Природа в развитии связной речи ребенка дошкольника

ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Владимировна Шушанова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г. Казань

E-mail:svetlana_gold777@mail.ru

1.Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Педагоги, такие как Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.А. Флерина придавали большое значение монологической связной речи. Этот же вопрос интересовал и психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, также светил лингвистики Л. Н. Гвоздева, Н.А. Пленкина и др. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются общение природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, жуки и  птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности, способствует развитию речи, в чтении стихов о природе, рассказыванию по картине, сочинении рассказов и сказок о природных явлениях. Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.  

1.1 Актуальность

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через средства массовой информации пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей и развитие родной речи. Речь– удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Родная речь постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. Ознакомление дошкольников с родной речью– это первые шаги в познании родного края, дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшем многогранном развитии, а значит и воспитании любви к родному языку и любви к Родине.

1.2. Постановка проблемы

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители мало придают значения развитию монологической и диалогической  речи, мало говорят с детьми о событиях, которые происходят вокруг нас. Очень часто беседу с ребенком заменяют тем, что включают компьютер с играми или предлагают посмотреть мультфильмы. Родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят и волшебство природных явлений, и волшебных животных, и свойства живой и неживой воды, а также частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду о прекрасном мире, где все добрые и красивые. Дети, слушая сказки, никогда не сломают деревце, не сорвут цветок, не обидят животное. Такой ребенок верит, что есть такая страна, где животные и растения разговаривают. Иногда дети замечают в окружающем мире несоответствие своим представлениям о прекрасном. Сказка же помогает им увидеть красоту природы, растительного и животного мира. Чем дольше ребенок верит в волшебный мир сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь, тем лучше он будет высказывать свои мысли. Пересказывая сказки, ребенок учится говорить языком народной мудрости, языком героев и персонажей сказки. Очень важно для развития речи детей чаще обсуждать увиденное в природе явление. Эти беседы могут перерасти в сочинение собственных сказок, что благотворно влияет на развитие детей и их речи. Взрослые должны помочь ребенку присматриваться к окружающему, замечать происходящие изменения, устанавливать известную связь явлений, делать обобщения и выводы на основе наблюдений. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть».

Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я постаралась использовать в своей практике развитие связной речи детей в процессе экологического образования.

Таким образом, проблема развития связной речи детей зависит от многих факторов и является актуальной. По этому направлению не существует целостной системы.

С одной стороны, эта проблема указана в методической литературе, а с другой – разработок по этой теме нет. И поэтому я поняла необходимость углубления знаний по этой проблеме.

1.3. Цель моей работы является развитие связной речи детей на основе эмоциональной отзывчивости, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы. При организации этой работы мною решались следующие задачи: воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать умение выражать свои эмоции связной речью.

2. Методы и средства исследования

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его умения мыслить и связно говорить, я пришла к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании. Эти средства не новы и, как уже отмечалось выше, традиционно используются: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово, театральная деятельность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.

Одним из наиболее действенных таких средств, я считаю  использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека. В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Народная мудрость побуждает ребенка пересказывать сказки, сочинять свои, развивая монологическую и связную речь. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

Читайте также:  Развитие ребенка во время игры

Особенность использования средств народной педагогики в работе по развитию речи дошкольников заключается в следующем:

-Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)

-Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений;

-Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе.

Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.

Особенность использования:

-Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности:

-Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов;

-Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам;

-Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей.

Особенность использования наблюдений за миром природы в целях развития речи ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение, тем самым побуждать детей к высказыванию своего мнения о увиденном.

Большое значение для развития связной и диалогической речи ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому я в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяю большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных

Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, тем самым развивать монологическую, диалогическую и связную речь.

     Особенность использования:

-Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом, говорить о нем;

-Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, влияющие на развитие речи;

-Игры-путешествия

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, активизируют словарный запас детей. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире, тем самым обогащать свою речь.

3. Исследования

Существует много методик по развитию речи детей. Одна из них это описание репродукций художественной живописи. Ее создала Н.М. Зубарева. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть окружающей природы, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей, рассматривая репродукции о природе. Я успешно применяла эту методику в своей работе. Хочу отметить, что успех описательного рассказа зависящий от впечатлений, которые дети получили ранее в общении с природой на экскурсиях был положительным. Это условие сочетания наблюдений в природе, и рассматривания репродукции очень важен для развития речи дошкольников. Практические занятия это показали. В своей работе с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе с богатым познавательным материалом для дошкольников и развития их речи. Например: рассказы В.Бианки, М.М.Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В непосредственной деятельности с детьми использовала оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки и звуков природы. В своей практике я часто использую этот метод.  

4.Результаты исследования

Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:

опросы, игры, сочинение сказок, рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей, творческие задания, создание проблемных ситуаций.

Обследование детей старшей группы показало, что дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны. Интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы и говорить о них, как со взрослыми, так и со сверстниками. Большинство детей умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.

4.Вывод.

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей не только таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, еще и умение выражать свое отношение к природе посредством связной речи. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. – М., 2005.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2006.

3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В. Гербова. – М., 2007

Читайте также:  Детский сад 341 центр развития ребенка

4.. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

5. Николаева, С.Н. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

6. Поваляева, М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой: Феникс, 2002.

7. Рыжова, Н.А. «Наш дом – природа». М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

8. Спиридонова, Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65 

9. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

Интернет ресурсы

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. https://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-192.shtml

Иванова, О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/24/razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-oznakomlenie

https://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69859-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-referat-2

Чуркина Л.Г. https://io.nios.ru/articles2/66/10/razvitie-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost

Источник

   «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

               Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения  детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

                Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи.  Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

           Именно  природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.  Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения,      которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

         Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф Поддьякова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»  и  пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека  –  великого учителя – Природу.

      Целью  своей педагогической идеи я обозначила  овладение детьми речью как средством общения и культуры. Средством реализации является  ознакомление с природой в разных видах деятельности.  

При этом решаются следующие задачи:

1. обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования  знаний  об особенностях окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи

3. использование разнообразных форм организации.

          Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.  Умение наблюдать,  вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.  

         Ознакомление с природой  обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

             Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные ситуации,
  •  игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.  Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может  больше подобрать признаки  к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.  

Словесные игры: “Съедобное-несъедобное”, “Кто как кричит?”, “Что лишнее?”, “Узнай по голосу”, “Это кто к нам пришёл?” и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают  при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения          При построении образовательного процесса я использую дидактические  игры: “Большой – маленький”, “Времена года”, “С какого дерева листик”, “Назови, кто я?”, “Помоги найти маму”, “Где, чей домик?”, “Оденем Машу на прогулку”, которые  помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.  

Читайте также:  Роль занятий по изобразительной деятельности для развития ребенка

      Опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию  речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку,   побуждают его к  фантазии и  творчеству, самостоятельному  открытию окружающего мира и его закономерностей.

              Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой  происходит как  на занятиях, так  и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей,  обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

           Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики  (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

           Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

                Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

       Важную роль  для развития познавательно-речевой  сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.  

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.).    А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

              Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.  

      Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в  беседах рекомендую  поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

     Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия,  целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

          Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес.  Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.  И наоборот, именно ознакомление с природой расширило  и активизировало  словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию  грамматического строя речи и развитию связной  речи.

       Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой  не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и  стремление к успеху.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 52-58.

4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. – №1. – С. 32-36.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. – №4. – С.43- 

Источник