Природа ребенка и его развитие по сократу
Характеристика исторической эпохи
Дре́вняя Гре́ция — период в истории, который длился с III тысячелетия до н. э. доримского завоевания во II веке до н. э.. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло к нам со времён древнего Рима. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра,Олимпийских игр и т. д. Греческая культура имела мощное влияние на Римскую империю, которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику (“повивальное искусство”) – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
Образование
В Греции всех свободных людей учили в школе 4 предметам: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование – поступления в государственную школу или предоставления нянями репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке. Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности.
Официальное греческого образования в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образования у матери и училась, как сохранить быт в семье ее отца, а позднее в жизни, и ее мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды. Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.
Греческого образования, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике -искусства представления аргументов путем обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.
В первые годы, афинских детей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основам нравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Детей учили читать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным для большинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети, принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальное образование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя или отправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальное образования.
Сократ
Сократ (ок.469 до н. э.– 399 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софроникса и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.
По своему происхождению Сократ относился к той группе афинского населения, которая хотя и стояла на грани принадлежности к ремесленникам, но была, однако, тесно связана с наиболее состоятельными слоями населения, и притом нередко с теми, которые имели ближайшее отношение к вопросам культа: он был сыном скульптора и родился в 469 году.
Известно, что Сократ в молодости также работал, как ваятель, но позже отказался от этой деятельности. В юношеские годы ему приходилось принимать участие в военных действиях афинского ополчения против пелопоннесцев, дальнейшая же его жизнь вся протекала на площадях и улицах родного города.
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.
Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно – диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.
Педагогическая деятельность и взгляды Сократа
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.
Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: “Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может”.
Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. “Могучие духом…, если получат образование…, становятся отличными…, полезными деятелями. Оставшись без образования…, они бывают очень дурными, вредными людьми”.
Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
ОТВЕТЫ
1. История педагогики и образования как отрасль научного познания.
История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Педаго́гика — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории. Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.
Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: “Он не умеет ни читать, ни плавать”. Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную “эн – киклос – пайдейу” (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы “семи свободных искусств”, являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.
К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: “хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать”. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей — “микрокосмосом”.Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит.. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (У-1У вв. до н. э.).
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику (“повивальное искусство”) .
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Сократ – один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: “Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может”. Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея.
Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н. э.). Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать “платонической любовью”). В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с “малыми инструментами – воспроизведением настоящих”. Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения. Согласно Платону, достижение знания и истины, – мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. трактаты «Диалоги», «Государство», «Законы».
Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.)” в своих философских и педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию (“Платон мне друг, но истина дороже”). Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников – педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда – рисование. трактат «Политика».
3. Спарта и Афины – два взгляда на воспитание ребенка. Идеал развития личности в Спарте (Лаконии) сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии “калокагахтия” – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека.
До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.
С 7 лет все мальчики становились “общественной собственностью”, их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.
Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли “испытательную” службу на территории всей Спарты. Задача воспитания мужественного и беспощадного воина решалась в процессе криптии – облавы на илотов, в ходе которой юношам разрешалось убивать самых строптивых рабов. “Испытательный год” заканчивался новым агоном, и подростки переходили в разряд эйренов, обязанностью которых становилась помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет.
В Афинах До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами.
Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.
Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 4303 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник