Принципы влияющие на развитие ребенка
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник
Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.
Особенности психологического здоровья и развития детей
Психологическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. И качество этого развития зависит от множества различных факторов. Влияют как внутренние факторы — наследственность и индивидуальные особенности малыша, так и внешние — отношения в семье и социальные аспекты. Скорость и особенности психологии развития ребенка также зависят от возраста самого малыша.
- От рождения до года ребенок активно изучает двигательные функции своего тела.
- От года до трех лет эти познания выходят на более сложный уровень. На этом этапе качество эмоционального развития ребенка зависит от его семьи.
- От трех до двенадцати лет происходит становление психики ребенка, его эмоциональной части. На данном этапе жизни к влиянию на развитие детей подключаются не только семья и окружение семьи, а также друзья и педагоги.
- После двенадцати лет активно развивается мыслительная деятельность ребенка. В этом возрасте он может быть подвержен влиянию других факторов, таких как СМИ (телевидение, интернет) и новые друзья. В этот период следует быть внимательным к окружению вашего чада, нужно развивать аналитическое мышление ребенка путем изложения ему своей точки зрения, при этом обязательно обосновывайте ее, подкрепляйте фактами.
Этапы разделены условно. Существуют различия из-за индивидуальности особенностей детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, у кого-то происходят скачки развития, чередуя застои и прорывы.
Психология: влияние родительского слова на развитие ребенка
Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?
- «У тебя не получится, я сделаю лучше»
Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.
- «Сейчас же прекрати»
Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.
- «Если не прекратишь, накажу…»
В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.
- «Разве девочки/мальчики так поступают?»
Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.
- «Мы это не купим, потому что чересчур дорого»
Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.
- «Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»
Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.
Развивающие занятия для детей
- Занятия для детей дошкольного возраста должны увеличивать силу концентрации и развитие внимания. Для этого можно предлагать малышу почти одинаковые картинки для поиска различий, или создать полную картинку из разных фрагментов, например, разместить вырезанных из бумаги животных согласно среде их обитания (вода, земля или воздух).
- Занятия для детей дошкольного возраста нужно направить на развитие логического мышления, например, для поиска творческих путей решения ситуаций. С возрастом нужно усложнять задания. Делать это все еще лучше в игровой манере, так как от такой формы занятий дети меньше устают и способны долго концентрироваться. Для этого можно моделировать различные ситуации, играть в сказочных персонажей, определять логические цепочки, например, показав детям представителей различных профессий. А дети должны логически доказать, кто к какой профессии принадлежит.
- В любом возрасте хороши занятия для детей, направленные на тренировку памяти. Для этого можно открывать страницу любой картинки книги, назвать животных, которые нарисованы на ней, затем закрыть книгу и предложить ребенку воспроизвести названия этих животных по памяти.
Как создать семейную атмосферу для благоприятного развития детей
Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от его эмоционального состояния, которое, в свою очередь, — от эмоционального состояния матери и обстановки в семье.
Для того чтобы понять что нужно, а чего делать не следует, полезно прочесть слова Монтессори.
«Критикуя ребенка, мы учим его ненависти, воспитывая в условиях вражды — агрессии, высмеивая ребенка, мы делаем его замкнутым. Упрекая малыша, мы прививаем ему чувство вины, подбадривая — учим верить в свои силы, даря похвалу, мы учим его благодарности. В условиях справедливости, мы учим его честности, в условиях безопасности — вере в людей. Поддерживая ребенка, мы прививаем ему веру в себя, если ребенок окружен любовью, он учится видеть красоту и любовь в окружающем мире.»
Отталкиваясь от этих простых истин можно обозначить главные постулаты успешного развития детей. Счастливые дети — это любимые дети. Любите своих малышей, сколько бы лет им не было, беспокойтесь об их здоровье. Дарите им свою ласку, тепло, заботу и внимание, качественное внимание, которое выражается в совместном времяпровождении, душевных беседах, веселых играх.
Источник
Каких принципов стоит придерживаться в развитии ребёнка и почему они важны, рассказывает психолог, руководитель детского центра развития Оксана Ткачук
Известно, что источник активности и взрослого, и ребёнка лежит в его потребностях.
У детей это (вспоминаем пирамиду Маслоу) – стремление к самосохранению, общению, к положительной самооценке, стремление к познанию, и, наконец, к свободе и самоопределению.
- Так, малыш стремится к маме, чтобы удовлетворить свою потребность в любви.
- Просит купить яркую машинку, потому что нуждается в новых впечатлениях.
- Учится говорить, играть, взаимодействовать с другими, потому что проявляет свою потребность в росте и развитии.
При успешной реализации этих потребностей он испытывает целый спектр положительных эмоций – радость, удовольствие, восторг. А в противном случае – разочарование и злость.
Из этого вытекают основные, наиболее важные принципы развития детей.
Принципы развития ребенка
1. В развитии ребёнка важно следить за успешным удовлетворением его потребностей
Например, ребёнок рисует. Что ему это даёт?
- Возможность выразить свои эмоции, радость творчества, постепенное совершенствование в технике рисунка.
- Если ещё и взрослые поддерживают – рост самооценки. Если занятие в коллективе – удовольствие от общения.
Так, одно занятие удовлетворяет сразу несколько потребностей.
Эта деятельность как бы «насыщается» положительными эмоциями, становится для ребёнка привлекательной – и он сам стремится к ней, самостоятельно выбирая её снова и снова.
И если взрослый затем ведёт малыша в изо-студию и при этом грамотно подбирает педагога, ребёнок с удовольствием её посещает.
2. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребёнка
Из моего многолетнего опыта педагога по программе «Скорочтение» могу привести следующий пример: самый большой и кропотливого труд – снова привить ребёнку утерянную любовь к чтению.
В том случае, если в начальной школе у него уже сформировалась стойкая неприязнь к этому виду деятельности – когда предъявляемые требования и нормы (норматив скорости, громкое чтение с выражением, др.) становятся, к сожалению, более приоритетными, чем сама атмосфера и положительный тон общения с ребёнком.
Оказываясь снова и снова в ситуации неуспеха, ребёнок внутренне бунтует и начинает избегать ситуации различными доступными для него способами – отвлекаться, зевать, ронять карандаши и ручки, капризничать, в крайнем случае – заболевает.
3. Естественные силы ребёнка подпитывает свобода в самоопределении
Всякий человек увлечённо и с энтузиазмом занимается именно тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению.
Всем известны истории, когда после 7 лет учёбы в музыкальной школе (по настоянию родителей), дети больше никогда не притрагивались к инструменту.
В случае, если выбор делают родители, причём директивно (например, с уроками: «Не выучишь – не пойдёшь гулять») – нет свободного решения самого ребёнка.
Его насильно принуждают, сопротивление растёт пропорционально давлению, задания выполняются без желания и интереса.
Качество выполнения падает, отметки – тоже, самооценка понижается, желание окончательно угасает. Замкнутый круг.
Самостоятельного мотива учиться у ребёнка не возникает. Этот принцип касается и новомодной привычки родителей платить за оценки.
Когда ребёнок делает что-то за плату, а не по собственному побуждению, его требования к этой оплате будут расти, а энтузиазм снижаться. Такое «стимулирование» понижает внутреннюю активность детей.
И напротив, когда ребёнок сам выбирает занятие, то ему интересно, он трудится, проявляет настойчивость и упорство, учится организовывать себя – так рождается внутренняя дисциплина.
Поэтому важно беречь и поддерживать спонтанность ребёнка и не навязывать ему своих задач.
4. Позвольте ребёнку самому найти ответы на вопросы
М. Монтессори говорила о том, что способность воспитателя определять моменты и меру вмешательства в занятия ребёнка – великое искусство.
И это действительно так: вопросы важнее ответов. Вопрос, оставленный без ответа, будет побуждать ребёнка к размышлению и развитию.
Даже если вы увидели ошибку – смиритесь с ней, оставьте её на некоторое время без внимания, пусть верное решение ребёнок найдёт сам.
Не сразу, через время, но – сам. Задача мудрого взрослого здесь – озадачить, пробудить мысль. И воздержаться от помощи, если ребёнок не просит.
Своим невмешательством вы будете сообщать ему:
С тобой всё в порядке, ты справишься!
Помогайте только тогда, когда ребёнок действительно не может справиться сам и просит о помощи. Задавайте наводящие вопросы, наталкивая малыша на ответ.
Со временем всё больше ответственности за освоение новых действий и нахождение нужных решений передавайте ему. Что здесь может помочь?
Внутренне спокойствие взрослого и его вера в ребёнка, в его способность к росту и развитию.
Если говорить об ответственности не в ракурсе развития, а в ракурсе воспитания, то здесь тот же принцип: позвольте ребёнку ошибаться и нести последствия этой ошибки.
Не выучил уроки – пусть получит плохую оценку, не встал сам в школу – пусть опоздает. Не ругайте и не критикуйте ребёнка в этот момент, наоборот – посочувствуйте и помогите понять – как ему организоваться таким образом, чтобы ошибки не повторялись.
5. Создайте ребёнку обогащённую среду
Под средой понимается широкий спектр поддерживающих средств – от игрушек, игр и пособий до книг, музыки, семейных бесед и семейной атмосферы.
Среда – это те мероприятия и кружки, которые вы посещаете, совместные дела и увлечения, друзья и окружение – ваши и вашего ребёнка.
Среда стимулирует собственное развитие ребёнка, обогащая среду, мы делаем шире зону его ближайшего развития.
Важно понимать! Организовывая среду наилучшим образом (игры, пособия, школа развития, спортивная секция), но исключая из неё себя, как близкого и важного для ребёнка человека, вы можете вырастить перфекицониста, отличника, “достигателя” – с одной стороны, и человека, который не умеет строить отношения, замкнутого, недоверчивого – с другой. Помните, что мир – это в первую очередь отношения, и только потом – результаты деятельности.
И ещё один мой призыв к родителям: дайте детям наиграться. Дети в нашем обществе не успевают этого сделать.
Взрослые так спешат подготовить ребёнка к взрослой жизни, «накачать» его всевозможными знаниями, умениями и навыками, что это напоминает садовника, который усиленно тянет цветочек за макушку, чтобы он быстрее подрос.
Игра – основной вид деятельности дошкольника (а часто – и младшего школьника). Поэтому знания нужно передавать именно через игру.
6. Дети нуждаются в эмоциональной поддержке
Общеизвестный факт, что когда взрослые питают ребёнка эмоционально, они помогают ему развиваться.
Мы подпитываем его, когда сообщаем, что он нам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Поэтому любое взаимодействие с ребёнком должно строится только на базе добрых отношений.
Со школьных времён мы знаем: если дети любят педагога, то любят и предмет.
В совместных занятиях с ребёнком нужно стремиться быть с ним на равных, не давать указаний «сверху».
Важно помнить, что тон для детей важнее слов. Сердитый, резкий или строгий тон, недовольство какими-либо действиями ребёнка не должны быть систематическими, иначе они перерастают в неприятие его.
Если есть замечания, то их лучше делать на фоне общего одобрения.
Уникальная атмосфера – доброжелательности, доверия, увлечённости – делают из ребёнка со-участника и со-творца общей деятельности, где взрослый выступает вдохновляющим примером.
На самом деле этот последний пункт является основополагающим. Хорошие результаты ребёнка – следствие его хороших отношений с окружающими его взрослыми. Поэтому в следующий раз мы поговорим о том – как строить с ребёнком такие отношения.
Колонку ведет:
Оксана Ткачук – психолог, руководитель детского центра развития Advance
Центр развития Advance – это:
- оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
- талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
- любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.
А какими принципами руководствуетесь вы в развитии детей?
Источник