Принципы диагностики семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

      Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

      Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.

      Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
      Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
      Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
      Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
      Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:

  1. принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
  2. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

  3. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
  4. Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

  5. принцип единства диагностики и коррекции.
  6. В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

  7. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
  8. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

  9. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
  10. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

  11. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
  12. Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.

  13. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
  14. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Основные направления психологического изучения семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии

      В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

      Направления психологического изучения проблем семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
      Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

  1. изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
  2. изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
  3. изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  4. изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
  5. изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
  6. изучение особенностей формирования “системы Я” у детей с отклонениями в развитии;
  7. изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
  8. изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
  9. изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
  10. изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
      К направлениям второго блока относятся:

  1. изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
  2. изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
  3. изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
  4. изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
  5. изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
  6. изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
  7. изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
  8. определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
  9. изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
  10. изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
  11. изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
  12. изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
    изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
  13. изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
  14. изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
  15. изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
  16. сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
  17. изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.

Программа психологического изучения семей.

Технологии психологического изучения семьи
      В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
      Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
      С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
      Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).

Наблюдение
      На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение – это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.

      Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.

      Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение

за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.

      В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
  • ;

  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
  • ;

  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
  • ;

  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
    особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)

воспитывающими детей с отклонениями в развитии

      Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
  • форма и характер взаимодействия с ребенком;
  • форма и характер взаимодействия с другими лицами;
  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
  • ;

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

      При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Источник

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные критерии, на которые дол­жны опираться специалисты при проведении психодиаг­ностических мероприятий.

В первую очередь следует назвать принцип комплекснос­ти и многоаспектности изучения проблем семьи. На совре­менном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий должны быть включены все лица и факторы, влияющие на разви­тие ребенка. Выбор психодиагностического инструмента­рия должен также отвечать поставленным требованиям.

Важнейшим принципом решения проблем семьи на раз­ных этапах является принцип гуманного и деликатного отно­шения к членам семьи и к самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать и другому критерию — принципу единства диагностики и кор­рекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возмож­ность полного ее исправления.

Огромное значение для установления адекватного кон­такта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволя­ет создать между членами семьи и психологом необходи­мые доверительные отношения. Информация личного ха­рактера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена и использована против самой семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положи­тельно влияет как на достоверность результатов психоди­агностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.

Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ре­бенка. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармонич­ное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемей­ные отношения.

Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление не должно ограничиваться рамками детского или подростко­вого возраста, а должно продолжаться в юношеский и взрослый период. В связи с этим важное значение приоб­ретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возра­стных этапах жизни ребенка, подростка, взрослого инвалида с психофизическими недостатками.

Среди перечисленных выше критериев одним из при­оритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклоне­ниями в развитии, и лиц их заменяющих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармо­ничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гар­монизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к больному ребенку.

Направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии

Основные направления психологической диагностики семей данной категории включают:

— всестороннее психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение родителей (лиц их заме­няющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факто­ров, влияющих на его социальную адаптацию.

Осуществление концептуального подхода к психологи­ческому изучению семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии, позволяет:

— разрабатывать программы комплексной и всесторон­ней помощи семьям детей с отклонениями в развитии с учетом специфики каждого конкретного случая;

— обеспечить максимально возможную адаптацию ре­бенка, а затем и молодого человека с психофизи­ческими недостатками в социальной среде;

— снизить «фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысить ее реабилитационные возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под концепцией психологического изу­чения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

2. Почему необходимо проводить психологическую диагно­стику семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии?

3. Назовите этапы социализации, которые проходит ребе­нок с отклонениями в развитии.

4. Определите цели и задачи психологической диагностики се­мьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

5. Перечислите принципы и направления психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклоне­ниями в развитии.

6. Раскройте содержание каждого из принципов психологи­ческой диагностики семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии. Приведите примеры из собствен­ной практики.

Литература, рекомендуемая при изучении Главы 1

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М., 194.

Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. дис…. канд. психол. наук. Н. Нов­город, 2000.

Белополъская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллек­туальном развитии //Дефектология. 1984. № 6.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирова­ние личности глухого школьника: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян Р.Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической ра­боты специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ран­него возраста с нарушениями психофизического развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Многоосевая классификация психических и поведенческих рас­стройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психичес­ких и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.; СПб., 2003.

Семаго ММ. Консультирование семей, имеющих детей с аномалия­ми развития // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989.

Скворцов И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П. и др. Психологические осо­бенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995.

Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадек­ватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1998. № 4.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогичес­кой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Ткачева В.В. Психолого-педагогическая диагностика семей, воспи­тывающих детей с отклонениями в развитии // Психологопедагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

Ткачева В. В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспи­тание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1.



Источник