Притча о духовном развитии ребенка
ПРИТЧИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Урок бабочки Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Притча о мудром воспитании Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
– Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
– Пройдёт совсем немного лет, – улыбнулся старец, – и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Пять качеств карандаша Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
– Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
– Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
– Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
– Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя – не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг. Каков отец, таков и сын У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Горчичное зерно
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
– Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
– Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, так и взаимодействие специалистов социально – психологической службы в общеобразовательном учреждении направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей и подростков.
Притча об орле
Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.
В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».
«Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать».
Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».
Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».
Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.
Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
Источник
С древних времён многие народы используют притчи как быстрый и эффективный способ воспитания в детях основных жизненных понятий и ценностей. Поскольку притча представляет собой коротенькое повествование, ребёнку хватит терпения дослушать его до конца. А увлекательная форма и интересные, понятные герои донесут до маленького непоседы: что такое добро и зло, что такое любовь и уважение к старшим, а также множество других столь важных вещей.
Очень важно, что притча не осуждает отрицательного героя, не высмеивает его недостатки, но при этом всё равно указывает на них, так что ребёнок понимает, как можно поступать и как делать нельзя.
Истории, лежащие в основе каждой притчи, рассказывают детям на понятном для них языке, что такое реальная жизнь и какие на этом сложном пути могут встретиться трудности. А самое главное, в каждой притче можно найти далеко не один выход из сложившейся ситуации.
К сожалению, многие родители считают, что на раннем этапе развития их чадо не способно воспринимать притчи как таковые. Это мнение ошибочно. Притчи можно начинать читать ребёнку с пелёнок. Конечно, сначала он может не понять их истинный смысл, однако на уровне подсознания след останется в любом случае.
Уже начиная с раннего возраста притчи способствуют формированию у маленькой личности правильного отношения к миру, себе и своим поступкам. Интересно и то, что в процессе формирования этого отношения, ребёнок начинает понимать, что нужно ценить то, что имеешь.
Чтение коротких притч даёт детям возможность разделить радость и печаль с их героями, а это, в свою очередь, научит ребёнка сопереживанию, состраданию и милосердию.
Добрые притчи избавят ребёнка от тревожных мыслей, разовьют в нём уверенность в своих силах, помогут отказаться от проявлений жадности, бахвальства. Короткие притчи способны в доступной форме показать малышу, что зависть — это плохо, и если он чего-то хочет, то нужно для этого работать и добиваться своего. Естественно, что под «работой» в таком возрасте, подразумевается хорошее поведение, послушание, учёба и так далее.
В раннем возрасте, примерно до шести — семи лет, короткие притчи как нельзя лучше подойдут для чтения детям. Воспринимать ребёнку их легко, но одновременно воображение рисует красочные картинки и обогащается словарный запас. Вы совсем скоро заметите, что ребёнку всё легче выражать свои мысли, он уже не так часто бросается в драки во дворе, а пытается решить конфликтные ситуации словесно.
В короткой, на первый взгляд, истории заложено столько глубоко смысла… Говоря простыми словами, они демонстрируют ребёнку, что жизнь многогранна, а делить то или иное событие на плохое или хорошее бессмысленно. Обдумав любую ситуацию, её можно обернуть в свою пользу, а ситуаций безвыходных не существует по определению.
Многие родители, начиная читать своим детям притчи просто потому, что «так надо», сами того не замечают, как втягиваются в процесс, заинтересовываются, удивляются вместе с ребёнком и радуются хорошему завершению истории.
Притчи для детей: читать
Все мы знаем, как полезно читать детям книги, а особенно притчи. Давайте разберёмся почему. Как известно, все психологи и педагоги безоговорочно сходятся, во мнении, что читать ребёнку притчи просто необходимо. В отличие от сказок, которые во многом искажают действительную реальность тем, что герои их — говорящие животные, а часто и вовсе вымышленные создания, притчи передают реальность максимально правильно, герои их являются вполне реальными людьми, поступки их мы можем каждый день наблюдать и в своей жизни тоже. Кроме этого, многие педагоги считают, то чтение притч уместно ещё на уровне внутриутробного развития, возможно, это миф, однако ничего плохого такая практика не принесёт.
Вместе с уже упомянутым благотворным влиянием чтение притч детям способно привнести в нашу жизнь:
- Гармонию во взаимоотношениях со своим любимым чадом. Подумайте и ответьте честно себе на вопрос: «Много ли времени я уделяю внутреннему миру своего ребёнка?» К сожалению, бешеный ритм жизни, когда мы вынуждены много работать для того чтобы обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, редко позволяет нам
- побеседовать с ребёнком «по душам». Зачастую мы лишены возможности рассказать малышу, что хорошо, а что плохо, проанализировать и сделать выводы из произошедшей ситуации в садике, во дворе, в школе и так далее. Всё общение современных родителей и их детей сводится к совместным походам в магазин за очередной игрушкой. Таким образом, многие папы и мамы успокаивают свою совесть и ошибочно полагают, что этого достаточно. А ведь семейная традиция читать вместе притчи по вечерам даст вам гораздо больше.
- Ребёнок успокаивается и получает ответы на свои вопросы. Не стоит думать, что маленький ребёнок лишён переживаний, напротив, он находится в том возрасте, когда в его душе происходит смятение, а разум непрерывно работает, пытаясь самостоятельно постичь тайны мироздания, естественно на более примитивном уровне, чем это происходит у взрослого человека. Помогите своему малышу! Читайте ему короткие притчи, давайте ему ответы и пищу для дальнейших размышлений.
- Развивается интеллект ребёнка. Чаще читайте маленькому человечку короткие притчи на ночь, перед сном состояние его расслаблено, он спокоен и информация воспринимается лучше всего. Вместе с ребёнком попробуйте обсудить прочитанное, внимательно выслушайте его мнение. Обратите внимание, что язык притч прост и понятен, вскоре на этом уровне заговорит и ваш малыш! А вам останется только удивляться тому, какой он рассудительный и что разговаривает как взрослый.
- Привитие ребёнку любви к чтению. Опять же, в противовес сказкам, притчи ведут повествование о жизни взрослых людей. Поэтому детям интереснее читать их, а не сказки. Любовь к чтению трудно переоценить, к тому же она отрывает детей от телевизора, планшета и прочих «изъянов» современного века. Не упустите время, читайте притчи детям, пока они в раннем возрасте, потом может быть поздно, так как ребёнок будет подвержен влиянию высоких технологий, книги будут заброшены, ценности искажены, и вы уже ничего не сможете сделать.
- Развитие у ребёнка фантазии, аналитического мышления и способности с достоинством выходить из ситуаций, пусть даже самых трудных. На примере главных героев, притча рассказывает малышам, как вести себя с друзьями и со старшими людьми, а также как искать пути решения спорных моментов. Так в сознании ребёнка формируется модель отношений и поведения с разными людьми, он начинает понимать рамки дозволенного.
И помните, что читать ребенку притчи надо с удовольствием, не торопясь; останавливайтесь, отвечайте на возникающие вопросы, вы должны сами быть открыты и добры, тогда вы сможете донести своему чаду истинный смысл притчи.
Мудрые притчи детям
Как бы банально это ни звучало, в притчах заложена вековая мудрость, копившаяся не одно поколение. Не многие из нас способны подобрать слова и так же коротко и точно передать смысл того или иного назидания.
Мудрые притчи покажут ребёнку истинный смысл и ценность жизни, научат, что благие дела по отношению к другим людям несут пользу, а прежде всего — ему самому. Как ни странно, дети расположены к такому восприятию лучше, чем любой взрослый, наверное, от того, что разум и сознание их ещё не засорены представлениями современного общества.
Поучительные притчи для детей
Поучительные притчи продемонстрируют юному исследователю мироздания, что всё тайное обязательно становится явным и что зло обязательно будет наказано.
Ребёнок научится смотреть на свои поступки глазами другого человека как бы со стороны. Со временем он поймёт, что прежде чем совершить какое либо деяние, нужно подумать: а не нанесёт ли оно вред его товарищу или просто случайному прохожему. Кроме этого, притча поможет малышу с осознанием того, что некоторые свои желания нужно отодвигать на второй план, а некоторых и вовсе опасаться и бороться с ними.
Конечно, читать ли в принципе своему крохе притчи или сказки — решать только вам. Однако ещё в его раннем возрасте стоит испробовать несколько путей общения с ребёнком для того, чтобы помочь ему освоиться в мире полном противоречий, ложных суждений и тщеславия.
Источник
Притчи совы Анфисы. Притчи для детей — это короткие и понятные рассказы, в которых содержится мудрость
«Как сороку воровать отучали»
На опушке леса, за тем самым дубом, что верхушкой в небо упирается, в расщелине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за советом к ней ходят, поскольку мудрее Анфисы, наверное, никого на свете нет!
— Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.
— Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, — пробормотала сорока.
Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:
— Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.
Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.
— Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.
Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.
— Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!
— А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.
— Ничего, — усмехнулась Анфиса, — пусть пока в твоей берлоге постоит…
Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.
— Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.
Тут ей Анфиса и говорит:
— Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?
Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:
— Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.
С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…
«Страшное наказание»
Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:
— Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…
— Так придумай для него какое-нибудь наказание, — посоветовала сова.
Но, ежиха грустно вздохнула:
— Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»
Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:
— Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…
Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.
— Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.
— Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, — И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!
Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:
— Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…
Ты что это, сова, — удивился ежонок, — не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!
Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:
— Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.
Призадумался ежонок, а сова продолжает:
— А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.
Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:
— Это ладно! А вот, что с енотом случилось…
Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:
— Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…
Сова кивнула:
— Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!
Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»
«Про лису и белку»
В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.
— Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.
— Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, — Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…
Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.
— Помоги, — говорит ему сова, — лисе накидку сплести.
Поворчал паук для порядка, и согласился:
— Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!
И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:
— Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!
Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:
— А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!
Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:
— Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?
Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:
— Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!
Сова крыло вверх подняла, и ухнула:
— Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!
Поджала лиса хвост, и шепчет:
— Все поняла я, Анфисушка…
Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.
«Как светлячок бобром хотел стать»
Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» — подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.
— Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, — На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!
— Подумаешь, новость, — перебила божью коровку лесная пчела, — Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!
Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:
— Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…
Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:
— Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!
— А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.
— Ага, — всхлипнул светлячок, — видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.
Выслушала его сова, и говорит:
— Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.
Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.
— Смотри, — говорит ему, — кто это там в кустах притаился?
Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.
— Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.
— Так темно, — шепчет бельчонок, — вот я и заблудился.
Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:
— Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!
Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:
— Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!
Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:
— Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!
«Злостный вредитель»
Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!
— Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, — хнычет заяц, — А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…
Тут волк как рыкнет:
— Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»
Звери хихикают, а волк затылок чешет:
— Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…
Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:
— Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!
Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:
— Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!
Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:
— Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.
И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:
— Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…
Медведь так и замер:
— Как ты догадалась, что это я?
Сова только крылом махнула:
— Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?
Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:
— Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.
Анфиса вдруг заволновалась:
— А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?
— Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, — смутился медведь, — Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!
Выпила сова свой чай и посоветовала:
— Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!
Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках — чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…
«Медаль для дятла»
Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:
— Выдай-ка мне, подруга, медаль!
— За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.
Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:
— За добрые дела! Погляди, какой я список составил.
Анфиса надела очки, и стала читать:
— Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.
Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:
— Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!
Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.
— Ладно, — согласилась сова, — Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.
Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.
— Слушай, рыжая, — говорит она ей, — а, что это у тебя сараюшка покосился?
— Старый стал, вот и покосился, — вздохнула лиса.
— Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.
Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.
— На повестке дня, — торжественно ухнула она, — вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!
Тут звери как закричали:
— Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!
— Он мне сарай чинить не захотел, — возмущалась лиса.
— И нам с белкой не помог, — подтвердил заяц.
— А, со мной даже разговаривать не стал, — с обидой, призналась ежиха.
Растерялся дятел, стал оправдываться:
— Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!
Сова ему и объясняет:
— Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!
Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!
Сайт https://elefteria.ru/dosug-pritchi-pritchi-dlya-detey/
Источник