Природа в познавательном речевом развитии ребенка

Природа в познавательном речевом развитии ребенка thumbnail

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 55

Калининского района Санкт – Петербурга

Методические разработки на тему:

«Природа  в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».

                                                          Составил:

Воспитатель Васюрина С.А.

Санкт – Петербург

2015

  Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

 Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое, холодное, а летом – жаркое), а луна – не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Задача родителей – помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашим и меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п.  ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Эти истины неотъемлемая часть в развитии и формировании ребенка

Приведем пример.

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: “Здравствуй, Сашенька!”. И нам будет грустно».

Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому.

Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка – в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.

Какими еще приемами может пользоваться взрослый, при развитии и формировании ребенка, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

  • Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
  • Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
  • Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
  • Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
  • Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
  • Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
  • В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.п.
Читайте также:  Дидактическая игра как средство психического развития ребенка

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг – желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов.

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Это взаимодействие первой (восприятие предмета зрением, слухом, осязанием и пр.) и второй (обозначение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, понятий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы -сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник

Природа как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей в настоящем не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития ребенка через природу.

Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе. В.А.Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы.По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и серебристые волны утреннего тумана, и темное облако, и раскаты грома, и весенний дождь.

Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например:«Из чего образуется снег?», «Кто покрасил деревья в разные цвета?). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.

Наблюдения – является верным путем развития речи детей. Целесообразно при этом использовать устное народное творчество, детский фольклор, стихи и рассказы писателей. Пословицы и загадки, по форме, как отмечал К.Д.Ушинский, – это животрепещущее проявление родного языка, который вылетел из глубокого источника души народа. Все это, вместе с наглядными методами (использование книг с иллюстрациями явлений природы, картин, на которых изображены пейзажи, растения и животные, просмотр диафильмов и т.п.), является неисчерпаемым источником развития речи, обогащения словарного запаса, что способствует формированию общей культуры ребенка, прививает чувство любви к родному языку и бережного отношения к природе.

Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость,мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка занятие с мамой

Важно знать!

Работа по развитию речи – это непрерывный процесс. Мы, взрослые, должны приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь     глубже понять образ природы.

Чаще играйте с детьми в различные игры:

дидактические, игры – фантазии, игры – драматизации, игры – забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом, подвижные, народные игры.

 В совместной деятельности привлекайте детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, используйте этические беседы, создавайте ситуации о нормах поведения в природе.

По возможности развивайте представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками,  легендами);

  • о навыках безопасного поведения на природе;

  • об основах правового сознания  (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности      детей:

  • Предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;

  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);

  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;

  • поощрять проявление детского словотворчества;

  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;

  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);

  • овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

    Особое внимание уделите  интонационной выразительности речи. Этому дети могут научиться в играх-инсценировках. Проинсценируйте с ними сказки «Теремок», «Колобок»… Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Для  выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных  слов и фраз используйте   чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. Больше внимания уделяйте  правильному пониманию слов, их употреблению в речи.

 Проводите  работу по активизации словаря детей с помощью названий предметов, их качеств, свойств, действий; уточняйте  обобщенные понятия (овощи, деревья …); подбирайте определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Понаблюдайте с детьми

    При наблюдении за птицами, обратите внимание на их повадки. Например, заметьте, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

    Вышли на прогулку – спросите: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдайте, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложите повернуть лицо  к ветру, отметьте, что от ветра становится холоднее.

    Учите детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

  При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

  Наблюдения  на прогулке  чередуйте   с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

                                    Памятка для родителей

  1. Избегайте двуязычия в период становления у ребёнка речи.

  2. Избегайте в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.

  3. Особое внимание обращайте на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.

  4. Постаратесь увлечь ребёнка игрой  в «слова».

     Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющиеся недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования  и словоизменения.

Источник

Консультация для родителей на тему:

«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,

РЕЧЕВОМ

И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА».

Предметный мир, социальная жизнь и природа вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение “смотреть” и “видеть”, “слушать” и “слышать”, не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитываются.

   Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние “на глазок”. И не от рождения мы знаем, что крапива “кусается”, а репейник “пристает”.

   В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам “видеть” и “слышать” природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законны (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо “человеческое ведение” мира.

   Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких. Уже в начале второго года жизни он  “изучает” поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с

Читайте также:  Особенности перинатального развития ребенка по месяцам

Братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажем, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  “открывают” малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: “Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей:

”Здравствуй Сашенька!” Так мама формирует у малыша доброе,  ласковое,  нежное чувство – чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладошки. Мама считает стихи:

                                           У красы-березки

                                           Платье серебрится,

                                           У красы – березки

                                           Зелены косицы.

Затем мама показывает “рожки”, как бы бодает березку:

                                           Со двора к березке

                                           Выбежали козы,

                                           Стали гнуть березку,

                                          А березка в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом круг деревца.

                                          Защищать березку

                                          Выбежим гурьбой

                                          Чтоб росла березка

                                          Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и “ответным чувством” к доброму поступку малыша. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка -муравушка, зайчик – побегайчик и т.п. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: “Это не красиво”, “Так нельзя” и т.п. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словим, развивать ориентировку в предметах живой и

неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но

Точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитие эстетического восприятия.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлении и предметов природы, которые интересны в данный сезонной период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник