Принципы оценки психического развития ребенка

Принципы оценки психического развития ребенка thumbnail

В хрестоматии представлены теоретические, экспериментальные и прикладные исследования отечественных специалистов в области дефектологии, клинической психологии, детской неврологии и психиатрии, раскрывающие проблему нарушений и отклонений в психическом развитии детей. В ней рассматриваются вопросы диагностики, профилактики, обучения и коррекции, воспитания детей с проблемами психического развития. Аудитория хрестоматии – дефектологи, клинические, школьные, детские психологи, педагоги, а также студенты и преподаватели вузов.

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ[6]

Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты. Г. К. Ушаковым (1973) выделены моторный (1 год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеаторный (12–14 лет)

этапы развития психики. Однако формирование личности ребенка далеко не всегда протекает равномерно. Равномерность развития у одних детей контрастирует с ретардацией (отставанием) или асинхронией (неравномерностью) у других. У части детей первоначально ретардированное развитие может спонтанно или под влиянием стимуляции (более интенсивного обучения) смениться выравниванием его темпов нередко до полной нормализации. Возможна и обратная картина – резкое или постепенное замедление первоначально нормального развития. Асинхронное развитие может быть выявлено в раннем возрасте или, что чаще, в последующем, особенно в пубертатном периоде.

Обнаруженная периодика формирования личности ребенка не только накладывает отпечаток на особенности поведения, что само по себе очень важно, но и играет значительную роль в оформлении клинической картины заболеваний. По мнению В. В. Ковалева (1969), существует четыре главных качественных уровня возрастного реагирования: соматовегетативный (0–3 года), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет), эмоционалъно-идеаторный (12–16 лет). Для первого характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности. Второму свойственны проявления гипердинамического синдрома, двигательные расстройства в форме тиков, заикания, мутизма и т. п. Для третьего наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню, – склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, эмансипации, ипохондрического синдрома, психической анорексии, дисморфофобии, «философической интоксикации»). Знание этих особенностей психики ребенка может помочь пониманию нервно-психических и соматических расстройств у детей разного возраста и облегчить предупреждение тех или иных отклонений в развитии психики.

По нашему мнению, для более успешной профилактики этих отклонений следует придерживаться нескольких принципов. Первый из них – необходимость оценки психического развития всех детей, попадающих в поле зрения врача. Интуитивно это делает каждый врач. Однако недостаточный опыт в одних случаях или краткость контакта в других не позволяют даже такой подход использовать в полной мере. Отсюда вытекает необходимость овладения элементарными навыками анализа личности ребенка и умения для этой цели воспользоваться помощью других специалистов. Таким образом, вторым принципом должно быть использование всех возможных путей для получения характеристики развития интеллекта и личности ребенка и условий семейного воспитания. Сам врач может получить необходимую информацию из анамнеза, в процессе клинического наблюдения, применяя некоторые простые методы оценки психики и квалифицированно используя заключения невропатолога, психиатра, психолога. Третий принцип – выявление факторов риска, способных нарушить нормальное развитие психики. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в этиологии нервно-психических нарушений наследственных, пре-, пери– и постнатальных факторов). Четвертый принцип – отношение к любой, даже всесторонней, оценке развития как к нуждающейся в проверке дальнейшим наблюдением за ребенком. Это связано с тем, что, как уже указывалось, темп созревания может меняться в различные годы жизни, причем во многих случаях он поддается и специальным воздействиям со стороны воспитателей. Пятый принцип – за каждой полученной оценкой психического развития должно следовать создание плана коррекционно-педагогических и медицинских мер на ближайшее и более или менее отдаленное будущее ребенка с целью предупреждения или углубления уже имеющихся отклонений.

Источник

Психологическая диагностика раннего детства является актуальным направлением практической деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с необходимостью раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер психологической коррекции и профилактики. Необходимость ранней диагностики также связана с исключительной значимостью ранних периодов онтогенеза для развития личности. Поскольку темпы психофизического развития в младенчестве и раннем возрасте очень велики, то порой незначительные проблемы или отклонения в развитии могут привести к серьезным нарушениям в более старшем возрасте. С другой стороны, на ранних этапах развития имеются огромные возможности для преодоления имеющихся затруднений за счет пластичности нервной системы и чувствительности детской психики к коррекционным воздействиям.

Для успешной профилактики возможных трудностей в развитии ребенка в ранней диагностике необходимо придерживаться ряда принципов.

Первый принцип предполагает использование всех возможных путей для получения сведений о психическом развитии ребенка и условий его семейного воспитания.

Психолог может получить необходимую информацию из анамнеза, в процессе наблюдения, используя заключения других специалистов (педиатра, невролога и др.). На основе анамнеза можно получить предварительное впечатление о психическом развитии ребенка до получения объективных данных. Сбор анамнеза позволяет выявить возможные вредности, которые могли повлиять на развитие ребенка в пренатальном и постнатальном периодах развития.

Из беседы с родителями можно получить представление о темпе развития ребенка.

Второй принцип касается выявления факторов риска для нормального развития ребенка. Оценка психического развития ребенка должна производиться как можно раньше. Факторами риска могут быть как пренатальные, так и постнатальные вредности.

Третий принцип – комплексность обследования – предполагает интеграцию информации, полученной разными методами и разными специалистами. Данный принцип требует от диагноста профессионального владения отдельными методами, умения интегрировать результаты обследования в диагностическое заключение.

В изучении человека различают следующие плоскости данных [19]:

– биологическая (соматическая): на первом плане стоят соматические процессы, которые можно зафиксировать физическими и химическими способами;

– психическая (психологическая): акцент ставится на индивидуальном переживании и поведении, включая деятельность;

– социальная: акцент на межличностных системах, социальных условиях;

– экологическая: в центре внимания находятся материальные условия.

Абсолютизация какой-либо из плоскостей не может дать полной картины при изучении психики.

Четвертый принцип – целостное и системное изучение ребенка – предусматривает обследование всех сфер психики ребенка (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой). Кроме того, необходимо установление взаимосвязей между отдельными показателями психического развития (особенностями восприятия, памяти, других функций), поскольку психологическое заключение не может складываться из суммы изолированных друг от друга показателей.

А.Л. Венгер отмечает, что для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром – комплекс органически связанных между собой симптомов, имеющий свое происхождение и историю развития. В качестве ядра синдрома предлагается рассматривать три блока: 1) психологические особенности ребенка; 2) зависящие от них особенности его деятельности и 3) складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения с окружающими людьми. Взаимоотношения в свою очередь влияют на ход дальнейшего психического развития. Так замыкается обратная связь, обеспечивающая целостность синдрома (точнее, его ядра) и определяющая направление его развития [3].Психологические синдромы складываются в основном в кризисные возрастные периоды и, по-видимому, в значительной мере определяются общими закономерностями, характеризующими эти периоды. Можно полагать, что в каждый возрастной период формирование психологических синдромов связано преимущественно с той сферой, которая в этом возрасте является ведущей. Вместе с тем данные исследований свидетельствуют о том, что, раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка.

Синдромный подход в психологии позволяет формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае психологической.

Пятый принцип – принцип динамического изучения. В основе данного принципа лежит концепция Л.С.Выготского о двух уровнях психического развития ребенка – актуального и потенциального. Данный принцип требует учета при диагностике зоны ближайшего развития.

Шестой принцип – генетический – предполагает учет того, что симптомы возможных отклонений могут быть обусловлены не только повреждением центральной нервной системы, но и могут появляться под влиянием социальной ситуации развития ребенка, в связи с чем один и тот же симптом может иметь разное значение.

Седьмой принцип касается особенностей диагностического процесса и предусматривает возможность качественно-количественной оценки результатов диагностики. Для реализации данного принципа необходимо использование валидных и надежных диагностических методик, количество которых должно быть необходимым и достаточным. По содержанию диагностические методики должны быть взаимодополняющими.

Использование указанных принципов дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и качественные характеристики формирования основных составляющих психического развития и потенциальный уровень их развития.



Источник

К показателям психического развития ребенка от­носят:

– развитие познавательной сферы ребенка (воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление);

– формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценно­стные ориентации, направленность и т. д.);

– овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возмож­ность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это – психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допу­щенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» – превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кста­ти, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стре­лять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно со­брать, важно сформулировать цели и задачи такой рабо­ты. Собирая факты, следует учитывать их неоднознач­ность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жес­тикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на

Глава 1. Психология развития ребенка 53

что направлены, как подготовлены. Например, игруш­ка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упор­стве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья воз­ле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность – феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое – широкое, толстое – худое, нежное -грубое, красивое – неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешнос­ти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ис­пользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный – красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, мало­разговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,

Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.

54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, раз­говорный – изысканный, вычурность конструкций пред­ложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внима­ние на то, как он воспроизводит мысль: легко, затруднен­но, связно, замедленно’.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

1) характер установления контакта ребенком: тороп­ливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;

2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);

4) на проявление качеств социального поведения: са­моуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, до­верчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведе­ния ребенка2.

А теперь перейдем к характеристике методов изуче­ния этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед на­блюдателем как целостная личность. Все, чтомы ви­дим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с ро­дителями, он получает представление о характере вза­имоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффектив­ным?

Первое и, может быть, главное условие – это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдатель­ность, вообще говоря, должна входить в реестр професси­онально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или гово­рить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Ва­шими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известны­ми Вам эталонами, а без этого трудно делать обосно­ванные выводы.

Третье условие – это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность

56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

минимизирует возможности детального и обширного на­блюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффектив­ности наблюдения, желательна его элементарная органи­зация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) – составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребе­нок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уро­вень достижений. В разных карточках развития использу­ют следующие рубрики:

– физическое развитие;

– общение и развитие речи (к примеру, выразитель­ность речи, ее понимание и т.д.);

– социальное развитие и игра (под этой рубрикой от­мечаются с взрослыми и детьми; как ребенок иг­рает, его интересы и т.д.).

– самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туале­том и т.п.

– поведение ребенка.

Структура карточки – это перечень отдельных пун­ктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приво­дится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.

Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отве­чать за свои слова).

Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.

Глава 1. Психология развития ребёнка 57

2. Придерживайтесь своих наблюдений – не старай­тесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в дет­ский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успо­каивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Можно рекомендовать родителям вести такие кар­точки наблюдения.

Таблица 4

Фрагмент карточки физического развития

Широкие физические движения
 
 
 
Дата:
 
6.04.86.
 
7.07.86.
 
1.10.86.
 
31.12.86.
 
Возраст ребенка
 
4мес.
 
7мес.
 
Юмес.
 
13мес.
 
Ребенок может:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– переворачиваться со
 
+
 
+
 
 
 
 
 
спины на живот;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– сидеть без поддержки
 
 
 
+
 
+
 
 
 
короткое время;
 
 
 
(долго)
 
 
 
 
 
– бросать предметы;
 
 
 
+
 
+
 
+
 
– ползать на
 
 
 
пытается
 
+
 
+
 
четвереньках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– подниматься, держась
 
 
 
 
 
+
 
+
 
за мебель;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– приседать из
 
 
 
 
 
+
 
+
 
положения стоя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить с помощью
 
 
 
 
 
*
 
+
 
взрослых;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– ходить
 
 
 
 
 
 
 
+
 
самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 5

Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.

Социальное развитие и игра
 
Дата:
 
5.02.86.
 
25.05.86.
 
20.08.86
 
 
 
 
 
Возраст:
 
2,6
 
2,9
 
 
Реакция на трудности:
 
 
 
 
 
 
 
– быстро сдается;
 
 
 
 
 
 
 
– пытается преодолеть какое-то время;
 
+
 
+
 
 
 
– пытается преодолевать постоянно;
 
 
 
 
 
 
 
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания:
 
 
 
 
 
 
 
– непоседлив с самого издала;
 
+
 
 
 
 
 
– концентрируется на 1-2 минуты;
 
 
 
+
 
 
 
– концентрируется на 5 минут и более;
 
 
 
 
 
+
 
В играх с деть ми;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно включается в игру;
 
 
 
 
 
 
 
– обычно играет в одиночку, но возле других детей;
 
 
 
 
 
 
 
– держится в стороне от других детей.
 
+
 
+
 
+
 

Значимая информация может быть извлечена из бе­седы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:

семья: ее члены и отношения между ними, терпи­мость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-

Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.

Глава 1. Психология развития ребенка

симость, агрессия, интенсивность – экстенсивность и ак­тивность – пассивность отношений, ревность, зависть, кон­фликт и т.д.;

родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систе­матичность исамостоятельность;

свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, спо­собности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уро­вень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:

статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учи­теля: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие кон­фликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,

ночные страхи.

Состояние здоровья: хронические заболевания, са­мооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психоло­гических особенностях. При этом следует дать оценку тем­перамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка – это эк-

сперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помощью

60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

тестов. Тест – это стандартизированное задание для опре­деления развития у ребенка различных психических про­цессов. К положительным сторонам тестирования обыч­но относят:

– возможность определения нормы развития;

– возможность проведения повторных, т.е. сравни­тельных испытаний;

– возможность одномоментного сбора большого ма­териала;

– отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными огра­ничениями. Детская и возрастная психология богата раз­нообразными тестовыми процедурами. Среди них нема­ло надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть толь­ко экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и раз­вернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном – кон­цептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психичес­кого развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка – социальная ситуация раз­вития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности – психологические но­вообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Ду­маю, что только так удастся понять все то множество эм­пирических данных, которыми так богата детская и под­ростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого

Глава 1. Психология развития ребенка 61

нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концеп­цией (идеей) психического развития ребенка, мы поста­раемся увидеть и проанализировать множество конкрет­ных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Источник