Природа ребенка и его развитие джон локк
Джон Локк (1632 –1704) – выдающийся английский философ и педа- гог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой бур- жуазией и старым дворянством завершилась в Англии компромиссом – установлением конституционной монархии.
Д. Локк родился в канун бурных событий английской истории. Воспи- тывался в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовав- шей в стране англиканской церкви и к произволу абсолютной монархии. Д. Локк испытал на себе влияние политических идеалов отца, который от- стаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.
В ходе буржуазной революции 1649 г. буржуазия и новое дворянство вступили в союз против феодальной монархии. Уступая давлению народа, они пошли на ликвидацию монархии, установление республики, однако последовавшая в 1660 г. реставрация монархии Стюартов, на которую бур- жуазия и новое дворянство согласились из боязни революционности на- родных масс, поставила под угрозу завоевания революции.
В этот период особое значение приобрели вопросы происхождения и сущности государства, собственности и морали. Эти и другие вопросы ак- тивно обсуждались в Англии. В лице Д. Локка английская буржуазия на- шла подлинного выразителя ее сокровенных дум и чаяний. Коренные ин- тересы новой буржуазии он выразил в своих экономических, политиче- ских, педагогических теориях и в общефилософской концепции. Являясь представителем буржуазии, Локк доказывал, что буржуазия законно пришла к власти.
Учение Локка было направлено против проповедовавшейся феодаль- ной аристократией врожденности идей, «рыцарских качеств», способности к управлению государством, особых прав знати на управление. Выступая
против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное поло- жение, Локк доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Значит, от природы все люди равны, душа каждого ребенка — белый лист бумаги. Отсюда – вы- сокая оценка им роли воспитания в развитии человека.
Основной педагогический труд Д. Локка «Мысли о воспитании». Локк хотел воспитывать не просто человека, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать каче- ствами делового человека, а также отличаться «утонченностью в обраще- нии». Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умствен- ное воспитание.
По Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоро- вый дух в здоровом теле», поэтому начинать формирование личности, счи- тал он, следует с заботы об укреплении здоровья. Д. Локк предлагал тща- тельно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему физического воспитания: необходимо с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены.
Нравственное воспитание выводилось Д. Локком из принципа поль- зы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он, это тот, кто может достигнуть собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена разумно, он должен уметь управ- лять своими страстями, быть дисциплинированным, подчинять себя веле- ниям рассудка.
Важная задача нравственного воспитания – выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности.
Особое место в нравственном воспитании Д. Локк отводил формиро- ванию устойчивых нравственных привычек поведения. Их воспитание сле- довало осуществлять последовательно: сформировав и закрепив одну, приступать к воспитанию другой. Привычки должны были создаваться и закрепляться упражнениями. По мнению Д. Локка, плохие привычки, та- кие, как лень, ложь, капризность, можно преодолеть путем упражнения в хороших привычках.
Важными воспитательными средствами, как считал Д. Локк, являются положительный пример, среда, окружение ребенка. Интересны его замеча- ния по этому поводу: «Примите за несомненную истину, что, какие бы на- ставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичка- ли его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто хо- дит за ним».
В воспитании, по утверждению Д. Локка, следовало избегать как нака- заний, так и особых поощрений и наград, поскольку в первом случае суще-
ствовала опасность рабского послушания, в другом у воспитанника по- ощрялось стремление к наградам, а не к тому, за что они давались.
Важно отметить, что в своей педагогической системе умственное вос- питание Д. Локк ставит после физического и нравственного. В его пред- ставлении физически здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого.
Цель его образовательной программы состояла в развитии у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных све- дений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем бо- лее основательно заняться любой областью знаний по собственному выбо- ру. В обучении, по мнению Д. Локка, главное — не память, а понимание и способность к суждениям. Правильно мыслить, считал он, более ценно, чем многое знать.
Д. Локк предлагал достаточно обширную программу обучения, выде- ляя дисциплины практической направленности. Среди них чтение, письмо, родной язык, французский язык, латынь, география, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоянии овладеть всеми, поэтому детям важно дать знания по осно- вам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую.
Интересно заявление Д. Локка о том, что будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен был осваивать ремесла, особенно те, ко- торые связаны с ручным трудом на открытом воздухе. Он был убежден, что настоящий джентльмен должен воспитываться дома, а не в школе, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Семейное воспитание, считал он, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей.
Система воспитания Д. Локка была применима к воспитанию детей из состоятельной среды. При этом он был убежден в целесообразности соци- альной предопределенности школьного образования, оправдывая разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из выс- шего общества, а также ограниченное поощрением трудолюбия и религи- озности воспитание неимущих. Д. Локк предлагал создать за счет благо- творительных фондов особые приюты — школы для бедных детей 3-14 лет, где они своим трудом должны были окупать свое содержание.
Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена – представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания.
3.3. Теория «свободного воспитания»
Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – выдающийся мыслитель и педагог XVIII столетия. Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию, он стал одним из самых просве- щенных людей своего времени, относясь к той плеяде просветителей, кото- рая идейно подготовила французскую революцию конца XVIII века.
Ж.-Ж. Руссо внес вклад в самые разные отрасли человеческого знания: писал о театре, музыке, политике. Взгляды Ж.Ж. Руссо на цели, задачи, ме- тоды воспитания сыграли большую роль в развитии педагогики конца XVIII — начала XIX вв. Уже во второй половине XVIII в. его имя стало из- вестно в России, и интерес к его идеям в России никогда не увядал. Так, Л. Н. Толстой в конце жизни признавал, что находился под сильным впе- чатлением Ж.-Ж. Руссо.
Ученый осуждал многие предрассудки, пороки и социальные неспра- ведливости, порожденные феодальным строем, резко критиковал совре- менное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.
Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, в которой он исходил из того, что первой ста- дией человечества было «состояние естественное», когда люди жили сво- бодно и в согласии с природой. Рост потребностей заставил их объеди- ниться и заключить общественный договор, положивший начало возникно- вению частной собственности, законов, имущественного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям, таким, как алчность, често- любие, стяжательство. Чем дальше развивается человеческая цивилиза- ция, тем стремительнее человек уходил от своего естественного состояния. Ж.-Ж. Руссо был убежден, что, люди смогли бы воссоздать подобие есте- ственного порядка, если бы установили равноправие, отказались от роско- ши, поселились бы на природе. По мнению Ж.-Ж. Руссо, изменить обще- ственный уклад можно либо путем революции, либо через просвещение. Отсюда его убежденность в том, что воспитание является опорой любой формы правления: от правильного воспитания зависит благополучие госу- дарства и отдельного индивида.
По утверждению Ж.-Ж. Руссо, на воспитание человека воздействуют три силы: природа, вещи (в широком понимании среда) и люди. Природа наделяет индивида способностями. Окружающий мир влияет на сознание
через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка.
Природа ребенка, по мнению Ж.-Ж. Руссо, идеальна, прекрасна. Он рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчи- вым. Окружающая же среда несправедлива, уродлива, противоречива. Столкновение идеальной природы и уродливых вещей оказывает отрица- тельное влияние на ребенка, следовательно, его надо изолировать. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считал природу, а вещи и люди лишь создают возможности для воспитания.
Ж.-Ж. Руссо критиковал существовавшую систему воспитания, счи- тая, что она не содействует развитию детей, а оказывает на него негатив- ное влияние. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, культуры с ее искусственностью. Он утверждал, что воспитание будет со- действовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет есте- ственный, природосообразный характер. Понимание Ж.-Ж. Руссо есте- ственного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. Он полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.
Основываясь на принципе природосообразности, Ж.-Ж. Руссо утвер- ждал, что воспитание раскрывает внутренние, природные силы детей, поэтому ничего нельзя вносить извне, надо помогать им раскрывать вну- тренние качества. Главным воспитателем является природа, а человек – вос- питатель создает для этого условия. Воспитатель косвенно влияет на вос- питание, воздействует через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция — так руководить интересами ребенка, чтобы тот это- го не замечал. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а предоставлять ему возмож- ность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможно- сти устранять все то, что этому может помешать.
Таким образом, признавая, что человеческая природа является совер- шенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи- мым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от ро- ждения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Естественное воспитание – это свободное воспитание. Оно должно было осуществлять- ся на основе предложенной Ж.-Ж. Руссо возрастной периодизации – четырех возрастных периодов в жизни ребенка.
Первый период –от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот пе- риод поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их помощь и забота. Преимущественное внимание в этот период он считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка. При этом утверждал, что главное в младенчестве – это свобода. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Дайте свободу ре-
бенку, никакого режима, никаких привычек, так как привычка — это тоже насилие.
Второй период –от 2 до 12 лет. Ж.-Ж. Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлечен- ному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмыс- ленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился их добывать. Воспитателю важно обеспечить, чтобы воспитанник мог собрать как можно больше све- дений путем наблюдения за природой и из своего личного опыта.
Третий период –от 12 до 15 лет. Основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.Это, по мнению Ж.-Ж. Руссо, луч- шее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.
Ж.-Ж. Руссо предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности де- тей. Он не признавал программ, классно-урочной системы. Ребенок дол- жен был приобретать знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет: изучать астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевать физикой, ставя опыты. Он отвер- гал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины: «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науки, а вы- думывает их. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авто- ритетом, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения».
Четвертый период –от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план долж- но быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. Он выдвигал три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, до- брых суждений и доброй воли. Средствами воспитания, по его мнению, служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человече- ским горем и несчастьем, и хорошие примеры.
Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагоги- ческой мысли. Он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.
Очень важными были требования педагога придать образованию ре- альный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения ак- тивность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как обще- ственной обязанности каждого гражданина.
Вместе с тем не все высказывания Ж.-Ж. Руссо мы можем признать правильными:
– требование индивидуального «свободного» воспитания, отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных;
– противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человече- ства, недооценка систематических знаний.
Вопросы и задания
1. Прочитайте отрывок из «Великой дидактики» Я. А. Коменского.
Определите, о каком важнейшем принципе образования идет речь. Каково ваше мнение по поводу этого принципа?
« … Человек и дерево … сходны. Ведь плодоносное дерево (ябло- ня, груша, смоковница, виноградная лоза), хотя и может произрас- тать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчи- щал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой об- раз, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нрав- ственности и благочестия, он не может стать существом разум- ным, мудрым, нравственным и благочестивым».
Источник
Локк, в соответствии со своей убежденностью в отсутствии врожденных детерминант как процесса приобретения знаний (он противник концепции врожденных идей), так и процесса обретения человеком социальных черт основную роль в этом процессе отводит воспитанию: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,– добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создаёт большие различия между людьми»
Локк утверждает, что «детскую душу так же легко направить по тому или иному пути, как и речную воду; но хотя в этом и заключается основная задача воспитания и должно заботиться главным образом о внутренней стороне человека, однако не следует оставлять без внимания и бренную оболочку». Т.е. важными являются и «вопросы, касающиеся здоровья тела. К тому же с этими вопросами можно скорее покончить, – их круг весьма невелик. Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остаётся желать немногого; а кто лишён хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдёт правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперёд по этому пути. История знает исключения, но их немного. Локк указывает на необходимость закаливания организма, ношения удобной одежды, правильного режима и рациона питания, умеренности в употреблении спиртного, апеллируя к историческим примерам, в т.ч. таких долгожителей как Сенека, др. великих личностей.
Не следует потакать необоснованным капризам детей: «балуя детей, когда они малы, родители портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус. Когда дети вырастают, вместе с ними вырастают их дурные привычки» и тогда родители сталкиваются с их испорченностью. Важно уметь не допускать исполнения желаний детей только из-за выражаемого ими нетерпения: «они так же мало будут плакать при отказе в чём-либо другом, как мало плачут из-за того, что им не дают луны с неба».
Безусловно, дети требуют особого «нежного обращения; для них игры и игрушки являются действительной потребностью». Однако «когда дети хотят получить или сделать что-либо им ненужное, не следует давать или разрешать это только потому, что они маленькие и им этого захотелось».
Родители должны быть источником авторитета для своих детей: не уместны снисходительность и фамильярность по отношению к ребенку, которые сменятся суровостью по мере его взросления: «властное и строгое отношение – плохой способ обращения с теми, кто уже обладает собственным разумом». Страх и почтительность дают «первую власть над их душами, а любовь и дружба закрепляют её».
Всякий человек должен рано или поздно быть предоставлен самому себе, и хороший человек должен быть воспитан таковым внутренне. Полезные привычки и представления о правильном поведении должны стать частью его натуры, а не лицемерной личиной, надетой лишь из страха и с единственной целью избежать в данное время гнева отца, который может лишить наследства.
Обычный метод воздействия телесным наказанием, который не требует ни усилий, ни много времени, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания. Этот вид наказания не способствует преодолению нашей естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым укрепляет в нас то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений от правильной жизни.
Рабская дисциплина создает рабский характер. Ребёнок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги; но как только этот страх отпал, он даёт ещё больший простор своей естественной наклонности,
Локк говорит о правильном выборе системы поощрений желаемого поведения ребенка: если мы хотим влиять на детей, нужно обещать им награды и предупреждать их о наказании. Ошибка заключается в том, что применяемые обычно награды и наказания плохо выбираются. Телесные страдания и телесные удовольствия, когда они превращаются в награды или наказания, которыми рассчитывают воздействовать на детей, дают дурные результаты, ибо они только усиливают и укрепляют те наклонности, подавление которых является нашей задачей.
Развитие в ребенке надлежащих черт характера, знание правил этикета и обходительность должны сочетаться с должным уровнем развития воли, интеллекта, знаний, а также трудовых навыков, для чего крайне полезно овладение ремеслом: труд предотвращает возможность вредной праздности.
Очень важное место в системе средств формирования нравственности человека явл. религиозное воспитание, но его суть – не в приучении детей к обрядам, а в формировании любви и почтения к Богу как к высшему духовному благу.
Хорошее воспитание детей является не только «долгом и интересом родителей». От него зависит благополучие нации. Содействие воспитанию молодежи следует осуществлять с учетом «различных условий её жизни» и тем способом, который всего легче, быстрее и вернее способен создать добродетельных, дельных и способных людей в границах их различных призваний. Таким образом, важно в процессе воспитания прививать молодежи представления о моральном долге, а также деловитость, предприимчивость, при этом учитывая призвание каждого, а в первую очередь – призвание джентльмена, ибо «если люди этого ранга однажды поставлены воспитанием на верный путь, они быстро приведут в порядок всё остальное».
Источник