Природа как фактор развития ребенка

Регина Шашерина
Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский.

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Дошкольный возраст – оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.

Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, выбрало в качестве приоритетного направления именно Экологию. Поэтому в своей работе я тоже опираюсь на него.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того,возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.

В своей работе по экологии считаю важным воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Но меня интересует не только воспитательное воздействие, но и развитие умственных способностей.

Необходимым условием для развития умственных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.

В своей работе я применяю прием “А что дальше?”, то есть прерываю занятия на интересном месте, что поддерживает познавательный интерес ребенка – “А что будет дальше?. ”

Еще один прием – “Карта времени”. “Карту времени” можно использовать не только психологу, но и воспитателю, устраивая «вспоминалки»– “Что я узнал нового”, которые позволяли поделиться с окружающими своими интересами, знаниями.

Так же для развития умственных способностей дошкольников использую различные дидактические игры природоведческого содержания: «Кто где живет?», «Что где растет?», «Когда это бывает» и другие.

Для развития умственных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Таким образом, умственные способности развиваются эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с природой, так как она близка и понятна детям.

Источник

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги».

В.А. Сухомлинский.

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Дошкольный возраст – оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.

Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, выбрало в качестве приоритетного направления именно Экологию. Поэтому в своей работе я тоже опираюсь на него.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Моя задача – создание условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.

В своей работе по экологии считаю важным воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Но меня интересует не только воспитательное воздействие, но и развитие познавательных способностей.

Необходимым условием для развития познавательных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.

Активно применяю в своей работе информационно коммуникационные технологии. С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.

Специально для таких занятий разработала развивающие игры – презентации: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Круглый год». Они помогают в игровой форме преподнести необходимый материал для ребенка, развивая все психические процессы.

Данные игры (презентации) можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, посвященной изучению или закреплению полученных на занятии знаний. Также можно успешно применять их и на интегрированных занятиях по развитию речи для составления рассказов по картинке, придумыванию загадок (Коммуникация), экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста (Познание), как часть занятия по рисованию, аппликации (Художественное творчество).

Игра может проводиться как с группой, подгруппой воспитанников, так и индивидуально.

В процессе игры происходит развитие таких психических процессов, как внимание, мышление, воображение, память, восприятие и речь.

Для развития познавательных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых  дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Таким образом, познавательные способности развиваются эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с природой, так как она близка и понятна детям.

Источник

Ирина Нарзулаева
Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развиваетумственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.

Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, т. е. учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. С развитием мышления тесно связано и развитие речи ребенка, расширение словарного запаса. Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти — свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей — процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных не-посредственному чувственному восприятию.

Дошкольникиовладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операции помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека,писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Природа — средство трудового воспитания. Дошкольникиовладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в уголке природы, на участке; экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.

Общение детей с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми в природу улучшают общее физическое состояние ребенка. Движения на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Т. е. в процессе ознакомления детей с природой осуществляются всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Источник

Доклад

«Роль природы в формировании личности дошкольника»

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей.

Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны – трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята могут увлажнять песок, поливать водой снег для создания прочных построек. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя —  умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания.

 Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

– развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

– развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

– развитие творческого воображения;

– развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Большое значение имеет личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Перед воспитателем стоит задача:

Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

1. Пробуждение ребенка к активности;

2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного;

3. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо использовать в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, можно использовать нетрадиционная организованная образовательная деятельность, способствующая развитию логического мышления и активности детей:

– Занятия – путешествия;

– Занятия – сказка;

– Занятия – викторина;

– Занятия – игра.

Проводить можно с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет ставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.

Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.

Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.       

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

Источник