Природа и физическое развитие ребенка

Игры очень важны в жизни детей. Они учат их взаимодействовать с миром и быть его частью. Однако все больше современных детей, растущих в городах, перестают проводить время на улице. Не выходя на свежий воздух, они лишают себя огромного количества тех преимуществ, которыми игра на улице обеспечивает их физическое, психическое и эмоциональное состояние.

«Природный дефицит» и как его избежать

Когда дети играют на улице, они общаются с природой. Отсутствие контакта с окружающим миром в XXI веке настолько значительно, что привело психологов к обсуждению такого психологического расстройства, как «природный дефицит». Этот дискомфорт связан с такими проблемами и отклонениями в детском развитии, как недостаток концентрации, гиперактивность, ожирение, депрессия и беспокойство.

Способ решения этой проблемы на самом деле очень прост: позвольте детям проводить достаточно времени на природе. Убеждайте и заставляйте их выходить на свежий воздух.

Смена темпа

Даже простое наслаждение природой, такое, как наблюдение за птицами и насекомыми, прикосновение к листьям и траве, и другие похожие занятия благосклонно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, игра на открытом воздухе позволяет детям расслабиться и отдохнуть в спокойной обстановке. Это отличное изменение интенсивности нагрузки на психику. Оно отвлечет детей от постоянной зависимости от электронных устройств.

Психологи уверяют: игры на природе могут положительно повлиять на развитие внимания и навыков концентрации, которые необходимы для достижения успеха в школе и жизни.

Простые советы родителям

Что касается полезных советов для родителей, им стоит обратить внимание на традиции воспитания детей в скандинавских странах. Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания регулярно занимают первые места не только среди самых благополучных государств мира, но и в списках стран с самым счастливым населением значатся первыми.

У скандинавов любовь и бережное отношение к природе воспитываются с раннего детства. В детских садах и школах Норвегии популярна поговорка, которую особенно часто приходится повторять родителям-иммигрантам: «не бывает плохой погоды – бывает неправильная одежда». Дети этих северных стран проводят огромное количество времени на свежем воздухе практически в любую погоду. Даже уроки в скандинавских школах часто проводят на улице.

В финских школах, которые, кстати, считаются одними из лучших в мире, учителя не рекомендуют детям посещать множество кружков и репетиторов, а советуют родителям позволят своим чадам познавать внешний мир в процессе игр на свежем воздухе.

Японцы приучают детей к самостоятельности очень рано. В шесть-семь лет их отпускают в соседние парки без присмотра и даже в общественном транспорте малыши часто ездят самостоятельно. В реальности российских городов такой самостоятельности не каждый родитель решится научить, однако стоит начать отпускать детей на детские площадки и лужайки самостоятельно, при этом присматривая за ними со стороны. Родители должны позволить малышам разрешать все возникающие конфликты самостоятельно, разумеется, сохраняя контроль над ситуацией. Это научит детей не бояться проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Главные преимущества игр на открытом воздухе

Давайте кратко рассмотрим основные преимущества игр на свежем воздухе для детей всех возрастов:

  • На природе дети могут чувствовать себя свободно во время игры, даже когда их родители находятся рядом. Это полностью отличается от времяпрепровождения в доме.
  • Игры на свежем воздухе стимулируют физическое развитие. Дети могут тренироваться, бегать, прыгать, а также получать и развивать новые навыки.
  • Дополнительная физическая активность позволяет им высвобождать энергию и напряжение. Именно поэтому после игры на улице дети возвращаются домой расслабленными и лучше спят.
  • Регулярные игры на природе могут предотвратить детское ожирение, так как с их помощью много калорий сжигается естественным и здоровым способом.
  • Кроме того, игра на открытом воздухе питает воображение и развивает креативность. Дети придумывают новые игры с минимальными затратами ресурсов – в ход идет все: от палочек до листиков и камней.
  • Контакт с природой укрепляет детскую иммунную систему. Малыши становятся более устойчивыми ко всем видам бактерий, возможным аллергенам и даже вирусам.
  • Дети учатся приспосабливаться к различным погодным условиям, от солнца до дождя и ветра.
  • Регулярное пребывание на солнце необходимо для усвоения витамина D и кальция, который укрепляет растущие кости детей.
  • В идеале на природе дети легче вступают в контакт с другими ребятами, что помогает им развивать навыки общения и совместной деятельности. Это помогает заводить друзей, управлять своими эмоциями и справляться с любыми возможными конфликтами.

На улицу – в любом возрасте!

Родителям не нужно ждать, пока дети станут достаточно взрослыми, чтобы получать удовольствие и пользу от пребывания на свежем воздухе. Даже младенцам с самых первых дней жизни полезно быть на воздухе. Именно поэтому молодым родителям советуют совершать регулярные прогулки по улице со своими новорожденными детьми.

Природа позволяет малышам сталкиваться со множеством новых ситуаций, которые невозможно воплотить в ограниченном пространстве или на экране телевизора.

Польза для всей семьи

Родителям также полезно проводить время на природе. Это позволят снять стресс, дать мозгу необходимое время передохнуть и запастись кислородом. Кроме того, если проводить время всей семьей на природе, улучшатся динамика отношений. В такой ситуации мы делимся и наслаждаемся общими моментами веселья и радости.

Игры на свежем воздухе обладают множеством преимуществ для младенцев, детей и подростков. Конечно, родителям важно следить за своими детьми, особенно если они играют в больших парках, на пляжах или открытых детских площадках, где легко потеряться. Но делать это нужно ненавязчиво, сохраняя дистанцию.

Источник

                  
Влияние природы на физическое здоровье
детей.

Природа создает условия для
физического, материального, духовного
развития человека. Все это предопределяет
разделение труда и многообразие потребностей
людей. Общество в свою очередь всей своей
жизнедеятельностью оказывает влияние
на природу, воздействуя на нее. Важнейшей
потребностью человека является желание
жить в экологически благоприятной среде.

         
Среда человека состоит из 
природных компонентов: атмосфера,
гидросфера, литосфера, растения, животные.
Это целая экосистема-взаимосвязь 
живой и неживой природной 
среды. Знакомство с этим огромным 
окружающим миром- миром природы 
происходит у ребенка с первых 
дней рождения. Необходимо помочь 
ребенку войти в таинственный 
и прекрасный мир природы. Именно 
в детстве закладывается отношение 
к природе, к себе, к окружающим 
людям. Надо научить детей любить 
природу, познакомиться с ее особенностями,
солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями 
и животными. Знакомство с окружающей 
нас природой происходит при 
постоянном наблюдении, которое 
является главным методом экологического 
воспитания. Эти наблюдения закрепляются 
на образовательных ситуациях, В 
совместной и самостоятельной 
деятельности детей.

         Природа 
не только создает условия 
для всестороннего развития, но 
и является основным фактором 
укрепления здоровья детей. Влияние 
природы на здоровье ребенка 
очень велико. Свежий воздух жизненно 
важная среда для детей. Поэтому 
использовать свежий воздух необходимо 
постоянно, в любое время года.
Особенно благотворно влияет 
зимний воздух в сочетании 
подвижными играми, на участке 
детского сада. Катание с горки 
на ледянках, прогулки и бег 
вокруг детского сада, прыжки 
и лазанья по снежным валам-
все это эффективно влияет на здоровье
ребенка. Дети любят играть и бегать на
участке, они смеются, радуются, у них создается
радостное настроение. Дети хотят дольше
и больше гулять.

         Рядом 
с нами нет лугов,  водоемов.
Но с этой экосистемой дети 
вместе с родителями встречаются 
в отпуске. Наиболее оздоровительным 
эффектом является купание в 
реке, озере, в море. Ребенок в 
естественных условиях знакомится 
с песком, камнями, растениями, обитателями 
водоемов. Ребенок прикасается рукой 
и сердцем к природе (щупает, пробует,
нюхает, гладит, слушает). Все эти 
ощущения положительно влияют 
на ребенка.

         Но 
у нас есть большое природное 
окружение—лес. Совершая регулярные 
экскурсии и походы в лес, мы 
тем самым также укрепляем 
здоровье ребенка. Дети рассматривают 
деревья, кусты, ягоды и грибы. Они 
делятся впечатлениями, у них 
активизируется словарь, богаче 
становится речь. Свои впечатления 
дети отражают в зарисовках. Бегая,
играя по лесу, встречают и 
преодолевают  препятствия (перепрыгивают 
через ров, вбегают на пригорок,
проходят по узкой тропе.) Ребята 
физически становятся крепче, укрепляется 
нервная система. Такие прогулки 
только укрепляют здоровье. Мы 
осенью собираем шишки, делаем 
поделки, ходим по ним в целях 
профилактики плоскостопия.

         Также 
полезен для здоровья и физического 
развития посильный труд ребенка 
на улице. Зимой убирают снег 
с горки, с территории участка,
весной и осенью- уборка мусора и
семян. Физический труд, в сочетании с
игрой и отдыхом, положительно влияет
на мышечную работу. У ребенка, таким образом,
тренируются мышцы. Свежий воздух, солнце,
простор- все это радует ребенка. Все это
так близко, под руками и надо, чтобы взрослые
поняли их благотворное влияние. Для укрепления
здоровья детей мы используем дары природы.
Родители приносят для детей шиповник,
рябину, клюкву, бруснику, сушеные яблоки.
Из них делаем отвары, морс и принимаем
как витаминные чаи.

         Также 
необходимо знать не только 
правила поведения при общении 
с природой, но и соблюдать 
правила безопасности:

– везде играть только 
под наблюдением взрослых;

– в лесу быть внимательными 
при сборе ягод и грибов;

-при игре соблюдать 
правила и быть осторожными 
при встрече с незнакомцами;

– не обижать, зря не 
трогать кошек и собак домашних 
и диких, потому что они могут 
поцарапать.

         Мы 
не только заботимся о здоровье 
детей, но и стараемся формировать 
личность, воспитывая такие качества 
как: смелость, выдержку, терпение, умение 
преодолевать трудности.

             Значение
природы в нравственно -эстетическом воспитании.

В системе по эстетическому
воспитанию дошкольников большое место
должно быть отведено природе. Она лучше,
чем что-либо обогащает психику ребенка,
совершенствует его органы чувств и эстетический
вкус. Воспитание любви к природе, умение
чувствовать ее красоту и восхищаться
ею имеет огромное значение не только
для эстетического развития детей, но
и для нравственного воспитания, в частности,
для пробуждения у дошкольников патриотических
чувств, чуткости к окружающему, потребности
к труду, способствует физической закалке,
а также расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу – первое
условие воспитания мироощущения единства
с ней, первое условие воспитания через
природу. Оно достигается лишь при постоянном
общении с природой. Чтобы ощущать себя
частью целого, человек должен не эпизодически,
а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических
воздействий требует постоянного общения
с природой.

Если семья живет в селе или
в небольшом городке, то общение с природой,
кажется, не представляет затруднений.
Ну а если ребенок живет в большом индустриальном
городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что
же, и здесь есть небо и солнце, и звезды.
Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается
далеко не все то, что отпечатывается на
сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.
Детей нужно учить видеть. Это значит не
только показать, но и описать словесно.
Описать краски и оттенки закатного неба
и зари, описать форму облаков и их окраску,
описать звездное небо или луну, показывая
все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие
увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно
разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать
его ежедневно, в течение всей жизни, не
может надоесть, как не может надоесть
дышать.

Наоборот, каждый день такое
созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть»
снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где
нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата
красками, оттенками. А ведь есть города
и селения, расположенные на берегах морей.

В детском саду всегда должны
быть цветы, за которыми дети ухаживают,
наблюдают и красоте которых радуются.

В самом промышленном городе
есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть»
деревья, цветы, кустарники: замечать особенности
и оттенки лепестков, листьев, наблюдать
как набухают и распускаются почки или
начинают желтеть листья, как зацветают
цветы и созревают семена. Нужно, чтобы
ребенок выбрал в ближайшем окружении
дерево, которое ему кажется самым привлекательным,
и наблюдал за его увяданием и зимним сном.
Пусть он относится к любимому дереву
как к дружественному существу – навещает
его, замечает новые побеги, помогает ему.

Необходимо показать детям особенности
поведения воробьев, галок, голубей, научить
описывать их оперение, глаза, форму тела
и лапок, рассказать детям об их жизни,
заботах, о строгих правилах стаи и т.п.
Устроить кормушку , чтобы дети подкармливали
птиц зимой. Ведь животное становится
ближе, когда мы видим своеобразие его
поведения, его гнев, страх или радость,
его отношение к другим птицам, к нам самим.

Главная задача в эстетическом
развитии средствами природы – это пробуждение
у детей эмоционального отношения к ней.
Эмоциональное отношение к природе помогает
сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов,
влияющих на развитие и формирование эстетических
чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия
на человека. В жизни людей природа занимает
значительное место, способствует формированию
и развитию эстетических чувств и вкусов.

Чтобы любить природу, надо ее
знать, а чтобы знать, необходимо изучать.
В процессе познания природы формируются
и развиваются эстетические чувства и
вкусы. Восприятие эстетических явлений
природы и возникающие при этом переживания
находятся в зависимости от круга представлений,
значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом
воспитании дошкольников средствами природы
принадлежит педагогическому коллективу
детского сада. Перед ними должна стоять
задача – последовательно, систематически,
целенаправленно развивать и совершенствовать
эстетические вкусы детей.

 Наиболее эффективная 
последовательность работы:

-непосредственное восприятие 
природы,

-организованное наблюдение 
над природой во время прогулок 
и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности
оказывает глубокое воздействие на всестороннее
развитие личности ребенка. В процессе
наблюдения у ребенка включены все анализаторы:
зрительный – ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта; слуховой – ребенок
слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук
капель дождя, шелест листьев, журчанье
ручейка – все это прелестно для слуха
ребенка. Вкус позволяет тонко различить
– сладкий вкус меда и соленый вкус морской
воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.
Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая
предметы природы, ребенок чувствует все
шероховатости коры деревьев, крупинки
песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов,
которое волнует воображение ребенка
– запах тополиных почек после дождя, запах
весны, запах теплой земли, нагретой от
солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что
ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
Развивать наблюдательность у детей –
вот задача, которая встает перед воспитателями.

В работе по эстетическому воспитанию
средствами природы с детьми дошкольного
возраста воспитатель должен хорошо знать
особенности этого возраста.

У детей дошкольного возраста
наблюдается большое стремление к самостоятельности,
независимости. Они все хотят увидеть,
все открыть сами. Этот интерес побуждает
детей к активной деятельности. Но ее направление
по отношению к природе может быть различным:
одни из них могут разорять гнезда, стрелять
из рогаток в птиц, а другие – разводить
рыб, ухаживать за голубями.

Задача педагога состоит в том,
чтобы направить появившийся интерес
в правильное русло, убедить ребят, что,
истребляя природные богатства, они наносят
урон не только красоте родного края, но
и себе (моральный, эстетический). «Охотиться»
можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой.
Такой вид «охоты» обогатит эстетический,
эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность,
любовь к прекрасному.

Эстетическое восприятие – это
способность создавать или воспроизводить
и эмоционально окрашивать целостные
образы под влиянием реальных предметов
и художественных произведений.

 Содержание и богатство 
чувств, вызванных непосредственным 
общением с природой, находятся 
в прямой зависимости от характера 
восприятия. В соответствии с 
возрастом эстетическое восприятие 
имеет свои особенности, обусловленные 
запасом представлений и объемом 
жизненного опыта детей.

 Дошкольники, как правило,
не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует
способность объединять, синтезировать
отдельные восприятия в общие впечатления.

 Способность заметить,
выделить красивое развивается постепенно.
Но если развитие происходит стихийно,
без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться.
Поэтому воспитатель должен направлять
эстетическое воспитание своих воспитанников,
чтобы они на всю жизнь не остались глухи
и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый
ребенок не сваливается с неба. Его надо
воспитывать».

 Необходимо обучать 
детей доброте через сопереживание 
всему живому. Быть добрыми – значит,
уметь сопереживать, т.е. уметь понимать 
другого, сердечно сочувствовать ему и
стремиться помочь.

Общение с природой и забота
о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.

Источник

Светлана Сухоставская
Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников

«Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников»

МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале

Инструктор по физической культуре – Сухоставская Светлана Александровна

Есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Наука эта зовется ЭКОЛОГИЯ. Ее название произошло от древнего греческого слова «ойкос», что значит «дом». Ведь природа — это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь. Здоровая экология- это здоровый человек.

Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.

Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно- нравственных начал личности. Физическая культура – составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного и внеурочного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Повышение эффективности образования детей в области физической культуры и в области экологии возможно путем интеграции этих предметов. Достичь этого можно за счет использования на занятиях физкультурой различных средств и методов: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, викторины, экскурсии и походы.

В младшем дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, экономить воду и т. д.). Вырабатываются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь физкультура.

На уроках физической культуры дети получают знания об организме, охране своего здоровья. Узнают, что такое здоровый образ жизни. Дети узнают, как с помощью природных факторов закалять свой организм.

При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (перепад температуры, сильный ветер, снег и т. д.) укрепляется иммунитет. Происходит адаптация организма к условиям внешней среды (процессы терморегуляции). Занятия физическими упражнениями стимулируют умственную деятельность.

При движении (выполнении различных упражнений на воздухе) происходит взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление к изменяющимся условиям.

В образовательном учреждении в процессе физкультурно-экологическойработы мы используем такие формы как: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, экскурсии, походы, различные физкультурно-экологические праздники и т. д.

Наиболее интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы. В играх ярко выражена познавательная деятельность. Во время игры «звери на прогулке», дети на себе испытывают, почему летом зверюшкам легче убежать от хищника, чем зимой. Прыгая как зайчики, они понимают, что прыгать летом по травке легче, чем зимой по снегу.Очень любят дети игры: «Кто где живет?», «Волки во рву», «Шишки, желуди, орехи» и т. д.

На экскурсиях и в походах дети учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе.Наиболее часто мы используем такие темы: «поиск осенних примет», «парк зимой», «к водоему», «осенний лес» и т. д.

Во время физкультурно-оздоровительныхпраздников проводим различные эстафеты: «сбор мусора», «собери урожай», «знаки» и т. д. Такие эстафеты повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания. Так, например, в эстафете «знаки», участникам предлагается из множества нарисованных знаков выбрать правильные, определить что можно делать а что нельзя. Нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т. д. Можно вешать кормушки, поливать растения и т. д.

Как видим из вышеизложенного, физическая культура может не только развивать физические качества, но и закреплять знания полученные на других предметах. В процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.

Исходя из многолетней практики установлено, что дети на 40-50% лучше усваивают учебный материал во время занятий физической культурой, чем сидя за партой, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем – двигательной, нервной, сенсорной и т. д. Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.

Наша цель – добиваться высоких результатов в физкультурно-экологической работе, посредством интеграции этих видов деятельности.

Список литературы:

1. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей /Л. А. Бойко //Начальная школа, – 2005. № 6

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Спб., Детство-пресс, 2002.

3. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -М.: Изд-во Владос – пресс, 2005

«Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуру в ДОУ»

Рита Архипова

«Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуру в ДОУ»

«Все, чему учат человека, должно быть

не разрозненным, частичным, а единым, целым».

Я. А. Каменский

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими. Интересными, увлекательными, познавательными? В нашем детском саду «Ромашка»мы решаем эту задачу с помощью интегрированных занятий и развлечений, во время которых дети не только делают упражнения, осваивают движения, но и вспоминают известные сказки, стихи, изучают цифры, счёт и т. д. На интегрированных занятиях дети получают возможность лучше усвоить трудный материал с помощью подвижных игр, заданий на смекалку и быстроту реакций и т. д. Считалки, стихи. Загадки применяются в зависимости от цели занятий.

Такая система физического воспитания в детском саду позволит, на наш взгляд, существенно повысить интерес детей к занятиям и усвоить знания. Ведь если знания даны в занимательной форме, они усваиваются быстрее, прочнее и легче.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

При проведении интегрированных занятий решаются следующие задачи:

1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Для таких занятий характерна смешанная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Практика показала эффективность следующего перечня методов и приемов:

сравнительный анализ, сопоставление, поиск;

проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ (использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.);

разнообразные речевые подвижные игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах (например, такие игры, как «Пустое место?», «Водяной», «Кто быстрее» и т. д.).

Важной особенностью интегрированного физкультурного занятия является смена видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с физическими упражнениями, конструированием из строительного материала, изобразительная деятельность, использование ИКТ на занятиях. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.

Интеграция направлений представлена следующим образом:

интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Интеграция физкультурных занятий и музыкальных создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т. д.

Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре.

На физкультурныхзанятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

Например,упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;

Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;

Посчитать количество прыжков до кубика;

Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;

Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Интегрированные физкультурные занятия и занятия по экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении по тропинке здоровья в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Физкультурно-оздоровительная работа – это система различных физкультурных мероприятий, направленных на оздоровление занимающихся людей.

Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Возросший в последние годы ин