовываются, удивляются вместе с ребёнком и радуются хорошему завершению истории.

море, пляж, мама с ребенком, мальчик, море

Притчи для детей: читать

Все мы знаем, как полезно читать детям книги, а особенно притчи. Давайте разберёмся почему. Как известно, все психологи и педагоги безоговорочно сходятся, во мнении, что читать ребёнку притчи просто необходимо. В отличие от сказок, которые во многом искажают действительную реальность тем, что герои их — говорящие животные, а часто и вовсе вымышленные создания, притчи передают реальность максимально правильно, герои их являются вполне реальными людьми, поступки их мы можем каждый день наблюдать и в своей жизни тоже. Кроме этого, многие педагоги считают, то чтение притч уместно ещё на уровне внутриутробного развития, возможно, это миф, однако ничего плохого такая практика не принесёт.

Вместе с уже упомянутым благотворным влиянием чтение притч детям способно привнести в нашу жизнь:

  • Гармонию во взаимоотношениях со своим любимым чадом. Подумайте и ответьте честно себе на вопрос: «Много ли времени я уделяю внутреннему миру своего ребёнка?» К сожалению, бешеный ритм жизни, когда мы вынуждены много работать для того чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, редко позволяет нам
  • побеседовать с ребёнком «по душам». Зачастую мы лишены возможности рассказать малышу, что хорошо, а что плохо, проанализировать и сделать выводы из произошедшей ситуации в садике, во дворе, в школе и так далее. Всё общение современных родителей и их детей сводится к совместным походам в магазин за очередной игрушкой. Таким образом, многие папы и мамы успокаивают свою совесть и ошибочно полагают, что этого достаточно. А ведь семейная традиция читать вместе притчи по вечерам даст вам гораздо больше.
  • Ребёнок успокаивается и получает ответы на свои вопросы. Не стоит думать, что маленький ребёнок лишён переживаний, напротив, он находится в том возрасте, когда в его душе происходит смятение, а разум непрерывно работает, пытаясь самостоятельно постичь тайны мироздания, естественно на более примитивном уровне, чем это происходит у взрослого человека. Помогите своему малышу! Читайте ему короткие притчи, давайте ему ответы и пищу для дальнейших размышлений.
  • Развивается интеллект ребёнка. Чаще читайте маленькому человечку короткие притчи на ночь, перед сном состояние его расслаблено, он спокоен и информация воспринимается лучше всего. Вместе с ребёнком попробуйте обсудить прочитанное, внимательно выслушайте его мнение. Обратите внимание, что язык притч прост и понятен, вскоре на этом уровне заговорит и ваш малыш! А вам останется только удивляться тому, какой он рассудительный и что разговаривает как взрослый.
  • Привитие ребёнку любви к чтению. Опять же, в противовес сказкам, притчи ведут повествование о жизни взрослых людей. Поэтому детям интереснее читать их, а не сказки. Любовь к чтению трудно переоценить, к тому же она отрывает детей от телевизора, планшета и прочих «изъянов» современного века. Не упустите время, читайте притчи детям, пока они в раннем возрасте, потом может быть поздно, так как ребёнок будет подвержен влиянию высоких технологий, книги будут заброшены, ценности искажены, и вы уже ничего не сможете сделать.
  • Развитие у ребёнка фантазии, аналитического мышления и способности с достоинством выходить из ситуаций, пусть даже самых трудных. На примере главных героев, притча рассказывает малышам, как вести себя с друзьями и со старшими людьми, а также как искать пути решения спорных моментов. Так в сознании ребёнка формируется модель отношений и поведения с разными людьми, он начинает понимать рамки дозволенного.

И помните, что читать ребенку притчи надо с удовольствием, не торопясь; останавливайтесь, отвечайте на возникающие вопросы, вы должны сами быть открыты и добры, тогда вы сможете донести своему чаду истинный смысл притчи.

Мудрые притчи детям

Как бы банально это ни звучало, в притчах заложена вековая мудрость, копившаяся не одно поколение. Не многие из нас способны подобрать слова и так же коротко и точно передать смысл того или иного назидания.

Мудрые притчи покажут ребёнку истинный смысл и ценность жизни, научат, что благие дела по отношению к другим людям несут пользу, а прежде всего — ему самому. Как ни странно, дети расположены к такому восприятию лучше, чем любой взрослый, наверное, от того, что разум и сознание их ещё не засорены представлениями современного общества.

бабушка, дедушка, книга, мальчик

Поучительные притчи для детей

Поучительные притчи продемонстрируют юному исследователю мироздания, что всё тайное обязательно становится явным и что зло обязательно будет наказано.

Ребёнок научится смотреть на свои поступки глазами другого человека как бы со стороны. Со временем он поймёт, что прежде чем совершить какое либо деяние, нужно подумать: а не нанесёт ли оно вред его товарищу или просто случайному прохожему. Кроме этого, притча поможет малышу с осознанием того, что некоторые свои желания нужно отодвигать на второй план, а некоторых и вовсе опасаться и бороться с ними.

Конечно, читать ли в принципе своему крохе притчи или сказки — решать только вам. Однако ещё в его раннем возрасте стоит испробовать несколько путей общения с ребёнком для того, чтобы помочь ему освоиться в мире полном противоречий, ложных суждений и тщеславия.

Источник

Притчи совы Анфисы. Притчи для детей — это корот­кие и понят­ные рас­сказы, в кото­рых содер­жится мудрость

«Как сороку воровать отучали»

На опушке леса, за тем самым дубом, что вер­хуш­кой в небо упи­ра­ется, в рас­ще­лине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за сове­том к ней ходят, поскольку муд­рее Анфисы, навер­ное, никого на свете нет!

— Эй, сорока, что это в клюве у тебя бле­стит? – Спра­ши­вает как-то сова свою соседку.

— Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, — про­бор­мо­тала сорока.

Потом села на ветку и акку­ратно поло­жила рядом с собой кро­хот­ное колечко:

— Я говорю, ста­щила у зай­чихи побрякушку.

Смот­рит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

— Когда же ты воро­вать пере­ста­нешь, бес­со­вест­ная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след про­стыл. Поле­тела свое сокро­вище пря­тать… Думала-думала Анфиса, как зло­дейку про­учить, а потом решила к мед­ведю обратиться.

— Слу­шай, Про­коп Про­ко­по­вич, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сун­дук с воро­ван­ным «богат­ством». Я давно уж при­ме­тила, на какой поляне она его пря­чет. Только самой мне его ни в жизнь не под­нять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

— А, что мне с ним делать? – поче­сал заты­лок косолапый.

— Ничего, — усмех­ну­лась Анфиса, — пусть пока в твоей бер­логе постоит…

Не про­шло и часа, как сорока весь лес всполошила.

— Караул! Обо­крали! Зло­деи! – громко кри­чала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

— Видишь, сосе­душка, как непри­ятно обво­ро­ван­ной быть?

При­крыла сорока стыд­ливо глаза кры­лом, и мол­чит. А сова поучает:

— Не делай больше дру­гим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, раду­ясь най­ден­ным вещам, зака­тили в бер­логе у Про­копа Про­ко­по­вича такой пир, что косо­ла­пый до сих пор их выгнать не может…

«Страшное наказание»

При­шла одна­жды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка люби­мого жаловаться:

— Мой озор­ник посто­янно норо­вит один в глубь леса убе­жать! А, ты зна­ешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз гово­рила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

— Так при­ду­май для него какое-нибудь нака­за­ние, — посо­ве­то­вала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

— Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня руга­ешь и нака­зы­ва­ешь посто­янно, зна­чит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глу­по­сти. Потом ухнула дело­вито несколько раз, и сказала:

— Иди домой, ежиха, и скажи сво­ему сыночку, что все ему теперь можно, и нака­зы­вать ты его ни за что не ста­нешь. А, как вечер насту­пит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сде­лали. Только пер­вые звезды зажглись на небе, сова рас­пра­вила кры­лья и поспе­шила на дру­гой конец леса. Под­ле­тела к зна­ко­мому кусту, под кото­рым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежо­нок от сча­стья колючки рас­пу­шил, и пры­гает счаст­ли­вый вокруг гнезда. Ежиха голо­сит, обли­ва­ясь горю­чими сле­зами. И только папа-еж, как все­гда невоз­му­тимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взя­лась, зна­чит, все хорошо будет.

— Что это вы тут рас­шу­ме­лись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

— Мне мама теперь все раз­ре­шает! – радостно вос­клик­нул тот, — И больше ни за что нака­зы­вать не ста­нет! Эх, пойду я сей­час лес поко­рять! Все-все зако­улки обойду, под каж­дый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего инте­рес­ного… И, не нужны мне взрос­лые, я теперь сам себе начальник!

Сова скло­нила голову на бок и задум­чиво протянула:

— Ужас ужас­ный, кош­мар кош­мар­ный… Хуже нака­за­ния на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, — уди­вился ежо­нок, — не поняла что ли? Мне теперь, наобо­рот, все можно!

Анфиса сощу­рила свои огром­ные гла­зищи, и говорит:

— Экий ты глу­пый! Это же и есть самое страш­ное нака­за­ние – когда роди­тели тебя вос­пи­ты­вать пере­стают! Слы­хал, что с зай­цем стало, кото­рого мама за вра­нье не нака­зы­вала? Так заврался уша­стый, что весь лес над ним сме­ется, стыдно нос из норы показать.

При­за­ду­мался ежо­нок, а сова продолжает:

— А, про мед­ведя нашего слы­хал? У Про­копа Про­ко­по­вича вся семья в городе живет. И роди­тели, и бра­тья в цирке рабо­тают – насто­я­щие звезды! Одного его туда не при­няли. Зна­ешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с дет­ства тре­ни­ро­ваться не любил. Даже от зарядки отлы­ни­вал. Мед­ве­дица его жалела и на все глаза закры­вала. А теперь меч­тает наш косо­ла­пый о цирке, да только никто его туда не берет – слиш­ком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в раз­го­вор вмешаться:

— Это ладно! А вот, что с ено­том случилось…

Взрос­лые мно­го­зна­чи­тельно пере­гля­ну­лись. Ежо­нок, кото­рому было даже страшно пред­ста­вить, что же про­изо­шло с бед­ным ено­том, жалобно попросил:

— Не надо мне такого страш­ного нака­за­ния! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кив­нула:

— Муд­рое реше­ние. И запомни, ежо­нок: кого роди­тели любят, того и нака­зы­вают. Потому что от беды убе­речь хотят!

Ежиха поце­ло­вала в нос при­сми­рев­шего сыночка, а сову уса­дила за стол. Стали они чаев­ни­чать, да о вся­ких пустя­ках бол­тать. Так им весело было, что ежо­нок вдруг поду­мал: «И, зачем я от роди­те­лей все время сбе­гал? Дома ведь так хорошо…»

«Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – насто­я­щая масте­рица. Хочешь –ике­бану  из сухих цве­тов сде­лает, а хочешь – из шишек гир­лянду спле­тет. Но, одна­жды заду­мала она себе бусы из желу­дей сма­сте­рить. Да, такие они кра­си­вые полу­чи­лись – глаз не ото­рвать! Пошла белка перед всеми зве­рями хва­статься. Те дивятся, руко­дель­ницу хва­лят… Одна только лиса недовольна.

— Что это ты, рыжая, при­уныла? – спра­ши­вает у нее сова Анфиса.

— Да, белка все настро­е­ние испор­тила! – отве­чает та, — Ходит тут, пони­ма­ешь, и хва­стает! Надо скром­нее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появи­лась, я бы сидела в норке тихонько, да радо­ва­лась. А, по лесу ходить и зада­ваться – послед­нее дело…

Ничего Анфиса на это не ска­зала. Кры­льями взмах­нула и к ручью поле­тела. Там, за трух­ля­вым пнем, жил ее друг – паук.

— Помоги, — гово­рит ему сова, — лисе накидку сплести.

Повор­чал паук для порядка, и согласился:

— Через три дня при­ходи, будет готова. Я пау­ти­ной могу хоть весь лес опле­сти, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую див­ную шаль пока­зал, что у той от вос­торга дух захва­тило! Отдала сова лисе пода­рок, а та сча­стью сво­ему пове­рить не может:

— Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плу­товка шаль на плечи набро­сила, из норы выско­чила, и бро­си­лась всем в округе хвастать:

— А, у меня, звери доро­гие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со сво­ими бусами мне и в под­метки не годится!

Так до позд­ней ночи лиса по дру­зьям-зна­ко­мым ходила, пока не охрипла. Подо­шла к ней тогда сова и спрашивает:

— Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скром­нее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появи­лась, я бы сидела в норке тихонько, да радо­ва­лась. А, по лесу ходить и зада­ваться – послед­нее дело»?

Морг­нула лиса раз, морг­нула дру­гой, а что отве­тить не знает:

— Что же это, Анфи­сушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх под­няла, и ухнула:

— Это, рыжая, извест­ная муд­рость: если кого осу­дишь – скоро сам такой же посту­пок совершишь!

Под­жала лиса хвост, и шепчет:

— Все поняла я, Анфисушка…

Навер­ное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слы­шал, что бы лиса кого-то осуж­дала. А, паук с тех пор извест­ным моде­лье­ром стал.

 «Как светлячок бобром хотел стать»

Заме­тила как-то Сова Анфиса, что свет­ля­чок пова­дился к реке по вече­рам летать. Решила она за ним про­сле­дить. День наблю­дает, дру­гой… А, свет­ля­чок ничего осо­бен­ного и не делает: сядет под дерев­цем, да рабо­той бобра любу­ется. «Странно все это» — поду­мала Анфиса, но к свет­лячку решила с рас­спро­сами не при­ста­вать. Однако скоро в лесу начался насто­я­щий переполох.

— Анфиса, что же это на свете тво­риться?! – него­до­вала божья коровка, — На той неделе свет­ля­чок раз­до­был где-то краски, и нари­со­вал у себя на спине такие же пят­нышки, как у меня! А, мне такой род­ствен­ни­чек не нужен!

— Поду­ма­ешь, новость, — пере­била божью коровку лес­ная пчела, — Вот у меня беда, так беда! Этот ваш свет­ля­чок попро­сился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслу­шать, как при­бе­гает лиса:

— Сова, обра­зумь ты этого свет­лячка глу­пого! Он от бобра тре­бует, чтобы тот его в под­ма­сте­рья к себе взял. А, бобер злится – ему помощ­ники не нужны. Не ровен час, подерутся…

При­ле­тела Анфиса к реке, гля­дит, а свет­ля­чок горю­чими сле­зами обливается:

— Ну, что я за бес­тол­ко­вое суще­ство! Ника­кой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коров­кой… Они кра­си­вые! Или, напри­мер, пче­лой… Они вкус­ный мед умеют делать!

— А, теперь, что? Боб­ром решил стать? – засме­я­лась сова.

— Ага, — всхлип­нул свет­ля­чок, — видала, как он плот­ни­чает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Гово­рит, я не одно бревно под­нять не смогу – слиш­ком маленький.

Выслу­шала его сова, и говорит:

— При­ле­тай-ка на мою поляну как стем­неет, я тебе кое-что инте­рес­ное покажу.

Дождался свет­ля­чок суме­рек, и отпра­вился в путь. При­ле­тел, а сова его уже дожидается.

— Смотри, — гово­рит ему, — кто это там в кустах притаился?

При­смот­релся свет­ля­чок – и, правда, за дере­вом бель­чо­нок сухой лист­вой шур­шит, да от страха весь трясется.

— Ты чего тут сидишь? – уди­вился светлячок.

— Так темно, — шеп­чет бель­чо­нок, — вот я и заблудился.

Вклю­чил тогда свет­ля­чок свой фона­рик, и скомандовал:

— Иди за мной, я тебе тро­пинку освя­щать буду!

Пока он бель­чонка про­во­жал, еще и лисенка повстре­чал. Того тоже домой вести при­шлось. А, как вер­нулся к Анфисе, та ему и говорит:

— Ну, что? Понял ты теперь, что у каж­дого свое пред­на­зна­че­ние? Пока ты оби­жался на то, что свет­ляч­ком родился, вокруг столько зве­рей в твоей помощи нуждались!

Так свет­ля­чок стал по ночам лес пат­ру­ли­ро­вать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

— Если б не моя работа, я бы тебе помог пло­тину стро­ить. Эх, мы бы с тобой такую стройку раз­вер­нули! Но, неко­гда мне, друг, неко­гда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

«Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злост­ный вре­ди­тель. Рину­лись все к сове Анфисе за сове­том. Помоги, мол, нам этого без­об­раз­ника поймать!

— Он мне всю мор­ковку с ого­рода повы­дер­ги­вал, — хны­чет заяц, — А, ее рано сры­вать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

— Да погоди ты, уша­стый, со своей мор­ков­кой! У меня дело серьез­ней будет. Соби­рал я давеча ягоды для белки. Пол­кор­зины набрал, при­лег на при­горке отдох­нуть, да, видно, задре­мал. Про­сы­па­юсь – а, моя кор­зинка доверху напол­нена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке уго­ще­ние, а она как заве­ре­щит: «Серый, ты меня отра­вить собрался что ли?! «Вол­чьи» ягоды при­нес! Они же ядовитые!»

Звери хихи­кают, а волк заты­лок чешет:

— Окон­фу­зился я, сова. Белка теперь со мной раз­го­ва­ри­вать не хочет. Помоги найти того, кто в кор­зину эти ягоды под­бро­сил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на сере­дину поляны вышла кукушка и оби­женно произнесла:

— Меня-то этот злост­ный вре­ди­тель и вовсе на пен­сию отпра­вить собрался! Про­сы­па­юсь я вчера, а на сосед­нем дереве часы висят! Да, не про­стые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от вол­не­ния за сердце схва­тился, а рас­сказ­чица, перейдя на заго­вор­щиц­кий шепот, продолжила:

— Так она теперь вме­сто меня и кукует, уста­ло­сти не зная! А, мне что при­ка­жете делать? Выхо­дит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зве­рей при­сталь­ным взгля­дом, и ухнула:

— Не вол­нуй­тесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все раз­бре­лись по своим делам, поле­тела сова пря­ми­ком к мед­ведю. Пока косо­ла­пый чай по чаш­кам раз­ли­вал, Анфиса ему и говорит:

— Что это ты, Про­коп Про­ко­по­вич, в зло­деи подался? Зайцу мор­ковку выра­щи­вать меша­ешь, волку ягоды под­су­нул ядо­ви­тые. Ста­рую кукушку и вовсе на пен­сию отпра­вить решил…

Мед­ведь так и замер:

— Как ты дога­да­лась, что это я?

Сова только кры­лом махнула:

— Что тут гадать? Тебя одного на нашем собра­нии не было. Так, зачем ты всем гадо­сти делаешь?

Косо­ла­пый по столу как стук­нул, даже само­вар подпрыгнул:

— При­ду­мы­вают они все! Я же для них ста­рался… Зайца мне про­сто жалко стало, вот и решил помочь ему уро­жай собрать. Откуда мне было знать, что мор­ковка еще не выросла? А, «вол­чьи» ягоды я спе­ци­ально искал. Думал, раз они вол­чьи, зна­чит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с кор­зи­ной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

— А, часы ты зачем на дерево пове­сил? Где ты их, вообще, взял?

— Так это… Поза­им­ство­вал у дере­вен­ского док­тора, — сму­тился мед­ведь, — Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдох­нуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куко­вать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

— Ты, Про­коп Про­ко­по­вич, думай все­гда. Даже, если помочь кому-то соби­ра­ешься. Ведь без рас­суж­де­ния доб­ро­де­тели не бывает!

Звери мед­ведя, конечно, про­стили. А вот часы заста­вили вер­нуть. Косо­ла­пый, помня совет Анфисы, ста­рался идти по деревне на цыпоч­ках — чтобы его никто не заме­тил. А, то в про­шлый раз и док­тора, и его жену при­шлось вале­рьян­кой отпа­и­вать. Пуг­ли­вые какие-то попались…

«Медаль для дятла»

Пого­жим весен­ним день­ком к сове Анфисе при­ле­тел дятел. Он так и све­тился от радости:

— Выдай-ка мне, подруга, медаль!

— За какие заслуги? – невоз­му­тимо уточ­нила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огром­ный сви­ток, испи­сан­ный сверху донизу, и дело­вито произнес:

— За доб­рые дела! Погляди, какой я спи­сок составил.

Анфиса надела очки, и стала читать:

— Можно испечь пирог с чер­ни­кой, и уго­стить дру­зей. Можно проснуться пораньше, и помочь пче­лам соби­рать нек­тар. Можно отпра­виться на реку, найти груст­ную лягушку, и раз­ве­се­лить ее.

Потом сова запну­лась, и неуве­ренно произнесла:

— Можно пере­ве­сти ста­рушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет ника­ких дорог! Да, и ста­ру­шек тоже нет!

Тут дятел при­нялся объ­яс­нять, что про ста­рушку он в книге про­чи­тал. Впро­чем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Глав­ное – при­ду­мать, как делать добро. За это он, соб­ственно и рас­счи­ты­вал полу­чить медаль.

— Ладно, — согла­си­лась сова, — Спро­сим у зве­рей, что они думают по этому поводу.

Дятел был дово­лен. Он был уве­рен, что больше него о доб­рых делах никто знать не может. Ведь, он свой спи­сок всю жизнь состав­лял. Сова же тем вре­ме­нем поле­тела к лисе.

— Слу­шай, рыжая, — гово­рит она ей, — а, что это у тебя сара­юшка покосился?

— Ста­рый стал, вот и поко­сился, — вздох­нула лиса.

— Так ты дятла позови. Пусть почи­нит! – посо­ве­то­вала Анфиса.

Потом она про­ве­дала зайца, белку и свою зака­дыч­ную подругу-ежиху. Всем сова сове­то­вала обра­титься за помо­щью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

— На повестке дня, — тор­же­ственно ухнула она, — вопрос о награж­де­нии дятла меда­лью за доб­рые дела!

Тут звери как закричали:

— Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

— Он мне сарай чинить не захо­тел, — воз­му­ща­лась лиса.

— И нам с бел­кой не помог, — под­твер­дил заяц.

— А, со мной даже раз­го­ва­ри­вать не стал, — с оби­дой, при­зна­лась ежиха.

Рас­те­рялся дятел, стал оправдываться:

— Но, у меня же спи­сок… Я же про все-все-все доб­рые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

— Мало про­сто о чем-то хоро­шем знать. Нужно это непре­менно совершать!

Пого­ре­вал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом поду­мал: «Пра­вильно сова ска­зала. Надо дру­гим помо­гать». И, отпра­вился он на подвиги – решил ров­не­хонько по списку все делать. Зря он его, что ли, состав­лял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попа­дется, он ее непре­менно через что-нибудь переведет!

Сайт https://elefteria.ru/dosug-pritchi-pritchi-dlya-detey/

Источник