Природа и творческое развития ребенка

Марина Цыбина (Казакова)
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка

Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы, красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции.

Мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

По мнению К. А. Тимирязева, «природа и есть тот источник красоты, которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения». Это значит, что восприятие природы требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм и контуров, творческое восприятие природы означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение природы требует чувства, страсти, взволнованности.

В природе людей поражают ее творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – все это воспринимается нами как прекрасное начало. Природа – удивительный зодчий, который в своей созидательной деятельности основывается на поразительных по своей красоте и целесообразности конструктивных принципах и закономерностях.

Материал любого искусства и разные стороны действительности, имеющие эстетический характер, творчески воспринимаются лишь на основе эмоционально-чувственного отклика на них. Эмоции и чувства – конституирующие компоненты эстетического освоения мира, занимающие базисное положение в психической культуре личности. Вне чувственно-эмоционального отношения не может быть подлинного освоения искусства и эстетических свойств действительности. Эмоционально и глубоко осознанное переживание природы и пейзажного искусства вызывает у учеников волю к деятельности, творческую активность.

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе.Он писал: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы…Идите в поле, в парк, пейте из источников мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами…Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями».

Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.

Необходимо, чтобы ребенок в своем творчестве всегда находился у источника мысли, то есть среди наглядных образов и, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, предлагаемой учителем. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок творческого мышления. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.

Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель, в свою очередь, помогает ребенку «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип – одухотворение природных явлений.

Большую пользу приносит одновременное приобщение школьников к восприятию красоты реальной природы и искусства. Когда дети наблюдают заход солнца, осенний лес, полезно прочитать им стихотворение или прозаический отрывок из произведения. Впечатления, вызываемые реальной природой и искусством, усиливают друг друга. Таким образом, природу можно сравнить с мощным катализатором, который пробуждает в маленьком человеке дремлющие доселе душевные силы, не только помогает эмоционально окрасить огромный поток информации, каждый день, обрушивающийся на ребенка, но и облегчает ему осмысление происходящего через призму красоты, гармонии, эстетики.

Источник

Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

Природа, является средой обитания человека, источником его жизненной силы.  Природа вдохновляет человека. Она заключает в себя огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если начать его с раннего детства. О восприимчивости ребёнка в дошкольные годы написано немало. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорное восприятие, вызывает чувство восторга. Наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. 

Читайте также:  Самые важные периоды развития ребенка

Дошкольники взаимодействуют с окружающей природой в разное время года. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает все множество свойств природных объектов. Ребенок познает форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и многое другое. У него формируются четкие начальные и очень яркие, незабываемые представления о природе. Все заложенное в детстве, в будущем помогает ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление
(П. Г. Саморукова). Общение детей с природой имеет значение для формирования мировоззрения и бережного отношения к ней. Накопление образных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие окружающего мира, объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей. В ходе игр, наблюдений и труда ребята знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Чуткое отношение к природе зависит от способности уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природы – восход и закат, весенняя капель, изменчивость облаков, цветение садов и многое, многое другое – не знающий предела источник художественных впечатлений. Принципиально обучить их ощущать и понимать свойства естественных явлений, обучить их разумно говорить и допускать оценку натуральным действам, сопряженным с красой созерцаемого мира. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление заботиться и ухаживать за ними. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи помогают ребёнку познать красоту, истину, добро. Произведения художников – пейзажистов учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё. У них возникает желание самим создать нечто подобное. Необходимо научить ребёнка   видеть,  понимать  и  ценить   произведения   искусства,  красоту   и богатство родной природы. У детей с хорошо развитым эстетическим восприятием хорошо развита память и они стараются точно отразить в своих рисунках большое количество образов, а также использовать разные средства выразительности. Таким образом, детские пейзажи всегда необычны, ребята используют разную технику выполнения рисунков, а также, разные материалы: акварель, гуашь, восковые мелки. Пейзаж можно назвать «портретом» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни.

С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное воздействие. Искусство и изобразительная активность самих детей, поможет им закрепить и углубить знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единении. «Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – труду, дружбе, Родине, а главное – к природе» (Б. Неменский, художник, педагог, профессор). Специалисты по эстетическому воспитанию (А.А. Адаскина, Н.А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира. Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с природой направлена на формирование эмоционально – целостного восприятия окружающего у детей дошкольного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать Действуя на эмоции ребёнка своей красотой – совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это содействует проявлению ярких эмоций, чуткого отношения к объектам и явлениям природы.

Читайте также:  Методы изучения развития ребенка младенческого возраста

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в образах передаёт объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического воспитания. Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.). Н.Е. Румянцев, известный русский педагог, писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества». В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества».

Расширение представлений о мире природы происходит у дошкольника каждый день, на прогулках и во время наблюдений, которые педагог проводит систематически. Для формирования у детей образного, эстетического восприятия, необходимо использовать в моменты наблюдений много образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях, ведь картины природы вдохновляли многих поэтов и писателей.

Связь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет 2 стороны: 1-ая – приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества; 2-ая – влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально – эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его понятий. Значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог – Е. А. Аркин. Он писал: «…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её».

Для того, чтобы познакомить детей с природой нужно знакомство не только со временем года, но и знакомство с миром животных и растений, на суше и в воде, со всем богатством окружающего мира. Когда мы предлагаем детям изобразить картины природы или животных – это всегда вызывает у них положительный отклик, что в свою очередь содействует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы и обогащает творчество новыми видами, формирует энтузиазм к природе и позитивное отношение к ней.

Рисуя, дети изображают родную природу в разное время года, разное время суток, в разную погоду: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Зимний лес», «Настроение раннего утра», «Весенние цветы». Все это –  часто встречается в работах детей, создаваемых и по заданию воспитателей, и по собственному замыслу. 5-7 лет — это чудесная пора открытий, время величайшей познавательной жадности, формирующегося сознания, увлекательных игр, беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим детский глаз яркие краскам, цветам, миру игрушек, время, когда ребенок с удовольствием повторяет и сам складывает стихи. Но чтобы дошкольники смогли выразить свои чувства на бумаге, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида в интересной, доступной форме. Также необходимо подчеркнуть красоту окружающую нас. Необходимо обратить внимание детей на красу и летучесть цвета неба, окрашенного закатом, необычность заиндевелых деревьев, нежность весенней, зелени, листов дерев, первых весенних цветов и т. п. Исполнять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, колоритные проявления эмоций. Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой) демонстрируют, что краса любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и желание рисовать то или другое явление встречается детьми с радостью. Старшие дошкольники с большим удовольствием рисуют: бабочек, паучков, птичек, рыбок, диких зверей, и домашних животных. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, тем, что связаны с человеком. У некоторых ребят дома есть домашние питомцы, и они, конечно же, с удовольствием их рисуют и много о них рассказывают. Но со всем животным миром детки знакомятся совершая экскурсии на природу, просматривая видеофильмы, слушая басни, стихи, рассказы,

Читайте также:  Задержка развития социальной сферы ребенка

Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детские книги иллюстрированные художниками Е. И. Чарушиным, В. М. Конашевичем, Ю.А. Васнецовым, Е.М. Рачевым, В. Бианки – — источник многих сведений о природе, русских лесах, о насекомых, о всевозможных животных.. В основе манеры изображения Юрия Алексеевича Васнецова – сказочно-декоративный реализм. Он занимался живописью и графикой, росписью по фарфору, эскизами театральных декораций. Но именно детская книга принесла художнику любовь и признательность миллионов людей и в нашей стране и за ее рубежом. Сказочность героям его картин придает то, что животные похожи на человека. Они ходят на двух ногах и занимаются тем же чем и люди: метут пол, пилят дрова и т. д. Элементы орнамента костюмов тоже сказочные, у кота – нарядные сапожки, у курицы – фартук, . Совсем иначе выглядят животные у Евгения Ивановича  Чарушина – художника и писателя-анималиста.. Чарушин просто жил в лесу, охотился с детства, приучая животных и птиц. Художник словно беседует с ребенком, объясняя картинки. Видно, что совята глазастые, что воронята «самые горластые птенцы». Особенно любил он малышей – волчат, щенят, медвежат, цыплят, котят. Любил показывать их неловкие движения, большие головы, нежный пушок, наивную неуклюжесть. Пропорции, плотность меха, движения все как в природе. Книги Е.И.Чарушина увлекательно рассказывают о животных, учат любить и понимать их, воспитывают в детях поэтическое отношение к природе. Евгений Михайлович Рачев иллюстрировал «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка. В иллюстрациях к этим сказкам впервые появляются «рачевские» персонажи, ставшие сейчас столь популярными: добродушный неуклюжий медведь, задиристый и трусливый заяц, хищный волк.

Для того чтобы дети научились рисовать животных, испытывали от этого радость необходимо показать детям многообразие животного мира, позволить им наблюдать и изучать животных. Посещая зоопарк, в цирке, на улице дети имеют возможность видеть животных и наблюдать за ними. Но животное постоянно находится в движении, что вызывает у ребёнка восторг. Но из такого наблюдения не всегда можно вынести точное представление о форме частей животного, их величине, о том, как они расположены. Поэтому воспитатель, чтобы уточнить образ использует показ игрушечных животных, их вид на фото, на иллюстрациях в книгах, картинах. Уметь рисовать животных для деток очень важно. В рисунках детей появляется новое. В процессе познания природы, и её изображения у них развиваются психические процессы, которые лежат в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.

Роль природы в обогащении знаний детей для передачи выразительных образов переоценить невозможно. Накопление реальных представлений о взаимодействии явлений природы, понимание и бережное отношение к ней – это результат общения детей с природой. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений, способствующий обогащению содержания детского творчества образами природы. Природа пробуждает любознательность малышей, действует на его сенсорное восприятие, вызывает детский восторг перед радостью бытия. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовывать интересную, разнообразную и полезную деятельность детей, основанную на эстетическом восприятии. Рисуя природу, дети вновь испытывают яркие чувства к ней, что делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту окружающего мира. Ведь рисовать природу это не всегда изображать то что ты видишь, но всегда передавать на листе то что чувствуешь. В процессе наблюдений, игр и труда дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Развивается детская любознательность. Природа, воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами вызывает эстетические чувства, яркие эмоции.

Источник