Природа как условие существования общества и фактор развития ребенка

Природа как условие существования общества и фактор развития ребенка thumbnail

Природа в системе ценностей ребенка

Период дошкольного развития ребенка является наиболее важным и базовым в становлении и развитии личности. Именно первые семь лет в жизни ребенка являются периодом его бурного роста , когда идет непрерывное совершенствование физических и психических возможностей.

В дошкольном возрасте начинается становление самосознания ребенка. Он начинает выделять себя из предметного мира, понимает свое место в кругу родных и знакомых, умеет выделять ценности. Одним из элементов системы ценностей ребенка является природа. В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой. Окружающие ребенка взрослые являются тем ориентиром ребенка, которые помогают ему осознать природу как общую ценность для всех людей.

Природу как средство воспитания детей выделяли многие педагоги, среди них можно отметить Я. Коменского, К. Ушинского и других. Я. Коменский рассматривал природу как средство для развития ума, чувств и воли. Другой педагог К. Ушинский был за то, чтобы “вести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно в данном возрасте дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом у него начинают формироваться основы экологического мышления, сознания. Именно взрослые, воспитывающие ребенка должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним.

В 90- е годы в России появились программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Среди этих авторских программ можно отметить программы:

А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и др.

Природа является первым эстетическим воспитателем ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Наблюдая окружающее ребенок начинает понимать, что хорошо, что плохо, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится любить природу.

У малышей первое отношение к природе складывается на основе эмоций, которые возникают в процессе созерцания ее красоты. Но для формирования бережного отношения к природе эмоциональное восприятие недостаточно, поэтому воспитатели должны стремиться соединить возникшие у детей чувства с природоохранительными знаниями.

В средней группе дети учатся наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Их учат понимать, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия, такие как определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и др.

Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Знания, которые получают дети, являются необходимым условием для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Разнообразие видов деятельности детей, интегрированный подход в обучении способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Источник

Доклад

«Роль природы в формировании личности дошкольника»

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей.

Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны – трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята могут увлажнять песок, поливать водой снег для создания прочных построек. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя —  умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.

 Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

– развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

– развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

– развитие творческого воображения;

– развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Большое значение имеет личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Перед воспитателем стоит задача:

Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

1. Пробуждение ребенка к активности;

2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;

3. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо использовать в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, можно использовать нетрадиционная организованная образовательная деятельность, способствующая развитию логического мышления и активности детей:

– Занятия – путешествия;

– Занятия – сказка;

– Занятия – викторина;

– Занятия – игра.

Проводить можно с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет ставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.

Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.

Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.       

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

Источник

Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ ïðèðîäíîé ñðåäû; îöåíêà åå ðîëè â ôîðìèðîâàíèè ñîöèóìà ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèëîñîôèè. Èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ãåîãðàôè÷åñêîé ñðåäû íà ðàçâèòèå îáùåñòâà. Îñîáåííîñòè èñïîëüçîâàíèÿ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ â ïðîöåññå òðóäîâîãî ìûøëåíèÿ ÷åëîâåêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÃÎÓ ÑÏÎ ÊÑÓ ¹ 32

Ðåôåðàò íà òåìó:

“Ðîëü ïðèðîäû â ôîðìèðîâàíèè è ðàçâèòèè îáùåñòâà”

Âûïîëíèëà: Ëåîíîâà Í. Î.

Ãðóïïà ÒÍ 4 – 1

Ïðåïîäàâàòåëü: Å. Ñ.

Ìîñêâà 2011

Ñîäåðæàíèå

1. Ââåäåíèå

2. Ïðèðîäíàÿ ñðåäà, êàê óñëîâèå ðàçâèòèÿ îáùåñòâà

2.1 Ïîíÿòèå ïðèðîäíîé ñðåäû

2.2 Ðîëü ïðèðîäíîé ñðåäû â îáùåñòâå

2.3 Âëèÿíèå ãåîãðàôè÷åñêîé ñðåäû íà ðàçâèòèå îáùåñòâà. Ãåîïîëèòèêà

2.4 Íàðîäîíàñåëåíèå. Äåìîãðàôèÿ

2.5 Ðîëü ïðèðîäû â ôîðìèðîâàíèè îáùåñòâà ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèëîñîôîâ

2.6 Ïðèðîäà è îáû÷àé â ñòàíîâëåíèè îáùåñòâà

3. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå îáùåñòâà â ïðèðîäíîé ñðåäå

3.1 Ïåðâàÿ ïîòðåáíîñòü â ðàçâèòèè

3.2 Èñïîëüçîâàíèå ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ â ïðîöåññå òðóäîâîãî ìûøëåíèÿ

4. Çàêëþ÷åíèå

5. Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Ââåäåíèå

Ðîëü ïðèðîäû â æèçíè îáùåñòâà âñåãäà áûëà çíà÷èòåëüíîé, èáî îíà âûñòóïàåò â êà÷åñòâå åñòåñòâåííîé îñíîâû åãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ. Ìíîãèå ñâîè ïîòðåáíîñòè ëþäè óäîâëåòâîðÿþò çà ñ÷åò ïðèðîäû, ïðåæäå âñåãî âíåøíåé ïðèðîäíîé ñðåäû. Ïðîèñõîäèò òàê íàçûâàåìûé îáìåí âåùåñòâ ìåæäó ÷åëîâåêîì è ïðèðîäîé – íåîáõîäèìîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâåêà è îáùåñòâà. Äàííûé ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ ñî âðåìåí ôîðìèðîâàíèÿ îáùåñòâà è èäåò ïî ñåé äåíü.

Ðàññìîòðèì ðîëü ïðèðîäû â ñòàíîâëåíèè îáùåñòâà, â òîì ÷èñëå è ñîâðåìåííîãî.

2. Ïðèðîäíàÿ ñðåäà, êàê óñëîâèå ðàçâèòèÿ îáùåñòâà

2.1 Ïîíÿòèå ïðèðîäíîé ñðåäû

Ñîöèàëüíàÿ ñðåäà îáû÷íî âîñïðèíèìàåòñÿ ÷åëîâåêîì êàê áîëåå çíà÷èìàÿ. Îäíàêî ïîñòåïåííî ïðåîäîëåâàåòñÿ óïðîùåííî òåõíîêðàòè÷åñêèé ïîäõîä ê ïðèðîäå è åå ðîëè â ðàçâèòèè îáùåñòâà. Ïðèðîäà ïðåäñòàåò ñëîæíîé è ðàçíîîáðàçíîé ñðåäîé, òðåáóþùåé îò ÷åëîâåêà ïðèñïîñîáëåíèÿ ê åå ðèòìàì, áåðåæíîãî ê íåé îòíîøåíèÿ. Íà ïåðâûé ïëàí âûõîäèò íåðàçðûâíàÿ ñâÿçü ïðèðîäû è îáùåñòâà, êîòîðàÿ ñîõðàíÿåòñÿ è â óñëîâèÿõ ïîñòèíäóñòðèàëüíîãî îáùåñòâà.

Ïîíÿòèå “ïðèðîäà” èìååò íåñêîëüêî çíà÷åíèé.  íàèáîëåå îáùåì ñìûñëå ïðèðîäà òðàêòóåòñÿ êàê ñîâîêóïíîñòü âñåãî ñóùåãî, çà èñêëþ÷åíèåì äóõîâíîé æèçíè ëþäåé (íå ñëó÷àéíî äîëãîå âðåìÿ íàó÷íîå çíàíèå ïîäðàçäåëÿëîñü íà “íàóêè î ïðèðîäå” è “íàóêè î äóõå”). Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ìàòåðèàëüíàÿ ñòîðîíà æèçíè îáùåñòâà òàêæå ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ ïðèðîäû è âî ìíîãîì ðàçâèâàåòñÿ ïî îáùèì ñ íåé çàêîíàì. Îòñþäà — ïîïûòêè ìûñëèòåëåé XIX â. ïðîâîäèòü ïðè èçó÷åíèè îáùåñòâà ïðÿìûå àíàëîãèè ñ æèâîé ïðèðîäîé: îáùåñòâî ïîäîáíî æèâîìó îðãàíèçìó, êàæäàÿ ÷àñòü êîòîðîãî (åãî èíñòèòóò) âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ ôóíêöèþ, â îáùåñòâå, êàê è â ïðèðîäå, èäåò áîðüáà çà ñóùåñòâîâàíèå, â êîòîðîé âûæèâàåò ñèëüíåéøèé, è ò. ï. Íî ñî âðåìåíåì ïîä ïðèðîäîé â îáùåñòâîçíàíèè ñòàëè ïîíèìàòü åñòåñòâåííóþ ñðåäó îêðóæåíèÿ ÷åëîâåêà, ñóùåñòâóþùóþ íàðÿäó ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé. Ïðè òàêîì òîëêîâàíèè è îáùåñòâî, è ïðèðîäà ÿâëÿþòñÿ äâóìÿ îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíûìè “æèçíåííûìè ìèðàìè”, â êîòîðûõ ñóùåñòâóåò ÷åëîâåê. Îáîñîáëåííîñòü îáùåñòâà âûðàæàåòñÿ, â ÷àñòíîñòè, â òîì, ÷òî â íåì äåéñòâóþò çàêîíîìåðíîñòè, íå ïðèñóùèå ðàçâèòèþ ïðèðîäû (íàïðèìåð, çàêîí óñêîðåíèÿ îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ)

2.2 Ðîëü ïðèðîäíîé ñðåäû â îáùåñòâå

Ïðèðîäíàÿ ñðåäà, áåññïîðíî, ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïîñòîÿííûõ è íåîáõîäèìûõ óñëîâèé ðàçâèòèÿ îáùåñòâà è îíà, êîíå÷íî, âëèÿåò íà ðàçâèòèå îáùåñòâà, – îíà óñêîðÿåò èëè çàìåäëÿåò õîä ðàçâèòèÿ îáùåñòâà: åå âëèÿíèå íå ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùèì âëèÿíèåì, ò.ê. èçìåíåíèÿ îáùåñòâà ïðîèñõîäÿò íåñðàâíåííî áûñòðåå, ÷åì èçìåíåíèÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíîé ñðåäû. Íà ïðîòÿæåíèè òðåõ òûñÿ÷ ëåò â Åâðîïå óñïåëè ñìåíèòüñÿ òðè ðàçíûõ îáùåñòâåííûõ ñòðîÿ. Ìåæäó òåì çà òîò æå ïåðèîä ïðèðîäíûå óñëîâèÿ â Åâðîïå ëèáî íå èçìåíèëèñü âîâñå, ëèáî èçìåíèëèñü äî òîãî íåçíà÷èòåëüíî, ÷òî ãåîãðàôèÿ îòêàçûâàåòñÿ äàæå ãîâîðèòü îá ýòîì. Îíî è ïîíÿòíî. Äëÿ ñêîëüêî-íèáóäü ñåðüåçíûõ èçìåíåíèé ïðèðîäíîé ñðåäû òðåáóþòñÿ ìèëëèîíû ëåò, òîãäà êàê äëÿ ñåðüåçíûõ èçìåíåíèé îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ ëþäåé äîñòàòî÷íî íåñêîëüêî ñîòåí èëè òûñÿ÷ ëåò.

Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ïðèðîäíàÿ ñðåäà íå ìîæåò ñëóæèòü ãëàâíîé Îïðåäåëÿþùåé ïðè÷èíîé îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, èáî òî, ÷òî îñòàåòñÿ ïî÷òè íåèçìåííûì íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòêîâ òûñÿ÷ ëåò, íå ìîæåò ñëóæèòü ãëàâíîé ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ òîãî, ÷òî ïåðåæèâàåò êîðåííûå èçìåíåíèÿ â ïðîäîëæåíèå ñîòåí ëåò. Íå ïðèðîäà, à ìàòåðèàëüíîå ïðîèçâîäñòâî åñòü íåïîñðåäñòâåííàÿ îñíîâà âîçíèêíîâåíèÿ, ñóùåñòâîâàíèÿ è çàêîíîìåðíîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà.

Çíà÷èò ëè ýòî, ÷òî ñ âîçíèêíîâåíèåì îáùåñòâà ïðèðîäà ïåðåñòàåò îêàçûâàòü íà ðàçâèòèå îáùåñòâà, êàêîå áû òî íè áûëî âîçäåéñòâèå? Íåò, íå çíà÷èò!

Ñîãëàñíî Ìàðêñó, ïðèðîäíûå óñëîâèÿ èãðàþò â ìàòåðèàëüíîé æèçíè îáùåñòâà, âî-ïåðâûõ, ðîëü åñòåñòâåííîãî áîãàòñòâà, ñðåäñòâà ñóùåñòâîâàíèÿ (ïëîäîðîäèå ïî÷âû, îáèëèå ðûáû â âîäàõ, äè÷ü, çëàêîâûå ðàñòåíèÿ è ò.ä.), âî-âòîðûõ, ðîëü åñòåñòâåííîãî áîãàòñòâà ñðåäñòâàìè òðóäà (ýíåðãèÿ âîäû, âåòðà, ïîëåçíûå èñêîïàåìûå è ò.ä.). Ïåðâûé âèä èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå íà íèæíèõ ñòóïåíÿõ îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, âòîðîé – íà áîëåå âûñîêèõ. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ïðèðîäíàÿ ñðåäà èìååò ïîñòîÿííîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå îáùåñòâà, â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè.

Åñòåñòâåííî, ïðèðîäíàÿ ñðåäà îêàçûâàåò âëèÿíèå: 1) íà ðàçìåùåíèå ïðîìûøëåííîñòè (ëàíäøàôò ìåñòíîñòè, íàëè÷èå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êëèìàòè÷åñêèå óñëîâèÿ, êîòîðûìè îáóñëîâëåíû ôèçèê òåõíè÷åñêèå ïàðàìåòðû îáîðóäîâàíèÿ ñ óêëîíîì â “ñåâåðíûé”? “þæíûé” âàðèàíò, íàëè÷èå âîä); 2) íà ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà. Ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü òðóäà âûøå òàì, ãäå åñòåñòâåííûå êîìïëåêñû áîëåå áëàãîïðèÿòíû äëÿ æèçíè è òðóäà ÷åëîâåêà, ãäå çàëåæè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ áîëåå óäîáíû äëÿ ðàçðàáîòêè, ãäå£ ëó÷øå åñòåñòâåííûå ñðåäñòâà ñîîáùåíèÿ. Ðàöèîíàëüíîå ðàçìåùåíèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë âñåãäà áûëî è áóäåò âàæíûì ôàêòîðîì ðàçâèò ïðîèçâîäñòâà, ïîâûøåíèÿ ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà; 3) íà õàðàêòåð æèëèùà, îäåæäû, áûòà è çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà.

2.3 Âëèÿíèå ãåîãðàôè÷åñêîé ñðåäû íà ðàçâèòèå îáùåñòâà. Ãåîïîëèòèêà

Ãåîïîëèòèêà (çåìëÿ, ïîëèòèêà) – ó÷åíèå î ãåîïîëèòè÷åñêîé îáóñëîâëåííîñòè ïîëèòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ãåîïîëèòèêà – òåîðèÿ, êîòîðàÿ èçó÷àåò çàâèñèìîñòü äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâà îò âëèÿíèÿ ãåîãðàôè÷åñêèõ ôàêòîðîâ íà ñîñòîÿíèå è ýâîëþöèþ ýêîíîìè÷åñêîé, ïîëèòè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ñèñòåìû îáùåñòâà. Ñåãîäíÿ ãåîïîëèòèêà ñòàëà ãåîòåõíîïîëèòèêîé, âêëþ÷àÿ â ñåáÿ íîâåéøèå òåõíè÷åñêèå êîìïîíåíòû.

Ãåîãðàôè÷åñêàÿ ñðåäà îêàçûâàåò íåìàëîâàæíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå îáùåñòâà. ×åëîâå÷åñêàÿ èñòîðèÿ — íàãëÿäíûé ïðèìåð òîãî, êàê óñëîâèÿ ñðåäû è î÷åðòàíèÿ ïîâåðõíîñòè ïëàíåòû ñïîñîáñòâîâàëè èëè, íàïðîòèâ, ïðåïÿòñòâîâàëè ðàçâèòèþ ÷åëîâå÷åñòâà. Åñëè íà Êðàéíåì Ñåâåðå, â ýòîé îëåäåíåâøåé ñòèõèè, ÷åëîâåê âûðâàë ó íåãîñòåïðèèìíîé, ñóðîâîé ïðèðîäû ñðåäñòâà ñóùåñòâîâàíèÿ öåíîé ìó÷èòåëüíûõ óñèëèé, òî â òðîïèêàõ, â ýòîì öàðñòâå ÿðêèõ áëàãîóõàþùèõ öâåòîâ, âå÷íîé çåëåíè è ñî÷íûõ ïëîäîâ, íåîáóçäàííàÿ ïûøíîñòü ðàñòî÷èòåëüíîé ïðèðîäû âåäåò ÷åëîâåêà, êàê ðåáåíêà, íà ïîìî÷àõ. Ãåîãðàôè÷åñêàÿ ñðåäà êàê óñëîâèå õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè îáùåñòâà ìîæåò îêàçûâàòü îïðåäåëåííîå âëèÿíèå íà õîçÿéñòâåííóþ ñïåöèàëèçàöèþ ñòðàí è ðàéîíîâ.

2.4 Íàðîäîíàñåëåíèå. Äåìîãðàôèÿ

Êðîìå ïîñòîÿííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðèðîäîé, íåîáõîäèìûì óñëîâèåì íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ îáùåñòâà ÿâëÿåòñÿ íàðîäîíàñåëåíèå, ò.å. íåïðåðûâíî âîñïðîèçâîäÿùàÿñÿ ñîâîêóïíîñòü ëþäåé, æèâóùèõ â îïðåäåëåííûõ ñòðàíàõ è íà çåìíîì øàðå â öåëîì. Âîïðîñàìè íàðîäîíàñåëåíèÿ çàíèìàåòñÿ ñïåöèàëüíàÿ íàóêà – äåìîãðàôèÿ.

×òîáû îáùåñòâî óñïåøíî ðàçâèâàëîñü, íåîáõîäèì îïðåäåëåííûé ìèíèìóì íàñåëåíèÿ. Ðîñò íàðîäîíàñåëåíèÿ â èçâåñòíîé ìåðå îáëåã÷àåò èëè çàìåäëÿåò èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ. Íî ðîñò íàðîäîíàñåëåíèÿ íå òîëüêî íå îïðåäåëÿåò ðàçâèòèå èñòîðèè, à ñàì îïðåäåëÿåòñÿ ðàçâèòèåì ïðîèçâîäñòâà, õàðàêòåðîì îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ, óñëîâèÿìè æèçíè.

Âîñïðîèçâîäñòâî íàñåëåíèÿ íå ÿâëÿåòñÿ ÷èñòî áèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì.  ðåøàþùåé ñòåïåíè îíî îïðåäåëÿåòñÿ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèì ñòðîåì.

Èçìåíåíèÿ â íàðîäîíàñåëåíèè, òàê èëè èíà÷å îòðàæàþùèå õîä ñîöèàëüíîãî ïðîãðåññà, îêàçûâàþò çíà÷èòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè, ðàçâèòèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë îáùåñòâà, íà òåìïû è ïðîïîðöèè âñåãî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ó÷åò ðàçëè÷íîãî ðîäà äåìîãðàôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ñòàíîâèòñÿ íåîáõîäèìûì äëÿ ïðîãíîçèðîâàíèÿ è íàó÷íî îáîñíîâàííîãî ïëàíèðîâàíèÿ äèíàìèêè íàðîäîíàñåëåíèÿ ñ öåëüþ ó÷åòà åãî âîçìîæíûõ âëèÿíèé íà ðàçâèòèå îáùåñòâà.

2.5 Ðîëü ïðèðîäû â ôîðìèðîâàíèè îáùåñòâà ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèëîñîôîâ

Ïðèðîäà áûëà è îñòàåòñÿ åñòåñòâåííîé ñðåäîé è ïðåäïîñûëêîé ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ îáùåñòâà. Ê åãî åñòåñòâåííîé ñðåäå îòíîñÿòñÿ, ïðåæäå âñåãî, çåìíîé ëàíäøàôò, â òîì ÷èñëå ãîðû, ðàâíèíû, ïîëÿ, ëåñà, à òàêæå ðåêè, îçåðà, ìîðÿ, îêåàíû è ò.ä. Âñå ýòî ñîñòàâëÿåò òàê íàçûâàåìóþ ãåîãðàôè÷åñêóþ ñðåäó æèçíè ëþäåé. Îäíàêî åñòåñòâåííàÿ ñðåäà íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ýòèì.  íåå âêëþ÷àþòñÿ òàêæå íåäðà çåìëè, àòìîñôåðà è êîñìîñ, â êîíå÷íîì ñ÷åòå âñå ïðèðîäíûå óñëîâèÿ æèçíè ëþäåé è ðàçâèòèÿ îáùåñòâà – îò ìèêðîìèðà äî ìàêðî- è ìåãàìèðà. Ïîâûøàåòñÿ çíà÷åíèå äëÿ îáùåñòâà êàê íåæèâîé, òàê è æèâîé ïðèðîäû. Æèâàÿ ïðèðîäà ñîñòàâëÿåò áèîñôåðó Çåìëè: ðàñòèòåëüíûé è æèâîòíûé ìèð, ñóùåñòâîâàíèå êîòîðîãî îáúåêòèâíî íåîáõîäèìî äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâåêà è îáùåñòâà. Îöåíèâàÿ çíà÷åíèå ïðèðîäû â æèçíè îáùåñòâà, íåêîòîðûå ìûñëèòåëè ïðèõîäèëè ê âûâîäó, ÷òî îíà ïîëíîñòüþ îïðåäåëÿåò åãî ðàçâèòèå. Óêàçûâàÿ íà ãàðìîíèþ è êðàñîòó ïðèðîäû, îäèí èç ïðåäñòàâèòåëåé ôèëîñîôñêîãî ðîìàíòèçìà – Æ. Æ. Ðóññî óòâåðæäàë, ÷òî âûäåëåíèå ÷åëîâå÷åñòâà èç ïðèðîäû è ïåðåõîä åãî ê öèâèëèçàöèè (êîòîðóþ îí õàðàêòåðèçîâàë êàê ïîðî÷íóþ) ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì âñåõ áåä è íåñ÷àñòèé ëþäåé. Ñîõðàíåíèå æå îðãàíè÷åñêîãî åäèíñòâà ñ ïðèðîäîé – çàëîã áëàãîïîëó÷èÿ îáùåñòâà, êàæäîãî ÷åëîâåêà.

Òàê, Ø.Ìîíòåñêüå óòâåðæäàë, ÷òî êëèìàò, ïî÷âû è ãåîãðàôè÷åñêîå ïîëîæåíèå ñòðàíû ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé ñóùåñòâîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ôîðì ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è çàêîíîäàòåëüñòâà, îïðåäåëÿþò ïñèõîëîãèþ ëþäåé è ñêëàä èõ õàðàêòåðà. Îí ïèñàë, ÷òî “íàðîäû æàðêèõ êëèìàòîâ ðîáêè êàê ñòàðèêè, íàðîäû õîëîäíûõ êëèìàòîâ îòâàæíû êàê þíîøè”. Ïî åãî ìíåíèþ, êëèìàò è ãåîãðàôè÷åñêàÿ ñðåäà îïðåäåëÿþò “õàðàêòåð óìà è ñòðàñòè ñåðäöà”, ÷òî íåèçáåæíî ñêàçûâàåòñÿ íà ïñèõîëîãèè ëþäåé, õàðàêòåðå èõ èñêóññòâà, íðàâîâ è çàêîíîâ

“×òî áûëî ðàíüøå — ÷åëîâåê èëè îáùåñòâî?” — âîïðîñ, êîòîðûé èíòåðåñîâàë ó÷åíûõ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, î÷åâèäíî, ÷òî â ÷åëîâåêå íåìàëî ïðèðîäíîãî, à ñ äðóãîé, ïî ñëîâàì ôèëîñîôà Í. À. Áåðäÿåâà, — “÷åëîâåê åñòü ïðèíöèïèàëüíàÿ íîâèçíà â ïðèðîäå”.  ýòîì âûðàæåíèè ïîä÷åðêíóòî, ÷òî ÷åëîâåê íå òîëüêî ñóùåñòâóåò â ìèðå ïî ïðèðîäíûì çàêîíàì, íî âûõîäèò çà ðàìêè çàïðîãðàììèðîâàííîãî ïðèðîäîé ïîâåäåíèÿ. Ýòó æå ìûñëü âûñêàçûâàë íåìåöêèé ïðîñâåòèòåëü Èîãàíí Ãåðäåð, íàçûâàÿ ÷åëîâåêà “âîëüíîîòïóùåííèêîì ïðèðîäû”.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ìíåíèÿ ôèëîñîôîâ, ïðåäñòàâèòåëåé ðàçëè÷íûõ óáåæäåíèé, â öåëîì ñõîæè. Ïî èõ ìíåíèþ, òàê èëè èíà÷å, ïðèðîäà âîçäåéñòâóåò íà îáùåñòâî. Íà ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå ñîöèóìà. Ïðèðîäà êîñâåííî îïðåäåëÿåò ôîðìû âëàñòè, ïñèõîëîãèþ ëþäåé, ñóùåñòâóþùèõ â äàííîì îáùåñòâå, è äàæå íðàâû è çàêîíû.

2.6 Ïðèðîäà è îáû÷àé â ñòàíîâëåíèè îáùåñòâà

Áîëüøóþ ðîëü â ñòàíîâëåíèè îòíîøåíèé ÷åëîâå÷åñêîãî ñîîáùåñòâà ñ ïðèðîäîé è ñ äðóãèìè ëþäüìè èãðàë îáû÷àé. Ñóùåñòâóåò äàæå ìíåíèå, ÷òî ðîëü îáû÷àÿ â ñôåðå îáùåíèÿ àíàëîãè÷íà ðîëè îðóäèé òðóäà â îòíîøåíèè âíåøíåé ïðèðîäû. Ïî ñóùåñòâó, ãðàíèöû âîñïðèÿòèÿ îïûòà ïðåäêîâ è ôàðâàòåð äåÿòåëüíîñòè èíäèâèäà êàê áû î÷åð÷èâàëèñü ñóùåñòâîâàâøèìè òàáó (çàïðåòàìè),âûñòóïàâøèìè â êà÷åñòâå ðóêîâîäñòâà ê äåéñòâèþ. Òàáó — ñèñòåìà çàïðåòîâ íà ñîâåðøåíèå îïðåäåëåííûõ äåéñòâèé, íàðóøåíèå êîòîðûõ, ïî ïåðâîáûòíûì ïðåäñòàâëåíèÿì, êàðàåòñÿ ñâåðõúåñòåñòâåííûìè ñèëàìè. Ðÿä èññëåäîâàòåëåé ñâÿçûâàþò âîçíèêíîâåíèå òàáó ñ ïîòðåáíîñòÿìè îáùåñòâà îáóçäàòü åñòåñòâåííûå èíñòèíêòû èíäèâèäóóìîâ, ïîä÷èíèòü èõ èíòåðåñàì êîëëåêòèâà. Êîìïëåêñ âåðîâàíèé, ìèôîâ, îáðÿäîâ è îáû÷àåâ, ñâÿçàííûõ ñ ïðåäñòàâëåíèåì î ôàíòàñòè÷åñêîì ðîäñòâå ìåæäó ãðóïïàìè ëþäåé è òàê íàçûâàåìûìè òîòåìàìè–âèäàìè æèâîòíûõ è ðàñòåíèé (ðåæå — ñ íåîäóøåâëåííûìè ïðåäìåòàìè), óâÿçûâàëñÿ â îïðåäåëåííóþ ñèñòåìó, ïîëó÷èâøóþ íàçâàíèå òîòåìèçìà. Ñðåäè èññëåäîâàòåëåé âåäóòñÿ ñïîðû î ïðèðîäå òîòåìèçìà. Îäíè ïîëàãàþò, ÷òî ýòî áûëà ïåðâîíà÷àëüíàÿ ôîðìà ðåëèãèè, äðóãèå — ÷òî ýòî áûëà ïðèìèòèâíàÿ ñèñòåìà êëàññèôèêàöèè îêðóæàþùèõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé.

3. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå îáùåñòâà â ïðèðîäíîé ñðåäå

3.1 Ïåðâàÿ ïîòðåáíîñòü â ðàçâèòèè

Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïåðâîé ïîòðåáíîñòüþ, âîçíèêøåé íå âñëåäñòâèå èçìåíåíèÿ îêðóæàþùåé ïðåäêà ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòè, à â ðåçóëüòàòå ïðèñâîåíèÿ ïðîäóêòîâ ïðèðîäû ñ ïîìîùüþ îðóäèé, ïåðâîé ÷åëîâå÷åñêîé ïîòðåáíîñòüþ áûëà ïîòðåáíîñòü â ñîâåðøåíñòâîâàíèè îðóäèé. Ýòà ïîòðåáíîñòü îñòàåòñÿ ïîñòîÿííîé ïîòðåáíîñòüþ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. È èìåííî åå óäîâëåòâîðåíèå âñå â áîëüøåé ñòåïåíè ïðåâðàùàåò ÷åëîâåêà âî âëàñòåëèíà ïðèðîäû.

Ñîâåðøåíñòâîâàíèå îðóäèé ïðèâåëî ê ðàçâèòèþ ìåòîäîâ ïðèñâîåíèÿ ïðîäóêòîâ ïðèðîäû è ê ðàçâèòèþ ñàìîãî ÷åëîâåêà, ðàñøèðåíèþ êðóãà ïðèñâàèâàåìûõ ïðîäóêòîâ, ê èçìåíåíèþ ñïîñîáà èõ ïîòðåáëåíèÿ, êîðî÷å – ê èçìåíåíèþ ïîòðåáëåíèÿ. Ïîñëåäíåå èçìåíèëî òàêæå è ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà.

Ïîòðåáíîñòü, ñîçäàííàÿ ïðîèçâîäñòâîì, – ýòî óæå íå åñòåñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü, êîòîðàÿ óäîâëåòâîðÿåòñÿ ïðîäóêòàìè ïðèðîäû, îíà åñòü ÷åëîâå÷åñêàÿ ïîòðåáíîñòü â ïðîäóêòàõ ïðîèçâîäñòâà, âûðîñøàÿ íà áàçå åñòåñòâåííîé ïîòðåáíîñòè â ñîõðàíåíèè ôèçè÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.

Ñîçäàâàÿ îáúåêò ïîòðåáëåíèÿ è ïîòðåáíîñòü, ïðîèçâîäñòâî òåì ñàìûì ñîçäàåò ïîòðåáëåíèå, à ñëåäîâàòåëüíî, è ñàìîãî ïîòðåáèòåëÿ – ÷åëîâåêà. Ïðè ýòîì îíî, ÿâëÿÿñü èñòèííûì òâîðöîì, ñîçäàåò ÷åëîâåêà ïî ñâîåìó îáðàçó è ïîäîáèþ, èáî, îïðåäåëÿÿ îáúåêòèâíûå ñâîéñòâà ïðîäóêòà ïðîèçâîäñòâà, îíî òåì ñàìûì îïðåäåëÿåò è ñóáúåêòèâíûå ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà. Êàæäûé íîâûé ïðîäóêò ïðîèçâîäñòâà ïîðîæäàåò â ÷åëîâåêå íîâóþ ïîòðåáíîñòü, è, ÷åì áîëüøå ïðîäóêòîâ îíî ñîçäàåò, òåì áîëüøå ïîòðåáíîñòåé èìååò ÷åëîâåê. Ðàçíîîáðàçèå è óòîí÷åííîñòü ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà – ýòî, òàêèì îáðàçîì, ëèøü îáðàòíàÿ ñòîðîíà ìíîãîãðàííîñòè è ñîâåðøåíñòâà ïðîèçâîäñòâà”.

3.2 Èñïîëüçîâàíèå ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ â ïðîöåññå òðóäîâîãî ìûøëåíèÿ

Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïåðâîé ïîòðåáíîñòüþ, âîçíèêøåé íå âñëåäñòâèå èçìåíåíèÿ îêðóæàþùåé ïðåäêà ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòè, à â ðåçóëüòàòå ïðèñâîåíèÿ ïðîäóêòîâ ïðèðîäû ñ ïîìîùüþ îðóäèé, ïåðâîé ÷åëîâå÷åñêîé ïîòðåáíîñòüþ áûëà ïîòðåáíîñòü â ñîâåðøåíñòâîâàíèè îðóäèé. Ýòà ïîòðåáíîñòü îñòàåòñÿ ïîñòîÿííîé ïîòðåáíîñòüþ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. È èìåííî åå óäîâëåòâîðåíèå âñå â áîëüøåé ñòåïåíè ïðåâðàùàåò ÷åëîâåêà âî âëàñòåëèíà ïðèðîäû.

Ñîâåðøåíñòâîâàíèå îðóäèé ïðèâåëî ê ðàçâèòèþ ìåòîäîâ ïðèñâîåíèÿ ïðîäóêòîâ ïðèðîäû è ê ðàçâèòèþ ñàìîãî ÷åëîâåêà, ðàñøèðåíèþ êðóãà ïðèñâàèâàåìûõ ïðîäóêòîâ, ê èçìåíåíèþ ñïîñîáà èõ ïîòðåáëåíèÿ, êîðî÷å – ê èçìåíåíèþ ïîòðåáëåíèÿ. Ïîñëåäíåå èçìåíèëî òàêæå è ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà.

Ïîòðåáíîñòü, ñîçäàííàÿ ïðîèçâîäñòâîì, – ýòî óæå íå åñòåñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü, êîòîðàÿ óäîâëåòâîðÿåòñÿ ïðîäóêòàìè ïðèðîäû, îíà åñòü ÷åëîâå÷åñêàÿ ïîòðåáíîñòü â ïðîäóêòàõ ïðîèçâîäñòâà, âûðîñøàÿ íà áàçå åñòåñòâåííîé ïîòðåáíîñòè â ñîõðàíåíèè ôèçè÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.

Ñîçäàâàÿ îáúåêò ïîòðåáëåíèÿ è ïîòðåáíîñòü, ïðîèçâîäñòâî òåì ñàìûì ñîçäàåò ïîòðåáëåíèå, à ñëåäîâàòåëüíî, è ñàìîãî ïîòðåáèòåëÿ – ÷åëîâåêà. Ïðè ýòîì îíî, ÿâëÿÿñü èñòèííûì òâîðöîì, ñîçäàåò ÷åëîâåêà ïî ñâîåìó îáðàçó è ïîäîáèþ, èáî, îïðåäåëÿÿ îáúåêòèâíûå ñâîéñòâà ïðîäóêòà ïðîèçâîäñòâà, îíî òåì ñàìûì îïðåäåëÿåò è ñóáúåêòèâíûå ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà.

Êàæäûé íîâûé ïðîäóêò ïðîèçâîäñòâà ïîðîæäàåò â ÷åëîâåêå íîâóþ ïîòðåáíîñòü, è, ÷åì áîëüøå ïðîäóêòîâ îíî ñîçäàåò, òåì áîëüøå ïîòðåáíîñòåé èìååò ÷åëîâåê. Ðàçíîîáðàçèå è óòîí÷åííîñòü ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà – ýòî, òàêèì îáðàçîì, ëèøü îáðàòíàÿ ñòîðîíà ìíîãîãðàííîñòè è ñîâåðøåíñòâà ïðîèçâîäñòâà”.

Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåê ñòàë îñâàèâàòü è èñïîëüçîâàòü â ñîáñòâåííûõ öåëÿõ âñå áîëåå øèðîêèå è ðàçíîîáðàçíûå âèäû ýíåðãèè:

1) îãîíü, èñïîëüçóåìûé äëÿ îáîãðåâà, ïðèãîòîâëåíèÿ ëó÷øå óñâàèâàåìîé ïèùè, èçãîòîâëåíèÿ íîâûõ, áîëåå ýôôåêòèâíûõ îðóäèé òðóäà.

2) äîìàøíèå æèâîòíûå (ëîøàäè è äð.) êàê èñòî÷íèêè ýíåðãèè. “ òîé ìåðå, â êàêîé ïðèìåíåíèå æèâîòíûõ íå íîñèò ÷èñòî ìåõàíè÷åñêèé õàðàêòåð, êàê ýòî èìååò ìåñòî ïðè âðàùåíèè ìåëüíèöû, èõ ïðèìåíåíèå öåëèêîì îñíîâàíî íà òîì, ÷òî îíè äâèãàþòñÿ ïðîèçâîëüíî è ÷òî íà èõ âîëþ âîçäåéñòâóåò âîëÿ ÷åëîâåêà”…;

3) â ðàáîâëàäåëü÷åñêîì îáùåñòâå òðóä ðàáîâ;

4) ýíåðãèÿ âîäû;

5) ýíåðãèÿ âåòðà;

6) ýíåðãèÿ ïàðà, ïðèâîäÿùàÿ â äâèæåíèå ïàðîâîé äâèãàòåëü;

7) ýëåêòðè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ;

8) ýíåðãèÿ òîïëèâà, ïðåîáðàçóþùàÿñÿ â äâèãàòåëÿõ âíóòðåííåãî ñãîðàíèÿ;

Âî âòîðîé ïîëîâèíå XX â. ÷åëîâåê íà÷àë èñïîëüçîâàòü íîâûå èñòî÷íèêè ýíåðãèè:

9) àòîìíàÿ ýíåðãèÿ;

10) ýíåðãèÿ ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, ïðåîáðàçîâàííàÿ ñ ïîìîùüþ ôîòîýëåìåíòîâ, è äð.

Çàêëþ÷åíèå

Èçó÷èâ äàííóþ ðàáîòó ìîæíî óâèäåòü áåññïîðíóþ âçàèìîñâÿçü ïðèðîäû è îáùåñòâà. Ìû ðàññìîòðåëè ñàìî ïîíÿòèå ïðèðîäíîé ñðåäû, åãî âîçäåéñòâèå íà ôîðìèðîâàíèå ñîöèóìà íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ åãî ñòàíîâëåíèÿ, ðîëü ðàçëè÷íûõ ïðèðîäíûõ ôàêòîðîâ íà ÷åëîâåêà â îáùåñòâå è íà îáùåñòâî â öåëîì.

 çàêëþ÷åíèè õîòåëîñü áû ñêàçàòü, ÷òî ïðèðîäà òðåáóåò âçàèìíîñòè: ó íåå íóæíî íå òîëüêî áðàòü, íî è îòäàâàòü. Ïðèðîäà íà ðàííèõ ýòàïàõ ñòàíîâëåíèÿ îáùåñòâà áûëà èëè âñåâëàñòíîé äåñïîòè÷åñêèé ìàòåðüþ ÷åëîâåêà, èëè ÷óæîé åìó ðàáîé, âåùüþ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå ðîëü ïðèðîäû íå ñòîëü ÷åòêî îáîçíà÷åíà, êàê áûëà êîãäà òî, è îòíîøåíèå ê ïðèðîäå, êàê ê âàæíåéøåé ÷àñòè íàøåé æèçíè òàê æå äîâîëüíî ðàçíîîáðàçíî, è íå âñåãäà òàêîå, êàê ñëåäîâàëî áû. Èíòåðåñíî, ÷òî â ñàìîì ñëîâå “ïðèðîäà” âûðàæåí ãåíåòè÷åñêèé àñïåêò ïðîèñõîæäåíèÿ ÷åëîâåêà: âåäü ñëîâî “ïðèðîäà” èìååò îáùèé êîðåíü ñî ñëîâàìè “ðîä”, “ðîäèòü”. È íåäàðîì â íàðîäíîì ñîçíàíèè ýòî ñëîæèëîñü â ñëîâîñî÷åòàíèè “ìàòü-ïðèðîäà”. Èìåííî ó íåå èñêàë çàùèòó â òðóäíóþ ìèíóòó ÷åëîâåê, îíà áûëà è åñòü åãî ñîâåò÷èê è ïîêðîâèòåëü. Îíà íàñ âûâîäèò íà ñâåò Áîæèé, îíà è îáðàòíî áåðåò íàñ â ñåáÿ â êîíöå íàøåé æèçíè. Ïðèðîäà — ýòî æèâîé îðãàíèçì. Âñïîìíèòå ñëîâà Ô.È. Òþò÷åâà: Íåâîçìóòèìûé ñòðîé âî âñåì, Ñîçâó÷üå ïîëíîå â ïðèðîäå, — Ëèøü â íàøåé ïðèçðà÷íîé ñâîáîäå Ðàçëàä ìû ñ íåþ ñîçíàåì.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ïðèðîäíûé ãåîãðàôè÷åñêèé îáùåñòâî òðóäîâîé ìûøëåíèå

1. Áîãîëþáîâ Ë Í. Îáùåñòâîçíàíèå. 10 êëàññ. Ïðîôèëüíûé óðîâåíü. 2000

2. Î. Ë. Êóçíåöîâ, Ï. Ã. Êóçíåöîâ, Á. Å. Áîëüøàêîâ. ÑÈÑÒÅÌÀ ÏÐÈÐÎÄÀ – ÎÁÙÅÑÒÂÎ – ×ÅËÎÂÅÊ. ÓÑÒÎÉ×ÈÂÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ. Äóáíà , 2000

3. Ëàâðèíåíêî Â. Ôèëîñîôèÿ (https://www.gumer.info)

4. Ëîñü Â.À. Âçàèìîîòíîøåíèå îáùåñòâà è ïðèðîäû. – Ì.: Çíàíèå, 1989

5. Ñîëîìèíà Ñ.Í. Âçàèìîäåéñòâèå îáùåñòâà è ïðèðîäû (ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû). – Ì.: Ìûñëü, 1983.

6. Ñïèðêèí À.Ã. Ôèëîñîôèÿ. – 2-å èçä. – Ì.: Ãàðäàðèêè, 2002.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник