Природа ребенка и его развитие по платону
? Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
? Философ особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.
? Платон считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
? Еще большое значение в воспитании он отводил песням и танцам.
? Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития дошкольного воспитания.
Ученик Сократа, Платон (428 или 427 – 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе высшую школу – Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около сорока лет с небольшими перерывами. Платоновская Академия пережила своего основателя на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель. Другие особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона – Спевсипп и Ксенократ из Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.
В высокохудожественных диалогах “Филеб”, “Пир”, “Софист”, “Федр”, “Теэтет”, “Государство”, “Политик” и “Законы” Платон изложил педагогическую теорию, интегрированную им в систему.
Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем, вызвать к жизни с помощью воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием, добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).
Преднамеренное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного. Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств. Это значит, что, если удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них чувства. Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание, прежде всего, должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то, что следует любить. По мере развития личности требуется гармонизация, уравновешенное сочетание не только “вожделеющего начала” – чувств удовольствия и неудовольствия, но и начала “яростного” – страстей.
Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами, способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов (“Законы”, I 641 b-c).
Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие натуры скорее к той, чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие потребностей (в структуре общественного разделения труда). Число и характер типов личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное устройство губительно действует на души людей. В разумном общественное строе положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого (“Государство”, IV 497 b и далее).
Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание дается правящим сословиям.
Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал личности – богоподобие. Это рассудительность, благочестие, почитание родителей, выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность характера.
Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным – ему противоположное; уметь проявлять свои убеждения на деле.
Невоспитанность – отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.
Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и “божественнейшим”, а дурное – самым диким существом, какое только рождает земля (“Законы”, VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий путь. Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать (“Государство”, IV 426 c). Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и восхвалении своих поступков и слов (“Законы”, III 694 d).
Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года – самые важные. Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие – все принуждены “трудиться”, двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.
Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет. Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук. Игры, праздненства, песни, забавы, хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого. Наконец, только игра формирует “свободное” (творческое) и прочное знание. Насильственно внедренное в душу непрочно (“Государство”, VII 536 e). Усвоение улучшается также, если учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.
По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду находится “обольщение” страшным, непрятным и соблазнительным. Воспитатель наблюдает, кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и целостен. Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка – медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и стражам, серебро – к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками – железа и меди. Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей государства.
Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.
Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое – душу, оба формируют жизненную силу , дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств приводит к нежелательной односторонности – грубости или изнеженности. “Гимнастика” (хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, “музыка” (песнопения) – для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств. Они приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.
Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику, политику и этику (высшая ступень образования).
Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение наук, а также их методы и красота. Все науки суть “прелюдии” к главному “песнопению” – диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать “обзор” всем наукам. усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия. Но и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.
Диалектика есть:
1) способность приводить и воспринимать разумные доводы,
2) склонность и способность к рассуждению и мышлению,
3) путь к познанию истины.
Изучение и практикование диалектики – составная часть правильной жизни. Диалектические упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку подростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность скептицизма тоже опасна.
Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда – необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.
Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы, они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой .
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в собственной жизни того, что внушается воспитанием.
Источник
(СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, КВИНТИЛИАН)
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире. Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития – в эпоху античности, греко-римской древности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.
1.Одной из вершин педагогической мысли Древней Греции справедливо считается Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Если софисты полагали, что ответить на вопрос о критерии истины невозможно, то их современник и оппонент философ Сократ полагал, что истина познается в споре. Знаменуя поворот философского знания к человеческой индивидуальности, он считал, что этические ценности выражают отношение человека к миру и являются определяющими в его познавательной деятельности. Им были даны определения этических понятий (добра, справедливости, доблести и др.), поскольку, по его убеждению, люди не соблюдают моральных норм «потому, что их не знают». Поэтому добродетель, по Сократу, тождественна знанию, а самосознание – высшая добродетель. Формулировке софиста Пифагора о человеке как о мере всего сущего им была противопоставлена другая – «Познай самого себя!». Он рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития человека и характеризовал воспитание как «второе рождение». Вся его философская деятельность была неразрывно связана с педагогической. Современники свидетельствуют, что большую часть своего времени Сократ проводил на площадях, в палестрах и гимнасиях, вступая в беседу с любым, кто хотел говорить с ним, и не навязывал своих мыслей слушателям, поскольку признавал убеждение основным воспитательным средством.
Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения. Он не оставил после себя сочинений, но его дела и мысли известны из воспоминаний множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами.
На начальном этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы – лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключается в том, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
2. Платон (428/427–348/347 до н.э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. На базе одного из трех афинских гимнасиев, которые упоминались ранее, Платон основал философскую школу – Академию (387), которой сам руководил. Для упорядочения организации школьной жизни Платон использовал водяные часы-будильник, звонком призывавшие в определенное время учеников к занятиям.
Содержание образования в Академии было для того времени весьма разносторонним: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в сочинениях самого Платона.
Платон выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Полисная власть обязана регулировать даже браки, не допуская заключения их между людьми различных социальных групп. Специальные чиновники должны подбирать пары таких родителей, от которых должно произойти здоровое потомство. Новорожденных должны вскармливать общественные кормилицы в государственных воспитательных домах. С 3 лет до 6 целенаправленное воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовность к школьному обучению и будущему своему предназначению. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные.
Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени: с 12 до 16 лет подростки должны посещать палестры и гимнасии, а затем для детей элиты в целях подготовки к государственной и воинской деятельности с 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службу в армии, а как своеобразное учебное заведение.
Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования. В своем позднем сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
Содержание школьного образования раскрыто во многих диалогах Платона, таких как «Протагор», «Федон», «Государство», «Пир», «Федр», где рассматривается сущность воспитания; в «Теэтете» – излагается теория познания; в «Меноне» – высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения. Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела – мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи – вечны, а вещи – лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.
Сущность познания заключается в припоминании вечных и неизменных идей. Вечные, божественные идеи, по мысли Платона, являются мощным импульсом, изнутри влияющим на формирование человека. Таким образом, им была поставлена впервые проблема факторов, влияющих на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.
3. Аристотель (384–322 до н.э.) виднейший философ и педагог античности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. Он был воспитателем Александра Македонского (356–323 до н.э.), создавшего крупнейшую мировую державу древности, охватывавшую к последней трети IV в. до н.э. Балканский полуостров, Восточное Средиземноморье и примыкающие к нему Иран, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию до реки Инд. Энциклопедические познания самого Аристотеля отражали уровень развития античной науки, достижения которой были им интегрированы в многочисленных сочинениях.
В своем Ликее он организовал школу, в которой обучение происходило во время прогулок, по-гречески – перипатегикос – прогуливающийся, отсюда и название школы – перипатетическая. Для своих учеников Аристотель создал ряд трудов, охватывавших всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего, следует назвать его сочинение «Метафизика», что буквально означает «то, что следует после физики». Этим понятием им обозначался раздел философского знания, посвященный рассмотрению недоступных для органов чувств и лишь умозрительно постигаемых начал всего существующего. Аристотелем был создан ряд сочинений по логике, содержащих теорию познания, позднее эти его сочинения были объединены в книгу «Органон».
В отличие от Платона, сенсорное восприятие Аристотель трактовал в качестве основы познания. Инструментом познания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В трактовке этики Аристотель исходил из понимания цели всех человеческих дел как счастья, которое достигается в процессе духовного труда, мышления и познания. Духовный труд он ставил неизмеримо выше физического.
В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстетического учения, введя такие понятия, как мимезис, или подражание, и катарсис, или очищение духа в процессе сопереживания. Эти идеи оказывали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до нового времени.
Натурфилософские воззрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его – трактат «Риторика», в котором обобщен большой опыт классической Греции в ораторском искусстве.
Аристотель определял риторику как средство убеждения, которым должен владеть и оратор, и воспитатель юношества. Риторическое искусство заключалось, по его мнению, в соединении по особым правилам логического и нелогического, рационального и иррационального, оно связывалось с эстетикой и давало человеку общую способность находить возможные способы убеждения применительно к обсуждаемому вопросу. Из высказываний Аристотеля по вопросам воспитания можно сделать вывод, что главной его задачей он считал сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.
Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он не принижал и значения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Главная цель воспитания – формирование у молодежи добродетели.
Воспитание по своей природе должно быть двояким, так как в обществе, по мнению Аристотеля, система «раб – господин» столь же естественна, как в семье «жена – муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг для развития ума и телесного совершенствования. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством.
Аристотель уделял большое внимание рассмотрению проблемы факторов, влияющих на развитие человека. Он выделял три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание способностей человека в необходимом для общества-государства направлении. Воспитатель, прежде всего, развивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три части, выполняя различные функции: растительную (питание, размножение), животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познавательная деятельность). Высшие функции возникают на основе низших, вследствие чего сама природа души требует единства различных сторон воспитания – физического, умственного, нравственного и эстетического. По сути дела, Аристотель первым сделал попытку теоретически обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности. Разум, по Аристотелю, является функцией души. Умственное воспитание имеет первостепенное значение: его неправильность ведет к деформации души, духовному оскудению. Поэтому главная задача воспитателя – развивать природу ребенка через совершенствование его разума.
Аристотель подвергал сомнению учение Платона о трансцендентальных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни, и предложил свою концепцию воспитания и образования
Рассматривая вопросы воспитания и образования, Аристотель придерживался возрастной периодизации развития детей, предложенной еще пифагорейцами и обоснованной Платоном: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого – в школе.
В самом процессе обучения, насколько можно судить по различным трудам Аристотеля, в которых содержатся его соображения по проблемам воспитания и образования, он выделял несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен овладевать умением писать, читать и считать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию. В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление.
На этой базе юноши на следующей ступени обучения должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни.
По Аристотелю, образование свободных граждан не должно было иметь трудовой направленности, поскольку производство материальных благ было уделом рабов.
Касаясь методов обучения, Аристотель полагал, что они должны опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию: повторение, следование примеру, образцу соответствуют природе ребенка и доставляют ему чувство удовлетворения и радости. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют использования постоянных и достаточно продуманных упражнений, частых повторений желательных для учителя действий, вызывающих у детей чувство удовольствия.
Влияние Аристотеля на последующее развитие педагогической мысли и на практику школы было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху поздней античности и средневековья.
4.Среди других крупных мыслителей той же эпохи, занимавшихся вопросами воспитания и обучения следует назвать Квинтилиана (42 – 118 гг. н.э.). Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. Квинтиллиан считал, что образование должно быть полезно обществу, и отдавал предпочтение школьному обучению («свет хорошей школы лучше одиночества семьи»). На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.
Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природного, биологического начала в процессе развития человека. Он высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить уровень способностей (первые признаки ума маленьких детей – быстрое и меткое восприятие и долгое удержание в памяти приобретенного опыта, способность к подражанию). Вместе с тем он полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого и подчеркивал его преобразующую роль.
Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где детей допускали на пиршества, в результате чего они становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное, и это следует учитывать при выборе товарищей-сверстников и педагогов.
Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками – родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. В этом возрасте он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть наград.
Римский педагог разработал целую систему методических советов по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении принципов систематичности и последовательности в обучении. «Учить надо не многому, но основательно» – писал Квинтилиан. Он отмечал, что будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики, поэтому все это нужно начинать развивать еще в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, затем разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.
В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.
Источник